Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Французское Просвещение. Материалистическая тенденция во Французском Просвещении
В философствовании просветители противостоят абстрактной метафизике XVII века, поэтому их позицию можно определить как антиметафизическую, а во многом и как материалистическую. Материалистическое течение в просвещении представлено именами Ламетри, Дидро, Гельвеция и Гольбаха. Они объясняли природу и человека без каких-либо ссылок на теологию. Они пытались доказать, что различным образом видоизменяющаяся материя представляет собой единственную субстанцию во Вселенной, высшим продуктом развития которой является человек. Просвещенческая идеология была подготовлена всем ходом экономического и социального развития Франции, центром которой она и стала. В конце XVII века, в период с 1680 г. по 1725 г. Франция вступает в полосу углубляющегося политического и экономического кризиса. Абсолютная монархия становится препятствием прогресса, ее авторитет падает. Все классы общества недовольны существующим порядком. Возрастают и усиливаются социальные противоречия - между феодалами и крестьянством, между усиливающейся буржуазией и феодальной аристократией. Растущий деспотизм Людовика XIV, агрессивные тенденции его внешней политики, репрессии во внутренней политике создали почву для оппозиционных настроений и течений внутри французского общества. Вместе с тем у людей появляется новое мироощущение, выразившееся в осознании того, что они живут в эпоху, которая особенно значительна и важна в истории человечества. Все предшествующие века (и не только средневековье) рассматривались как эпохи заблуждений и невежества. В области мышления вновь пропагандируется философия Ф.Бэкона, эмпиризм которой освободил мысль от веры в авторитет, указал людям на их право собственного наблюдения и исследования. Поднимающийся класс буржуазии стремился к практической философии, которая была бы связана с естествознанием, с изучением эмпирического мира, с развитием новых отраслей науки и техники. Ведь XVII век - это век формирования математического и экспериментального естествознания, развития новых областей знания. Со второй половины XVII века научное движение приобретает такой размах, что государственная власть уже не может оставаться в стороне. Основываются Академии, сначала в Англии (1662 г.), затем во Франции (1666 г.) и Германии (в Пруссии в 1700 г.). Экспериментирование, поклонение Бэкону, который сравнивается с библейским Моисеем, пренебрежительное отношение к спекулятивной философии являются важнейшими чертами рассматриваемого времени. В связи с расцветом экспериментального естествознания серьезный кризис начинает испытывать декартовская философия, противопоставлявшаяся специальному знанию, новым опытным наукам. Происходит зарождение экспериментальной биологии, химии. Опытные наукив этот период носили преимущественно эмпирический характер, то есть в основном, опираются на наблюдаемые явления. Естествознание в целом было собирающей наукой, коллекционирующей и классифицирующей факты, полученные путем наблюдения. Рациональная философия подвергается критике. Метафизические системы, по мнению современников, не соответствовали идеалу эмпирического знания. Философию обвиняли в бесплодности, в неспособности оказать практическую пользу для дальнейшего развития человечества. Отчасти это происходило из-за того, что в данный период не делается большого различия между методом философствования и методом получения нового научного знания. Однако, " Кроме отрицательного опровержения теологии и метафизики XVII века необходима была еще и положительная антиметафизическая система. Чувствовалась необходимость в такой книге, которая привела бы в систему тогдашнюю жизненную практику и дала бы ей теоретическое обоснование. Сочинение Локка " О происхождении человеческого рассудка" очень кстати явилось с того берега пролива. Оно было встречено с энтузиазмом. Теория опытного происхождения знания Д.Локка, критика врожденных идей, учение о естественном праве и о неотчуждаемых правах личности, о договорном происхождении государства, о законности восстаний против тиранов, казалось отвечали на все вопросы, как в области гносеологии, так и в области политики. Д.Локк ищет компромисса между специальным научным знанием и философией. Он говорит о " натуральной философии", тем самым в некоторой степени, стирая грань между философией и специальным научным знанием. Материалистический сенсуализм, исключавший метафизику из области знания, а также мысли о преобладании опыта, науки над схоластикой и метафизической спекуляцией, подчеркнутое внимание к человеку и его чувственному миру получили быстрое и широкое распространение во Франции. Франция второй половины XVIII в. характеризовалась интенсивным развитием капитализма, обострением социальных противоречий. Она стояла накануне буржуазной революции. В обществе вызревала потребность философского осмысления сложившейся социально-политической ситуации и поиска идеала общественного устройства. Активное же участие человека в общественной жизни требовало пересмотра взглядов на человека, его природу и место в мире, на его права и обязанности. Ярко выраженными чертами эпохи становятся резко отрицательное отношение к феодальным порядкам и привилегиям, радикальная критика церкви, ее устоев и принципов и религии как социального института. Основной причиной всех зол и бедствий считалось невежество, идеалом же общественного устройства - формирующиеся буржуазные отношения, которые можно было построить, распространяя знания, воспитывая народ и просвещая правителей относительно принципов человеческого общежития. Грядущая эра виделась не иначе, как эра разума. Французские мыслители (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) пытались дать ответ на многочисленные вопросы, мучившие все слои французского общества. Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провёл в изгнании. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобно тем, что создали до него, например, Г. Троцкий, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж. -Ж. Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие - пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеяний духовенства, мракобесия и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковного изуверства. Вольтер рассматривал католическую церковь как главный тормоз всякого прогресса. Он разоблачил и высмеивал догматы церкви, жалкую схоластику, которую духовенство преподносило народу. В своём отношении к католической церкви Вольтер был непримирим. Каждое слово его было проникнуто боевым духом. В борьбе с католической церковью он выдвинул лозунг «Раздавите гадину», призывая всех сражаться с «чудовищем», которое терзает Францию. Католическое духовенство для Вольтера - это «фанатики и шарлатаны, которые слишком святы, чтобы работать». Религия, с точки зрения Вольтера, - это грандиозный обман с корыстными целями, и христианство не составляет исключения. Вольтер характеризует католичество как «сеть самых пошлых обманов, сочинённых ловкими людьми». Вольтер. Бог и люди: В 2 т. - М, 1961. - С. 125. Вольтер разоблачает в своих произведениях суеверия, которыми наполнена библия. Его язык становится язвительным и исполненным сарказма, гнева и ненависти, когда он говорит о католической церкви и католической религии. Вольтер считал, что все бедствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Он призывал к борьбе за науку и прогресс, надеясь, что «союз королей и философов» расчистит почву для развития человеческого общества. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Не смотря на антиклерикальный настрой, он всё же учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым создание особой рациональной религии в качестве узды для народа. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы