Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
XIX век – «золотой век» русской культуры.
XIX век был чрезвычайно богат и динамичен в социально-культурном отношении. Наряду с внутренним единством в историко-культурном процессе можно выделить два периода – дореформенный (т.е. до отмены крепостного права в 1861 году) и пореформенный. К середине века закончилось формирование русского литературного языка, отчётливо проявились важные черты русской национальной культуры: гуманизм, гражданственность, социальность. В XIX веке литература приобретает ведущий характер в художественной и общественной жизни страны, становится одной из форм общественного сознания (что во многом было обусловлено неразвитостью форм политической жизни. Такое свойство культуры называется литературоцентризм. Основным носителем и выразителем культурного потенциала нации в дореформенный период было русское дворянство. В второй половине XIX века, в процессе демократизации культуры, сформировалась разночинная интеллигенция, возросло участие народных масс в культурном строительстве, развились наука, образование, художественная культура. XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. На культурные процессы в XIX веке повлияло несколько исторических событий: патриотический подъем после победы в войне 1812 года, восстание декабристов в 1825 году и отмена крепостного права. Все эти события изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей. Победа 1812 года вызвала рост национального самосознания, повышение интереса к русской истории. Событием огромного культурного значения было появление книги «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Это первое историческое произведение, которое читала вся страна, ища ответ на вопрос о своём месте в мировой истории. Отличительной чертой этой эпохи было широкое распространение просвещения. Необходимо было ликвидировать сословно-крепостническую систему народного образования. К концу века уровень грамотности повысился с 6% до 21%. Сложилось несколько типов школ. Открывались земские, городские школы, в городах существовали классические и реальные гимназии. Появились новые университеты в Томске, Харькове, Казани, Одессе. Престиж высшего образования был очень высок, так как чины, дававшие право на получение потомственного дворянства, присваивались только при предъявлении университетского диплома. Открываются специальные высшие учебные заведения – горные, лесные, сельскохозяйственные институты, а также закрытые учебные заведения, готовившие государственных деятелей (Царскосельский лицей в 1811 году, Нежинский, Демидовский лицеи и т.д.). Под давлением общественности правительство вынуждено открыть высшие учебные заведения для женщин. Русская литература в XIX веке богата представителями и лирических, и прозаических, и драматических жанров: мировую известность получило творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева. Вершиной развития русской литературы является творчество А. С. Пушкина, в чьих произведениях сложился русских литературный язык. Развивается книгоиздательское, журнальное, газетное дело. Издательства ориентируются на массового читателя. К началу XX века в России издавалась 1131 газета на 24 языках. Крупные издательства И. Сытина, А. Суворина, «Знание» выпускали книги, доступные по цене для всего населения, сыгравшие огромную роль в просвещении и распространении произведений русских и зарубежных авторов. Открывались научные, общественные библиотеки, шло становление музейного дела. Культурные потребности и интересы различных городских и сельских слоев, конечно, отличались, но происходил процесс их сближения благодаря распространению грамотности, печатного слова. Если в начале XIX века ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия А. Грибоедова «Горе от ума», пьесы Н.В. Гоголя, Н.А. Островского, опера М. Глинки «Жизнь за царя». В 60–90-е годы – оперы на исторические сюжеты М. Мусоргского, А. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Мировое признание получил выдающийся композитор П. Чайковский. К началу века расцвел талант А. Скрябина, С. Рахманинова. Серьёзный прорыв был совершён в разных отраслях науки. Важнейшие географические открытия были совершены русскими путешественниками в 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена во время кругосветного плавания. Была открыта Антарктида – «ледяной материк», как его назвали путешественники. Русские учёные исследовали также острова Тихого и Ледовитого океанов, Аляску. Настоящий переворот в представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, названную «неевклидовой геометрией». В области электротехники В.В. Петров выдвинул идею об использовании электрической дуги для сварки и плавления металлов. Практический опыт, накопленный русской металлургией, давал блестящие результаты. Так. П.П. Аносов положил начало литью высококачественной стали, он раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали. С именами П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби связано изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа – важнейшего научно-технического изобретения XIX века. 6. «Серебряный век» русской культуры. Это самый короткий, но очень яркий и важный период в развитии отечественной культуры. Период «серебряного века» охватывает всего первые 20 лет XX века, но по насыщенности событиями в культурной жизни он не уступает целому столетию. Это культура переломного времени, когда на смену стабильности приходит состояние психологической напряжённости, ожидание «великого переворота». Россия после отмены крепостного права переходила к новым формам экономических отношений, изменяется общественное сознание, особенно под влиянием широко распространившегося марксизма. Рвутся традиционные общинные связи, русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования – соборность – ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой. В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира, предощущение гибели России и самодержавия, считавшегося священным. Чувство приближающейся катастрофы выразилось и в декадентстве – ощущении упадка, кризиса культуры, настроениями безнадёжности, пессимизма, неприятия жизни, индивидуализма. Значительной части научной и художественной интеллигенции были свойственны религиозно-философские искания. Так, в 1901 году начинаются Религиозно-философские собрания. Это было официальное общество представителей религии и философии, где обсуждались вопросы веры и церкви под контролем Синода. На заседаниях часто звучала критика в адрес официального православия. Философский идеализм начала века имел антидарвиновскую направленность. Развитие русской религиозной философии, отличавшейся своеобразием и богатством идей, связано с именами В. Соловьёва, С. Булгакова, Е. Трубецкого, П. Флоренского. В их трудах поиски нового религиозного сознания сочетаются с идеями о «вселенской церкви», возвышении духовного начала в человеке. Художественная культура «серебряного века» противоречива и многогранна. Достижения русского искусства «серебряного века» огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века. Огромный взлёт переживает русская литература в самых разных её течениях: реалисты Куприн и Бунин, неоромантик Горький, символисты Белый, Соллогуб, Блок, акмеисты Ахматова, Мандельштам, Гумилёв, крестьянские поэты Есенин, Клюев, футуристы во главе с Маяковским – все они были современниками. Но это лишь краткое перечисление литературных течений и их представителей. Бурное развитие театрального искусства связано с появлением новой драматургии в пьесах А.Чехова и М.Горького, составлявшей основной репертуар знаменитого МХАТа. Русская вокальная школа дала много замечательных певцов, среди которых звёздами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Художественные искания русских живописцев привели к мировой известности русский авангард. К. Малевич, создатель этого направления в живописи, определил его как супрематизм (искусство чистых форм, беспредметности). В 1915 году на выставке в Петрограде знаменитый «Чёрный квадрат на белом фоне» был расценен как новое слово в искусстве. Другие талантливые авангардисты В. Кандинский, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов изображали не реалии бытия, а искали воплощение идей мирового устройства. В творчестве М.Врубеля, К. Коровина, М. Нестерова, В. Серова реализм сочетается с попыткой открыть новый, волшебный мир, идеей поэтизации человека. Важнейшей проблемой культуры первого двадцатилетия XX является несоответствие между уровнем культура русской интеллигенции того периода и возможностям освоения этих культурных достижений широкими слоями населения. «Этажность», многоуровневость культуры, разрыв между элитарной частью общества и массами во многом спровоцировали социальный взрыв в 1917 году. Например, уровень грамотности в начале века составляла около 40% населения, около 64% грамотных среди рабочих, 30% - среди крестьян. Различия в уровне жизни в сочетании с кризисом религиозности в обществе привели к трагическим событиям революции и гражданской войны, погубившим колоссальное культурное наследие и множество людей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 1493; Нарушение авторского права страницы