Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел «История социальной работы»Стр 1 из 10Следующая ⇒
Раздел «История социальной работы» (к курсу «ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ») 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию 2. Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен 3. Особенности конфессиональной системы помощи в России 4. Государственные подходы к организации общественного призрения 5. Общественно-государственная система помощи в дореволюционной России 6. Становление социальной помощи на Востоке ив Античном мире 7. Система помощи в Европейском средневековье 8. Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв. 9. Новые подходы к организации социальной помощи в России в нач. XX в. 10. История становления системы социальной помощи в СССР 11. Становление социальной работы в России в конце XX - нач.XXI в. 12. Европейские модели социальной работы в XX в. 13. История и развитие социальной работы в США. 14. Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.
ТЕМА 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
Цель истории социальной работы как отрасли знания
Курс «Истории социальной работы» направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историческими знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процессе мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся. Целью курса является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации. Зачем нужна социальная работа? Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений. Таким образом общественные цели СР – это:
Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами. Несмотря на давние традиции меценатства и благотворительности в России социальная работа как вид профессиональной деятельности только начинает формироваться. Тем не менее обращение к ранним страница развития форм социальной помощи в России и за рубежом дает научное обоснование для анализа социальной работы в современном обществе.
Периодизация развития социальной работы в России I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в (дохристианский период). П. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв. III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в. IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в. V Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до н. XX в. VI Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г. VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.
Историография истории социальной работы в России Выделяются следующие этапы Историография истории социальной работы в России: 1) Дореволюционный период Один из первых подходов к истории российском опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «О общественном призрении» СПб., 1818. На протяжении первой половины ХIХ столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного» подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — X-XI вв. И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых. Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных этапов: · первый – с 996 г. по XIV столетие; · второй – XIV-XVII вв.; · третий – с 1701 по 1775 гг.; · четвертый – с 1775 по 1801 гг.; · пятый – с 1801 по 1818 гг. Интерес к ранним страницам российской практики помощи и защиты в 70-80-х гг. XIX в. связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. Параллельно с данным подходом развивается и другой — с точки зрения христианской благотворительности. В изучении отдельных правлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX - ХХ в., посвященные церковно-приходскому, городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений. Е. Максимов определил, что «общественное призрение» - это явление и понятие, исторически обусловленные. – только с эпохи Павла I. В. Герье считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие традиций, форм и способов помощи, развивающихся в различные эпохи, все их можно свести к основным формам: - милостыня, - благотворительные учреждения, - попечительство. Три формы помощи характеризуют три стадии, общественной поддержки нуждающихся. Другой подход в логике мультикультурного осмысления истории развития общественной помощи предпринят А. Якоби, возможно выявление фаз развития благотворительности, которые следуют за пандемическими (одновременное страдание многих людей) факторами. Следуя логике такого подхода, изучение благотворительности в ее историческом развитии осуществляется путем рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии. Большой вклад внесли работы В.Н.Татищева, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина 2) Советский период Изучение исторического опыта социальной защиты происходит уже в первые годы советской власти с марксистских позиций, историческое прошлое изучается в контексте идей классовой борьбы. Одновременно формируются новые традиции в освещении исторического прошлого, когда «история повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. В дальнейшем исторический опыт общественной помощи и поддержки не выделяется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Грекова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Рогова, Н. Синицыной и других историков. 3) Современный период Системные исследования российского опыта помощи и поддержки начинаются лишь в конце 80-х гг. Первые шаги в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были сделаны в работах, посвященных феномену российского меценатства и благотворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, Е.И. Холостовой и др. В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии.
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ: 1. Цель истории социальной работы как отрасли знания. 2. Актуальность истории социальной работы как отрасли научного знания в современных условиях. 3. Проблемы периодизации отечественной и зарубежной истории социальной работы. 4. Историография истории социальной работ
Основные формы социальной помощи в архаический Период
Основные объекты оказания помощи – - нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные богоугодные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди Формы помощи - 1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих 2.раздел имущества покойного в пользу вдовы 3.«приймачество» - вид усыновления в архаический период 4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей 5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи», 6.«толоки» - совместные перевозки, 7.«наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство 8.Выделение земельных участков вдовам и старикам 9.«Супряга» - совместное использование рабочего скота Легенды и сказания славян о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калики и нищие странники, получавшие богатую милостыню. Так, в этнографических материалах мы находим примеры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать " общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами». Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков. В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка.
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ:
ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ (XIV – первая половина XVII в.).
Основные понятия и факторы развития социальной помощи Геополитический фактор: княжескую власть во многом подорвало монголо-татарское нашествие, и поэтому она стремилась в лице церкви найти себе союзника, с падением молголо-татарского ига новый институт – царская власть. Политический фактор – формирование централизованного гос-ва. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся. Социальный фактор: тенденция к оформлению крепостного права, многие крестьяне искали в монастыре укрытия от социальных потрясений – постриг в монахи – распространенное явление. Культурный – возрождение русской государственности и культуры после опустошения монголо-татар, после падения в 1454 г. Византии Москва становится правопреемницей православия. Изменяется ее статус.
Теории милосердия Социально-христианские подходы к «теории милосердия» Милосердие как процесс духовного спасения особо рассматривается в отечественной литературе данного периода. Милосердие как источник спасения рассмотрено М. Греком в канонах Иоанну Крестителю. Происходит дальнейшее осмысление сущности милосердия, при этом оно принимает все более социальный характер, конкретизируется социальной проблематикой. Основополагающими вопросами здесь являются соотношение богатства и власти и душевной чистоты, следование канонам христианского милосердия. Различное понимание данных вопросов, по сути дела, приводило к обоснованию двух типов религиозной мысли, получивших название «стяжателей» и «нестяжателей». Ермолай-Еразм обоснование милосердия начинает с позиции христианского детерминизма, противоестественности почитания «богатства», злата, серебра, поскольку это противоречит сущности человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Критикуя богатых, социальное неравенство, он обращается к достаточно распространенной идее возмездия или «праведного суда», в результате которого Бог «отымет власть его». В этом видятся «милости» Бога. Инок Фома в «Слове похвальном» воздает милосердию князя Бориса хвалу, вкладывая ее в уста различных митрополитов. Радение о нищих становится не обязательно христианским догматом, но и составной частью «социальной политики», направленной на стабильное существование государства, находит отражение в «Большой челобитной» Ивана Пересветова. Максим Грек. В западном опыте он находит примеры, оправдывающие институт нищенства как институт социального воспитания, необходимый для гармонизации отношений всех слоев общества. Приводя примеры о добровольном нищенстве как монашеском подвиге, он раскрывает «технологию», «способ подаяния». М. Грек мечтал о своеобразной культуре нищенства как культуре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства. «Слово о милости» Епифания Славинецкого — одно из первых светских представлений о сущности милосердия, хотя работа построена на основе христианских канонов. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь институциональную, «нищепиталище долгое», и помощь традиционную, «нищепиталище общее».
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ:
Основные понятия СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — стратегия государственной политики по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инвалидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА — предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С.п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потери кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению». УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ — государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения РФ в 90-е годы. центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, дома для ветеранов войны и труда, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и подростков, социальные столовые, кризисные центры для женщин, геронтологические центры, центры экстренной психологической помощи по телефону. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НИЩИЕ — профессиональный нищий есть субъект, по своему состояния здоровья способный трудиться, но в виде промысла занимается прошением подаяния в той или иной форме. Новый виток П.н. наблюдается в России в начале 90-х годов, чему во многом способствовало решение Верховного Совета РФ (ноябрь 1991 г.) об отмене уголовной ответственности за бродяжничество. Основные типы П.н. в 90-е гг.: нищие-дети; нищие-инвалиды; жертвы: репрессий, администрации, психиатрических больниц, вымогательств; семейные пары: имеющие ребенка-инвалида, собирающие средства на дорогую операцию для ребенка, беженцы, просящие деньги на билет до дома, на обустройство на новом месте; женщины: «матери-одиночки», не имеющие работы, просящие на что-либо. ДОМА РЕБЕНКА — учреждения в РФ для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, а также детей с дефектами психического и физического развития. Социальная работа ‑ деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через - информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом. Социальная работа ‑ профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем, носящая по преимуществу превентивный характер, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе. Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на регулирование и развитие системы социальных отношений и общения людей, управление государственными и общественными институтами, содействующими всестороннему жизнеобеспечению и развитию всех членов общества. Социальная работа ‑ практикоориентированный, нацеленный на конкретную социальную ситуацию институт, вид деятельности и отрасль конкретного научного знания. Социальная работа ‑ это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию. (Е.И. Холостова)
Понятие социальной защиты
Одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения. Другие — как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни'. Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования». За рубежом понятие «социальная защитам впервые получило официальное закрепление сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда. По определению МОТ, социальная защита — это «защита, которую общество обеспечивает свои членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти; обеспечение медицинской помощи; обеспечение субсидий семьям с детьми»1. Определение МОТ в дальнейшем нашло отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения 1968 г., Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике, а также в других документах. Часто используемое в отечественной литературе понятие «социальное обеспечением как эквивалент английского выражения «social security (дословно — социальная безопасность). Система социальной защиты – совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия. Социальные риски - риски, возникающие но причинам общественного характера, которые предопределены объективными социально-экономическими условиями и мало зависят от воли отдельного человека. Подготовка социальных работников за рубежом В Стокгольме (Швеция) в 1921 г. создается социально-политический институт, в котором начинается подготовка по двум направлениям - финансовому и социальному, но число специалистов в области социальной работы, получивших образование в Швеции, оставалось в то время незначительным, многие желающие стать социальными работниками уезжали получать образование в США. В 1940-х гг. в Швеции создаются специальные социальные институты в Гетеборге (1944) и Лунде (1947). Специалисты, получившие дипломы, направлялись в коммуны, где занимались административной деятельностью, а также в больницы и психиатрические клиники, школы, биржи Труда, тюрьмы. Социальная работа в Швеции проводилась в основном в рамках муниципальной социальной помощи, характер и объем которой определялся законодательством. Позднее начинает развиваться направление в социальной работе, называемое психосоциальной работой. Мария Алмквист, получившая образование в США, стремилась ввести новый учебный курс по социальным методам, что встретило сопротивление в вузовских и административных кругах, так как у многих практиков существовал страх перед американизацией. Как видим, шла реконструкция учебного процесса, и в 1964 г., когда социальный институт в Гетеборге был переименован в Высшую социальную шко- лу, проблемы курса «Социальные методы» уже выносятся на экзамены. В 1977 г. Высшая социальная школа была включена в структуру Гетеборгского университета. В настоящее время в Швеции обучение по программе подготовки социономов (или социальных работников, получивших университетское образование) включает в себя две ступени - бакалавриат и магистратуру. Структура и содержание этих уровней постоянно меняются. В Дании к концу 1930-х гг. на государственном уровне возникло понимание важности и необходимости специальной подготовки социальных работников. В этот период врач запаса и руководитель службы «Пособия матерям» О. Якобин и социальный помощник М. Люттихау разрабатывают собственный план обучения социальных помощников. Врач отделения одной из муниципальных больниц К. Клеменсен организовывает первые в Дании курсы, которые стали называться «Социальная школа». Цель ее — дать учащимся общие основы социального обучения, а также специальную подготовку для работы в данных службах. В программах, действующих до 1952 г., выделялись два уровня: первый - научить понимать проблемы клиента, второй - дать знания для выбора методов решения проблем клиентов. К 1973 г. в Дании существовало пять высших специальных учебных заведений. Программа обучения включала четыре блока: 1) медицина (анатомия, психиатрия и психическая гигиена, 2) психология (детская психология, педагогическая психология и т.д.); 3) социальные науки (социология, право, экономика и т.д.); 4) факультативные курсы (религиозные и этнические аспекты социальной работы, бухгалтерия, деловое общение, практика ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ: 1. Предпосылки формирования соц. защиты на Западе 2. Понятие социальной защиты 3. Общие принципы социальной защиты 4. Подготовка социальных работников за рубежом
Раздел «История социальной работы» (к курсу «ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ») 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию 2. Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен 3. Особенности конфессиональной системы помощи в России 4. Государственные подходы к организации общественного призрения 5. Общественно-государственная система помощи в дореволюционной России 6. Становление социальной помощи на Востоке ив Античном мире 7. Система помощи в Европейском средневековье 8. Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв. 9. Новые подходы к организации социальной помощи в России в нач. XX в. 10. История становления системы социальной помощи в СССР 11. Становление социальной работы в России в конце XX - нач.XXI в. 12. Европейские модели социальной работы в XX в. 13. История и развитие социальной работы в США. 14. Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3020; Нарушение авторского права страницы