Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальные проблемы и их решение в Древнем Риме
древнеримское государство берет свое начало с основания города Рима в 753 г. до н.э. В результате объединения трех племен - древних латин, сабин и этрусков - образовалась римская община, в которую входило 300 родов. Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс (rex) - царь. Его полномочия сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Члены старейших римских родов назывались п а т р и ц и я м и. Вокруг Рима селилось пришлое население, оказавшееся вне римской родовой общины и получившее название п л е б с а. Плебеи были свободными, но ограниченными в имущественных и личных правах. Основным занятием плебса были ремесло и торговля. Численный рост плебеев превратил их в своеобразную и достаточно сильную общину. Значение плебеев в римском обществе возросло в связи с их участием в военных походах. Такое несоответствие между большой ролью, которую стали играть плебеи, и их бесправным положением, породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями. Эта борьба закончилась победой плебеев, которая была закреплена реформами Сервия Туллия в VI в. до н.э. Эти реформы положили в основу общественного устройства Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима - и патриции, и плебеи – делилось на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. К первому разряду относились люди, владевшие полным наделом, ко второму - владевшие тремя четвертями надела и т.д. К последнему, шестому разряду относились безземельные - пролетарии. . В период Римской республики положение личности характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми тремя статусами, было полноправным гражданином. По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. По статусу гражданства все свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). К последним относились также свободные жители провинций, то есть стран завоеванных Римом и находящихся за пределами Аппенинского полуострова. Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью обладали только главы римских семей - домовладыки. Все остальные члены семьи находились под его властью. В конце III - начале II вв. до н.э. среди рабовладельцев возникло привилегированное сословие нобилей и всадников. Большую роль в истории Рима играла армия. Первоначально, все свободные граждане в возрасте от 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны выступить в поход со своим оружием и продовольствием. С 405 г. до н.э. в римской армии появились добровольцы, которым государство платило жалование набиравшиеся главным образом из малоимущих и неимущих слоев населения. Государство обеспечивало их вооружением и жалованием. Кроме этого, легионерам полагалась часть военных трофеев, а ветераны могли получить земли за счет конфискованных или свободных земель в завоеванных территориях Северной Африки, Галлии и Италии. Таким образом, армия становилась постоянной профессиональной и к тому же самостоятельной политической силой.
Древний Рим, так же как и Древняя Греция, развивался на основе частной собственности и товарного производства. Что ожидало мелкого собственника, если он лишался своей земли, мастерской или лавки? Некоторая часть потерявших землю земледельцев оставалась в деревне и переходила на положение арендаторов чужой земли, батраков или наемников в более крупных хозяйствах. Однако многие земледельцы уходили из деревни в город. Здесь часть из них шла на постоянную военную службу, часть вливалась в ряды люмпен-пролетариата. В эпоху античности эти деклассированные слои обладали номинально правами римского гражданства. Они участвовали в выборах магистратов, в народных собраниях, но не имели собственного хозяйства и, вместе с тем, как правило, не работали. Они жили за счет подачек богатых людей, становились их к л и е н т а м и, поддерживали их кандидатов при голосовании и оказывали разные услуги. В I в. до н.э. содержание этого слоя люмпенов взяло на себя государство. Так, по закону Кассия в 73 г. до н.э. каждому люмпен-пролетарию выделялось около полутора килограммов хлеба на один день. Дальнейший рост числа малоимущих и неимущих свободных граждан, естественно, вел к росту социальной напряженности, и период II–I вв. до н.э. отмечен широким движением протеста неимущего населения. Во главе этого движения встали братья Тиберий и Гай Гракхи. Тиберий Гракх, получивший должность народного трибуна, сумел провести в 133 г. до н.э. аграрный закон. Закон определял максимальный размер участка земли, получаемый от государства. За счет изъятия образовавшихся излишков создавался земельный фонд, из которого получали неотчуждаемые участки безземельные и малоземельные граждане. Таким образом, эта мера должна была предотвратить обезземеливание и тем самым ослабить социальную напряженность и недовольство малоимущих римских граждан. Благодаря этой реформе несколько десятков тысяч граждан получили землю и, следовательно, улучшили свое материальное и социальное положение. - Гай Гракх, и в 123–122 гг. до н.э. провел законы, которые должны были улучшить положение малоимущих и неимущих. Эти законы позволили организовать поселения (колонии) неимущих римских граждан в провинциях и наделить их там землей. Кроме этого, законы предусматривали продажу зерна по очень низким ценам из государственных складов нуждающимся гражданам Следует иметь в виду, что успешная завоевательная политика Рима превратила Средиземное море во внутреннее море римского государства и привела к массовому порабощению завоеванного населения и резкому увеличению количества рабов в Риме. Тяжелые условия труда и жестокое обращение обусловили протест рабов, который выливался в мощные восстания рабов, как например, восстание рабов под руководством Спартака в 74–70 гг. до.э. Это восстание поставило под угрозу само существование римского государства. Одновременно с восстаниями рабов Рим охватили гражданские и союзнические войны, что свидетельствовало о глубоком политическом кризисе римского государства. (Какой выход из кризиса? ) Выход из кризиса был найден на пути установления сильной единоличной власти. Вначале это была диктатура Суллы; после некоторого перерыва власть оказалась в руках первого триумвирата - Помпея, Красса и Цезаря. Затем устанавливается диктатура одного Цезаря, который в 45 г. до н.э. получил титул императора, дававшийся иногда до этого как награда полководцам. После смерти Цезаря власть перешла ко второму триумвирату - Антонию, Липиду и Октавиану. После распада этого триумвирата и победы над Антонием, власть перешла к Октавиан, который получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 г. до н.э. получил почетное наименование Август. Эта дата считается началом нового периода в истории Рима - периода империи, который продолжался до 476 г. н.э. Важными событиями для Римской империи явились во-первых, решение императора Константина перенести в 330 г. столицу в новый город, названный в его честь Константинополем, и, во-вторых, распад в 395 г. единой империи на две части: Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Восточная Римская империя имела еще одно название - Византийская империя. Если Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476 г., то Византийская просуществовала еще целое тысячелетие и пала под ударами турок-османов в 1453 г. Древнеримское общество периода республики и империи сталкивалось в социальной сфере с теми же проблемами, что и в Древней Греции. Как это видно из вышеизложенного, общие проблемы решались похожими методами (Какими? Запишите сейчас) восстановление собственности для свободных, полноправных граждан - наделение их землей, переселение неимущих в отдаленные районы, привлечение на военную службу малообеспеченных граждан, организация народных празднеств, которые помогали гражданскому сплочению общества. Особый размах эта деятельность получила в Древнем Риме . Как отмечалось ранее, организация зрелищ для бедного гражданства преследовала несколько целей. (Какие? ) Прежде всего таким образом власть покупала политическую лояльность деклассированных элементов и вместе с тем обеспечивала социальную стабильность в обществе. Увеселения и зрелища, которые были столь популярны среди римлян, можно разделить на несколько групп: 1. И г р ы в ц и р к е. Преобладающим видом увеселений здесь были бега колесниц, выступления кулачных бойцов и борцов. Иногда устраивались сражения и военные парады. 2. И г р ы в а м ф и т е а т р е. Главным событием здесь были бои гладиаторов. Гладиаторами становились военнопленные, обращенные в рабов, преимущественно соседних с римлянами племен - германцев, галлов, фракийцев, негров и др. Гладиаторами становились также осужденные преступники, иногда добровольцы. В зависимости от вида оружия, к которому они прибегали, различались несколько категорий гладиаторов. Их игры были простыми и жестокими одновременно. Жизнь побежденного определяли зрители: поднятый вверх палец означал жизнь, опущенный вниз - смерть для побежденного гладиатора. Впечатляющими были также зверинные бои. Так например, документы сохранили информацию, что во время одного из праздника было убито 17 слонов, до 600 львов и 410 других африканских животных. Столь жестокие и кровожадные развлечения не осуждались общественным мнением, так как, с точки зрения свободного римского гражданина, военнопленные, рабы и преступники не были полноценными людьми. 3. Т е а т р а л ь н ы е п р е д с т а в л е н и я. Наибольшей популярно- стью у римлян пользовались народные комедии - аттелана, действие которых было обычно одноактным с традиционным набором действующих лиц. Эти народные комедии отличали грубоватый юмор и довольно часто непристойности. Эти же черты были присущи и еще одному виду народной комедии мимам. Пантомима представляла из себя бытовые сцены, взятые из обыденной жизни и переданные игрой лица и жестов. Эти представления часто сопровождались пением хора, шествием участников и т.п. 4. И г р ы н а с т а д и и. Стадии - это специально устроенное при те- атре место для спортивных состязаний. Атлетические игры и гимнастические соревнования в Риме, которые получили название «капитолийских игр», про- водились на манер олимпийских игр в Греции один раз в четыре года и поль- зовались большой популярностью у римлян. Привлекательность этих развлечений усиливалась фейерверками, ил- люминацией, выступлениями фокусников, жонглеров и акробатов. Но еще более заманчивым было то, что во время всех этих празднеств зрителям раздавали съестные припасы - фрукты, вино, сыр и др. Иногда зрителям выдавали жетоны на получение более или менее ценных вещей. Например, во времена правления Нерона (54–68 гг.) в праздники неимущие римляне могли получить жетоны не только на хлеб, одежду, но и на драгоценные камни, картины, животных, виллы и др. Организация подобных мероприятий в Древнем Риме приобрела гран- диозные масштабы в смысле грандиозности увеселений и зрелищ. В период республики общая продолжительность праздников составляла 66 дней в году, в период империи - уже 175 дней в году. Из этого количества 10 дней отводились на бои гладиаторов, 64 - на игры в цирке, 101 день - для театральных представлений. Существовала практика проведения ч р е з в ы ч а й н ы х празднеств по каким-то конкретным случаям. Иногда такие чрезвычайные празднества могли длиться месяцами. Например, в 106 г. в ознаменование победы над даками римский император Траян организовал праздник, который считается самым продолжительным в истории человечества - он продолжался 123 дня. Фактически, изложенная выше практика организации «хлеба и зрелищ» в Древнем Риме может быть классифицирована как своеобразная государственная филантропическая деятельность. Но государственная филантропия в Древнем Риме не ограничивалась только организацией «зрелищ», она приобрела социально организованный характер, вылившийся в создание правовой базы для решения некоторых социальных проблем. В частности, в р и м с к о м п р а в е имелся ряд статей, которые касались проблем усыновления и попечительства.
1. У с ы н о в л е н и е осуществлялось в двух видах и преследовало разные цели. усыновление имело цель получить наследника при отсутствии детей, процедура совершалась в народном собрании в присутствии понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов. После расследования обстоятельств усыновления в присутствии усыновителя и усыновляемого народное собрание совершало усыновление в виде общественного узаконения. Поскольку на усыновляемого распространялись права наследства, вводились некоторые ограничения на круг лиц, которых можно было усыновить. Усыновлению подлежали только свободные римские граждане, имевшие право участвовать в народном собрании. Исключались из круга усыновляемых женщины и несовершеннолетние. Усыновителем мог стать только свободный римский гражданин - мужчина. усыновление использовалось для привлечения дополнительной рабочей силы. В этом случае происходила трехкратная фиктивная продажа члена семьи в рабство с последующей мнимой переуступкой прав. Эта процедура совершалась, чтобы освободить сына от власти отца. В данном случае было возможно усыновление и женщин, и несовершеннолетних. 2. О п е к а и п о п е ч и т е л ь с т в о. Римское право выделяло «правоспособность» и «недееспособность». Первое означало наличие в обществе лиц, у которых есть права. Второе предполагало, что у таких лиц нет достаточной степени разумности и зрелости воли для самостоятельных действий и управления своими делами. К недееспособным римское право относило несовершеннолетних, безумцев, женщин и расточителей. Эти категории лиц должны были находиться под чьей-либо охраной, прежде всего семейной. Если же такой естественной семейной охраны не было, возникал вопрос об организации для таких лиц искусственной защиты. Для решения этой проблемы в римском праве были разработаны порядок опеки и попечительства. По мере развития древнеримского государства и права содержание этих институтов менялось. Так, в архаичную эпоху, когда были достаточно сильны родовые связи, опека над недееспособными лицами возлагалась на родственников. При таком подходе на первый план выдвигалась не забота о подопечном, а забота о его имуществе в интересах ближайших наследников. Следовательно, опека имела характер некоторой предварительной охраны возможного в будущем наследства. В последующий период положение изменилось. В Законах ХII таблиц глава семейства в своем завещании мог изменить порядок назначения опекунов для своих несовершеннолетних или слабоумных детей. Таким образом, завещатель мог назначить опекуном человека, не являвшегося ближайшим наследником опекаемых. Первоначально опека была правом опекуна, а не его обязанностью, что автоматически давало ему силу и власть в отношении личности ребенка и его имущества. Постепенно на первый план стали выдвигаться обязанности, что коренным образом изменило цели опеки. Опека стала не охраной своих возможных в будущем наследственных прав, а забота о чужих правах. В случае, если у опекаемого не было опекуна ни по закону, ни по завещанию, забота о нем переходила к государству, то есть становилась общественной повинностью. Начиная со II в. до н.э. в указанных случаях опекунов назначали должностные лица - магистраты при участии народных трибунов. При таком порядке опекунами становились лица, вообще не имевшие родственных связей с опекаемым и назначаемые государством. Государство же контролировало деятельность опекунов. Опекунских дел было так много, что в привинциях ими занимались органы муниципального управления, а в центре - консулы. Опекунство могло быть также общественной обязанностью отдельных граждан, и освободиться от него можно было только при наличии уважительныхпричин. Поначалу опекун был свободен в своей деятельности, действовал бесконтрольно, что создавало возможности для злоупотреблений и расхищения имущества опекаемого. Остановить злоупотребления опекунов могли либо уголовное преследование, либо возбуждение иска по окончании опеки. Недостаточность этих средств привела к тому, что во II–I вв. до н.э. получило распространение требование опекаемого по окончании опеки отчета опекуна и возмещения возможных убытков не только опекуном, но и его наследниками. Хотя закон не предусматривал какого-либо вознаграждения за опекунство, по окончании опеки опекун мог потребовать возмещения понесенных им расходов. Эти и некоторые другие меры привели к тому, что роль опекуна све лась к роли хранителя имущества и ведению неотложных дел опекаемого. В Древнем Риме существовало несколько форм опеки: 1. П о п е ч е н и е о н е с о в е р ш е н н о л е т н и х. Римское право предусматривало правоспособность для свободного римского гражданина с момента его рождения: он мог уже в младенчестве оказаться обладателем состояния и стать участником юридических отношений. Но ввиду его физической и психической незрелости за ним нельзя было признать дееспособность. Трудности возникали в связи с тем, какие же признаки могли быть доказательством совершеннолетия. Римское право не связывало наступление совершеннолетия с каким-либо определенным возрастом. Единственным принимаемым во внимание признаком была половая зрелость. Однако у разных людей она наступает в разное время, и этот признак оказался непригоден. Потребность юридически зафиксировать единый возраст совершеннолетия привела к тому, что для мужчин он был определен в 14 лет. Недостаточность зрелости 14-летнего молодого человека для ведения самостоятельных дел обусловила принятие особого закона в 190 г. до н.э. Этот закон установил уголовную ответственность мужчин по достижении 25 лет. Таким образом, реальный возраст достижения совершеннолетия сдвинулся до 25 лет. 2. О п е к а н а д ж е н щ и н а м и. Как отмечалось выше, женщина по римским законам не была дееспособной вообще. Это было обусловлено древним порядком, по которому правами могло обладать только лицо, владеющее оружием. При таком подходе женщина была обречена находиться под контролем либо отца, либо мужа, либо опекуна по завещанию отца или мужа. Положение начало меняться ко II в. до н.э. Безусловный характер опеки над женщиной изменился: постепенно исчезла опека над взрослыми женщинами и они могли самостоятельно вести свои дела . Окончательно женщины в Древнем Риме освободились от опеки только во 2 веке. Но это не означало равноправность женщин и мужчин: женщин не допускали к заниманию государственных должностей; они не могли представлять чьи-либо интересы в суде; они могли быть опекунами только по отношению к своим детям или внукам. Изменилось положение замужней женщины в смысле ослабления власти мужа. Если прежде женщина, выходя замуж, порывала всяческие отношения со своими кровными родственниками, то в новых условиях такие связи не порывались, она сохраняла определенную имущественную самостоятельность и получала некоторые права в отношении детей. В условиях кризиса патриархальной семьи частой стала практика разводов: брак мог быть расторгнут по требованию одного из супругов. Поскольку достаточно часто мужчины вступали в брак с женщинами из состоятельных семей исключительно из корысти, закон встал на защиту имущественных интересов богатых римлянок. Со времени правления Октавиана Августа мужья в случае развода теряли права на приданое своей жены. Распад патриархальной семьи проявился также в ослаблении власти отца: прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться как тяжкое преступление. 3. П о п е ч и т е л ь с т в о н а д б е з у м н ы м и. Римские законы пе- редавали вопрос об установлении опеки над безумными в руки местных органов власти. Назначению опеки должно было предшествовать исследование психического состояния больного. Попечительство над безумными и их имуществом возлагалось на ближайших родственников и наследников, давая им полную власть и над личностью, и за имуществом опекаемого. Государство оставляло за собой контроль над действиями попечителя. 4. П о п е ч и т е л ь с т в о н а д р а с т о ч и т е л я м и. Римское право обеспечивало защиту несовершеннолетним детям и женщинам от возможного ухудшения их материального положения в результате необдуманных действий отца и мужа. По заявлению ближайших родственников магистрат должен был провести расследование относительно расточительной наклонности заявленного лица. Если расследование подтверждало факты, изложенные в заявлении, на такого человека налагалась опека. Форма запрета была следующей: «Поскольку ты имущество отцовское и дедовское расточительством своим губишь и ведешь детей своих к нищете, по этой причине запрещаю тебе распоряжаться этим имуществом». Дееспособность расточителя ограничивалась, и его деятельность ставилась под контроль попечителя. Продолжительность опеки зависела от поведения опекаемого и отношения к нему его родственников. Особо следует сказать о попечительстве для защиты интересов еще неродившегося ребенка. Если умирал или погибал мужчина, жена которого ждала ребенка, для охраны имущества умершего назначался опекун. Если рождался мальчик, то по закону он становился собственником имущества своего отца, и опекун выполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника. Если рождалась девочка, то имущество переходило вдове, котора осуществляла опекунские функции над своим ребенком. Античная цивилизация, которая существовала на протяжении тысячелетия и параллельно с соседними восточными обществами, отличалась от них своеобразием практически во всех сферах: политической, экономической, социальной. Будучи классическим воплощением рабовладельческого способа производства, древнегреческое и древнеримское общества оставляли вне какой-либо сферы жизни сотни тысяч рабов. Этим людям отводилась роль не более, чем инструментов труда. В центре политических, экономических и социальных отношений находился свободный гражданин, собственник. Рыночные отношения и частная собственность неизбежно порождали среди свободных граждан имущественное неравенство, чреватое социальными противоречиями и конфликтами. Государство в античной цивилизации в целях сохранения социальной стабильности предпринимало определенные шаги по поддержанию лишившихся собственности сограждан. Именно этим диктовали конкретные и очень умеренные шаги власти в социальной сфере, преимущественно в устроении зрелищных мероприятий и угощений. Кроме этого, власть пыталась решить некоторые социальные проблемы правовым путем, прежде всего в сфере семейно-брачных отношений и в вопросах установления опеки и попечительства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3591; Нарушение авторского права страницы