Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Уровни межличностных отношений и их проявлений в совместной деятельности.
Особенности отношений личности в системе «роль-для-группы» Ролевые взаимоотношения в группе (Асмолов приводит описание Анны Павловны Шерер из «Войны и мира») - ценности и идеалы в конкретной совместной деятельности уже не относятся к классу «только знаемых» мотивов. Они выполняют в поведении личности побудительную функцию, функцию «мотивов—стимулов», вызывающих акты поведения, направленные на достижение задаваемого ролью набора ценностей. Уровневая структура межличностных отношений в малой социальной группе (по А.В.Петровскому): А — совместная деятельность как системное основание межличностных отношений в группе; Б — отношение каждого члена группы к целям, задачам и мотивам совместной деятельности; В — феномены межличностных отношений в группе, опосредствованные совместной деятельностью; Г — поверхностные проявления межличностных отношений, возникающие в ходе непосредственного эмоционального контакта между участниками социальной группы.
Ø Ролевые социальные качества личности проявляются в феномене «объектного» межличностного восприятия: человек подводит воспринимаемые поступки другого человека под принятую в данной культуре систему значений, выраженную в форме различных эталонов и стереотипов. Восприятие другого человека не столько как индивидуальности, сколько как типичного представителя той или иной социальной группы. Проявляются функциональные социальные качества личности как «элемента» институтов социализации; в конкретной обстановке в их основе лежит псевдосовместная деятельность по формуле «рядом, но не вместе». (эксперимент Бодалева с картиной «преступник»-«герой») Ø При «субъектном» восприятии поступки другого воспринимаются через его отношение к предмету совместной деятельности, к мотиву → приобретают личностный смысл. А.В.Петровский предлагает принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений. Совместная предметная деятельность: - порождает, творит межличностные отношения ее участников; - является единственным средством, орудием, через которое могут быть преобразованы межличностные отношения; - процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности - это движущая сила развития социальной группы. Все эти черты совместной деятельности проявляются при анализе межличностных отношений в малых социальных группах. Ø феномен коллективистского самоопределения - отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредствовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива → снимается дихотомия конформист-нонконфомрист. Ø феномен коллективистской идентификации - отношении к участнику совместной деятельности как к самому себе при отношении к себе как к другим членам коллектива → снимается дихотомия альтруист-эгоист. Пример: Для личности лидера более важна его способность оценить зону ближайшего развития сотрудника, его интеллектуальный потенциал, чем метания между авторитарным или демократическим стилем руководства. Ø Социальная роль - единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность-в-группе» к сохранению. Основное: Межличностные отношения опосредствуются совместной деятельностью в ходе движения личности в системе общественных отношений.
14. Социотипическое поведение личности в истории культуры.
Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах «роль-для-всех», «роль-для-группы», «роль-для-себя». При анализе социотипического поведения личности в системе «роль-для-всех» выделяются следующие направления исследований: а) разработка представлений о социогенетических истоках возникновения личности и социогенезе личности в истории развития общества; б) изучение социотипических проявлений в развитии и функционировании личности в разных этических общностях (национальный характер, национальное самосознание, природа и функции этнических стереотипов); в) закономерности социотипического поведения в больших группах в разных сферах социально-исторического образа жизни (семья, работа, досуг и т.п.). Социогенез - происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах. Ø В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается и не контролируется им. Эти образцы усваиваются через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация. Ø В проявлении неосознаваемых социотипических особенностей поведения человек и группа выступают как одно неразрывное целое. Ø «роль-для-всех» → адаптивные модели поведения личности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Как пример у Асмолова: за характеристикой социального характера сталинской эпохи стоит, бегство от собственного принятия решения → эффект «выученной беспомощности» Ø И этнический характер, и социальный характер выступают как выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социотипическом поведении, в котором личность слита с социальной общностью. Функция социотипического поведения в социогенезе: нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях. Социогенетинеские истоки развития личности: гипотеза о преадаптивных феноменах культуры как критерии порождения личности в антропосоциогенезе. Ø В традиционных культурах преобладает социотипическое адаптивное поведение, объяснение которого укладывается в модель рационального разумного действия. Ø НО: В самой социокультурной системе содержатся активные механизмы по выработке неопределенности (Ю.М.Лотман), обрекающие члена общины на выбор.
15. Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности. При всем различии подходов к изучению соотношения «среды» и «наследственности», «степени животности» и «степени человечности», «индивидуального» и «социального» в развитии человека эти подходы опираются на некоторые общие методологические установки. Ø Антропоцентристская парадигма мышления. Сущность человека ищется либо в самом человеке, либо в воздействующей на него среде (биологической, социальной или физической). Рассматривается «человек вне мира» и «мир вне человека» → дуалистический взгляд на чела. Ø Абсолютизация филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития человека.Либо взгляд на человека вне истории его развития, либо абсолютизация закономерностей какого-либо этапа одного процесса эволюции человека. Пример: конституционная концепция личности Уильяма Шелдона на место закономерностей развития общества ставит закономерности филогенеза и эмбриогенеза, присущие разным биологическим видам. У.Шелдон из трех слоев зародышевых листиков в эмбриогенезе — эндодермы (из эндодермы образуются внутренние органы), мезодермы (из мезодермы образуются мышечные ткани) и эктодермы (из эктодермы развиваются кожа и нервные ткани) выводит разные соматотипы, из них — типы темперамента, из них — характер личности, а затем и закономерности развития общества. Постановка вопроса о «степени животности» и «степени человечности» человека в обществе некорректна в самой своей основе. Она, во-первых, изолирует человека из системы общества, в которой он только и существует; во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого вида в антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику истории человеческого вида в эволюции, смену закономерностей этой эволюции. Ø «Искусственные миры» вместо «мира человека в обществе». В психологии предпринималось немало усилий, чтобы человек очутился в «мире необработанного опыта». Благодаря специальным процедурам, например методической процедуре аналитической интроспекции, предметы изымались из мира общественно-исторического опыта, освобождались от значений (вместо «дороги» видеть «две прямые линии», вместо слова «мама» — слышать набор незнакомых звуков). Забавный пример: психоаналитик, проработавший много часов с лежащим на кушетке пациентом, в конце концов заставит его поверить, что он всю жизнь ненавидел свою жену или же бессознательно хотел смерти собственного отца из-за того, что отец был «барьером» на пути его детского либидозного влечения к матери. Ø Гомеостатическая модель развития психики человека.Любые проявления активности организма в ходе эволюции выводятся из стремления к достижению равновесия. Из схемы «разрядки» эмоции в поведении, предложенной Ф.Александером, следуют три вывода: 1) отрицательные эмоции вредны организму, если они подавлены, их вред возрастает; 2) эмо-нейтральная сит. предпочтительнее для адаптации организма, чем отрицательные эмо; 3) позитивные эмоции полезны для организма, т.к. дают проявиться принципу удовольствия. Противоречат Александеру следующие факты: - Во время войн падает процент психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, гипертония). Далее, в экстремальных условиях повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям - «болезнь достижения», или «синдрома Мартина Идена»: резко выраженные психосоматическуие заболевания возникают у людей на гребне успеха, то есть при достижении той цели, к которой они стремились и наконец достигли. В основе «болезней достижения» лежит та же самая причина, которая вела к повышению сопротивляемости человека к психосоматическим заболеваниям, — поисковая активность, деятельность по преодолению подобных ситуаций. Основное: Без учета целенаправленной деятельности, снимающей оппозиции «человек — среда», «личность — общество», картина представлений о развитии личности не просто обедняется, а искажается, приводя к противопоставлению человека и его жизни в человеческом мире. Дуализм схем двухфакторной детерминации развития личности преодолеваются в системном историко-эволюционном деятельностном подходе к изучению человека.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы