Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам. Из этих праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. с), в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божьей Матери, которые называются двунадесятыми. По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи. К непереходящим праздникам относятся: 1. Рождество Богородицы – 8 / 21 сентября; 2. Воздвижение Креста Господня – 14 / 27 сентября; 3. Введение во Храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября / 4 декабря; 4. Рождество Христово – 25 декабря / 7 января; 5. Крещение Господне – 6 / 19 января; 6. Сретение Господне – 2 / 15 февраля; 7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта / 7 апреля; 8. Преображение Господне – 6 / 19 августа; 9. Успение Пресвятой Богородицы – 15 / 28 августа. К переходящим праздникам относятся: 1. Вход господень во Иерусалим – за неделю до Пасхи (воскресение); 2. Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи (всегда четверг); 3. День Святой Троицы – на пятидесятый день после Пасхи (воскресение). Есть праздники и в честь великих святых. К Великим праздникам относятся: 1. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа / 11 сентября; 2. Рождество Иоанна Предтечи – 24 июня / 7 июля; 3. Покров пресвятой Богородицы – 1 / 14 октября; 4. Апостолов Петра и Павла – 29 июня / 12 августа; 5. Обрезание господне – 1 / 14 января. По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые. Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Посты и постные дни. В годовом круге богослужений Церковь установила четыре многодневных поста. По словам святых отцов пост есть мать целомудрия, училище благочестия. Утончая тело, пост призван облегчать наши души к принятию благодати Святого Духа. Самым значимым среди постов является Великий пост. Он состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Начинается Великий пост за 7 недель до праздника Пасхи. Пост строгий. Вкушение рыбы разрешается только на вход Господень во Иерусалим и на Благовещение пресвятой богородицы, если оно не приходится на дни Страстной седмицы. Следующим постом является Петров пост или апостольский. Начинается после Недели всех святых (через неделю после Троицы) и продолжается до праздника Свв. апп. Петра и Павла (29 июня / 12 июля). Пост не строгий, разрешается вкушение рыбной пищи. За 2 недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы начинается Успенский пост (с 1 / 14 августа по 15 \ 28 августа). Пост строгий. С 15 / 28 ноября начинается Рождественский пост или Филиппов пост (заговение на пост приходится на день памяти св. апостола Филиппа 14 / 27 ноября). Пост не строгий. Кроме многодневных постов святая Церковь установила и однодневные посты. К ним относятся среда и пятница почти на протяжении всего года, а также сочельник Крещения Господня, Усекновение главы св. пророка и крестителя Иоанна, Воздвижение Креста господня.
О Богослужебных книгах. Первое место в числе Богослужебных книг занимают: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти книги взяты из Священного Писания - Библии, потому называются священно-богослужебные. Затем следуют книги: Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная. Триодь постная, Триодь цветная, Типикон или Устав, Ирмологий и Каноник. Эти книги составлены на основании Св. Писания и Св. Предания, отцами и учителями Церкви, и называются церковно-богослужебные. Евангелие - это Слово Божье. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета, написанными евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Евангелие содержит в себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, славное воскресение и вознесение Его на небо. Богослужебное Евангелие, имеет ту особенность, что кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делится еще на особые отделы, называемые «зачалами». В конце книги помещается указатель когда читать то или другое зачало. Апостол, так называется на церковном языке книга, содержащие последующие книги Нового Завета: Деяния Святых Апостолов, соборные послания и послания апостола Павла (кроме книги Апокалипсис). Книга Апостол также, как и Евангелие разделена, кроме глав и стихов, на «зачала», с указанием в конце книги, когда и какое читать «зачало». Псалтирь — книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что большинство псалмов в ней написаны св. пр. Давидом. В этих псалмах св. пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его милости благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях. Вот почему псалтирь и употребляется при Богослужении чаще всех других богослужебных книг. Книга Псалтирь для употребления при Богослужении разделена на двадцать отделений, называемых «кафизмами», а каждая «кафизма» делится на три части, называемые «славами». Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь «следованная», она отличается тем, что содержит в себе три приложения: а) Часослов, б) тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг и в) все молитвословия, которые должны читаться приступающими к Св. Таинству Причащения. Служебник - книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и Литургии. В конце служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т. е. список святых, ежедневно воспоминаемых церковью. Apxиерейский служебник (или «Apxиерейский чиновник») отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и др. Часослов - книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии. Требник - книга, заключающая в себе чинопоследования Св. Таинств и других треб - чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др. Октоих или Осмигласник заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие. Минея Месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественный службы на праздники Господни и Богородичны, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг. Минея Общая заключает в себе песнопения общие целому лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при Богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее Месячной. Минея Праздничная содержит в себе службы Великих Праздников, извлеченные из Минеи Месячной. Триодь Постная содержит в себе молитвословия на дни Великаго Поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово «Триодь» греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней «Триодь Цветная» получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней (вместо обычных девяти песней канона). Триодь Цветная заключает в себе песнопения со дня Св. Пасхи до недели Всех Святых (т. е. до 9-го Воскресения, считая со дня Пасхи). Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона). Типикон или Устав содержит в себе подробное указаниe: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержашиеся в служебнике, часослове, октоихе и других богослужебных книгах. ТИПИКОН Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, a также различные чины соединения этих служб при их совпадениях. Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех священнослужителей и православных христиан при совершении богослужения. Церковный Устав - плод многовекового живого религиозного опыта великих отцов, учителей и подвижников веры. Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом Великих пустынножителей Египта и Палестины и высоким богословствованием Отцов в период Вселенских Соборов. Уметь пользоваться Церковным Уставом - это высокое искусство, которым должны овладевать священнослужители. К каждому богослужению необходимо готовиться и только тогда богослужение будет иметь действительно воспитательное религиозное воздействие в духе Православной Церкви. Надо помнить, что каждое богослужение суточного круга, месячного и Триоди имеет свои характерные особенности. Полный Типикон явился как результат тех затруднений, которые оказались на практике при отправлении службы по разным книгам и вследствие совпадения суточного строя богослужения с его составом по Триоди, Минее и другим богослужебным книгам. Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова tupoj - образец), носит и другие названия, например: " Устав". По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Представителем другой формы Церковного Устава, является св. Феодор Студит (IX в.). КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСТАВА. В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав церковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Плодом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным. Прп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (552 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии. Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имел название " Иерусалимского". В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лавры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпадении, " встрече", двух или. трех праздников в один день, и как согласовать праздничные богослужения с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются " Марковы главы" и " Храмовые главы". Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан прп. Феодору Студиту (826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон, в Южную Италию и был принят в монастырях русских со времени прп. Феодосия Печерского (около 1070 г.). Особенности отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем: 1. во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 2. на " Господи воззвах" число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе; 3. Великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи; 4. по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский. В Русской Церкви Студийский Устав был введен прп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. В XV веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжественности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси. Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 году при патриархе Гермогене. Но это издание было исправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме. Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени. СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА (его состав) По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав. Первый отдел в свою очередь можно разделить на три части: I часть - (1-46 гл.) - " Общая", содержащая общие указания о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.), указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священнодействиях (22-25), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46). II-я часть - (47-51) - " Частная" содержит в себе указания о " знамениях" (знаках) праздников и последования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и подвижных. III-я часть - (52-60) - " Дополнительная" содержит в себе: 1. указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы; 2. самые молитвословия, на которые в ней есть указания. Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые " Храмовые главы", где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовой праздник или святому при совпадении с другими праздниками.
ЗНАКИ ТИПИКОНА.
СЛУЖБЫ СУТОЧНОГО КРУГА. Суточный круг – церковный день. Несмотря на то, что суточный круг (церковный день) начинается 9 часом, на нем читаются тропарь и кондак предшествующего астрономического дня. Вечернее Богослужение. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только когда они случаются в сырную седмицу или в седмицы великого поста. Малая вечерня (сокращенная вседневная) совершается только перед бдением, начинающимся великой вечерней. Великая вечерня – это праздничная, совершается накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Если Всенощное бдение начинается не великой вечерни, а с великого повечерия, то перед ним не совершается ни малой вечерни, ни 9 часа. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста. Великое совершается в седмичные дни Великого поста, во вторник и четверг сырной седмицы и в понедельник, вторник Страстной седмицы. Утреннее Богослужение. Включает в себя Полунощницу, Утреню и 1-й час. Полунощница – это церковная служба, совершаемая в полночь или в любой час ночи до наступления утра. Полунощница бывает Вседневная, Субботняя и Воскресная. Полунощница не совершается, если служится Всенощное бдение.
Утреня бывает не праздничная (т.е. без полиелея и Великого славословия, когда оно читается, а не поется), Праздничная (с Полиелеем и/или с Великим славословием, когда оно поется) и Пасхальная (Совершается в самый день Пасхи и на Светлой седмице до субботы). Служба 1 часа по времени соответствует 7- 9 часам утра, когда Иисус был приведен к Пилату и приговорен к смерти. В некоторое дни (Сочельник Рождества, Сочельник Крещения и Великая Пятница) 1 час к утрени не присоединяется, но читается вместе с 3, 6, и 9 часами – Царские часы. Богослужение дневное. Состоит из 3, 6, 9 часов, Изобразительных и/или Литургии. На 3 часе вспоминается Суд Пилата и мучения Христа в притории, а также сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы. На 6 часе вспоминается шествие Спасителя на Крестные страдания и Его смерть. Часы бывают Великопостные, Великие (Царские), Пасхальные и Вседневные. Великопостные часы совершаются в Среду и Пяток сырной седмицы, в седмичные дни Великого Поста, в Понедельник, Вторник и Среду Страстной Седмицы. Царские совершаются в Великий Пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. Пасхальные совершаются в течении всей Светлой Седмицы до Недели о Фоме. Вседневные оправляются в остальные дни года. Последование Изобразительных (Обедница – краткая церковная служба, напоминающая Божественную Литургию, но на ней не совершается Евхаристия) совершается в некоторые дни года, как вместе с полной Литургией, так и отдельно от нее.
Вседневное Богослужение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы