Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обладатели производных прав.
К обладателям производных прав относят субъектов использующих результаты интеллектуальной деятельности на основании закона или договора. наследники авторов; издатели некоторых видов произведений; правопреемники юридических лиц; патентообладатели отличные от авторов; пользователи объектов авторских и смежных прав.
Контрольные вопросы 1. Кто признаётся автором результатов творческой деятельности? Имеют ли правовое значение возраст, состояние здоровья, место жительства и гражданство физических лиц для охраны созданных ими результатов творческой деятельности? 2. Кто предполагается автором произведения и обладателем смежных прав по законодательству об авторских и смежных правах? 3. Что такое соавторство? Какие участники создания результатов творческой деятельности не признаются соавторами и почему? 4. Каковы виды соавторства в авторском праве? В чём правовое значение различных видов соавторства? 5. Как устанавливается соавторство в патентном праве? 6. Приобретают ли юридические лица права авторства на служебные разработки? Кому принадлежат исключительные права на эти объекты? 7. Кому принадлежат авторские и иные исключительные права на составные коллективные произведения? Возникает ли в данном случае соавторство лиц, произведения которых помещены в коллективное составное произведение? Тема 4. Содержание права интеллектуальной собственности 1. Общие положения о содержании права ИС; соотношение прав и обязанностей в правоотношениях в сфере ИС. 2. Личные неимущественные права 3. Имущественные права (исключительные права).
Общие положения о содержании права ИС; соотношение прав и обязанностей в правоотношениях в сфере ИС. Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Права на результаты интеллектуальной деятельности стали признаваться только с XV в. с возникновением и развитием книгопечатания. Первое законодательство в области авторского права признавало не права авторов, а права издателей. В английском законе об авторском праве 1710 г. установлено, что автор мог получить права на свое произведение только после того, как исключительное право на его произведение в течение 14 лет принадлежало издателю. Личные неимущественные права автора признаны в 1791 г. во французском законе об авторском праве. С тех пор личные неимущественные права авторов стали признаваться в странах, которые следовали французской модели авторского права. На международном уровне исключительное право авторов признается с 1886 г. Бернской конвенцией. Однако личное неимущественное право стало признаваться лишь с 1928 г., когда в Бернскую конвенцию была включена ст. 6bis, в соответствии с которой «независимо от исключительных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора». Другими словами, Бернская конвенция признает только два личных неимущественных права авторов: - право авторства; - право на защиту репутации. Следует подчеркнуть, что в соответствии с Соглашением ТРИПС страны могут не признавать личные неимущественные права, что противоречит правам человека, но соответствует закону об авторском праве США. Исключительные права исполнителей на результаты их исполнительской деятельности на международном уровне признаются с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция. Личное неимущественное право исполнителей на международной уровне было признано почти через 40 лет, когда в 2002 г. вступил в силу Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, признавший два личных неимущественных права исполнителей: - право исполнительства; - право на защиту репутации. В договоре сделана оговорка, в соответствии с которой личное неимущественное право исполнителю предоставляется только в отношении незаписанных устных исполнений и исполнений, записанных на фонограммы. В отношении любых других исполнений личные неимущественные права исполнителей на международном уровне не признаются. Как отмечалось в, помимо личного неимущественного права, которое может принадлежать лицам, создающим объекты интеллектуальной собственности своим творческим трудом, интеллектуальное право включает и исключительное право как право на использование объекта интеллектуальной собственности. Международные договоры не содержат перечней видов использования объектов интеллектуальной собственности, понимаемых как отдельное исключительное право. Из содержания Бернской конвенции, Римской конвенции, Договора ВОИС по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам следует, что эти права относятся в основном к праву на воспроизведение и праву на распространение, понимаемым в самом широком смысле. Национальное законодательство большинства стран содержит подробные перечни видов использования. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1270 устанавливает следующие виды использования произведений: - воспроизведение; - переработку; - распространение; - публичный показ; - публичное исполнение; - сообщение для всеобщего сведения; - доведение для всеобщего сведения; - импорт; - прокат. Перечни видов использования объектов смежных прав установлены в ст. 1317, 1324, 1330, 1334, 1339 Гражданского кодекса Российской Федерации. По существу, эти перечни относятся к уже приведенным видам использования произведений с некоторыми особенностями. Например, запись исполнения - это воспроизведение исполнения произведения на материальном носителе. Современный перечень исключительных прав складывался исторически с появлением новых технических методов использования произведений и объектов смежных прав для охраны прежде всего экономических интересов правообладателей. Следует особо отметить два важных обстоятельства. Во-первых, не все из перечисленных исключительных прав предоставляются законодательством на использование любых объектов авторского права или смежных прав, например, невозможен прокат передач вещания, не записанных на материальный носитель. Другими словами, способы использования определяются видом объекта и положениями законодательства. Во-вторых, перечень исключительных прав, предоставляемых законодательством, является исчерпывающим и его нельзя понимать расширительно. Таким образом, в отношении тех или иных объектов существуют только те исключительные права, которые прямо признаны в законодательстве. Никакие иные права не могут подразумеваться, как и иные интерпретации предоставленных прав. Существование исчерпывающего перечня имущественных прав следует из того простого обстоятельства, что целью и задачей всех международных конференций по пересмотру существующих правовых норм является обоснование и принятие новых или уточнение существующих прав. Принцип автоматической охраны распространяется на произведения науки, литературы и искусства, если выполнены следующие условия охраноспособности произведений: объективное существование произведения; творческий характер произведения; правомерность использования иных охраняемых объектов. 1) Условие объективного существования произведения означает действительное существование произведения независимо от его автора. Правовая охрана может распространяться только на действительно существующие произведения, доступ к которым могут иметь иные люди (представители публики) в любой ими выбранный момент времени. Произведение является нематериальным объектом, но может ли оно существовать без воплощения в той или иной материальной форме? Другими словами, можно ли признать его объективно существующим? Например, поэт или композитор может создавать свои произведения, не воплощая их ни в своих исполнениях, ни на каком-либо материальном носителе, например бумаге, с помощью той или иной системы письменности. Если произведение существует только в памяти автора, то его нельзя считать объективно существующим, поскольку доступ к созданному или создаваемому произведению или его восприятию имеет только автор, а не представители публики, т.е. такие произведения недоступны иным лицам без автора. Даже если поэт читает свои стихи, а композитор исполняет свое произведение публично, их творения существуют только ограниченный промежуток времени, и по его истечении произведение перестает объективно существовать. Для того чтобы произведение было доступно другим людям без посредничества автора, оно должно находиться в такой объективной форме, которая может восприниматься человеческими чувствами, т.е. с помощью зрения и слуха, а при отсутствии зрения - посредством осязания (произведения для слепых, созданные специальными способами) независимо от автора. Имеется только единственная возможность сделать произведение объективно существующим - это воплотить его в материальном объекте, доступном иным людям без посредничества автора. Таким образом, чтобы признать произведение объективно существующим, т.е. доступным иным людям по их выбору, само произведение должно быть воплощено либо на материальном носителе, либо на таком носителе должно быть воплощено исполнение произведения. Лишь тогда представители публики могут получить доступ к произведению по своему выбору. При этом любое произведение, как и любой объект интеллектуальной собственности, приобретает дуалистическую природу как нематериальный объект и как воплощение в материальных объектах, в частности в товарах.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы