Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часы, изобразительны и вечерня. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней. Й час. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма - «Слава, и ныне», «Аллилуиа» и читается рядовая кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что на 1-м часе). После кафизмы иерей читает тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»; «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». По исполнении тропаря иерей: «Слава». Чтец: «И ныне» - Богородичен: «Богородице, Ты еси Лоза истинная...» и прочее. После молитвы «Иже на всякое время...» иерей (на солее) произносит: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час. 6-й час. Псалмы и кафизма читаются в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы тропарь часа, глас 2-й: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего»; «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». Иерей произносит: «Слава». Чтец: «И ныне» - Богородичен 6-го часа: «Яко не имамы дерзновения...» чтец возглашает: «тропарь пророчества, глас…» и читает тропарь пророчества, Слава, и ныне, повторяет тропарь. Иерей: «Вонмем». Чтец – прокимен со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вонмем». Чтец – второй прокимен. После пения прокимна продолжается чтение часа: «Скоро да предварят ны...». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец - тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» - «Пречистому образу Твоему...». На «И ныне» - в понедельник, вторник и четверг - «Милосердия сущи Источник...»; в среду и пятницу - Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...». «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны...» и читает молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (16). Чтец - молитву: «Боже и Господи сил...», и начинается 9-й час. Й час. Совершается так же, как и предыдущие (по пятницам 9-й час совершается без кафизмы). Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Стихи: «Да приближится молитва моя пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя»; «Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны...», иерей читает молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами (на 9-м часе во всю Четыредесятницу положено только 3 великих поклона). Чтец - молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны. Изобразительны. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» - «Помяни нас, Господи...», на «И ныне» - «Помяни нас, Господи...». Затем медленно и громко: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный...». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся...», «Лик Небесный...», «Слава» - «Лик святых ангел и архангел...», «И ныне» - «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Кондаки на изобразительных: В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) - кондак храма, дня, рядового святого. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - «Предстательство христиан...». В храме Богородицы - кондак дня, рядового святого. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - храма Богородицы. В храме святого - кондак дня, храма, рядового святого. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - «Предстательство христиан...». Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг - кондак храма апостольского, так как они заменяются дневными. «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны...» и молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Последование изобразительных в среду и пятницу (перед литургией Преждеосвященных Даров) завершается следующим образом. После молитвы св. Ефрема Сирина с 16 поклонами, чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12) и молитву: «Всесвятая Троице...». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст. Певцы - «Господи, помилуй» (трижды); многолетны в этом случае не поются. Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой св. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Приидите, поклонимся...» и предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа...». Иерей (в епитрахили и фелони) читает перед царскими вратами светильничные молитвы. По псалме великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах...» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы -малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди - 3 и Минеи (следующего дня) - 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение. «Слава, и ныне» - Богородичен из Минеи на ряду. Входа нет. Чтец: «Свете Тихий...». Иерей: «Вонмем». Чтец: «И духови твоему». Иерей: «Премудрость». «Вонмем». Чтец - прокимен первой паримии. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии Иерей: «Вонмем». Чтец - второй прокимен. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение второй паримии. Во всю Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия - из Бытия, вторая - из книги Притчей. По окончании паримии чтец: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди. После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». Хор поет тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» - «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» - «Молите за ны...» (поклон). Затем - «Под Твое благоутробие...» (без поклона). «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...» Иерей: «Сый благословен...» (на солее). Чтец - молитву: «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Чтец Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Всесвятая Троице...», «Буди имя Господне...» (трижды), псалом: «Благословлю Господа на всякое время...», полностью. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей - отпуст. Певцы - многолетны. Таков порядок вечерни в Четыредесятницу, когда не бывает Преждеосвященной литургии. Великое повечерие. Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие поется отдельно от вечерни. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое, по «Отче наш» - «Приидите, поклонимся...» 1. Если читается Великий канон преп. Андрея Критского (в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста), то по «Приидите…» чтец - псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» (в другие дни он читается на своем месте - после молитвы «Владыко, Боже Отче Вседержителю...»). По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель...», и начинается чтение Великого канона (ирмосы по дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмосы и припевы. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни -«Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», кондак: «Душе моя, душе моя...». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсеменнаго зачатия...». 2. Если повечерие служится в другие дни, то после «Приидите…» чтец читает псалом «Внегда призвати...» и прочее последование по часослову. После псалма 90-го - пение: «С нами Бог...» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» поется: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» - «С нами Бог...», «И ныне» - «С нами Бог...». И в завершение - «Яко с нами Бог». После «С нами Бог...» - тропарь: «День прешед, благодарю...». «Слава» - «День прешед, славословлю...», «И ныне» - «День прешед, песнословлю...», «Безплотное естество херувимское...» и «Верую...». После «Верую...» поются «молительные стихи». Иерей произносит: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных», а хор повторяет каждый стих. «Вся Небесныя Силы святых ангел и Архангел...». «Святый Иоанне, Пророче и Предтече...». «Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы...». «Преподобнии и богоноснии отцы наши...». Здесь глаголется и святой храма. «Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило...». «Боже, очисти нас, грешных». «Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас». Затем чтец - Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым) По «Отче наш» поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и в среду - на глас 2-й: «Просвети очи мои, Христе Боже...». «Слава» - «Заступник души моея буди, Боже...», «И ныне» - «Яко не имамы дерзновения...». Во вторник и четверг - на глас 8-й: «Невидимых враг моих неусыпание...»; стих: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой...»; «Яко страшен суд Твой, Господи...». «Слава» - «Слезы ми даждь, Боже...», «И ныне» - «Непостыдную, Богородице, надежду...»
«Господи, помилуй» (40). «Именем Господним...». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец - молитву свт. Василия Великого: «Господи, Господи...» «Приидите, поклонимся...», псалом 50-й, псалом 101-й, молитву царя Манассии и Трисвятое (это Трисвятое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». «Слава» - «Господи, помилуй нас...», «И ныне» - «Милосердия двери...». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» - «Честнейшую», «Именем Господним...». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко Боже Отче...». «Приидите, поклонимся...». Псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» (если не прочитан в начале), «Господи, услыши молитву мою...», «Слава в вышних Богу...». С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы из Октоиха и канонов тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи. Службы святым на повечерии вычитываются следующим образом: читается канон Богородицы из Октоиха и святого из Минеи (без ирмосов) с припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас» - 2 тропаря, «Преподобие отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. д. – 2 тропаря; в конце: «Слава», «И ныне». Таким образом вычитываются все песни канона. По 3-й песни - кондак и седален Минеи. По 6-й песни - седален Богородицы из октоиха, по 9-й - светилен Минеи (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) читаются с припевом канона (см. выше), «Слава» - святого (если есть), «И ныне» - Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры читаются с припевом (см. выше), «Слава» - третья стихира святого, «И ныне» - Богородичен или Крестобогородичен «Достойно есть» Трисвятое (третье). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно», на глас 6-й: «Господи сил, с нами буди: иного бо разве Тебе Помощника в скорбех не имамы. Господи сил, помилуй нас». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется по дважды. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» - «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники...», «И ныне» - «Многая множества моих, Богородице, прегрешений...», «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене...», «Все упование мое на Тя возлагаю...». Чтец: «Господи, помилуй»(40). «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...», «Господи и Владыко живота моего...» с 16 поклонами. Чтец - конечное Трисвятое. По «Отче наш» - «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная...», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей читает молитву, стоя на коленях лицом к «приклоншимся на землю» молящимся: «Владыко Многомилостиве...». По молитве, иерей: «Благословите, отцы святии...». Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» (или «Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных»). Иерей,: «Помолимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриарсе Алексии...», «О богохранимей стране нашей...», «О ненавидящих и любящих нас», «О милующих и служащих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавлении плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори плавающих», «О в немощех лежащих», «Помолимся и о изобилии плодов земных», «И о всякой душе христиан православных», «Ублажим правоодавныя архиереи и ктиторы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя» На всякий стих певцы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, единожды). Иерей: «Рцем и о себе самех», «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...», «Аминь». Богослyжебные отпyсты. В Пpавославной Цеpкви каждое богослyжение заканчивается так называемым отпyстом. Отпyст пpедставляет собой кpаткyю молитвy, котоpая содеpжит пpославление и воспоминание пpазднyемого священного события или лица, с пpеподаянием благословения молящимся XV и XVI века - это вpемя фоpмиpования наших совpеменных отпyстов. Богослyжебный Устав pазличает два вида отпyстов: пpаздничные и дневные. Пpаздничным отпyстам посвящены две статьи Слyжебника: “Указ, како подобает глаголати отпyсты во Владычни пpаздники и Богоматеpе и во все лето” и “Отпyсты Владычних пpаздников, ”. Пpаздничные отпyсты в одних слyчаях начинаются вводной фpазой, в котоpой воспоминается чтимое священное событие, напpимеp: “Иже в веpтепе pодивыйся и в яслех возлегий нашего pади спасения Хpистос, Истинный Бог наш...”, в дpyгих - сpазy пpизыванием имени Господа нашего Иисyса Хpиста, yстановленным для всех отпyстов вообще: “Хpистос, Истинный Бог наш...” Пpаздничные отпyсты, вне зависимости от того, начинаются ли они словами, пpославляющими воспоминаемое священное событие, или сpазy словами “Хpистос, Истинный Бог Hаш...”, могyт быть кpаткими и полными. Во все вpемя года в седмичные дни, когда нет Владычних или Богоpодичных пpаздников, дней пpедпpазднства и попpазднства или пpаздников бденным и полиелейным святым, слyжба pядовомy святомy совеpшается в соединении со слyжбой Октоиха. В этом слyчае, вне зависимости от того, какова степень yпотpебления Октоиха - заимствyются ли оттyда стихиpы и каноны или же только каноны, как это бывает на богослyжении святомy “с великим славословием”, святомy “шестеpичномy” или двyм святым, со стихиpами каждомy из них, наконец, даже в том слyчае, когда пение Октоиха огpаничивается yпотpеблением Тpоичнов и седальнов, по великопостномy чинy, - на вечеpне, yтpени и на Литypгии положены “Отпyсты дневнии во всю седмицy, по обычаю Святыя Восточныя Цеpкве”. Для этого вида отпyстов хаpактеpно пpизывание во все дни седмицы кpоме имени Господа Иисyса Хpиста и Богоpодицы еще “святых славных и всехвальных апостол”, затем в понедельник - “честных Hебесных Сил безплотных”, во втоpник - “честнаго славнаго пpоpока, Пpедтечи и Кpестителя Иоанна”, в сpедy и пятницy - “силою Честнаго и Животвоpящаго Кpеста”, в четвеpг - кpоме святых апостолов еще “иже во святых отца нашего Hиколая, аpхиепископа Миp Ликийских, Чyдотвоpца”, а в сyбботy - “святых славных и добpопобедных мyчеников, пpеподобных и богоносных отец наших...” Затем также во все дни седмицы после пpизывания имени святителя, “егоже есть Литypгия”, и “святаго, егоже есть хpам”, и “святаго, егоже есть день”, пеpед пpизыванием всех святых полагается пpизывание “святых пpаведных Богоотец Иоакима и Анны”. Пpизывание последних составляет, таким обpазом, особенность вседневного отпyста. Отпyсты пpоизносятся на вечеpне, на yтpени и на Литypгии. А на так называемых часовых слyжбах (то есть на повечеpии, полyнощнице и после пеpвого часа, если пеpед ним пpоизносился отпyст yтpени) в течение всего года пpоизносится малый отпyст: “Хpистос, Истинный Бог наш, молитвами Пpечистыя Своея Матеpе, пpеподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилyет и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец”.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 6153; Нарушение авторского права страницы