Отношения с людьми и их отражение в сновидениях
Психическая жизнь человека в значительной степени детерминирована его отношениями с другими людьми, прежде всего с родителями, родственниками и знакомыми. Общаясь с ними, изначально здоровая психика (особенно детская) подвергается воздействию их семантический полей. Семантическое поле в онтопсихологии — это " определенный вид информации, обмен которой происходит между индивидуумами. Информация идет от целостного организма и позволяет определить любую реальность как подобную, сходную, противоположную или безразличную по отношению к данному субъекту" (29, с. 17). Оно передает информацию по всем возможным каналам, доступным восприятию на сознательном и бессознательном уровне. Менегетти полагает, что каждый человек окружен семантическим полем, отражающим его сущность, подлинные желания и потребности. В семантическом поле представлены физико-химические и физиологические характеристики организма, его психофизические параметры, свойства личности, темперамент, характер, воля, влечения и способности.
Любой человек постоянно " передает" окружающим информацию посредством семантического поля. Это неосознаваемое воздействие далеко не всегда положительно, даже если сам человек хочет только добра. Родители, например, руководствуясь самыми благими намерениями, могут негативно (хотя и неосознанно) влиять на детей своими неудовлетворенными потребностями, комплексами, чувством вины или жаждой власти. Больные и невротики особенно опасны, так как через их семантическое поле передается сильная негативная семантика. Сам Мб-негетти как психиатр с большим стажем рекомендует врачам быть особо осторожными при общении с шизофрениками и другими психотиками.
Семантическое поле людей с нереализованными влечениями, неудовлетворенными потребностями формируется в первую очередь их комплексами и монитором отклонений. Они не осознают своего Ин-се, и общение с ними чревато внедрением отрицательной семантики в психическую структуру здорового человека. Такое явление Мене-гетти называет " психическим вампиризмом". Сновидческая жизнь этих " психических вампиров" представляет собой непрекращающийся кошмар. Оторванные от своей природы, они ведут жизнь скучную, бессмысленную, полную разочарований, горечи и страхов и поддерживают свои комплексы за счет окружающих.При встрече с такими людьми бессознательное немедленно реагирует сновидениями определенного плана. Это сны, в которых человек подвергается нападению или насилию. К примеру:
Мы с бабушкой и младшей сестрой были в бассейне. Я захотела переплыть этот бассейн, а бабушка и сестра просто стояли в воде. Вдруг погас свет (во сне кажется, что из-за того, что я хотела плыть на другую сторону). Появился водолаз в скафандре и начал меня преследовать. s Я бегу, бегу — и не могу сдвинуться с места. Кошмар! Потом наконец подбегаю к двери, а она захлопывается у меня перед носом. Чувствую, как меня хватает мокрая скользкая рука водолаза, и просыпаюсь в ужасе.
Сновидица долго размышляла над вопросом, кто бы мог быть этим водолазом. Наконец, она решила, что это, скорее всего, ее двоюродный брат. Он намного старше и всегда пытается занять роль наставника, критика, судьи, при этом имеет дурную привычку обсуждать чужое будущее, способности и таланты в снисходительном, уничижительном тоне. Сам он — типичный неудачник, но в семье его считают непризнанным гением. Бабушка всегда ставит его в пример, защищает и оправдывает.
Согласно Менегетти, сновидения, связанные с появлением близких (отца, матери, бабушки, брата или сестры) практически всегда являются негативными. Это обусловлено специфической трактовкой детско-родительских отношений в онтопсихологии, суть которой состоит в том, что они представляются запутанной сетью неискренних, неподлинных действий и поступков. Вот как он описывает типичные отношения в семье:
" Многие женщины развивают негативную психологию: привлекающую и разрушающую. В этом процессе отец становится объектом манипуляции матери, так как именно она регулирует его отношения с детьми, исходя из своих скрытых интересов. То есть мать предотвращает прямые отношения между детьми и отцом и строит их так, чтобы получить личное удовлетворение. Отец знает своих детей в соответствии с тем, как их представляет мать, а дети получают образ отца, также отфильтрованный матерью. Количество ссор и разногласий между отцом и детьми является отражением внутреннего состояния матери и ее семантического поля. Такая мать вначале становится эпицентром всех эмоций, что позволяет ей контролировать проявления семейной динамики и получать от всех членов семьи сильные эмоциональные ответы.Она обращается к мужу со словами: " Посмотри, как нехорошо вел себя твой сын сегодня... Я не могу заниматься тобой, у нас дети... Тебе следует больше вмешиваться в воспитание дочери... Я не могу заниматься любовью — дети проснутся... Если бы не дети, я бы давно от тебя ушла..." Детям она говорит: " Не шуми, отец проснется... Я все расскажу отцу, если отец узнает... Твой отец хороший человек, но у него своя жизнь... Моя жизнь с твоим отцом — сущий ад... Всегда показывай уважение к отцу, как бы ты к нему ни относился..." Когда потом разговаривают отец и дети, они судят друг о друге по оценкам матери. Если мать физически больна, тогда " подземная черная почта" становится более жестокой. Фрустрированная мать манипулирует всей семьей и делает жертвами своих компенсаций прежде всего свои собственных детей" (33, с.20-21).
Мы привели обширную цитату, в которой все описывается как-то слишком уж мрачно. Вряд ли жизнь большинства нормальных семей представляет из себя столь отталкивающее зрелище, хотя нельзя и сказать, что автор все придумал. Видимо, истина лежит где-то посередине. Следует отметить, что в онтопсихологии проблема семьи и семейных взаимоотношений является центральной, а влияние родителей на ребенка (особенно в первые годы жизни) выступает, как и в психоанализе, ведущим фактором его психического развития. Поэтому родители считаются ответственными за все нарушения, задержки и изъяны развития личности у детей.
Менегетти считает, что довольно часто сновидения демонстрируют нам бессознательное другого (близкого) человека, который может в действительности находиться очень далеко. Сновидение несет информацию о реальности, находящейся за пределами досягаемости органов чувств, но его образы всегда правдивы и точны. Сны также могут сигнализировать о том, что недалеко от сновидца находится или живет человек с сильной негативной семантикой, которая начинает оказывать влияние. Сновидения с умершими родственниками свидетельствуют о том, что отрицательные влияния или идеи прочно вошли в сознание спящего.
Подводя итоги, можно отметить следующие характерные особенности толкования сновидений в онтопсихологии:
- образы сновидения являются важным информационным кодом для изображения жизненной ситуации и состояния ментального и физического здоровья, они порождаются сущностью человека, его внутренней природой — Ин-се;
- существует постоянная взаимосвязь между образом сновидения и его значением, хотя оттенки последнего могут варьироваться. В своих работах Менегетти приводит типичные значения целого ряда образов;
- большинство образов имеют отрицательную, негативную семантику, поскольку главное назначение сновидения — " поднять тревогу" в тех случаях, когда человек удаляется от своей сущности или попал под чуждое влияние;
- при интерпретации снов необходимо онтовидение, а психотерапевт должен использовать в этом процессе свою физическую природу как инструмент познания, обладать целостным, " организмическим" восприятием и способностью сравнивать информацию, полученную различными способами: из беседы, личной истории, посредством семантического поля, при медицинском обследовании и т.п.
Приведем пример сна, истолкованного согласно принципам А.Менегетти:
Я стою перед зеркалом. У меня большие, длинные волосы. Я начинаю снимать с себя одежду, ее очень много. Когда, наконец, -снимаю последнее, то беру гребень м начинаю расчесывать волосы.
Сновидец — молодой человек Н., 26 лет. Он пассивен, инфантилен, инертен, робок в отношениях (особенно с девушками). Практически никогда не проявлял инициативы, привык следовать советам, рекомендациям, готовым образцам. Везде и всюду стремится соответствовать общепринятым стандартам и социальным стереотипам. В то же время застенчив, хотел бы иметь близких друзей, делиться с ними сокровенными мыслями. Этот маленький сон — в какой-то степени квинтэссенция всей жизни Н., он отражает главные особенности его отношений с миром и другими людьми. Зеркало символизирует чужие мнения, стандарты, расхожие правила и принципы. Сновидец привык " смотреться" в них, сравнивать и оценивать себя в соответствии с ними. У него практически никогда не было собственного мнения по тем или иным вопросам, за него все всегда решали другие. Гребень воплощает негативное, деформирующее влияние монитора отклонений. Множество одежды на теле — поведенческие и социокультурные образцы, предрассудки и стереотипы, от которых трудно, почти невозможно избавиться. Длинные волосы (символ силы, жизненности, богатства) во сне выглядят нелепо (сновидец — мужчина), их приходится причесывать.
Безусловно, многие положения и правила онтопсихологии, особенно ее теоретические принципы выглядят весьма оригинальными я своеобразными, вызывая справедливое недоверие у отечественного читателя. Несколько вычурными являются и термины (" психический пенис", " пустой эротизм", " черный вагинизм", " червивая позиция" ). Вызывают сопротивление (во всяком случае, у авторов этой книги) притязания основателя подхода на истину в последней инстанции при решении многих сложных медицинских, психологических, педагогически, социальных и философских проблем. Тем не менее, онтопсихология обладает весьма стройной системой принципов и правил интерпретации сновидений и, при всех своих издержках, несомненно, эвристична в данной области знания. Она должна заинтересовать в первую очередь тех, кто интересуется проблемами отражения в снах здоровья и болезней человека, его неблагоприятных состояний, стрессов и психологических травм.
Популярное: