Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


I. Философия в жизни человека и общества.



I. Философия в жизни человека и общества.

В понимании философии выделяют два основных момента: 1. Является ли философия наукой? 2. Является ли философия мировоззрением?

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его место в нем. Отношение человека к миру выражается в системе ценностей, норм, законов, запретов, идеалов, которые и служат регуляторами человеческого поведения, ориентиром поступков. Мировоззрение - это система знаний и ценностей.

Мировоззрение– система представлений о мире и об отношении человека к миру, характерная как для отдельного человека, так и для общества в целом.

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Уровни мировоззрения:

1. Жизненно-практический (уровень индивидуального сознания, обобщения неповторимого жизненного опыта конкретного индивидуального человека), характеризуется прагматичностью, нацелен на практику, отсутствием строгих внутренних логических связей внутри знаний, мозаичностью, внутренние связи очень слабы.

2. Рационально-теоретический (формируется специально на основе обобщения совокупного мирового человеческого опыта, а не отдельных людей), характеризуется внутренней логической связанностью, отсутствием внутренних противоречий – система.

Развитие мировоззрения охватывает следующие исторические типы: мифология, религия, философия.

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифологический (самые первые, ранние этапы развития – первобытнообщинный строй). «Мифос» – сказание.

Мифология – это такой исторический тип мировоззрения, в котором мир и человек осмысляются в образно-символической форме. Характерно: художественно-образное, чувственно-наглядное восприятие человеком мира. Мифология - это мышление не понятиями, а образами. Человек почти ничего не знает о причинах всего происходящего, т.к. понимания причин происходящего у человека ещё нет. Человек не знает причин: незнание компенсируется фантазией, абстрактным мышлением. Человек не выделяет себя из природы, отождествляя все существующее с собой.

Характерные черты мифологии:

- Антропоморфизм (человек отождествляет все с собой, дословно - очеловечивание).

- Анимизм (оживление, одушевление, душа есть у человека, животных, растений, воды, камней и т.д.).

- Алогизм (отсутствие логики – можно остановить Солнце, оживить умершего и т.д., т.е. у мифов существует своя собственная логика).

2. Религиозный. Происходит прорыв из мифологического (практического) мировоззрения в теоретическое мировоззрение и с этого момента начинается всеобщая история. Для религии характерно: максимальная апелляция не к разуму человека, а к его религиозному чувству, вере.

Религия – это такой исторический тип мировоззрения, в котором мир раздваивается: на естественный и сверхъестественный, причем, первый целиком и полностью зависит от второго. Религия содержит элементы мифологии и теоретические положения - догматы. Последнее – самое важное в религии – вера, а не разум.

3. Философский. Апеллирует к сознанию, разуму человека, а не к его чувствам. Философское мировоззрение, философское знание появляется одновременно в нескольких регионах: Китай, Индия, Средиземноморье (т.е. Древняя Греция). Если на Востоке философское мировоззрение характеризуется единством с религией, то в Греции оно представляет собой классическое, «очищенное» от мифов теоретическое знание. Только в Греции философия приобретает самостоятельную форму, становится рационалистически-теоретической. Это можно объяснить, тем, что:

- на Востоке господствовала традиция, религиозное мышление, которое влияло на развитие философии.

- в Древней Греции, в системе городов-государств (полисов) доминировала демократия, конкуренция в обсуждении. Произошел слом традиций. Отсюда в Греции началось развитие теоретического знания, отличающегося от восточного, рецептурного, практического знания.

Философия – это такой исторический тип мировоззрения, в котором человек и мир осмысляются в категориальной форме (категории – философские понятия предельной степени общности, они всегда имеют мировоззренческую значимость, они так или иначе вплетены в систему мировоззрения).

Философия как мировоззрение имеет 2 направления:

- идеализм (первоначало всего существующего – идеальное, духовное);

- материализм (первоначалом всего существующего является нечто материальное: природа, вещество, вода и т.д.).

Виды идеализма:

- объективный (все существующее не зависит от единичного сознания);

- субъективный (все существующее зависит от единичного сознания, первоначалом всего существующего является единичное сознание).

По определению: Философия (от «фило» любовь + «София» мудрость) - это «любомудрие», а не научное знание. В философии важны не только знания, но и ценностная сторона. Философия – наука не только о сущем, но и о должном. Философское мировоззрение – осознание древними греками «знание – не есть ещё добро, знанием должно что-то руководить».

Философия как наука, обладает признаками научности:

- Она представляет собой систематизированное, обоснованное, доказательное знание.

- Как все науки она имеет свой язык (философские категории).

- Как все науки она опирается на четкую методологию.

- Как все науки она имеет свой собственный предмет исследования. Философия исследует мир в целом и мир как целое. Ее предметом является всеобщее в системе отношений мир – человек.

В соответствии с этими отношениями выделяются разделы философии.

Структура философского знания (разделы философии):

- Онтология – учение о бытии (мире, его первоначале, исходных первоосновах бытия).

- Гносеология – теория познания (исследуются закономерности познания человеком мира).

- Аксиология – изучает ценности.

- Праксиология – изучает практические изменения человеком мира.

- Философская антропология – исследуется человек.

- Социальная философия – исследуется общество и закономерности его динамики.

- Логика (создал Аристотель) – наука о законах мышления.

- Этика – философское учение о нравственности, морали.

- Эстетика – учение о прекрасном.

- Философия и методология науки.

- Философия религии.

- Философия культуры.

- Философия техники.

- История философии.

Философия начинает расходиться с наукой в XVII столетии. Она проделала путь от «любомудрия», «служанки богословия» к «науке наук», стремившейся подчинить себе всё остальное знание. Последнее характерно для натурфилософии, когда она пыталась диктовать не только методы, но и типы решений конкретных научных проблем.

II. Философия и наука.

1. Сходства:

- обе претендуют на теоретичность, обоснованность, доказательность;

- обе в равной степени вырабатывают специальные методы, имеющие своей целью избежание ошибок;

- обе базируются на большом объеме знаний, и большую их часть поставляет именно наука.

2. Отличия:

- критерием научности является проверяемость, а в философии он не работает;

- в развитии науки происходит накопление знаний, а в философии каждая создаваемая концепция уникальна; это сближает философию с искусством;

- идеалом научности является объективность знания, а в философии знание носит личностный характер.

Милетская школа

Полис Милет – богатая колония, находившаяся на торговом перепутье, куда часто заезжали мудрецы с Востока.

Представители Милетской школы:

Фалес (последнее десятилетие 7 – первая половина 6 в.в. до н.э.), Анаксимандр (конец 7 – вторая половина 6 в.в. до н.э.), Анаксимен (6 в. до н.э.)

Основная проблема, которую решали милетцы - это проблема «архэ», т.е. первоначала всех вещей. Для Фалеса архэ – это вода (т.е. жидкость как таковая).

Анаксимандр ввел термин «первоначало» – архэ. Их архэ всё возникает, из него состоит и в него всё возвращается. У Анаксимандра архэ – это «апейрон» (беспредельное, бескачаственное начало). Анаксимандр формулирует первые диалектические идеи: все вещи возникают из противоположностей «холодного» и «теплого». Всё изменяется и переходит из одного состояния в другое. Анаксимен - делает шаг назад - у него архэ – это конкретное вещество, воздух.

Элейская школа

Основатель: Ксенофан (расцвет /акмэ/ - 570 г. до н.э.)

Ксенофан первый осуществил антропологическую критику религии (каждый народ создает своих богов по своему идеальному образу); выдвинул идею космоса как бытия – шарообразного, неподвижного, неделимого и совершенного.

Парменид(вторая ½ 6 –середина 5 вв. до н.э.). Парменид ввел в философию понятие «бытие». В своей работе «О природе» он утверждал: Есть два пути познания мира: путь мнения, который дает нам представление о кажущемся мире (т.е. небытии), этот мир изменчив, состоит из множества многообразных вещей; путь истины, путь знания (который дает нам представление о бытии). Бытие – то, что существует – оно не возникает, не уничтожается, оно неделимо, однородно и совершенно.

Зенон Элейский (конец 6 в. (начало 5 в. до н.э.)).

Он не создавал новые идеи, а доказывал идеи Парменида. Известно 40 доказательств против множественности, 4 апории против движения. Зенон является основателем субъективной диалектики,которая строится по принципу: «Если доказать, что что-то противоречиво, а значит оно не может мыслиться и поэтому неистинно, то обратное ему будет истинно».

3. Пифагорейская школа

Основатель - Пифагор (расцвет /акмэ/ - 530 г. до н.э.).

Он утверждал, что:

1. Космос подчиняется количественным закономерностям. Поэтому архэ – это число. Ранние пифагорейцы понимали число сначала как нечто вещественное, а поздние как числовую абстрактную единицу. Согласно пифагорейцам, мир состоит из четных и нечетных чисел.

2. У пифагорейцев возникают первые антропологические идеи: человек состоит из тела и души: душа – бессмертна, она покидает тело при смерти человека.


4. Атомистическая школа

Демокрит(родился в 460 г. до н.э.). Учитель Демокрита (легендарный основатель атомизма) – Левкипп ввел понятие атома. «Атом» буквально неделимый. По Демокриту, «бытие – это атомы, атомы являются архэ (из них вещи состоят, атомы соединяются - вещи возникают, распадаются - вещи исчезают). Атомы постоянно движутся в пустоте, отличаются друг от друга весом, размером и положением в пространстве. Из атомов состоят тела, которые соединяются в тела по необходимости.

Демокриту принадлежит одна из первых формулировок принципа детерминизма («детермо» = определяю): в мире нет случайности, а есть жесткая необходимость, связь причин и следствий.

Теория познания Демокрита: Демокрит является представителем сенсуализма, согласно которому единственным надежным источником познания являются органы чувств, т.к. в нашем теле есть атомы, которые присутствуют и в вещах (подобное познается подобным). Душа по Демокриту, состоит из особых, светоносных атомов.

5. Гераклит

Гераклит (расцвет /акмэ/ 504-501 гг. до н.э.).

По Гераклиту, архэ – это огонь (важнейшая характеристика - изменчивость). У Космоса (природы) есть закон, подчиняющий себе всё существование природы – логос (слово). «Всё не только упорядочено, но и подчиненно закону существования космоса».

Гераклит развил и четко сформулировал диалектические идеи, появившиеся еще в философии милетцев. Диалектические идеи Гераклита: он развивает положения об изменчивости и противоречивости всего существующего:

1. Всё в мире изменчиво. Вещи возникают, изменяются и гибнут (исчезают), возвращаясь к своему первоначалу.

2. Все изменения происходят благодаря борьбе противоположностей.

3. Противоположности находятся в гармоническом единстве.

Это всё объективная диалектика мира, где господствуют противоречия.

II. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Центром классической философии, классической культуры в целом становятся Афины после греко-персидских войн.

Классический период начинается с так называемого «гуманистического предпериода», для которого характерно зарождение антропологических идей, формирование в примитивной форме принципа антропоцентризма.

1. Софисты

Софисты – буквально платные учителя мудрости. Софистов можно разделить на: старших и младших.

После греко-персидских войн начинается кризис полисной системы и именно софистами осознается необходимость переоценки полисных ценностей. Софисты противопоставляют природе созданное человеком (т.е. законы и ценности). Т.к. законы и ценности созданы человеком, то они могут быть переосмыслены, переоценены. Критерием переоценки является человек как «мера всех вещей».

Старшие софисты:

Протагор(491 г. до н.э. – 381 г. до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек – мера всех вещей». В ней можно увидеть первую (весьма примитивную) формулировку принципа антропоцентризма. Но, если человек выступает критерием для переоценки ценностей, то это может вести к релятивизму (т.е. к признанию относительности всех ценностей).

Горгий. Для его философии характерно доказательство относительности, как знаний, так и ценностей. Горгий полагал, что в мире нет абсолютного, всё – относительно. Поэтому истина не имеет значения, главное - умение логически доказать свою правоту (иногда запутав противника, даже путем логических ошибок).

2. Сократ

Сократ (469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.). Сократ – оппонент софистов, основатель рационализма. Ученики Сократа: Платон, Евклид из Мегары, Диоген.

Значение Сократа в философии:

1. Именно Сократ заложил основание для рационалистической антропологии (учения о человеке). По Сократу, человека представляет собой единство тела и души, которая определяет сущность человека. Душа - это разум, а разум – это способность к приобретению знаний и к нравственному поведению. На основе рационалистической антропологии Сократ создает рационалистическую этику: нравственность человека, добродетель – это знания. Свобода – следование разуму, а не инстинктам, следование установленным законам полиса.

2. Сократ впервые поставил проблему метода. Метод Сократа: майевтика (это название определила профессия матери Сократа – повивальной бабки, он считал, что помогает родиться мысли так же, как его мама помогала родиться ребенку). Майевтика по форме представляла собой маску незнания («я знаю, что ничего не знаю») и иронию. Через иронические вопросы собеседнику Сократ старался придти к знанию. По содержанию майевтика представляла собой индукцию (умозаключение от частного к общему) и определение понятия. Сократ сделал вывод: существует нечто общее, что объединяет ряд предметов, но к ним не сводится. Это понятие - форма мысли, в которой фиксируется общее у ряда сходных предметов. Например, красота, добро и т.п.

Малые сократические школы

1. мегарская.

2. элидо-элитрейская. Это школы «спорщиков», занимавшихся логикой и диалектикой как искусством спора.

3. школа киренаиков; ее представители рассуждали о нравственности, о добродетели; они полагали, что философия должна быть не теоретической, а практической, определенным образом жизни.

4. школа киников (циников, «кинес» – собака). Основатель – Антисфен (446 г. до н.э. – 366 г. до н.э.). Яркий представитель – Диоген из Синопа. Киники также размышляли о добродетели, о благе (т.е. счастье). Они полагали, что истинное благо - это то, что нельзя отнять у человека, т.е. свобода (прежде всего, внутренняя). Свободу они понимали как независимость от внешнего окружающего мира, от общества (абсолютное погружение в себя).

3. Платон

Платон(428 г. до н.э. – 347 г. до н.э.). Эволюция идей Платона: от Сократа через Гераклита, элейскую школу и пифагорейцев.

Следует отметить спецификумышления Платона, оно насыщено мифологическими образами, иллюстрирующими рациональные философские положения. Философская система Платона целостна, она включает в себя онтологию, гносеологию, философскую антропологию, социальную философию, этику и эстетику.

Онтология Платона: Платон выделяет три уровня бытия: 1. Подлинное бытие - мир идей, эйдосов (эйдос – образ, идея); 2. Кажущееся бытие – мир вещей (обычный мир); 3. Небытие – первоматерия. Мир идей – это идеальный прообраз мира вещей. Его подобие - мир вещей создается из небытия (первоматерии) Демиургом. Демиург – творец мира вещей по прообразу мира идей. Неподлинное бытие устроено по законам диалектики Гераклита: всё движется, все изменяется. Мир идей – прекрасен, неподвижен и неизменен. Идеи упорядочены по иерархическому принципу: истина, благо, красота – высшие ступени в этой иерархии. Гносеология Платона. В ее основе платоновская антропология: человек представляет собой единство души и тела. Платон – рационалист. Он полагает, что благодаря ощущениям мы можем получить знание (мнение), но оно не истинно; основной источник познания - разум. По Платону, «душа человека была когда-то идеей, находясь в мире идей, она приобрела знание, это означает, что она знает всё». Однако, попав в тело – «темницу души», она всё забыла. Следовательно, познать значит всё вспомнить. Теорию познания Платона можно назвать теорией анамнесиса - теорией припоминания.

Душа человека состоит из трех частей: вожделеющая, волевая и разумная. В зависимости от преобладания этих частей Платон выделяет три типа людей. И соответственно, три слоя общества: ремесленники (у них преобладает вожделеющая часть души); воины (у них преобладает волевая часть души); мудрецы-философы (у них преобладает разумная часть души). Они должны управлять государством. Государство возникает из потребностей людей, люди нуждаются в еде, защите, жилище и управлении. На этой основе он строит одну из первых социальных утопий. Каждой части души соответствует своя добродетель. 1. Преимущество вожделеющей части души: ремесленники. Для них добродетелью является воздержание 2. Преимущество волевой части души: воины. Для них добродетелью является стойкость. 3. Преимущество разумной части души: мудрецы (философы) – они должны править в обществе. Для них добродетелью является мудрость, а для всех это дает справедливость.

 

4. Аристотель

Аристотель (383 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), ученик Платона, но он критиковал его философию (прежде всего, онтологию за теорию идей). Аристотель полагал, что Платон «удваивает мир», разрывая и противопоставляя идеи и вещи - сущности вещей и сами вещи. Важнейшие работы Аристотеля - «Метафизика (первая философия)», «Физика». Он был философом с естественнонаучной ориентацией (сын врача), энциклопедистом, сведущим во многих областях знания.

Аристотель систематизировал известные ему научные знания по цели и предмету:

1. Науки теоретические, их цель – знание. К ним относятся: метафизика (первая философия), физика и математика.

2. Науки практические их цель – руководство человеческим поведением. К ним относятся: этика, экономика и политика.

3. Творческие науки их цель – достижение пользы и ориентация на прекрасное К ним относятся: поэтика, риторика и искусство.

Все они входили в сферу научных интересов самого Аристотеля.

Онтология Аристотеля. Ее основа – критика предшествующих концепций. Основной объект критики – теория идей Платона. Аристотель критикует Платона за удвоение мира, за необъяснение причастности идей вещам, за разрыв общего и единичного, сущности вещи и самой вещи. На основании данной критики Аристотель выдвигает учение о 4-ех причинах вещей: материальной, формальной, активной или действующей, финальной или целевой. Эти причины обязательны для появления любой единичной вещи, которую Аристотель называет субстанцией. Все причины их можно свести к двум: материи и форме. Например, чугунный шар состоит из материи - чугуна и формы - шара. Все вещи представляют собой единство материи и формы, имея в своей основе первоматерию, состоящую из пяти элементов: воды, огня, воздуха, земли и светоносного эфира.

На основе отношения материи и формы Аристотель пытается объяснить появление единичных вещей. Материя пассивна, а форма активна. Материя - это возможность, а форма - действительность. Переход от возможности к действительности, т.е. соединение материи и формы дает единичную вещь – субстанцию. Это происходит благодаря движению. Движение становится объектом философии Аристотеля. Движение присуще вещам, его исходной причиной является неподвижный перводвигатель. Аристотель выделяет виды движения: возникновение, становление, гибель, перемещение, изменение.

Гносеология Аристотеля (как и у Платона, строится на основе философской антропологии). Человек – единство души и тела. Душа не бессмертна, она имеет свое развитие, присуща всему живому. Она состоит из частей. 1. Вегетативная часть души характеризуется функциями питания и размножения. Вегетативная часть души свойственна растениям (и затем животным). 2. Активная, двигательная часть души характеризуется функцией движения. Она свойственна животным. 3. Разумная часть души характеризуется функцией познания. Она свойственна только человеку. Познание начинается с органов чувств; источником знания является чувственное познание. Второй уровень – это разумное познание, разумом мы познаем сущность вещей, а высший уровень познания – научное, философское познание, осуществляемое при помощи категорий. Аристотель систематизировал категории, выделив десять основных.

По Аристотелю, «истина – соответствие знаний самому предмету». Аристотель – один из основателей корреспондентной теории истины (теории соответствия). Аристотель стал создателем формальной логики (сформулировал основные законы формальной логики).

По Аристотелю, человек - это политическое, общественное животное. Он считал, что основой идеального общества является средний класс – нечто среднее: «небогатые, но и не бедные». Таким же образом он нашел идеальный тип правления - нечто среднее между хорошими и плохими типами правления. К хорошим типам правления Аристотель отнес монархию, аристократию, политию (идеальный тип правления), к плохим - тиранию, олигархию, демократию. Полития – это единство демократии и аристократии.

Этические взгляды Аристотеля. Он занимался поисками счастья для единичного человека. Счастье возможно лишь на основе добродетели. Аристотель выделил следующие виды добродетели. 1. Умеренные добродетели, которые связаны с тем, что человек ориентируется на разум и не потакает инстинктам. 2. Идеальные добродетели: справедливость, мужество, благородство; они ориентируются на ровное, спокойное существование духа (т.е. счастье).

 

I. Хронология.

Возникновение средневековой философии (средневекового Запада и Византии) связано с возникновением христианства, эта философия является религиозной и зависимой от религии.

I. Хронология.

- Итальянский Ренессанс – конец XIII-XVI в.в.

- Северный Ренессанс, распространявшийся в странах севернее Альп от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции – XV-XVI вв. По времени он совпал с Реформацией и Контрреформацией, что повлияло на его сущностные черты.

II. Основные характеристики эпохи Возрождения:

1. Возрождение античной культуры.

2. Возрождение интереса к человеку, его свободе и достоинству.

 

III. Характерные черты эпохи Возрождения:

1. Секуляризация – это процесс слома духовной диктатуры религии и церкви. В эпоху Ренессанса культура становится светской, а не религиозной.

- В Италии секуляризация происходила под влиянием гуманизма, который выступал как философия, идеология, как образ жизни, как программа воспитания и поведения.

- На «Севере» секуляризация осуществлялась под влиянием Реформации.

2. Гуманизм – учение о человека как высшей ценности мира, человеке свободном, достойном и создающем себя самого.

3. Антропоцентризм– принцип, заменивший теоцентризм. Согласно данному принципу, в центре картины мира находится человек, все проблемы решаются путем обращения не к Богу, а к человеку.Антропоцентризм является важнейшей характерной чертой ренессансного гуманизма.

4. Индивидуализм.Этический принцип, согласно которому человек – это индивидуальность и он должен полагаться только на себя и на свои силы. А также в этике Ренессанса был возрожден эпикуреизм как этика гедонизма (наслаждения).

5. Пантеизм(дословно всебожие) - принцип, распространенный, прежде всего в натурфилософии. Согласно данному принципу, Бог тождественен мир, он «растворен» в природе. Можно отметить отличие ренессансного пантеизма от средневекового: если в средневековом пантеизме природа растворена в Боге, то в Ренессансном пантеизме, наоборот, Бог растворен в природе.

IV. Философские направления эпохи Возрождения:

1. Гуманизм

2. Неоплатонизм

3. Натурфилософия

4. Социально-политическое направление

 

V. Философия гуманизма

Хронология:

- XIV в. – этап становления; гуманизм выступал в форме филологического гуманизма, основанного на интересе к древним языкам, и на чтении и переводе древних рукописей.

- первая половина XV в.ранний гуманизм, который уже выступал в форме философии и делился на гражданский и индивидуалистический.

- XVв.– начало XVI в. – зрелый гуманизм. В этот период возникает интерес к онтологической проблематике. Он связан, прежде всего, с деятельностью флорентийской неоплатонической академии.

- XVIв.поздний гуманизм, для него характерен интерес к натурфилософской и социально-политической проблематике.

Представители этапа становления и раннего гуманизма: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, К. Салютати

Основные идеи мыслителей указанных этапов:

1. Человек – это высшая ценность мира, он свободное и достойное существо. Cвобода и достоинство не даны ему от рождения, а достигаются собственными усилиями человека.

2. Свобода и достоинство человека заключаются в способности самосозидания.

3. Человек – индивидуалист и полагается только на себя и на свои силы, он проповедует этику гедонизма (наслаждения).

4. Человек представляет собой гармоничное единство души и тела. В эпоху Ренессанса происходит реабилитация человеческой телесности и человеческой чувственности. Человек – это не только душа, но еще и тело. Человек – любимое творение Бога и он должен быть оправдан в своей земной жизни и как телесное существо.

5. Человек – микрокосм (микровселенная), равный макрокосмосу (макровселенной).

6. Человек по своим возможностям равен Богу. Ценность человека в свободе, в самосозидании.

 


VI. Неоплатонизм.

 

В XV в. гуманизм переориентируется на проблемы онтологии. Поскольку для Ренессанса характерно критическое отношение к средневековью, постольку для ренессансной философии характерна критика средневековых авторитетов, прежде всего Аристотеля, и, соответственно, обращение к философии Платона. Значительное количество неизвестных на Западе трудов Платона стали известны в Италии благодаря византийским мыслителям, в частности, благодаря Георгию Гемисту Плетону.

Основные проблемы неоплатонизма:

1. отношение Бога и мира;

2. отношение мира (Вселенной) и человека.

Решая указанные проблемы, ренессансные неоплатоники утверждали, что самая главная характеристика Бога - творчество. Бог, прежде всего творец, а мир – это творение Бога, следовательно, мир оправдан в своем существовании и необходим. Бог тождественен миру (природе): пантеизм неоплатоников вел к обожествлению человека как неотъемлемой части вселенной.

Представители неоплатонизма:

Марсилио Фичино (1422-1495 гг.), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1495 гг.).

Мирандола выделил три уровня бытия: элементарное, ангельское и небесное. Их объединяет в себе Бог. Мирандола - пантеист, поскольку утверждает, что Бог тождественен миру, они едины. Бог во всем и все в Боге. Для Мирандолы, как и для других неоплатоников характерно сохранение иерархической средневековой картины мира, т.е. – «великой цепи бытия». (Ее истоки можно обнаружить в философии Платона). Мирандола считал, что человек пронизывает все сферы, является важнейшей, центральной сферой бытия. Человек отличается от всех иных существ возможностью к самосозиданию и самовоспитанию. В философии неоплатонизма возрождается античная идея: человек как микрокосм равен макрокосму - Вселенной. Значение неоплатонизма: Поскольку Бог растворен в природе, постольку природа становится достойным объектом исследования. Пантеизм стал предпосылкой для исследования природы.

 

VII. Натурфилософия.

В XVI в. гуманизм переориентируется на исследование природы. Предпосылки становления натурфилософии:

- гелиоцентрическая гипотеза Коперника;

- Великие географические открытия;

- исследования Кеплера и Галилея;

- понимание математики как важнейшего средства исследования природы, ее языка (Леонардо да Винчи, Галилей);

- пантеизм.

Представители натурфилософии:

1. Николай Кузанский(1401-1464 гг.). Как неоплатоника его интересовали проблемы отношения Бога и мира, отношения Бога и человека.

Кузанский отрицательно относился к схоластике и философии Аристотеля и критиковал их в работе «Об ученом незнании». Он утверждал, что мир познается при помощи органов чувств и разума, но Бога мы познать не можем (ни разумом, ни органами чувств, ни верой). Бога можно постичь только интуитивно и, конечно, символически (посредством математических символов). Николай Кузанский использовал понятие бесконечности и утверждал, что Бог - это бесконечность. Эта бесконечность содержит в себе противоречие: единство максимума (вселенной) и минимума (человека). В этом положении Кузанского можно увидеть возрождение диалектических идей. Бог как бесконечность разворачивается в мире, т.е. в процессе развертывания Бог создает мир. (Т.е. Бог создал мир не за шесть дней!). Человек как неотъемлемая часть вселенной - это микрокосм, равный макрокосмосу, способный сам создать себя и быть свободным.

2. Джон Толанд. Для его философии характерны: идея активности (в противовес аристотелевской трактовке материи), самодвижения материи; первая формулировка деизма (Бог создал первичную материю, и она развивалась далее по своим собственным законам).

3. Джордано Бруно. Бруно находился под влиянием идей Коперника и Н. Кузанского. Он утверждал, что не только Вселенная бесконечна, но еще существует бесчисленное множество (возможно населенных) миров. Бруно считал, материя активна, объясняя ее активность наличием у мира души, которая и приводит его в движение.

4. Николай Коперник. 5. Леонардо да Винчи.

 

Основные черты ренессансной натурфилософии:

1. Пантеизм.

2. Положение о бесконечности Вселенной (Кузанский, Бруно, Галилей).

3. Гелиоцентрическая концепция (Коперник, Кузанский).

4. Возрождение диалектических идей, представлений о противоречивости и изменчивости всего сущего (Кузанский, Бруно и др.)

5. Формирование представлений об активности материи, которой присуще самодвижение (Толанд, Бруно).

 

III. Проблема субстанции.

 

Субстанция – в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Б. Спиноза. Он определил ее как «causa sui» (причина самой себя). Субстанция - это причина самой себя и всего существующего, не имеющая причин вне себя.

II. Философия И. Канта

 

1. Докритический период в философии Канта продолжалсядо 1770 г. В качестве последователя Ньютона Кант выдвигает гипотезу, сейчас называемую гипотезой Канта-Лапласа. В этот период он является деистомдеизме Бог рассматривается как творец первоматерии, которая затем существует и развивается по своим собственным законам - законам Ньютона). Благодаря космогонической гипотезе Кант ввёл в естествознание диалектику, историзм (идея развития Солнечной системы и других планетных систем).

Кант пытался осмыслить проблему свободы человека, но она не совмещалась с его установками на Ньютоновскую классическую механику. Вывод Канта: Вся предшествующая философия зашла в тупик. Она рассуждает о высших предметах (Бог, душа, Вселенная), не исследовав условия и возможности их познания.

 

2. Критический период философии. Кант предлагает реформировать предмет философии. По его мнению, философия должна ответить на вопросы: 1. Что я могу знать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть истина». 2. Что я должен делать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть добро». 3. На что я могу надеяться? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть красота». В работе «Критика чистого разума» Кант выявляет условия и границы нашего познания. Он пытается очистить теорию познания от недостатков рационализма и эмпиризма.

Кант согласен с эмпиризмом, что наше знание начинается с опыта. Но, он подчеркивает, что в опыте нам не даны математические знания, так как данные опыта не обладают всеобщностью и необходимостью. Значит, можно согласиться с рационализмом, что истоки нашего знания не ограничиваются опытом. Кант считает, что у человека нет врождённых идей, но некоторые знания человека являются априорными (т.е. доопытными) - они формируются в процессе ЭПИГЕНЕЗА чистого разума. Тем не менее, Кант не согласен с рационализмом, что источником истинного знания является только разум.

 

Теория познания Канта

1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием.

2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе.

3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом.

4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые формы и через них мы воспринимаем мир.

5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе. Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом.







Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.039 с.) Главная | Обратная связь