Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Букейханов Алихан (1870-1937 гг., по другим данным – 1866-1937 гг.)
Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш». Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института, после завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства педагогическую и научную работу. Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова». В 1903 году в Петербурге вышел 18-й том собрания сочинений под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего края». Одним из авторов этого тома, посвященного Казахстану, был А. Букейханов, написавший раздел «Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура». В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы «народной литературы», остановившись в особенности на анализе поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Он специально выделяет Абая, высоко оценивая его как «представителя нового течения» в казахской поэзии. А. Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев», напечатанная как некролог в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году, давала характеристику творчества великого поэта. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году. А. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю. И это было не случайно, поскольку поколение казахов-интеллигентов начала ХХ века, ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания. Также А. Букейханов в рядах казахских просветителей принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы. Вооруженные знаниями родной, восточной, русской, европейской культур казахская интеллигенция сформировывала идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века. А. Букейханов работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора. Журнал «Айкап», который выпускался на казахском языке (на основе арабской графики), фактически освещал все стороны жизнедеятельности казахского общества. Исследователи выделили следующие разделы в журнале: 1. Общественно-политические статьи. 2. Литературные сочинения, исследования. 3. Проблемы просвещения казахов. 4. Вопросы родного языка, алфавита. 5. Положение казахской женщины, ее освобождения и развития. 6. Медицинские, агротехнические советы, научные открытия. 7. Внутренние и внешние события. 8. Библиография. 9. Корреспонденции, ответы на письма. Авторы, сгруппировавшиеся вокруг журнала, представляли прогрессивную казахскую интеллигенцию. Наиболее активные и известные из них: А. Байтурсынов, Г. Карашев, Ж. Сейдалин, С. Торайгыров, С.Сейфуллин. Главенствующее место на страницах журнала заняло обсуждение аграрного вопроса. Обсуждая аграрный вопрос, авторы пытались донести до рядовых членов казахского общества те законы, на основании которых отчуждались исконно казахские земли, разъясняли цели и планы царизма, предупреждали о том, что отчуждение излишков – только начало жесткой политики российской империи. После роспуска Первой Государственной Думы, А. Букейханов, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам Казахстана, пытается сделать это через российскую печать. В «Сибирских вопросах» публикуются его статьи, в том числе «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен» и другие. Эти объемные работы убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство – не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. А. Букейханов пишет об искажениях результатов обследования хозяйств, о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами. Переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. В 1904 году А. Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А. Щербины, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года он состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркаралинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под документом, известном как Каркаралинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1910-1914 годах А. Букейханов пишет ряд научных статей в «Новом энциклопедическом словаре». Кроме того, в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» публикует статью «Казахи». Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организовать среди них учебно-просветительскую деятельность стало издание газеты «Казах», в котором приняли участие наряду с А. Букейхановым А.Байтурсынов и М. Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом «Кыр баласы» («Сын степей», «Степняк») А. Букейханов опубликовал в газете «Казах» статьи «Думские партии», «Дума и казахи», «Август Бебель». В 1916 году А. Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая – важный элемент политической программы А. Букейханова. Имеются сведения, что его имя значится в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Основанная в 1910 году ложа «Малая медведица» иначе называлась «организацией Керенского». Масонское движение, возникшее в России после 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством. Как правило, назначения местной администрации при Керенском определялись масонскими связями, благодаря которым рекомендовались на должности прежде всего «братья». Масонская организация, как и буржуазные партии, в которых она имела влияние, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей А. Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году А. Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. А. Букейханов считал, что именно через масонство ему удается достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающей в себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управлениефинансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности. Его пути с кадетами и масонами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе – предоставлении автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах». Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах». Образование партии «Алаш» было организационно оформлено в июле 1917 года на первом «общекиргизском съезде», когда был избран ее исполком, а также определены задачи по выработке программы партии. В вопросе о государственном устройстве алашордынцы выступали за федерацию как союз равноправных народов. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на II Всеказахском учредительном курултае была провозглашена Алашская автономия, т. е. автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) – А. Букейханов. А. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам. В гражданской войне А. Букейханов и алаш-ордынцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ордынцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение – войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка». Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, то А. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле – имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейханова и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Поскольку связь с «Алаш-Ордой» была одним из стандартных обвинений сталинского режима против интеллектуальной элиты казахского народа, есть необходимость в пояснениях. Исторический термин «Алаш» был общим именем для тех древних родов, которые впоследствии получили этноним «Казах». Этим именем названа была партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. Стремление к самостоятельности в форме автономии без выдвижения требования полной независимости отражало реализм позиции «Алаш» и опиралось на объективное положение казахского общества. Руководство «Алаш» учитывало достаточно глубокую интегрированность края в российскую политико-экономическую систему, исторически сложившуюся взаимосвязь России и Казахстана, весьма значительную вероятность потери даже минимальной самостоятельности в случае провозглашения суверенитета. Кроме того, необходимо иметь ввиду присущее «Алаш» стремление провести модернизацию казахского общества, ускорить ее процесс на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями руссой культуры, общечеловеческой цивилизации. На основе программы партии «Алаш» было провозглашено первое самостоятельное государство в 1918 году, которое в виду имперской политики большевиков вошло с ними в конфликт. Неприятие советским центром предложений «Алаш-Орды» о национально-территориальном автономном устройстве края толкнуло партию и правительство «Алаш-Орда» в антибольшевистский союз со сторонниками демократической федерации и защиты Учредительного собрания. Именно в этой коалиции руководство партии и автономии видело возможность выживания народа, защиты его коренных интересов. Позже выяснилось, что союз с любой из воевавших с Советами сторон на деле удалял их от реализации программных целей. Пытаясь предотвратить масштабные карательные акции Советской власти по отношению к населению, поддерживающему идеи «Алаш», лидеры партии вынуждены были принять условия, продиктованные правительству «Алаш-Орда» советским военно-политическим руководством. Достигнутый ранее между большевиками и «Алаш-Ордой» компромисс был большевиками попран, партия «Алаш», национальная автономия «Алаш» и ее временное правительство «Народный Совет Алаш-Орда» в марте 1920 года перестали существовать. Как уже указывалось, в отношении лидеров «Алаш» стали применяться политические репрессии. И хотя неоднократно принимались решения о применении амнистии в отношении казахов, боровшихся против советской власти, власть эта не простила А. Букейханову и его соратникам нежелание принять диктатуру пролетариата и попытку создать собственную государственность. Лозунг «алаш-ордынец-националист, враг народа» стал основой тотальных гонений на многие годы против тех, кто составлял «мозг нации». Сам Алихан Букейханов был сентябре 1937 года расстрелян, но забвение не коснулось его имени. Память о нем, несмотря на все попытки ее стереть в советское время, сохранилась в казахском народе. Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда» и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы