Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перцептивная сторона общения



А.А. Бодалев [6] пишет, что существуют 3 формы восприятия и понимания людьми друг друга:

- идентификация – уподобление себя другому и вчувствование в его состояние;

- эмпатия – это эмоциональная форма восприятия и понимания другого человека – способность сопереживать Другому, интуитивно познавать, как другой человек видит мир и что он при этом чувствует;

- рефлексия – это логическая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на осмыслении и анализе поведения и личностных качеств партнера по общению.

Восприятие и понимание людьми друг друга – сложный процесс, который имеет (по Т. Шибутани [7]) 3 уровня:

1. мы воспринимаем образ партнера по общению;

2. мы воспринимаем то, как нас воспринимает партнер по общению;

3. мы воспринимаем, как относится партнер к тому, как мы его воспринимаем.

В связи со сложностью процесса перцепции наше восприятие другого человека редко бывает объективным, особенно если оно подвержено так называемым эффектам восприятия.

Эффект первичности. Суждение о человеке по первому впечатлению.

Эффект ореола. Суждение о человеке по одному (на наш взгляд главному) его качеству.

Эффект проецирования. Приписывание другому человеку своих качеств и переживаний, взглядов, мотивов поведения.

Эффект новизны. Изменение мнения о человеке после нового и яркого впечатления о нем.

На наше восприятие окружающих людей влияют социальные установки.

Установка это обобщенные и упрощенные представления о партнере по общению, способствующие формированию готовности воспринимать человека определенным образом еще до начала общения с ним.

Установки – это продукт влияния на нас других людей и продукт нашего личного опыта. Они формируются с раннего детства в соответствии с родительской моделью отношения к другим людям, затем присоединяется влияние учителей, приятелей, средств массовой информации и накапливающийся личный опыт. В результате образуется обобщенные и упрощенные представления о других людях, которые называются стереотипами восприятия. Свою окончательную форму стереотипы приобретают между 18 и 30 годами, после чего изменяются с большим трудом.

Виды стереотипов восприятия: национальные; возрастные; гендерные; профессиональные; социальные.

Стереотипы восприятия являются одним из механизмов осмысления и категоризации социального опыта. Стереотипы помогают нам на начальном этапе знакомства ориентироваться на характеристики, типичные для данной социальной группы. В дальнейшем наше представление о партнере по общению углубляется, расширяется, индивидуализируется, и мы отходим от стереотипов. Если знакомство не носит личного характера, то стереотипы остаются основными носителями информации о партнере по общению.

Интерактивная сторона общения

В общении люди вступают друг с другом во взаимодействие. Каждое взаимодействие оказывает влияние на тех, кто в нем участвует, изменяя его понимание ситуации, самого себя, другого человека, давая новый опыт и новые навыки установления взаимоотношений, совершенствуя социальное познание человека. Каким образом люди оказывают влияние друг на друга? Г.М. Андреева [8] называет 4 способа влияния людей друг на друга.

1. Заражение. Бессознательная невольная подверженность человека определенным эмоциональным состояниям, чаще всего возникает в ситуации дефицита информации. Высшая степень проявления – паника или экстаз.

2. Внушение. Целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. При внушении информация воспринимается некритично как абсолютно достоверная. Внушение носит вербальный характер.

3. Подражание. Воспроизведение человеком черт и образцов поведения значимого авторитетного лица. Подражание способствует возникновению групповых норм и ценностей. Оно же лежит в основе формирования моды.

4. Убеждение. Построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию.

Несмотря на кажущуюся предпочтительность убеждения, оно действует только на взрослого интеллектуально развитого человека. На детей, интеллектуально ограниченных и психически больных людей следует действовать внушением. Кроме того, подражание лежит в основе усвоения социальных норм поведения детьми раннего возраста. Поэтому надо знать и уметь применять все способы взаимодействия на человека.

 

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Человек – существо не самодостаточное. Развитие его личности, приобретение знаний, умений, навыков, их проявлений происходит только в обществе других людей. При этом человек устанавливает социальные отношения различного характера.

Сотрудничество

Сотрудничество является нормой человеческих отношений. Направлено оно на совместное достижение оптимального эффекта от совместной деятельности. Каждая сторона выполняет свою часть работы, стараясь достичь оптимального результата, чтобы при сложении усилий ее вклад в общий труд принес нужный эффект. При этом каждая сторона получает вознаграждение согласно величине своего вклада.

Д. Майерс [9] предлагает следующие меры для установления отношений сотрудничества:

- установление правил, регулирующих эгоистическое поведение, что потребует разработки этих правил и их осуществления, ограничения индивидуальных свобод;

- уменьшения размеров групп (в маленьких сообществах каждый чело­век чувствует себя более ответственным, идентифицирует свой успех с успехом группы);

- коммуникация (обсуждение проблем усиливает озабоченность груп­повым благополучием, уменьшает недоверие друг к другу, позволяет каждому решиться на сотрудничество);

- вознаграждение сотрудничества (сотрудничество должно стать выгод­ным);

- апелляция к нормам альтруизма (повышение личной ответственности за других порождает альтруизм).

Сотрудничать трудно, поскольку между людьми часто возникает конкуренция из-за работы, продвижения по службе, заработка и т.д. Иногда люди не могут успешно сотрудничать, потому что в своей совместной работе они по-разному воспринимают справедливость распределения вознаграждения. Например:

- справедливое распределение должно быть на основе ра­венства;

- справедливое распределение должно учитывать потребности, ситуацию каждого (одному, например, в данный момент очень нужны деньги, а другому они очень понадобятся в иное время);

- справедливое распределение вознаграждений должно быть пропорционально индивидуальным вкладам.

Даже если принять позицию пропорционального распределения, под «соответствующим вкладом» часто понимают разное. Например, мужчины могут воспринимать более низкий социальный статус женщин в обществе как вполне справедливый, приписывая вкладу женщин в совместную профессиональную деятельность меньшую значимость. Чем выше люди оценивают свой вклад в общее дело и чем полезнее для общества они себя ощущают, тем сильнее их чувство обделенности, которое также затрудняет сотрудничество.

Более совершенным отношением является то, которое на Руси называлось словом «соборность». Такой тип взаимоотношений предполагает, что для людей главной целью является качественное выполнение общего дела. Каждый делает столько, сколько может, вознаграждение распределяется согласно добровольной договоренности. И не всегда самое большое вознаграждение достается тому, кто больше работал.

В современном мире такие отношения мы можем видеть в семьях, где не высчитывают, кто сколько сделал, кому сколько благ досталось. Каждый отдает близким столько сил и средств, сколько у него есть, стараясь, чтобы тем, кого он любит, было хорошо. Как только заканчивается бескорыстная самоотдача, наступает время для установления справедливости. Поскольку у каждого свое понимание справедливости, начинаются взаимные счеты, упреки и обиды. Соборность проявляется не в том, что люди отнимают и делят, а в том, что они складывают и умножают.

Эмпатия

Эмпатия - это сочувственно-сопереживающее отношение, эмоциональная отзывчивость человека на переживание другого. Выражается в форме сопереживания или сочувствия.

Исследования Т.П. Гавриловой [10] свидетельствуют о том, что о сопереживании можно говорить, когда человек испытывает те же чувства, что и другой человек или персонаж художественного произведения. При этом утрачивается позиция вненаходимости и человек как бы заражается эмоциональным состоянием Другого. При сочувствии человек осознает, чувствует то, что испытывает Другой, но не вовлекается в чужое эмоциональное состояние. Сочувствие побуждает человека помочь Другому.

Это позволяет помогающему человеку сохранить здравый смысл и предложить рациональное разрешение проблемы.

Работы Ю.Б. Гиппенрейтер [11] показывают, что можно говорить о разных уровнях развития и проявления эмпатии:

I. человек не понимает переживания другого и не сочувствует ему;

II. человек понимает переживания другого, но не сочувствует ему;

III. человек понимает переживания другого и сочувствует ему, но реально не помогает;

IV. человек понимает переживания другого, сочувствует и реально помогает ему.

Четвертый уровень эмпатии Ю.Б. Гиппенрейтер называет истинной (или действенной) эмпатией, граничащей с альтруизмом и отмечает, что один и тот же человек может к разным людям в разных ситуациях проявлять разную степень сочувствия.

Альтруизм

Альтруизм - это безвозмездное оказание помощи другим людям. Иногда помощь оказывается даже в ущерб своим собственным интересам.

Теории альтруизма

Эволюционный подход. С позиций естественного отбора альтруистические действия, нацеленные на помощь близким родствен­никам, должны поддерживаться. Люди склонны помогать в первую очередь тем, кто ближе им по крови, так как эта помощь повышает вероятность сохранения потомства и продолжения рода. При этом, конечно, они не осознают биологическую важность такого поведения. За тысячелетия прин­цип родственного отбора стал естественной частью человеческого поведения.

Теория социального научения. Человек, который способен обучать­ся и следовать социальным нормам, существенно повышает свою способность выжить в обществе. Одна из норм, присущая практически всем обществам, - ценность оказания помощи другим. Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности, которой общество учит своих граждан. В процессе социализации человек усваивает ценности, нормы, которые могут начать регулировать ее поведение, приводить к просоциальному поведению.

Теория социального обмена. Большинство альтруистических действий человека продиктовано неосознанным эгоистическим желанием максимизиро­вать получаемое вознаграждение и минимизировать издержки. Быть порядочным челове­ком и обращаться с другими внимательно, с состраданием и сочувствием (и получать такое же обращение в ответ) - девиз человека, принадлежащего к циви­лизованному обществу.

Видя, как другой страдает, свидетель сам начинает испытывать возбуждение и беспокойство. Помогая страдающему, он получает следующие вознаграждения:

а) социальное одобрение;

б) повышение ощущения собственной ценности;

в) облегчение собственного дистресса (помощь, хотя бы отчасти, снимает у него эти неприятные ощущения).

Оказание помощи (в рамках теории социального обмена) - это замаскированный эгоизм. Люди помогают тогда, когда такие действия соответствуют их интересам, но при этом выгода от помощи превышает издержки для помогающего (боль, стресс, потеря времени и др.). Оказание помощи мотивируется стремлением минимизировать расходы и увеличить, насколько возможно, доходы.

Сочувствие как источник подлинного альтруизма. Сочувствие и сострадание мотивируют помогать другому человеку в его интересах. Когда ощущаешь привязанность к другому человеку, начинаешь ему сочувствовать, внимание с самого себя переносишь на его страдания, появляется искреннее желание ему помочь. Альтруизм возрастает по мере того, как человек приучается видеть окружающее с точки зрения другого человека. Сострадая, он готов по­могать, даже если никто не узнает об этой помощи (в том числе и сам постра­давший).

Когда оказывают помощь?

Влияние личностных факторов. Мужчины с большей готовностью помогают в ситуациях, требующих рыцарства и героизма. Женщины чаще помогают в ситуациях, когда возникают длительные и обязывающие взаимоотношения. Это можно объяснить тем, что практически во всех культурах рыцарство и героизм - часть роли мужчины, в то время как роль женщины требует быть заботливой матерью и нежной подругой, ценить теплые и длительные отношения.

Когда люди находятся в хорошем настроении, они склонны различными способами помогать другим, чтобы продлить свое хорошее настроение. Кроме того, при хорошем настроении другой, как правило, воспринимается с хорошей стороны, и ему приятно помочь. Хорошее настроение делает человека склон­ным вести себя в соответствии со своими собственными ценностями и убежде­ниями, а не под влиянием обстоятельств. Счастливые люди готовы прийти на помощь. Опечаленные люди также склонны к оказанию помощи (при этом внутреннее вознаграждение за оказание помощи улучшает настроение).

Выявлена связь между религиозностью и дол­говременным альтруизмом, постоянным оказанием помощи.

Ситуационное влияние. Когда люди торо­пятся, вовлечены в свои дела, они обращают меньше внимания на то, что про­исходит вокруг, поэтому менее склонны предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается.

Если люди не знают, какая помощь необходима, то и не смогут помочь. В некоторых случаях они могут знать, как надо помочь, но не умеют этого сделать. Даже если имеешь достаточную квалификацию, чтобы оказать соответствующую помощь, необходимо еще принять решение об оказании помощи, взве­сив возможные издержки.

Оказание или неоказание человеком помощи другим зависит от субъективной интерпретации происходящего, общей социальной ситуации. Например, если наблюдатель не рассматривает тот или иной случай как чрезвычайный, то, скорее всего, не станет оказывать помощь пострадавшему. При увеличении числа свидетелей чрезвычайного происшествия каждый из них становится менее склонным принимать на себя ответственность за оказание помощи потерпев­шему. Вероятность оказания помощи увеличивается, если ее оказывают и другие.

Чем больше плотность населения, тем менее люди склонны помогать друг другу.

Люди склонны помогать тем, кто не способен самостоятельно справиться с жизненной ситуацией (чаще всего это дети, старики, люди с ограниченными возможностями).

Сходство (в убеждениях, одежде, статусе, месте проживания, др.) способствует появлению позитивных межличностных отношений, которые, в свою очередь, ведут к возникновению желания оказать помощь. Человек склонен помогать тем, кто похож на него.

Для человека, который надеется получить помощь от других, важно, чтобы эти люди могли воспринимать его как члена своей группы. Следовательно, надо суметь стать частью значимых групп, быть похожим на других, освоить соответствующие модели ролевого поведения, принятые в этих группах.

Имеет значение еще один фактор сходства – люди, испытавшие на себе влияние тяжелых жизненных ситуаций, стремятся помочь тем, кто оказался в подобном положении.

При общинных взаимоотношениях люди меньше заботятся о том, кто что получает, и больше думают о том, как лучше помочь другому человеку удовле­творить его потребности.

Люди гораздо охотнее помогают друзьям (поддержи­вая с ними отношения общинного типа), нежели незнакомцам. Полезно иметь много родственников, друзей, единомышленников (профессиональ­ных, по интересам и т.д.), поскольку увеличивается вероятность, что в трудной жизненной ситуации тебе помогут.

Не все люди, однако, хотят, чтобы им помогали. Они в этой ситуации даже могут проявить обиду из-за возможности ощутить свою не­состоятельность, некомпетентность и зависимость.

Оказание помощи другому человеку не должно быть безграничным. Помощь не должна оказываться в том случае, если:

а) человек способен самостоятельно справляться с жизненными трудностями (в этом случае помощь оказывает развращающее влияние, потворствует развитию потребительского отношения к помогающим людям);

б) если деятельность человека или группы людей направлена на:

- саморазрушение или самоуничтожение;

- уничтожение других людей;

- уничтожение для помогающего человека ценностей.

Понятие ценностей включает не только материальные предметы с их финансовой стоимостью, но и те предметы и явления, которые являются носителями культурных и нравственных ценностей человечества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь