ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОНЕЙРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Ф. Калина И.Г. Тимощук
" Основы юнгианского анализа сновидений"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОНЕЙРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
Сны и их толкование в истории культуры 10
Паранаучная традиция изучения сновидений- 13
ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ 17
Исследования сновидений в психологии 17
Цели и функции снов по Фрейду 20
Работа сновидения 24
Основные приципы фрейдовского анализа символики
сновидений 30
СМЫСЛ СНОВИДЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ААДЛЕРА 38
ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ 46
Основные положения " психологии бытия" 46
Анализ образов сновидения по А.Менегетти 48
Сновидения и жизненная реальность 53
Отношения с людьми и их отражение в сновидениях 57
ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 63
Психическая реальность сновидения 63
Сознание и бессознательное в человеческой душе 69
Об архетипах коллективного бессознательного 85
АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЦИИ 107
Структура души и развитие личности 107
Встреча с Тенью - сновидения и реальность 116
Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие
процесс психической инфляции 124
Образы Анимы и Анимуса в сновидениях 130
Самость: предвечный младенец в предвечные
времена 145
ПРИНЦИПЫ ЮНГИАНСКОГО АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЙ 157
Общая точка зрения на психологию сновидений 157
Сущность и функции сновидений 163
Основные этапы интерпретации сновидения 179
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ 194
Основы метода активного воображения 194
Техники и приемы активизации образов
бессознательного 198
Опыт терапевтической работы по методу активного
воображения 202
Сновидения, воображение и ритуалы 207
МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 213
Структура и функции мифа в аналитической
психологии 213
Мифологические параллели процесса
индивидуации 222
Личный миф человека и его жизненный путь 231
ЛОГИКА СМЫСЛА СНОВИДЕНИЯ: СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 242
Образы сновидения как язык бессознательного:
от Фрейда к Лакану 242
Логика смысла сновидения: парадокс, нонсенс,
фантазм 247
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 256
Полисемантическая функция сновидения 256
ПРИЛОЖЕНИЕ 264
1 Интерпретация сновидений в различных парадигмах
глубинной психологии 264
2 Юнгианский анализ личного мифа 273
3 Анализ архетипической символики художественного
текста 280
ЛИТЕРАТУРА 297
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблема скрытых сторон душевной жизни, отражающихся в сновидениях, продолжает интересовать психологов вот уже много десятилетий. Со времен З.Фрейда и К.Г.Юнга известно, что сновидения должны быть понимаемы символически, что их не следует толковать буквально, а нужно предполагать за ними скрытый смысл. Однако этот смысл разгадать непросто.
Способов и возможностей толкования снов очень много, и все они различаются между собой. Не вдаваясь в подробности, нам хочется разделить их пока на две большие группы - научные и антинаучные, посетовав при этом на слишком большую распространенность последних. Видимо, засилье всевозможных " Сонников", обилие газетных публикаций и статей под заголовками типа " Скажи мне, что тебе снится - я и скажу, кто ты" — в какой-то степени коренной феномен нашей сегодняшней жизни, и единственный способ борьбы с ними заключается в том, чтобы противопоставить всему этому настоящие серьезные исследования в области онейрологии — науки о сне и сновидениях.
Психология деятельности сновидения представлена достаточно обширным корпусом научных знаний, даже беглый обзор которых способен составить толстый том. В своей работе мы уделили преимущественное внимание юнгианству, в рамках которого данная проблема поставлена и исследована более чем фундаментально. Счастливая возможность читать и изучать труды Карла Густава Юнга, величайшего психолога XX столетия, ныне предоставлена нам в полной мере — в последние пять лет большинство его книг и статей вышли в переводе на русский язык. Но вызывающие огромный интерес, пристальное внимание и почтительное восхищение специалистов, работы по аналитической психологии вряд ли можно рекомендовать широкому читателю. Данная книга является попыткой популярно изложить основные достижения юнгианства в области анализа сновидений и других феноменов бессознательного психического, не жертвуя при этом, однако, научностью в ущерб доступности.
Конечно, не авторам судить, насколько она удалась. Видимо, отдельные разделы, посвященные, скажем, толкованию сновидений во фрейдизме или в онтопсихологии А.Менегетти, получились более простыми и понятными, чем, скажем, глава 10, излагающая парадигму структурно-семиотического анализа сновидений Ж.Лакана и Ж.Делеза. Это связано со сложностью самих первоисточников, хотя, разумеется, работы К.Г.Юнга тоже нельзя назвать простыми. Но у структуралистов — свой, особый стиль изложения (" тип письма", по выражению Р.Барта), так что адекватным средством воссоздания или пересказа их основных положений может быть только академический дискурс* (Дискурс — это буквально " речь, погруженная в жизнь", в данном случае имеется в виду речь, строго использующая специфическую лексику (семиологическую, структуралистскую) — речь, погруженная в научную деятельность).
Те читатели, которых больше интересует практическая сторона дела, само толкование сновидений, а не теоретико-методологические основы этой Процедуры, могут данную главу без особого для себя ущерба пропустить.
Несколько слов об использовании специальных терминов, вернее, об их написании. В различных книгах и статьях такие понятия, как эго, самость, ин-се и т.п. пишутся по-разному: с заглавной или прописной буквы, по-латыни (Ego) или еще как-нибудь. В книге выдержан единый стиль их написания, более-менее соответствующий академическому стандарту. Поэтому нам кое-где пришлось изменить форму написания таких терминов по сравнению с оригиналом цитируемой или пересказываемой работы, дабы не создавать читателям дополнительных сложностей.
Предисловия принято завершать выражениями благодарности — это их самая приятная сторона. Выражая признательность другим, всегда получаешь гораздо большее удовольствие, чем когда пытаешься как-то представить и объяснить (а по существу — оправдать) результаты собственных усилий. Мы искренне благодарны участникам первого семинара по юнгианскому анализу сновидений, работавшего в Симферопольском университете в июне 1996 г. Его итоги и составили основу данной книги. Хочется особо поблагодарить тех участников, которые любезно согласились предоставить для интерпретации свои сновидения и личные мифы, сотрудников кафедры психологии СГУ, помогавших нам в работе — А.Г.Ильичева, А.Е.Носовцова, Л.Л.Пучкову. Многие студенты отделения психологии с бесконечным терпением выступали в роли сновидцев и будущих аналитиков, вдохновляя на теоретические разыскания в данной области.
Неожиданным подарком судьбы для нас стала помощь и дружеское участие Т.Н.Даниловой, чьи уникальные архетипические сновидения составляют главное украшение этой книги. Много раз мы говорили друг другу: " Если бы не она, где бы мы взяли сон с архетипом Великой Матери, или Трикстера, или Старого Мудреца? " И всегда были уверены в том, что в нужный момент потрясающий нуминозный или мистериальный сон станет очередным бесценным вкладом Таисии Николаевны в нашу работу.
И наконец, мы с огромным удовольствием честно сознаемся, что без критических замечаний и поддержки профессора В.К.Калина эта книга вряд ли увидела бы свет. Подобно тому, как Богу подчас один раскаявшийся грешник милей, чем тысяча праведников, так непредвзятое и нелицеприятное критическое мнение завзятого материалиста времен расцвета отечественной психологии в конечном счете оказалось гораздо ценнее и важнее похвал " новых психологов", в том числе даже искренних почитателей и убежденных сторонников К.Г.Юнга.
ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ
Работа сновидения
В основе понимания смысла сновидения лежит анализ психологических механизмов, которые формируют образы сна. Существует явное содержание сновидения — доступное до начала аналитической работы, образы и события, взятые в том порядке, как они непосредственно приснились. Это результат работы сновидения, связанной с необходимостью примирить разрушительные и аморальные желания сновидца с его Эго и Супер-Эго. Явное содержание формируется из скрытых идей и влечений, телесных раздражений во время сна, остатков дневных впечатлений и т.п. Скрытое содержание — это те значения, к которым приводит анализ сновидения. Это полный и точный перевод речи бессознательного сновидца, адекватное выражение его желаний. Приведем пример сновидения, анализ явного содержания которого позволит проиллюстрировать работу сновидения и понять его скрытый смысл:
Я, мой парень, жена моего брата и ее подруга захотели сфотографироваться и пошли в фотоателье. Там, внутри, все было красочное и яркое, хотя точно предметов обстановки я не помню. Вышел фотограф, мы спросили, сколько будет стоить фотография. Он назвал очень высокую цену, и мы решили уйти, так как нам это не подходило. Однако, выйдя из комнаты, где происходил разговор, мы попали в другую, и там на выходе сидел здоровенный мужик (как вышибала). Он сказал, что, пока мы не заплатим столько, сколько сказал фотограф, мы отсюда не выйдем. Но мы же не фотографировались! И все равно этой суммы у нас не было. Потом обрыв во сне, как будто все яркие краски погасли, стало темно, что ли. Продолжился сон с того, что мы проснулись в этой комнате, из которой нас не выпускали. Мы встали и спокойно вышли на улицу, никто нас не задерживал. На улице стояла машина, я подошла к ней и увидела, что там лежат мой брат и его друг по работе, оба сильно избитые. Меня это во сне как-то не удивило.
По Фрейду, скрытое содержание предшествует явному, и в этом смысле работа сновидения заключается в переводе мыслей на другой язык, знаки и правила которого должен научиться понимать психоаналитик. Работа (или деятельность) сновидения, маскирующая подлинные желания сновидца, представлена четырьмя основными механизмами: сгущением, сдвигом, учетом образности, вторичной обработкой. Эта работа не носит творческого характера, ограничиваясь преобразованием наличного материала, однако именно она, а не скрытое содержание, определяет сущность сновидения.
Кроме того, при анализе необходимо учитывать основные представления о динамике психической жизни личности и о влиянии на нее стадий раннего психосексуального развития. Согласно Фрейду, содержание большинства сновидений вращается вокруг проблем первичной травмы, Эдипова комплекса, страха кастрации и т.п. Наиболее сильному вытеснению подвергаются инцестуозные и перверсивные (гомосексуальные и садомазохистские) желания сновидца, которые, однако, являются практически атрибутивными характеристиками бессознательных влечений.
В приведенном примере основное содержание работы сновидения определяется инцестуозными (по отношению к брату) желаниями сновидицы. Сюжет сна сформирован двумя основными мотивами — кастрационным (зависть к пенису) и садистическим. Рассмотрим подробнее, как применительно к данному сну выглядят основные механизмы и стадии работы сновидения.
Процесс сгущения как один из главных механизмов работы сновидения впервые описан Фрейдом в " Толковании сновидений". Оно может осуществляться по-разному: из многого сохраняется лишь один элемент (тема, персонаж), многократно встречающийся в различных сновид-ных мыслях; иногда различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность; соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт. При этом, как пишут Ж.Лапланш и Ж.-Б.Понталис, " единое представление воссоединяет в себе несколько ассоциативных цепей и образуется на их пересечении" (20, с.452). Хотя процесс сгущения исследовался на материале снов, он действует и з других образованиях бессознательного, являясь, в частности, одним из главных элементов в остроумии, в ошибочных действиях, при забывании слов.
В данном сновидении механизм сгущения принимал участие в формировании образов основных персонажей (сама сновидица, ее партнер, " удвоенная" партнерша ее любимого брата — " жена брата и ее подруга" ). Фигура вышибалы (сила, объясняющая и оправдывающая несправедливое насилие), " удвоение" брата (он сам и товарищ по работе) и отношение сновидицы к цене фотографии также обусловлены действием этого процесса.
Смещение (сдвиг) лежит в основе сновидения, а также психоневротической симптоматики и вообще любого бессознательного образования. Сравнение явного и скрытого содержания сновидения показывает, что их главные моменты не совпадают, так как самое важное в скрытом содержании сна может быть представлено какими-то недавними, несуществеными событиями, либо фактами прошлого, которые подверглись смещению уже в детстве. " В работе сновидения находит свое выражение психическая сила, которая, с одной стороны, лишает интенсивности психически ценные элементы, с другой же — путем детерминации создает из малоценных элементов новые, ценные, которые затем и попадают в содержание сновидения... При образовании сновидений совершается перенесение и передвигание [смещение — прим. авт.] психической интенсивности отдельных элементов, результатом которых и является различие между содержанием сновидения и мыслями, скрывающимися за ним" (48, с. 115). В нашем примере это сама идея фотографирования как процесса, запечатлевающего навсегда изменчивые, нереально-желанные и прекрасные события (" остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо" — И.Бродский). За идеей избиения скрывается достаточно прозрачный образ сексуального насилия, то же самое содержание имеет эпизод с засыпанием в фотоателье, после которого можно спокойно встать и уйти.
Третий механизм работы сновидения называют по-разному: наглядное изображение мыслей и желаний, учет образности, изобразительные средства. Речь идет об особых требованиях к отбору и преобразованиям зрительных образов, которые обеспечивают представление мыслей и влечений во сне. Так, логические связи во сне изображаются посредством одновременности или рядоположности, причинно-следственные — как события, происходящие друг за другом. Вместо переносного смысла (например, " низкие" и " высокие" чувства) сновидение рисует глубокое ущелье и высокую башню и т.п. В разбираемом сновидении значимы представления о цене (слишком дорогая цена фотографии), яркие краски в фотостудии (там прекрасно), последнее впечатление (то, что брат избит, " меня как-то не удивило" ). После объявления высокой цены сновидица все-таки засыпает в фотоателье, а затем уходит и видит на улице избитого брата.
Сновидение отбирает среди прочих наглядные мысли, те, которые могут быть изображены непосредственно, и все происходящие смещения направлены в сторону образных подмен. Этот принцип работы сновидения обусловлен регрессией — возвратом к более ранним, предыдущим формам развития мысли, отношений, структуры поведения. В сновидениях наблюдаются все виды регрессии — топическая, связанная со сменой психических систем, через которые передается возбуждение; временная, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации; формальная, заменяющая обычные способы выражения и образного представления более примитивными. Так, в нашем примере половое общение заменено сном, насилие — избиением, нравственная цена — платой за фотографию.
Вторичная обработка устраняет явную нелепость и фантасмагоричность сновидения, представляя его в виде более или менее связного и понятного для сновидца сценария. " Эта функция, — писал Фрейд, — преследует ту же задачу, какую поэт злостно приписывает философу: своими заплатами и лоскутами она штопает пробелы в конструкции сновидения. В результате ее работы сновидение утрачивает абсурдность и бессвязность и приближается к образу, доступному для понимания, к реальному переживанию" (48, с.216). Вторичная обработка вступает в силу уже после сгущения, передвигания, образного выражения и представляет собой вклад вторичных процессов в текст сновидения. Она подобна бодрствующему мышлению и может осуществляться в момент, когда сновидец пересказывает свой сон.
В анализируемом сновидении вторичная обработка обеспечивает связность всего сюжета (хотя конец не выглядит таковым) и относительную его " невинность" по сравнению с подлинными желаниями сновидицы. Этот процесс обусловил наличие второй комнаты и функцию вышибалы, а также появление фигуры брата в конце сна (хотя о мотивировке оной вторичные процессы не позаботились).
Общий (скрытый) смысл сновидения, его толкование будет следующим:
Сновидица испытывает сексуальное влечение к брату, ревность к его жене и другим женщинам, которые не являются его родственницами и могут выступать поэтому как половые партнерши. В сновидении изображена символическая попытка удовлетворения инцестуозного желания, однако цензура показывает, что нравственная цена этого слишком велика. У сновидицы " нет таких денег", она хочет уйти, но оказывается, что платить все-таки надо —даже нереализованное влечение вызывает чувство вины. Острый конфликт между Ид и Это, инцестуозным влечением м осознанием того, насколько это чудовищно и противоестественно, вызывает сильное вмешательство цензуры, но в сновидении конфликт разрешается все-таки в направлении удовлетворения желаний. Сновидица " спит" в ателье, а затем спокойно уходит. Сновидение избавило ее от чувства вины посредством того, что переложило вину и ответственность на брата — последний изображен избитым вместе со своим другом (сгущение); налицо и регрессия — избиение (просто агрессия) вместо агрессии сексуальной. Героиню это не удивляет, ибо вторичная обработка сгладила все противоречия. Символично, что избитый брат лежит в автомобиле — это выражает желание поскорее убрать " с глаз долой" то, что может напомнить об ответственности и вине. Кроме того, сон постоянно изображает сновидицу не одну, а в большой компании, намекая тем самым на то, что ничего недозволенного не происходит и не может произойти — все " на людях", при свидетелях.
Таким образом, анализ деятельности сновидения по Фрейду включает в себя понимание работы множества тонких и сложных психических механизмов, действия которых могут накладываться друг на друга, образуя запутанную, похожую на лабиринт картину сна. Трудно разобраться в динамике явного и скрытого содержания сновидений, в эффектах действия цензуры без четкого и ясного понимания основных теоретических принципов психоанализа. Наряду с этим фрейдовский анализ символики сновидения выглядит более простым.
Пример сновидения, отражающего скрытый комплекс
Я встречаюсь со своим другом Алексеем из Владивостока (город, в котором сновидец жил в молодости) Встреча происходит где-то на берегу моря, но мы сидим в моей квартире, слушаем музыку, беседуем, потом ложимся спать. Утром я просыпаюсь от шума, выглядываю в окно и вижу, что люди быстро покидают город, так как по радио объявляют о приближении урагана. Мои родители тоже собираются уходить. Я говорю: " Ну что вы все такие истерические, ничего страшного не случится". Затем выглядываю на улицу, смотрю на небо и вижу, что оно сплошь покрыто серыми тучами. Прикидываю, какой силы будет ураган и решаю, что дом должен выдержать. Друг и родители тем временем уходят. Я через некоторое время выхожу из дома, добираюсь до автобусной остановки и вижу, что стою на ней один. Проходит 51-й троллейбус, люди идут мимо меня, мимо, мимо, не обращают внимания, все заняты одним — поскорее уйти. Я задумываюсь — друг ушел вместе с родителями или один, если один, то он может заблудиться, и где его сейчас искать?
При толковании первое, что привлекает внимание — то, что сновидца зовут так же, как и друга в сновидении — Алексеем. Т.е. друг олицетворяет самого сновидца. Ураган символизирует личностный рост, индивидуацию и происходящие при этом изменения, перемены в жизни. Большийство людей (но не сновидец) испытывают страх перед изменениями, это относится также и к родителям Алексея. Но отношение его самого к изменениям скорее амбивалентное: одно Я остается (дом выдержит, т.е. сновидец уверен в своей способности совладать с проблемами, которые несут с собой трансформация и рост). Другое (друг) уходит вместе с родителями (Алексей их любит, но ощущает и отчуждение из-за того, что они многое в нем не понимают), поступает так, как все нормальные люди. Алексей остро чувствует свое одиночество из-за того, что он не такой, как другие — занят самоактуализацией, ценит духовность, имеет свое собственное " мужество быть". Его ценности мало востребованы поколением сверстников, и в силу личностного своеобразия он до сих пор так и не встретил женщины, с которой мог бы разделить содержание жизни.
Одиночество (" я стою один, а люди проходят мимо, мимо, мимо" ) — тягостное чувство, и не удивительно что время от времени Алексея посещают мысли о тщете его поисков, о бессмысленности самореализации, за которую приходится так много платить. Фактически сновидение изображает автономный комплекс, относящийся к разочарованию в жизни и чувству экзистенциального одиночества (а не заблудился ли я? где мне искать себя и то, что я ищу в своей жизни? ).
На уровне сознания Алексей отрицает наличие таких сомнений, что, собственно, и доказывает успешность их вытеснения. Его жизнь внешне выглядит благополучной, но тому, кто хорошо знает Алешу, это сновидение покажется удивительно точным изображением его проблем. Собственно, вышеприведенное толкование Алексей и принял после замечания аналитика о том, что оно — очень грустная и правдивая картина его жизни. Этот сон приснился после того, как в процессе анализа Алексею показалось, что и терапевт его не понимает, неправильно интерпретирует его личность и поступки, считает его ребенком и т.п. Реактивно сновидение отразило субъективное усиление чувства отчуждения, одиночества и непонятости.
Обобщенное понимание сущности сна в аналитической психологии сводится к тому, что сновидение — это спонтанное самоизображение актуального положения бессознательного в символической форме, основная функция его — компенсация слишком односторонней установки сознания. Поэтому анализ сновидений является важной частью психотерапевтической работы, цель которой — содействие процессу индивидуации. Однако Юнг предостерегал против излишней переоценки сновидений. " У многих людей, — говорил он, — возникает (под впечатлением от какой-то рафинированной и словно намеренно появляющейся компенсации) предубеждение, будто на самом деле сновидение имеет моральное намерение: оно предостерегает, порицает, утешает, предсказывает и т.д. Из-за этого полагают, что бессознательное знает все лучше, и легко склоняются к тому, чтобы приписать сновидению выводы, а затем — соответственно — разочаровываются, если сновидения им ничего не говорят. Мой опыт свидетельствует, что при некотором знании психологии сновидений легко наступает что-то вроде переоценки бессознательного, что вредит сознательной решимости. Бессознательное же функционирует удовлетворительно только тогда, когда сознание выполняет свои задачи на грани возможного" (67, с. 196).
При изучении сновидений приходится сталкиваться с проблемами, далеко выходящими за пределы изведанной области гуманитарных наук, будь то психология, философия или культурная антропология. Нам все еще неведома сущность бессознательной психики. А поскольку, считал Юнг, замысел любого исследования состоит не в том, чтобы вообразить себе, будто в твоем распоряжении имеется единственно верная теория, а в том, чтобы, подвергая сомнению все теории, постепенно приближаться к истине, то необходимо четко представлять основные этапы процесса интерпретации сновидения, их специфику и цель — только при таком условии мы выполним приведенное выше пожелание основоположника аналитической психологии.
МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Структура и функции мифа в аналитической психологии
Популярное: