Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внутреннее устройство храма.
Самая главная часть храма есть алтар ь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значить возвышенный жертвенник. Престолом называется особо освященный четырехугольный На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»). Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров. Евангелие, это - слово Божье, учение Господа нашего Иисуса Христа. Крест, это - меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть. Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви. Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому. За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним местом; оно обычно делается возвышенным. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения. На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно: 1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прилагаемое потом, за Литургией, в Кровь Христову. 2. Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для приложения его в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя. 3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных пocеpeдине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискос для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. 4. Koпиe - нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте. 5. Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих. 6. Губка или плат — для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу). Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов. На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, в начале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия. В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом. Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матвея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат - икона Божьей Матери. Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а на лево от иконы Божьей Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходить диаконы. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа. Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солеею. Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви, т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена. В храме имеется еще канун, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед кануном служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения. Перед иконами и аналоями стоять подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы