Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пеший мог пройти через эти завалы, но конный нет. А кочевник никогда не бросит своего коня.
Стены крепостей строили из сосновых бревен. Они имели по несколько башен с вышками и проезжие ворота. Вокруг крепостей были вырыты глубокие рвы. Остроги-крепости соединялись между собой в лесной местности лесными завалами, а в степных районах – земляными валами. Они служили убежищем для местного населения во время нападения степных кочевников. Через эти завалы кочевники на конях не могли пробиться дальше. Эти набеги были длительными и от них очень страдали поселенцы. Один из острогов-крепостей как раз находился на Караульной горе. При раскопках там были найдены остатки бревенчатого укрепления с названием " ГОРОДОК". В 1731г. началось строительство второй Закамской оборонительной линии. Она шла от крепости Красный Яр (на Волге ниже Ульяновска) на пригород Алексеевский, на реку Сок к полевым укреплениям: Кондурчинский, Черемшанский, Шешминский, Кичуевский. В крепостях служили русские - ратные люди. На строительство этих оборонительных линий было мобилизовано много татар и чувашей. Участники строительства после окончания работ наделялись землей в собственность. В.Н Татищев писал императрице Анне Иоановне " …в Казанской губернии между реками Соком и Черемшаном поселены вновь деревни без указа.." В 1742г. в церковных документах упоминается о наличии трех населенных пунктов данного района: • Село Вишневая Поляна, где проживало 174 человека. • Деревня Караульная Гора, где проживало 67 человек. • Деревня Аксумлы – 60 человек. Другие деревни были основаны в результате выселения из других крупных сел и деревень или же из других регионов. В этих местах были непроходимые леса, болота. Земли Причеремшанья первоначально были основаны чувашами, но затем в ревизских сказках упоминается наличие русских в селах Вишневая Поляна, Якушкино, Егоркино, Караульная Гора. Две деревни в этом крае Степное Озеро и Кривое Озеро были полностью заселены татарами. В деревнях Салдакаево и Якушкино тоже частично жили татары. Поселились они в этих местах, так как были вытеснены за Черемшан русскими по приказанию графа Зубова. Насильственное вытеснение татар с их земель объясняется тем, что русским помещикам было запрещено владеть нерусскими земледельцами-мусульманами и язычниками. Поэтому помещики, приобретая земли в национальных районах, насильно вытесняли местное население с насиженных мест и на их место переселяли своих крепостных крестьян. На территории наших мест совместно проживали представители трёх национальностей: чуваши, русские, татары. Освоение данной территории происходило в результате свободного поселения или колонизации. В населенных пунктах Большая Аксумла, Абрыскино, Ерепкино, Чувашская Менча, Средняя Камышла, Малая Камышла, Абляскино – проживали только чуваши. В поселениях Тюрнясево, Березовка и Русская Менча – только русские. В деревнях Кривое озеро и Степное озеро - только татары. В трех деревнях – Вишневая поляна, Караульная Гора и Егоркино – совместно русские и чуваши. В Якушкино - чуваши, русские и татары. В Салдакаево чуваши и татары. Но в основном, численно преобладали чуваши. В этих местах были нехоженые леса, болота и надо было расчищать землю под пашни. Есть у чувашей интересная особенность, они никогда не строили дома на высоких удобных для посева местах, а селились в низинах. Жители деревни жили, конечно, тяжело, работали от зари до зари. Чувашские пословицы: " Хура халă хă н хура тă пра ç ине урине чикмесен хырă мĕ тă ранаймасть". ( Простой народ не может себя прокормить, не поработав на черной земле.), Мĕ н акнă, вă л шă тать. (Что посеешь, то и взойдет). Чувашский плуг ага-пусь с железным лемехом и резцом полностью аналогичен булгарскому плугу - ага.
Булгарский плуг– агапусь.
Кормились люди тем, что даёт лес и река. А места здесь были богатые и благодатные. В реке было очень много разной рыбы. Ловили рыбу разными снастями. Чувашское название реки Сярá нсам (перевод: река, заливающая луга или заливные луга)… Раньше река была глубока и полноводна, весной она затопляла луга, подбираясь к деревенским постройкам. Было рыбное изобилие: сомы, налимы, щука, лещи и другая рыба. Вода в реке была чистейшая. Ловили рыбу удочками, острогой, сетями. Ставили разные ловушки, сплетенные из ивовой лозы. Плели самодельные бредни. У чувашей есть особенность: они часто заводили пруды и разводили там карасей. Много водилось раков. Было такое поверье: в воде живет дух и его нужно умилостивить, подав жертву. Домашнюю рыбу нельзя продавать – уйдет счастье. Лес тоже был кормильцем людей. Лесные промыслы: заготовка лыка, мочала, дегтя, изготовление срубов, досок, ободьев, полозьев, коробов, охотой на дикого зверя, сбор лесных ягод. Женщины и подростки собирали грибы, ягоды, орехи и заготавливали на зиму. Грибы солили в бочках, сушили. Ягоды или сушили, или замачивали. Очень много заготавливали лекарственных трав для лечения людей и скотины. Заготавливали березовые, еловые, дубовые веники для бани. Мужчины ходили на охоту. Ловили силками (тяба) зайцев, лис, пернатую дичь. У чувашей охота, вообще, была первым источником пропитания. Охотники понимали, что в одиночку охотиться трудно и объединялись в группы. Трофеи делились строго на каждого. Кроме надельных общинных земель, в Егоркинской волости существовал участок в 725 десятин, приобретенной в 1864 г. в собственность из казны крестьянами трех деревень: Егоркино, Караульная Гора, Чувашская Менча. И эта земля до сих пор находится в собственности жителей. Местное население использовало различные сельскохозяйственные орудия труда. Пахали землю с помощью тяжелого плуга, который назывался ага-пусь. Рыхлили почву сохой. В тяжелый плуг впрягали не менее трех лошадей. Сеяли вручную, разбрасывая семена из лукошка. Убирали хлеб серпом. Молотили вручную цепами. Использовался еще один способ молотьбы. Среди гумна стоял столб, к нему привязывали двух лошадей. Около столба клали развязанные снопы так, что бы лошади ходили по ним. Лошадей гоняли вокруг столба, и они своими копытами разминали колосья. Очищали зерно деревянными лопатами на ветру. Для размола зерна использовали ручные жернова. Много позже начали строить водяные и ветряные мельницы. Также кроме ржи и пшеницы сеяли овес, коноплю (чув. кандă р), лен (едĕ н), гречиху(хура тулă ). На втором месте после земледелия было скотоводство. Крестьяне старались обязательно иметь лошадей, так как невозможно было выполнять без лошади все сельскохозяйственные и транспортные работы. Кроме лошадей содержали коров, овец, коз, а чуваши и русские свиней. Лошадей и рогатый скот с ранней весны до поздней осени пасли на полях. Было развито птицеводство. Держали гусей, уток, кур. Продукты животноводства – мясо и молоко использовались в пищу. Из молока изготавливали масло, кислое молоко, сыр. Два раза в год – весной и осенью стригли овец. Из шерсти пряли нитки, вязали вещи. Также выделывали из овчины шубы и тулупы. Сыромятная кожа шла на конскую сбрую. Ещё в 17 веке чувашам, татарам и другим народам северного Поволжья было запрещено заниматься кузнечным делом, чтобы не допустить изготовления оружия, которое использовалось во время народных восстаний. Много было среди них хороших оружейников. Оружейное дело передавалось по наследству еще с булгарских времен. Кузнецы бывали только заезжие, и только русские. Этот запрет был снят только в 19 веке. На реке Большой Черемшан в Караульной горе была построена помещиком С.А. Оболенским водяная мельница. Это было по тем временам крупное промышленное предприятие. Затем в том месте образовалась артель " Единение". После Октябрьской революции он был переименован в поселок Маевка, но затем вернули первоначальное название. Кроме мельницы там же находилась и шерстобильня. На мельницу и шерстобильню съезжались со всей округи на телегах, запряженных лошадьми. В селе Тюрнясево на средства князя С.А Оболенского был построен спиртзавод, который работает до сих пор. Центрами являлись местные базары, которые открывались в крупных населённых пунктах. Проводились они регулярно один раз в неделю. Местные крестьяне продавали излишки продуктов, изделия своих промыслов и приобретали необходимые для себя товары. Базары были в селе Вишневая Поляна и Егоркино. Здесь продавались кроме всего прочего чай, сахар, табак, соль, посуда и т.д. В городе Чистополе проводились большие ярмарки. Постепенно увеличивалась площадь пашенных земель, освобожденных от леса. Сеяли в основном просо, ячмень, рожь, овёс, коноплю, лен, гречиху. Семена конопли употребляли в пищу ( кă ндă р вă рри чемырки) и делали растительное масло. Кстати, река " Кондурча" имеет общие корни (" кă ндă р" - конопля), берега этой речушки были заросшими коноплей. Пшеницу почти не сеяли, так как она давала небольшой урожай. Обрабатывали землю простыми орудиями труда. Конечно, это был тяжелый труд, но нужда заставляла. Огородничество долго не прививалось у чувашей. Картофель сажали только по приказу. Хмель не только собирали в лесу, но и сажали в больших количествах у себя в огороде. Он был незаменим в варении пива и кваса (сă ра) и в выпекании хлеба. Разводили табак в огородах, который потом нарезали, перетирали, сушили. Курили трубку, как мужчины, так были и курящие женщины. Также было развито пчеловодство, бортничество. У многих бортников в лесу были свои деревья с бортями. Но часто заводили пчел дома. Мед был единственным сладким продуктом и лакомством для детей. У чуваш нельзя было продавать своих пчел – уйдет счастье.
Пчелиные борти. Быт Чувашские селения (" ял", тюрк. " аул" ) находились, как правило, у воды, у оврагов. Селения жителей часто располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта. Hа юго-востоке, в степных районах и за пределами Чувашии, они располагались в линейном порядке вдоль рек. Чувашские деревни в прошлом не имели четкой уличной планировки. Дворы размещались группами вокруг двора родоначальника.
Булгарская юрта Древние булгары долгое время были кочевым народом. Жилище у них была юрта, сделанная из теплого войлока. Но когда народ перешел к оседлому образу жизни, войлочные юрты заменили на шестиугольные деревянные срубы, очень похожие на юрты. 0 том, что и у предков чувашей были когда-то такие дома, свидетельствует характерное для них выражение ултă кĕ тĕ слĕ ç урт (" шестиугольный дом" ). Чуваши любой сруб характеризуют только по числу углов: ултă кĕ тĕ слĕ ç урт (3, 4, 8 углов) и т. д. Впрочем, у чувашей и татар дом, жилище называется именно юртой (чув. ç урт, тат.йорт).
Современный чувашский дом
Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш - передний двор (т.е. собственно двор) и задний - анкарти. К жилому дому (ç урт, пўрт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (витĕ ), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню - лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки. Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков - лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором. С конца ХIХ в. в чувашских деревнях получают распространение двух-трехстворчатые ворота с двускатной крышей - русские ворота" (вырă с хапха ). Их столбы украшались рельефной резьбой, булгарским солярным кругом и " веревочкой". Во дворе под навесом лупасай хранился набор транспортных средств: телега (урапа), дроги (варă м урапа), сноповозка (кă рман) и сани (ç уна). Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи - тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кеме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом. Внешняя отделка и украшение домов в далеком прошлом почти не применялись. Tолько у зажиточных крестьян фризы домов украшались резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот. Интерьер чувашского дома был прост. Сеней первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. С начала ХIХ в. у чувашей появляются рубленые сени. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие нары, над дверью, у печи, - полати. Окна затягивались специально обработанным пузырем. Глинобитная печь имела заглубленный очаг и топилась по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу. С середины ХIХ в. чуваши начинают ставить русские печи с дымоxодом. Однако в них при этом традиционный очаг - " вучах" - с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом - у низовых - сохраняется. Чувашский лас - это четырехугольный сруб с земляным полом, без потолка и окон, сложенный из камней. В нем летом готовили и принимали пищу, варили пиво. Обстановка в чувашской избе
Во второй половине ХIХ в. зажиточные чувашские крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и теплыми сенями. В домах заводятся предметы русской крестьянской, а иногда и городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми лампами. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы