Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социологический подход в правопонимании.
Основателем социологической школы права является Э.Эрлих, который выдвинул концепцию «свободного (живого) права». Он считал, что право следует искать не в застывших нормах, которые он называл «пеной на поверхности воды», а в самой общественной жизни, что стало одно из центральных идей социологического направления. Социологический подход к праву стал господствующим в правовой теории XXв, и наибольшее распространение получил в США. Одним из направлений этой школы здесь стала юриспруденция интересов. Наиболее известными ее представителями считаются Филипп Хек и Роско Паунд. По мнению Хека, появление каждого нового закона связано с борьбой между противостоящими интересами, и закон призван решать этот конфликт интересов. Р.Паунд ввел в науку понятие " юридическая социальная инженерия". Ее содержанием является деятельность по установлению разумного порядка в цивилизованном человеческом сообществе. Право, по его мнению» должно восприниматься как инструмент социального контроля» наряду с моралью, обычаями. Паунд выдвинул концепцию " юстиции без права", в которой признал возможность свободы правовогоусмотрения не только за судьями, но и за административными учреждениями. Он вслед за реалистами утверждал», что правопорядок должен пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать. Во Франции направлениями социологического подхода к праву стали теории солидаризма и институционализм. Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Основныеидеи заключаются в следующем: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего; 2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория " живого" права; 3) формулируют такое " живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они " наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. К плюсам данной теории относятся: она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права; хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Минусы: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц. Психологическая школа права. Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер, З. Фрейд. Основными идеями этой доктрины являются: 1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; 2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как " действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют " игорное право", " детское право" и т.д. Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества. Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем, что " подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Историческая школа права.
Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие. Основные идеи названной доктрины: 1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно; 2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр " национального духа", глубин " народного сознания"; 3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие " естественные" права человека. Позитивные моменты: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Негативные моменты: данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений. рассмотрение права как выражения духа конкретного народа приводит к отрицанию возможности заимствований из права других народов, что опровергается многочисленными примерами. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2382; Нарушение авторского права страницы