Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХАТТИ



Сельскохозяйственное производство в Хатти, непосредственно зависевшее от географических и климатических факторов, определивших специфические черты хеттского общества, как известно, не было основано на ирригационной системе, хотя хетты не игнорировали искусственного орошения. Маловодность рек, узость речных долин и горный рельеф Центральной Малой Азии не позволяли развить широкую оросительную систему, как это было в обществах, основанных на ирригации (в Двуречье, Египте, Индии, Китае).

Однако территория расселения племен, проживавших в Центральной Малой Азии, была неплохой базой для развития земледелия и скотоводства (континентальный климат с холодной и снежной зимой и знойным летом, степные просторы), а также ремесла. Сельскохозяйственное производство почти всецело поглощало труд хеттского населения и являлось основой существования всего общества Центральной Анатолии.

Земледелие в Хатти достигло значительного для того времени развития и превратилось в многоотраслевое хозяйство, в состав которого помимо хлебопашества входили также садоводство, виноградарство, выращивание масличных культур и т.д. Существовали самые различные земельные участки в зависимости от их назначения: поля, сады, виноградники, луга, пастбища, леса, горные участки, огороды, поля для бахчевых культур и овощей и др. Обращалось внимание на месторасположение земельных участков, характер почвы, близость воды, наличие орошения, виды культивируемых растений. Строили небольшие плотины, каналы, резервуары для хранения дождевой воды. Государственная власть заботилась о строительстве, эксплуатации, очистке и охране подобных сооружений и сурово карала за их нарушение. Обработка земли производилась при помощи мотыги, лопаты и сохи (иногда с металлическим лемехом). В плуг впрягали волов.

Основной сельскохозяйственной культурой являлись хлебные злаки (ячмень, который рассматривался как мерило стоимости, пшеница, эммер). Большое внимание уделялось садовым культурам (плодовые деревья, фрукты, оливковое дерево) и виноградникам. Большая часть хеттских законов имеет непосредственное отношение к сельскохозяйственным культурам и содержит наказания за их повреждение.

Важнейшей отраслью сельского хозяйства у хеттов являлось скотоводство. Животных часто делили на крупный (бык, мул, осел и др.) и мелкий скот (овца, коза, свинья и т.д.); особо выделялись лошади, которые играли важную роль в военном деле: появление и широкое применение военной колесницы было связано именно с развитием коневодства. Хетты учились наиболее совершенным методам тренировки боевых коней по хурритским пособиям, переведенным на хеттский язык из учебника хурритского коневода Киккули. Хеттские законы сохранили нам сведения о ценах на различный скот.

Хетты классифицировали скот по возрасту, породистости и назначению, в основе же подсчета численности скота лежали " единицы измерения": быки овца. Эта последняя являлась мерилом стоимости и приравнивалась к денежной единице - 1 сиклю серебра. Большую ценность представлял пахотный бык (вол), как и племенной бык и племенная лошадь, за кражу которых устанавливалась огромная компенсация (10 - 15-кратное возмещение). Вообще, скот был поставлен под защиту закона. Наказания за воровство скота, а также за другие преступления в связи со скотом были довольно суровы.

В Хатти были развиты птицеводство и пчеловодство. Занимались и рыболовством и охотой.

Развитие разных отраслей сельского хозяйства имело важнейшее значение для общего экономического благосостояния населения и удовлетворения его потребностей. Производимые продукты земледелия и скотоводства использовались не только для внутренних потребностей жителей Хатти (в том числе в религиозной сфере для различных ритуалов и жертвоприношений), но и для товарного производства, обслуживавшего внутренний и внешний рынок.

Значительного развития достигли различные ремесленные производства, в особенности гончарное дело и металлургия. В письменных источниках хорошо отражена деятельность плотников, каменщиков, ювелиров, гончаров, пекарей, сапожников, прядильщиков, портных, ткачей, рыбаков, поваров, медников, " делателей" разных металлов и др. Иногда встречаются кварталы, которые можно определить как профессиональные мастерские. Поблизости от Аладжа-Хююка был раскопан квартал горшечников с двумя печами для обжига гончарных изделий. В Богазкёе обнаружен квартал, в доме-мастерской которого осталось большое количество металлургического шлака. Прядением и ткачеством занимались на дому: большое количество веретен и грузиков от ткацких " станков" обнаружено во многих поселениях Центральной Анатолии.

Добыча и обработка металлов (меди, бронзы, золота, серебра, железа) и поделочных камней (ляпис-лазури, мрамора, яшмы, диорита) издавна занимали значительное место в хозяйственной жизни населения Малой Азии, территория которой была богата полезными ископаемыми. Наиболее распространенными металлами у хеттов были медь и бронза, из которых производили основные виды орудий производства, оружия, различной утвари, культового инвентаря, украшений и т.п. Золото и серебро имели меньшее практическое применение, если не считать их важное значение (в особенности серебра) в качестве мерила стоимости. Из них изготовлялись посуда, различные украшения, предметы культово-ритуального значения и т.д.

Производство и применение железа занимали особое место в хозяйственной жизни хеттов, что подтверждается и новейшими данными хеттских клинописных текстов, датируемых XV - XIII вв. до х.э. Существовали разные виды метеоритного и земного, рудничного железа (" железо" и " небесное железо", " черное железо", " хорошее железо", " железо очага" ). По обработке " хорошего железа" (видимо, стали) Центральная Малая Азия занимала исключительное положение среди современных хеттам стран Ближнего Востока, которым также была известна железная металлургия. В хеттских текстах сохранились сведения о весе (от 1 сикля, т.е. ок. 8, 4 г, до 90 мин, т.е. ок. 45 кг) и размерах (от 3 пядей до миниатюрных, не считая размеров трона, скипетра, копья, кинжала, многих сосудов и т.д.) железных изделий. В большом количестве изготовлялись из железа ларцы, какие-то " длинные сосуды", кинжалы и ножи и их лезвия (клинки), постаменты для статуэток божеств, сами статуэтки, булавы, гвозди (колышки), молотки, топоры, разные предметы культово-ритуального назначения, предметы роскоши и т.д. В хеттских текстах упоминаются кузнецы по железу (" железоделатели" ), сопоставляемые с кузнецами по золоту, серебру и меди. Железо производили в разных местах Хеттского государства, в особенности в северных и северо-восточных районах.

Торговые отношения развивались в Хатти, правда, не так интенсивно, как это было в Анатолии во время " каппадокийских" табличек (XX - XVIII вв. до х.э.), однако торговля в Хеттском государстве была высоко развита. Если в период ассирийских торговых колоний в Малой Азии ведущую роль в торговле играли иностранные купцы, то в хеттскую эпоху положение изменилось: основные торговые операции в Хатти вели хеттские купцы. Объектами купли-продажи были скот, металлы, поделочные камни, рабы (в основном из числа депортированных), земельные участки, мясо, кожа, разные сельскохозяйственные продукты, ткани, одежда и многие другие товары. Хеттские купцы активно участвовали во внешнеторговых операциях, охватывавших многие страны Ближнего Востока, функцию денег выполняло серебро, эквивалентом которого часто выступала овца (стоимость могла оцениваться и в зерне). Значительно реже в качестве денег выступали золото и медь. Были установлены цены на различные товары.

Формы землевладения и землепользования были разными. В Хеттском государстве существовали царские (дворцовые), храмовые и частные (общинные) земли. Царские и храмовые земли находились в непосредственном распоряжении верховной государственной власти, ибо царь уже считался не только верховным правителем страны, но и верховным жрецом, следовательно, главным собственником дворцовых и храмовых земель. Однако он не был собственником всех земель страны. Определенная часть земли находилась вне государственного хозяйства (сектора). Такие земли свободно отчуждались (куплей-продажей, дарением и т.д.).

Государственные земли могли быть переданы - обычно в виде целых поселений - разным царским (дворцовым) и храмовым хозяйствам. Царское хозяйство охватывало разные " дома" -хозяйства: " дом царя" (иногда называвшийся " домом Солнца" ), " дом царицы", " дом дворца" и т.д., в которых трудились различные категории непосредственных производителей. Определенная часть их" была прикреплена к " дому". В числе храмовых хозяйств были " дома бога" (т.е. храмы), так называемые каменные дома, дома печати, дома таблички и т.п. Они имели собственные контингенты непосредственных производителей, часто также прикрепленных к землям этих храмовых (а также вообще культовых, например заупокойных) хозяйств. " Дома" передавались в эксплуатацию различным царским или храмовым служащим, как правило вместе с рабочим персоналом, прикрепленным к земле того или иного поселения. Выдавались участки и без персонала.

Крупные " дома" государственного сектора распадались в конечном счете на мелкие хозяйства - индивидуальные " дома", которые и служили основными производственными ячейками в хеттском обществе. Владение и пользование государственной землей были связаны с выполнением государственных повинностей двух типов - саххан и луцци. Саххан - это натуральная повинность, она обязывала отдельных непосредственных производителей или крупные хозяйства поставлять в готовом виде всякого вида производственную продукцию (молочные или другие продукты питания, шерсть, изделия ремесла и т.д.), а также скот в пользу царя и крупных государственных служащих (" господина страны", начальника округа, градоначальника и т.д.). Луцци - трудовая повинность, она состояла в выполнении работ на полях или виноградниках, вспашке земли, ремонте крепостей, строительных или других государственных и общественных работах в пользу правителя страны (дворца) или государственных сановников. Эти повинности включали в себя и обязанности царского служащего или крупного государственного хозяйства поставлять государству вспомогательные отряды, которые включались в хеттское войско.

От выполнения саххана и луцци освобождались только по специальному указу царя. Обычно от государственных повинностей освобождались храмы, непосредственные производители которых трудились только в пользу " бога". Однако бывали случаи и двойной эксплуатации, когда непосредственного производителя заставляли работать как на царя или его сановников, так и на храм.

Хеттские законы делят хеттское общество на свободных людей и на противопоставленных им несвободных (" рабов" ). С самого начала " свободными" назывались лица, освобожденные царем (дворцом) от государственных повинностей саххан и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных государственных служащих, но и в пользу храма, а также других культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди постепенно становились " знатными, почетными, благородными", т.е. социально свободными. Из них образовался верхний, господствующий слой общества (царские служащие, военачальники, разные представители администрации, храмовые служащие и др., владевшие крупными земельными участками), для которого трудовая деятельность становилась уже позорным занятием или одной из форм наказания. Впоследствии же - с периода Новохеттского царства - выражение " свободный человек" обозначало все категории социально свободных людей - от высших слоев общества до низших его групп.

" Несвободными" же были лица, лишенные социальной свободы, находившиеся в определенной зависимости (самым бесправным существом был раб в прямом значении слова, так как он был собственностью хозяина). Существовали разные категории " несвободных". Такими были как совершенно бесправные рабы, всегда являвшиеся объектами права и стоявшие вне гражданской общины, так и те, которые имели определенные права - были субъектами права, членами гражданской общины. Они имели свои " дома" (хозяйства), включавшие в себя семью, земельный участок (как правило, только на правах владения), определенное количество собственного скота и рабочий персонал - своих рабов. При всем этом создавалась экономическая возможность для известной материальной заинтересованности и хозяйственной инициативы мелких производителей материальных благ. С правовой точки зрения все категории непосредственных производителей составляли единый эксплуатируемый класс-сословие " зависимых, несвободных, подневольных людей" хеттского общества.

Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей силой и материальными благами. В походах хетты захватывали много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских стран 66 тыс. пленных, названных в " Анналах Мурсили II" шумерским термином намра (по-хеттски читался как арнувала), т.е. " депортированные" (уведенное в плен население покоренной территории). Часть из этих депортированных обращали в рабов различных категорий, других поселяли на землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского царя (иногда их зачисляли и в войско). По истечении определенного времени они оказывались приравненными к трудовому населению самой страны Хатти.

В хеттских источниках довольно четко отражены формы эксплуатации: рабская и нерабская.

Рабскую эксплуатацию в хеттском обществе не следует рассматривать как главный фактор, определяющий характер хеттского социального организма. Этот последний определялся общественным слоем социально свободных, но экономически зависимых хеттских общинников как основных производителей материальных благ в Хеттском государстве. И в количественном отношении свободный общинник был основной фигурой хеттского общества. Правда, иногда происходил процесс вытеснения труда общинников рабским трудом, который временно даже приобретал преобладающее значение. Наибольшее применение рабского труда имело место в эпоху Новохеттского царства, когда хетты с успехом вели завоевательные войны. В мирное же время (в особенности с периода царствования Хаттусили III) приток депортированных людей прекращался, что сказывалось на социальном составе населения, число рабов резко уменьшалось, а сельская община приобретала прочное положение. В таких случаях рабство принимало патриархальный характер и значительно уменьшалась его роль в экономике страны.

Нерабская эксплуатация была выражена в формах отработочной повинности, а также наемного труда. Способы рабской эксплуатации сочетались с формами нерабской эксплуатации.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. В этом отношении оно не отличалось от Митанни и других сравнительно недолговечных государственных образований Малой Азии, Сирии и Северной Месопотамии. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна, и царица, которая могла носить титул тавананна. Царь выполнял важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Царица-тавананна наряду с царем занимала высокое положение в хеттской социальной организации: она была верховной жрицей с широким кругом культовых и политических прав и обязанностей, получала самостоятельные доходы.

При царском дворе находилось множество должностных лиц и служителей: " сыновья дворца", " оруженосцы золотого копья", " люди жезла", " надсмотрщики над тысячей", " виночерпии", " стольники", " повара", " чашники", " брадобреи", " хлебопеки", " доильщики" и др. Царя обслуживали " кожевники", " сапожники", " изготовители царских боевых колесниц" и т.д. Они назывались " рабами (слугами) царя", хотя не были рабами в прямом смысле слова. Все они получали за службу участок земли на прокорм.

Храмы представляли собой крупные хозяйства, аналогичные по структуре царскому. Служителями храма были " великие жрецы", " малые жрецы", " помазанники", " музыканты", " певчие", служители " кухни" (" кравчие", " стольники", " повара", " хлебопеки", " виноделы" ), непосредственные производители (пахари, пастухи, овцеводы, садовники). Все они обозначены как " божьи рабы и рабыни". В действительности же и они не были собственно рабами.

ПРАВО И ЗАКОН

Законам у хеттов приписывалось божественное происхождение, хотя в их текстах это и не отражено. Дошедший до нас сборник законов состоит из двух основных таблиц, которые были составлены еще в начале древнехеттского периода (существует и позднейший вариант законов, датируемый XIII в. до х.э.). Хеттские законы уделяли большое внимание защите собственности, в особенности собственности " свободного" человека. Они устанавливали твердый тариф цен - доказательство известного развития товарно-денежной системы (приводятся и цены на рабов-ремесленников: гончаров, кузнецов, плотников, кожевников, портных, ткачей, птицеловов - от 10 до 25 сиклей серебра). Целый ряд параграфов посвящен семейному праву, а также праву наследования. Семья у хеттов носила патриархальный характер: во главе ее стоял отец. Его власть распространялась не только на семейную собственность, но и на жену и детей, хотя права главы семьи по отношению к ее членам не были безграничны. Существовали различные формы брака: брак, подразумевавший уплату определенной суммы со стороны семьи жениха; брак эрребу, при котором зять входил в семью невесты, уплатившую выкуп; брак-похищение. Разрешались браки между различными категориями свободных и несвободных.

ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА

Если в результате слияния хаттских и индоевропейских племен образовался хеттский этнос, то в процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала характеризовалась обилием местных, хаттских традиций. В образовании хеттской культуры значительную роль сыграли также хурритский и лувийский культурные элементы. На нее оказали влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры.

Богазкёйский архив сохранил нам богатую хеттскую литературу, содержащую тексты официального характера (указы царей, анналы), а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы познакомились с одной из самых ранних автобиографий - " Автобиографией Хаттусили III". В новохеттский период было переведено на хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока (" Эпос о Гильгамеше", хурритские мифы). Наибольшее значение имеют хурритское эпическое повествование о царстве на небесах, в котором рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и хурритская эпическая поэма о боге Кумарби - " Песнь об Улликумми". Эти произведения служат звеном, связывающим древние литературы Ближнего Востока с древнегреческой мифологической и поэтической традицией, в частности с " Теогонией" Гесиода. Сюжет поэмы о смене четырех поколений богов на небесах аналогичен рассказу Гесиода о переходе власти от Урана к Кроносу и от Кроноса к Зевсу [4]. Сюжет " Песни об Улликумми" очень похож на гесиодовский миф о Тифоне.

Довольно богата хеттская мифологическая литература, включившая в себя и мифы хаттского происхождения. Один из них - " Миф об Иллуянке", легший в основу протохеттского новогоднего ритуала. Ритуал передавал битву между божественным героем и его противником - драконом Иллуянкой, происходившую в связи с приближением Нового года. Эту схватку сравнивают с ритуальными сражениями, которые отмечены во время новогодних праздников у разных народов мира. К хаттской традиции восходит миф о временно исчезающем и вновь появляющемся божестве - " Миф о Телепину". Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое дерево, что очень напоминает использование елки в рождественских и новогодних празднествах.

Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, золотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изображением оленя). Уникальны каменные идолы из Кюль-тепе, образцы керамики (посуда, ритоны, вазы). С периода Новохеттского царства в Центральной Малой Азии появляется монументальный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изображения животных - сфинксы, львы), а также в архитектуре. Высокого уровня достигла в Хатти обработка камня, прекрасным примером которой является высеченная в скале скульптурная галерея в Язылыкая. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики: на царских печатях помещены надписи, выполненные " хеттской" (на самом деле лувийской) иероглификой и хеттской клинописью.

Хеттская религия играла колоссальную роль в идеологической и хозяйственной жизни общества. Как считали сами хетты, существовала " тысяча богов Хатти", включавшая божества хаттского, индоевропейского (неситского, лувийского, палайского, арийского), хурритского, ассиро-вавилонского и другого происхождения. Главным божеством был бог грозы, именуемый " царем неба, господином страны Хатти", супругой которого считалась богиня Солнца из Аринны - " госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти".

Традиции хеттской культуры не исчезли и после падения Хеттской державы. Многиеиз них продолжались в позднюю эпоху в Северной Сирии и на восточной периферии Анатолии, где в I тысячелетии до х.э. образовалось несколько " новохеттских" (на самом деле лувийских) княжеств, общим названием которых было также " Хатти". Видимо, какие-то группы хетто-лувийцев сохранялись и далее к югу, что легло в основу библейских преданий относительно существования хеттов в Палестине и Сирии с древнейших времен [5].

Примечания

[1] Имеются основания предполагать родство этого языка с современными западнокавказскими (абхазо-адыгскими) языками.

[2] Некоторые исследователи вообще отрицают существование Среднехеттского царства. - Примеч. ред.

[3] Египетские источники называют целый ряд " народов моря", но с уверенностью отождествлять их нельзя. Возможно, в числе их были ахейцы ('кйвш, условно читается акайваша), ликийцы с юго-запада Малой Азии (рк, условно рукка, лукка), сикулы (шкрт, шику-лаи), филистимляне (прст), этруски (? - трш, условно турша) и др. Напомним, что в египетском письме гласные не обозначались. - Примеч. ред.

[4] Вероятно, " Теогония" через посредство хурритского эпоса восходит к недавно опубликованной вавилонской поэме о смене поколений богов. - Примеч. ред.

[5] Что касается хеттских традиций в Центральной и Западной Анатолии, то об этом известно очень мало. Но, по-видимому, византийский геральдический символ - двуглавый орел, позаимствованный позднее Русью, восходит к хеттской культуре. - Примеч. ред.

 

Глава VIII


Поделиться:



Популярное:

  1. F. Дела челобитчиковы. - Условный критерий частноправного отношения. - Безразличие методов процедирования. - Екатерининская эпоха. - Единство в праве. - Судебная волокита
  2. R производственные отношения
  3. VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса.
  4. Автор концепции «анаконды» в отношениях США с СССР, Китаем?Мэхэн
  5. Аналогия закона и аналогия права в гражданско-правовых отношениях.
  6. Антонимические отношения между словарными единицами. Некоторые общие и различительные черты синонимов и антонимов
  7. БИЛЕТ 28. Прагматические отношения в переводе.
  8. Биосфера и её строение, экосистемы, взаимоотношения организмов и среды
  9. Вероятностные законы и вероятностные отношения
  10. Взаимоотношения коллектива и личности
  11. Взаимоотношения людей в группах
  12. Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь