Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление психологии как наукиСтр 1 из 16Следующая ⇒
Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось, по сути дела, с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки [7, 9, 24]. I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) – психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений. Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности. Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа. Переход от стихийного и иррационального анимизма к гилозоизму – философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи, оказал влияние на развитие учения о душе. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Учение о душе исходно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. В философии древней Греции душа (при сохранении взгляда на нее как на нечто, дающее возможность движения, ощущений, мышления, переживаний) часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение. Так, великий диалектик Гераклит (конец VI - начало V в. до н.э.) утверждал наличие огненной стихии – Психеи, приобщающейся к «космическому огню»; тем самым душа человека оказывалась причастна Космосу. (Отметим, что в целом для античных представлений часто было характерно видение в Космосе живого, движущегося существа, в связи с чем часто говорилось о «мировой душе», слабой копией, частичным отражением которой являлась душа отдельного человека.)
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Демокрит считал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Органом мышления выступает исключительно мозг.
Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель. Его трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество.
Платон рассматривает душу как самостоятельную субстанцию. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.
Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. Так начиналась психология, так были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: Что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Так исторически впервые сформировался предмет психологии – душа, как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли. Теперь мы минуем много столетий и обратимся к Новому времени, к европейскому XVII веку. Конечно, это не означает, что ученые средневековья и раннего Возрождения не размышляли о природе души; однако именно в XVII веке в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, т.е. на основе разума (и веры в его могущество) сформулировать представления о мире и человеке. К этому же времени принадлежат и развернутые попытки создания системы обоснованных (не только на уровне формальной логики) правил, методов рассуждения в науке. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы