Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Форматированный вывод данных




После каждого выражения у1, у2, ..., уn через двоеточие может быть указана форма представления данных в формате:

yi:<размер>:<точность>

где размер задает минимальный размер поля вывода данных для i параметра в символах; точность задает точность представления действительных чисел в формате с фиксированной запятой и содержит количество разрядов после десятичной точки. Параметр “точность” может быть задан только если выводимые данные имеют вещественный тип.

Пример задания формата вывода данных:

Write (A:17:7); – где А – переменная вещественного типа.

Writeln (X:6); – где X – переменная целочисленного или символьного типа.

Если формат вывода данных не указан, то выводимое значение данных будет размещено при выводе в поле, размер которого задан по умолчанию для каждого типа данных.

Оператор записи writeln аналогичен оператору write, но после вывода по­следнего из списка значения данных (уn) для текущего оператора writeln происходит перемещение курсора в начало следующей строки устройства вывода данных. Оператор writeln, записанный без пара­метров, осуществляет перемещение курсора в начало следующей строки.

Пример:

Begin

X:= 5; Y:= 2*Х;

writeln ('При X равном ', X, ' Y равен ', Y);

end.

После выполнения этой программы на экран будет выведено сообщение:

При Х равном 5 Y равен 10

Работа в среде Турбо-Паскаль

Работа с блоками

При работе с блоками в процессе ввода и редактирования текста программы могут использоваться следующие операции: выделение, копирование, перемещение и удаление блока, а также запись в файл и считывание блока из файла.

Выделить блок текста можно клавишами управления курсором при нажа­той клавише <Shift> или позиционированием курсора мыши в начало выделяемого блока и перемещением курсора в конец блока при нажатой левой клавише.

Скопировать выделенный блок можно позиционированием курсора в позицию вставки и нажатием клавиш <Ctrl>+K+C или за два шага: <Ctrl>+<Ins> - скопировать блок в буфер, <Shift>+<Ins> - вставить блок из буфера в текущей позиции курсора.

Переместить выделенный блок можно позиционированием курсора в позицию вставки и нажатием клавиш <Ctrl>+K+V или за два шага <Shift>+<Del> - забрать блок в буфер, удалив его из текста, <Shift>+<Ins> - вставить блок из буфера в текущей позиции курсора.

Удалить выделенный блок можно клавишами <Ctrl>+<Del> или <Ctrl>+K+Y.

Отменить выделение блока можно нажатием клавиш <Ctrl>+K+H.

Блок, скопированный в буфер, можнозаписать в файл нажатием клавиш <Ctrl>+K+W. Имя файла, в который со­храняется блок, указывается в появляющемся диалоговом окне.

Вставка (считывание) блока из файлав текущую позицию курсора осуществляется клавишами <Ctrl>+K+R. Имя файла, из которого читаются данные, указывается в по­являющемся диалоговом окне.

Вывод блока на печать выполняется нажатием клавиш <Ctrl>+K+P.

Задания для лабораторной работы

Напишите программу, в которой:

a) объявите все указанные переменные соответствующих типов;

b) с помощью операторов ввода данных введите значения этих переменных с клавиатуры;

c) с помощью операторов вывода данных выведите значения переменных на экран в формате "<имя переменной> = <значение>", например, х = 3.5.


Варианты заданий приведены в таблице:

№ варианта Переменные
Целые Вещественные Байтовые Символьные
i1, j1 g1, mn b v1, v2
r1 g1, h t, qr rq, vc, f
er, t6 rz, lp b, ra w, dg
bn, kj, yu q1 b, t my, my1
mq, hg g1, rl b, i67 d1, er2
mo, w2 w4, ur x, q12 wx, aw
xz, yu q2, o9 h, ws7 q1, qq2
bt, g5 s1, re b, w2q dd, sss
jy, ww re, t5 v, gfd we, s1d
q1, i8 e3, re x, e34 wq, r4t
q1, rr kk, yl f, fdf ep, pp2
nh, nn w1, yy j, w24 tt, ttt
vr, yi lk, as q, sas ry, v5d
w2, u5 aa, hy x, q12 t5, rfv
n7, gg g1, w2 x, q12 s3, qqq

Лабораторная работа N 3

Раздел констант. Оператор присваивания. Выражения

 

Теоретическая часть

Раздел констант

Константа –это величина, значение которой не изменяется в процессе выполнения программы. В языке Паскаль все константы, используемые в программе, могут быть поименованы. Поименованные константы объявляются в разделе кон­стант, который имеет формат:

Const

<описание константы>;

[<описание константы>;]

где <описание константы> – это описание одной константы программы, задаваемое в формате

<имя константы> = <значение>;


Пример объявления констант:

Const

sp = True;

i = 387;

s = 'f';

Оператор присваивания

Оператор присваивания (:=) предписывает вычислить выражение, задан­ное в его правой части, и присвоить результат вычисления переменной, идентификатор ко­торой расположен слева от символа присваивания. Переменная и результат вычисления выражения должны иметь совместимые типы данных.

Формат оператора присваивания:

<идентификатор переменной> := <выражение>;

В правой части оператора присваивания могут использоваться константы, переменные или выражения. Например:

A := B + C;

v := 34.6;

rw := r / 2 + f * r;

Все переменные предварительно объявляются в разделе переменных, а переменные и поименованные константы, входящие в <выражение>, должны быть обязательно инициализированы(им должно быть присвоено некоторое значение).

 

Выражения, операции и операнды

Выражение – это запись на языке программирования, задающая совокупность действий (операций), которые необходимо выполнить в определенном порядке (в соответствии с приоритетами операций) над значениями переменных и констант.

Для изменения стандартного порядка выполнения операций в выражениях используются скобки. Результатом вычисления выражения является значение данных простого типа.

В зависимости от типа результата выражения делятся на арифметические, логические и символьные.

Операция – это элементарное действие обработки данных.

Операнды– элементы (переменные или константы), над которыми производится операция.

В арифметических выражениях операции выполняются над данными типа integer, byte, real. При этом могут использоваться операции:

– знаковые – унарный “+”, унарный “–”;

– арифметические – /, *, div, mod;

– побитовые – and, or, xor, shl, shr.

Например: a := 45 / 6;

V := r div 10;

f := age1 shl 2;

Результатом вычисления арифметических выражений являются целые или вещественные числа.

В логических выражениях операции выполняются над данными логического типа. При этом могут использоваться логические операции not, and, or, xor.

Логические выражения могут строиться также из арифметических и других видов выражений путем их соединения с помощью операций отношения, или сравнения ( =, <>, <, >, <=, >= ). Операции отношения выполняют сравнение двух операндов, принадлежащих к любому скалярному или перечисляемому типу данных, и опреде­ляют, истинно выражение или ложно. Например:

A:= W <= R;

M1:= (W <= R) and (f1 <> 5);

f := f1 <> 5;

Результатом вычисления логического выражения является значение True или False.

Символьные (литерные) выражения порождают значения, имеющие символьный тип данных. Операции, которые приводят к символьным выраже­ниям, отсутствуют.

 

Работа в среде Турбо-Паскаль

Работа с окнами

В среде Турбо-Паскаль вы можете иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени может быть активным только одно окно. Ак­тивное окно - это окно, с которым вы работаете в настоящий момент. Любая команда или вводимый текст относятся только к активному окну.

Окна в среде Турбо-Паскаль имеют следующие компоненты (рис. 1):

1. Заголовок окна.

2. Закрывающая кнопка.

3. Полосы скроллинга (прокрутки).

4. Уголок для изменения размеров окна.

5. Кнопка масштабирования.

6. Номер окна.


 

(2) (1) (6) (5)

╔══[█]══════════════ LAB3.PAS ═════════ 3 ═[ ]══╗

║ ^

║ ░

(3)
║ ░

║ █

║ ░

║ ░

║ ░

║ v

╚══<░░░░░░░░░░░░░░█░░░░░░░░░░░░░░░░░░ >═══┘

(3) (4)

Рис. 1. Общий вид окна среды Турбо-Паскаль

Кроме того, окно редактора всегда показывает номера текущих строки и столбца в нижнем левом углу. Если вы изменили свой файл, то слева от номе­ров строки и столбца появится знак звездочки (*).

Для управления окнами Турбо-Паскаль предоставляет следующие возмож­ности.

Открыть окно редактора можно нажатием функциональной клавиши <F3> или выбрать пункт меню Open в подменю File.

Закрыть окно можно нажатием клавиш <Alt>+<F3>, выбором в подменю Window пункта Close или щелкнув мышью на закрывающей кнопке окна.

Активизировать окно можно, либо щелкнув мышью в любой его видимой части, либо нажав клавиши <Alt>+<номер окна>, либо нажав клавишу <F6> можно сделать ак­тивным следующее окно, или нажав сочетание клавиш <Alt>+<F6> можно сделать активным пре­дыдущее окно.

Переместить активное окно можно, зацепив его заголовок мышью, либо нажав сочетание клавиш <Ctrl>+<F5>, после чего перемещать окно клавишами управления курсором.

Изменить размер активного окна можно, либо мышью зацепив его правый нижний угол и отбуксировав его в нужное место, либо нажав сочетание клавиш <Ctrl>+<F5>, после чего изменять размеры окна клавишами управления курсором при нажатой клавише <Ctrl>.

Распахнуть активное окно можно, щелкнув мышью на кнопке масштаби­рования окна, или нажатием клавиши <F5>. Повторное нажатие возвращает окно к исходному размеру.

 

Задания для лабораторной работы

Написать программу, вычисляющую заданные выражения. Поименованные данные в выражениях объявить поочередно константами и переменными, определив предварительно их тип данных. Значения переменных ввести с клавиатуры. Результат вычисления выражений вывести на экран дисплея в формате: “A*B = 4*9 = 36”, “(L < K) = (3 < 5) = True” и т.д.

 

№ ва-рианта Выражения
N +T S or T R shr 2 X < 5 (S <6) and (H > E)
S * W V and Q R shl1 T <> 5 (L > A) or (E <> 2)
P / O I mod U Y shr 3 T <= R (E = 1) and (Q > A);
Z – X C div V B shl 2 N < 1 (M >= L) and (A < S);
A * L S or K D shr 1 J <> F (G = H) or (Q > 1);
Q + P W div O E shl 4 I < R (T <> 1) and (V > B);
W / M E mod N R shr 2 T < B (Y = Z) or (F > H);
V – T B and Y N shl 1 M >= 1 (Q = 1) and (C < Z);
X * W Z or L Q shr 3 T <> 3 (M = U) or (P <> N);
P + W Q mod Z Y shl 1 C = P (H < 6) and (H > 2);
V – Q W and Y C shr 2 T < 1 (W < 5) or (U > V);
U * V T mod R N shl 1 I <> 4 (X > 7) and (D <> R);
X / A Z div W P shr 2 B <= A (E >= 3) or (T < N);
E – W R or B N shl 1 W < 7 (M = Y) and (P > Z);
Y + F K mod Q G shr 2 Y > G (B <= A) and (L = 6).

 

Лабораторная работа N 4

Символьные строки

 

Теоретическая часть

Символьные строки

Строка – это последовательность символов, не превышающая 255-ти символов. Строковые константы обязательно заключается в апострофы.

Формат объявления переменной строкового типа:

<идентификатор [, идентификатор]> : string [размер];

где размер - максимальная длина строки в символах, не превышающая 255 заключенная в квадратные скобки. Если размер опущен, то длина строки принимается равной 255 символам.

Над строковыми данными могут выполняться операции конкатенации (сцепления) и от­ношения (сравнения). Операция конкатенации (+) осуществляет сцепление двух строк в одну строку путем приписывания в конец строки, стоящей слева от знака “+”, строки, стоящей справа. Операции отношения ( =, <>, >, <, >=, <= ) выполняют сравнение двух строк в лексикографическом порядке: строка А считается меньше строки В, если в строке В первый несовпадающий от начала строки символ с соответствующим символом из строки А в алфавите расположен правее символа из А, т.е. имеет больший по величине код. Результат выполнения операций отно­шения над строками имеет логический тип, т.е. принимает значения True или False.

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.) Главная | Обратная связь