Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Миржакып Дулатов (1885 – 1935 гг.) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
М. Дулатов – известный казахский общественный деятель, ученый-историк, философ, писатель, поэт, публицист, переводчик, педагог, член правительства Алаш-Орды. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу родного народа. В 1904 году произошло событие, изменившее всю жизнь юного М. Дулатова, когда в Омске он познакомился с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым, уже ставшими лидерами прогрессивной части казахской интеллигенции. М. Дулатов становится активным участником политических событий той поры. Это было как раз накануне и во время российской революции 1905-1907 годов, которая оказала исключительное влияние на ход политической жизни казахского общества на протяжении многих лет. Одновременно М. Дулатов ведет плодотворную творческую работу, пишет и публикует в различных изданиях свои стихи, прозу, научные статьи и исследования, откликается на текущие события своими заметками и письмами, выступает с философскими эссе, особенно по проблемам философии истории, социальной мысли, языка и литературы. Также он уделяет внимание проблемам политики и социологии, пишет статьи о глобальной политике, проблемах первой мировой войны и вопросах, связанных с участием в ней казахов на стороне России, о неотвратимо надвигающемся голоде и ответственности властей за неприятие мер для его предотвращения и т.д. Вся суть философии и социальной концепции М. Дулатова в конечном счете сводится не к абстрактоно-теоретическим рассуждениям, а к попытке обосновать некоторую сумму логических принципов для решения конкретных социально-политических задач. Главной из проблем своего времени он считал проблему отношения зависимого от России Казахстана с независимым и всесильным царским правительством. Критика несостоятельной, бездумной, реакционной политики царизма по отношению к зависимым народам была, по существу, кредом его политического мышления. В процессе критического анализа царской колониальной политики он ввел в оборот ряд новых категорий политической и социальной мысли, которые дали ему возможность предельно точно охарактеризовать закономерности экономического и социально-политического развития казахского общества на рубеже двух веков. Это такие понятия, как «сатрапия», «самосознание», «самодеятельность», «самоуправление», «представительство», «объективное», «активное» и т.д. Эти понятия и раньше встречались в казахской философской, социальной и политической литературе, например, у казахских просветителей ХIХ века. Но некоторые понятия, такие как «самосознание», «самодеятельность», «сатрапия», были внесены в казахскую социально-политическую мысль М. Дулатовым и его единомышленниками впервые. Другие же понятия, такие как «администратор», «чиновник», «представительство», наполнились новым содержанием и использовались для характеристики реальной сущности бюрократической системы управления. М. Дулатов писал, что отдельно взятый чиновник, администратор может быть порядочным, добросовестным человеком, но в структуре системы чиновников можно увидеть черты системного метода прочно вошедшего в структуру гуманитарного знания в середине ХХ века. Таким образом, М. Дулатов сделал громадный шаг вперед по пути развития казахской социальной мысли. Согласно его мнению, самым существенным недостатком царского самодержавного строя является бюрократизм. Он выражается во всевластии и произволе чиновников, а следовательно, в бесправии и полном бессилии народа защитить свои интересы. Благодаря реакционной деятельности чиновничьей бюрократии царизма в Казахстане проводится политика колонизации. Она находит свое конкретное проявление в изгнании казахов с исконных земель их обитания, насильственного изъятия лучших земель для передачи их русским крестьянам-переселенцам, что ведет к катастрофическому сокращению радиуса кочевания животноводов и резкому падению животноводческой продукции. Колониальная политика царизма, представляющая собой безжалостный грабеж трудящихся масс Казахстана, по мнению М. Дулатова, привела край к полному упадку. Не ограничиваясь экономическим порабощением казахской бедноты, царская бюрократия повела повальное наступление и на культуру казахского народа. Проводилась политика русификации и насильственной ассимиляции народа Казахстана. Выход из этой ситуации М. Дулатов видел в развитии системы местного самоуправления, причем такого, которое не имеет ничего общего с сепаратизмом, а поможет с глубоким знанием дела на местах предельно рационально использовать ресурсы, выделяемые центральным правительством. Эти и многие другие идеи были положены в основу программы в будущем созданной партии «Алаш» и автономии «Алаш- Орды». Развивая свои философские и социально-политические взгляды, М. Дулатов ведет интенсивную общественно-политическую деятельность. В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создает журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга» («К молодежи»). Он также пишет статью «Бiздiн максатымыз» («Наши цели») для второго номера журнала, который так и не вышел в свет. Политическое кредо М. Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил первый поэтический сборник «Оян, казах» (Проснись, казах! ). Поэма, вышедшая отдельной книгой, сразу же принесла ему славу в известных кругах русской, казахской, татарской, киргизской, башкирской интеллигенции. Издание сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. В 1911 году сборник «Оян, казак! » был конфискован главным управлением по делам печати. Смагул Садвокасов в предисловии к книге «Молодой Казахстан» (1928) писал: «В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А. Байтурсынова, М.Дулатова, М. Джумабаева. В 1910 году вышел первый роман на казахском языке под названием «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»). Автором его является вышеупомянутый М.Дулатов. Роман описывает жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой как вещь, за калым и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу». М. Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. В 1911 году М. Дулатов был арестован в Семипалатинске и полтора года провел в заключении. После освобождения он начинает регулярно печататься в журнале «Айкап» и в газете «Казах», которую он основал с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым в 1913 году. В своих поэмах и статьях он по-прежнему критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа, находящегося под гнетом имперской администрации. В 1914 году по инициативе тюрколога В.В. Гордлевского в качестве видных представителей казахской литературы были введены в оборот имена Абая и Миржакыпа в «Восточный сборник», выпускаемый в честь 70-летия известного востоковеда академика А.И. Веселовского. Второй сборник стихов М. Дулатова под названием «Азамат» («Гражданин») выходит в 1913 году в Оренбурге, в нем были помещено несколько переводов русских поэтов. Позднее, в 1922 году, Дулатов посвящает жизни и творчеству А. Байтурсынова очерк. Активно сотрудничал в 1911 году М. Дулатов и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме». Мыслящие люди, и в их числе М. Дулатов, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1, 5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в. «Казахский народ попал целиком в зависимость от России, он совершенно бесправен. Поборы и налоги, собираемые с него, не идут на его нужды. «Царское правительство готово было подвергнуть казахов геноциду, - пишет М. Дулатов, - как потомков Чингис-хана и Тамерлана». Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая возможность самоуправления. В статье «Закон от 3 июля и казахи» М. Дулатов подверг критике это решение как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может. Опыт двух Дум доказал несостоятельность доводов, что казахи «темные», поскольку казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является ситуация, когда по делам казахского народа выступают те, говорит М. Дулатов, которые ненавидят или презирают казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским мелким чиновником и урядником, привыкают к подхалимству, взяточничеству. А царское правительство не только не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а наоборот, тех, кто на собственные средства стремится открыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как взяться за земледелие. В 1916 году он, а также А. Байтурсынов и А. Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мнению, может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Летом 1917 года М. Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». Он участвовал в разработке программных документов партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орды» совместно с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом. М. Дулатов становится членом правительства «Алаш Орды» вместе с его руководителями А. Букейхановым и А. Байтурсыновым. В 1920 году пришедшие к власти большевики упразднили автономию «Алаш-Орды». М. Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности, продолжал писать. В 1928 году он резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с его письменной историей. Он полагал, что эта реформа положит начало потере родного языка, отчуждению народа от его собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Будущее показало, что он был прав, но в декабре 1928 года он был арестован по обвинению в казахском национализме, сидел в тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь. Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме», он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало казахам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». 5 октября 1935 года М. Дулатов умер (по другим источникам – расстрелян).
Список использованной литературы
1. Кунанбаев Абай. Избранное. М., 1981. 2. Кунанбаев Абай. Стихи, поэмы, проза /Составитель Г.Бергер. Алматы, 2002. 3. Аккулыулы С. Алихан Букейхан // Простор. 1993. № 10. 4. Алтынсарин И. Избранные произведения. Алма-Ата, 1965. 5. Алаш-Орда. Сборник документов /Под ред. Н.Мартыненко. Алматы, 1992. 6. Букейханов А.Киргизы. Избранное. Алматы, 1995. 7. Валиханов Ч. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Алма-Ата, 1961. 8. Касымханов Г., Танкаева Г. Портреты и штрихи к истории Степи. Алматы, 1995. 9. Нысанбаев А.Н. и др. Политология: Уч.пособие. Алматы, 1998. 10. Абен Е., Арын Е., Тасмагамбетов И. и др. Первые лица государства: политические портреты (с точки зрения истории и современности). Алматы, 1998. 11. Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портреты в интерьере эпохи. М: РОСПЭН, 2008. 12. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- начала ХХ века. Алматы, 1996.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы