Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия



Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для кот. хар-но, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы; отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование процесса. Различия между ООП и СОП:

теории ООП СОП
Что представляет собой субъект восприятия Физическое тело либо техническое устройство по прееработке информации Целеполагающий субъект
Функция восприятия Отражение внешнего мира Представление знаний субъекта о мире
Чем детерминируется восприятие Внешнее воздействие Цель
Что есть восприятие. Его свойства Пассивный процесс Индифферентность Активный процесс Пристрастность

Объектно-ориентированные теории восприятия:

Теория Структур-зм Гештальт Гибсон
Какие феномены изучает Сенсорн. кач-ва Конфигурат. феномены Сенс.кач-ва Конфигур. Констант-сть Предмет-сть
Что есть воздейст-я внешнего мира Отдельные виды физич. энергии Потоки физич. энергии Структурные характ-ки потока физич. энергии
Мех-зм порожд-я перцепт. образов Две ступени: 1) возникн. ощущения 2) суммация ощущ-й по законам НС 1. Закон перцеп. орг-ции 2. Взмд-е разнонапр. сил 3. Принцип изоморфизма Акт извлечения информации

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из Едва заметных различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку 1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены – двумерны и непосредственны. Соответственно – Аккомодация и конвергенция – это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные. Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К 2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря на АИ. По точкам не построить фигуру.

Гештальттеория восприятия Акцент на врождеенный характер перцептивных процессов. Основываеться на целом а не на единицах – пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий. Физиологич. Г. – концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать – из зоны фигуры в зону фона – вызывая эл ток вокруг контура фигуры. Принцип изоморфизма (равенство формы) – воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Зрительное поле – Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности – тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами – тем ---/--- 4) Чем меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен). Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов) ЗП Имеет тенденцию к минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил – сохранение видимой локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении, которое связывает стимул. Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость. Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность. Критика – нет научения, все врожденное. Фигура или фон – двойственные фигуры.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич. акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности – внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше, тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы: 5 типов их типов соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. - органом и его настройкой; б) рецепторы - пассивны, а в.с. - получают инфо. активно; в) результат работы орг. чувств - набор врожд. ощущений, а в.с. - способн-ть к соверш.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Теория Гельмгольц Брунер Найссер
Изучаемые феномены Предмет-сть Конфигур. Предмет-сть Установка Установка Предмет-сть
Что есть знание субъекта о мире Образ представ-ния Система категорий Когнитивная схема
Механизм порождения перцепт. образов Бессознат. умозаключ-я Процесс категоризац. (4 стадии) Перцептивн. цикл

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов: 1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п. 3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения. Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории). 4 стадии процесса категоризации: 1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его хар-ки. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков. 3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории. 4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Осн. положения: 1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности. 2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Осн. понятия: Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем.

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами. Результат исследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. ®Объект (наличная информация)® модифицирует® схема ®направляет® исследование® Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема – одна из фаз активности – связывает субъекта с окружающей средой. Термин “восприятие” относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема – это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему

Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы. Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации. Ф-ции схем: предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта восприятия: 1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами). 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).

 

Восприятие пространства, формы, времени движения.

А. Восприятие пространства. Основной вопрос, на который отвечали теории восприятия - содержатся ли признаки пространственной организации (удаленность и глубина) в проксимальном стимуле или требуются какие-то дополнительные механизмы (напр., умозаключения) для восприятия пространства. Например, структурализм выдвигал идею суммации сетчаточных признаков и проксимального стимула для восприятия глубины и удаленности. Гибсон, напротив, считал, что все необходимые признаки уже заданы в стимульной информации. Признаки восприятия удаленности и глубины: I. зрительные - > статические (1. монокулярные и 2. биноаклярные); II. окуломоторные - трансформационные. 1. Монокулярные признаки: а) линейная перспектива (схождение прямых у горизонта, уменьшение размеров предметов и т.п.). Эксп-т: комната Эймса. Этот признак работает при знакомых формах. б) знакомый размер (позволяет судить о расстоянии до предмета). Эксп-т: с игральными картами в темной комнате. в) перекрытие (наиболее сильный признак) г) тень (как признак глубины). 2. Бинокулярные признаки: а) диспаратность (относительное смещение сетчаточного изображения любой точки пространства относительно точки фиксации). Эксп-т: со стереограммой с небольшим квадратом смещения внутри. Гороптер - теоретически: множество точек пространства, диспаратность которых равна нулю (находятся на таком же расстоянии от глаз, как и точка фиксации); эмпирически: зона, для точек которой есть некоторая диспаратность, но она не вызывает глубины. 3. Трансформационный признак: а) двигательный параллакс (при движении наблюдателя объекты, находящиеся дальше точки фиксации, движутся вместе с ним, ближе точки фиксации - ему навстречу). Эксп-т: вертикальная доска с точкой фиксации посередине, на доске движутся объекты с разными скоростями -> впечатление, что доска наклонена.

II. Окуломоторные признаки: а) конвергенция (схождение глаз при фиксации взора); б) аккомодация (изменение кривизны хрусталика, которое сопровождается большим или меньшим напряжением мышц при фиксации на близком или далеком предмете).

Теория Гибсона. По Гибсону, пространственные характеристики задаются инвариантами светового потока. Компоновка поверхностей, градиент плотности (закономерное изменение плотности телесных углов в оптическом строе благодаря текстуре поверхности).

2. Теории восприятия движения. Теория признаков. Выделяются следующие основные признаки движения: а) смещение сетчаточного образа объекта; б) околомоторные признаки (информация о движении самого наблюдателя). Две системы: изображение-сетчатка; глаз-голова. Объяснение стабильности мира при движении наблюдателя через взаимодействие этих двух систем. + т. Гибсона

Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь