Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №1. «Образы человека в науке и культуре».



Часть I.

Вопрос №1. «Образы человека в науке и культуре».

 

Асмолов:

Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:

· Многогранности феноменологии личности, отражающей объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни

· Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано со смежностью различных научных течений (мышление с логикой, социальная психология и социология)

· Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.

В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки.

Общая схема уровней методологии:

1) Уровень философской методологии

2) Уровень методологии общенаучных принципов

3) Уровень конкретно-научной методологии

4) Уровень методики и техники исследования.

Человек – это сложный «ансамбль» а не просто сумма, это иерархия гармоничное единство.

Для того, чтобы создать статую личности (человека) необходимо учитывать:

1. Внешние характеристики (рост, вес и т.д.)

2. прошлый опыт человека, его знания, привычки, стереотипы

3. Влечения, потребности установки

4. Ценности, ради которых он живёт

5. Речь человека

6. Проявления поведения, черты характера

7. Социальные роли человека

8. Поступки, реакции, действия

9. Самосознание человека

10. Способности, талантливость, неординарность.

Влияние места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, которые очерчивают сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывают связь психологии личности с другими областями человекознания.

Биология человека ставит целью изучение специфических особенностей индивида, как представителя рода хомосапиенсов, кибернетика ставит человека как адаптивную саморегулирующую систему, философия – как героя и т.д. Но именно при изучении личности в контексте уровней методологии позволяет нам объединить все эти знания. Так уровень философской методологии выполняет интегративную функцию в познании человека. Также ещё две функции: критико-конструктивная и мировоззренческая (идеологическая оценка общенаучн и конкретно-науч построений и созданий тех идеалов и норм, которым должен соответствовать образ человека).

При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.

Что такое человек?

1) Два полюса – объективизм (в соц мире) и субъективизм (в самом человеке).

2) Попытка совместить эти два полюса (представление о человеке как о личности и субъекте социального процесса приводит к тому, что личность рассматривается как психика).

3) Мир человека как потребность или смысловое пространство личности (бытие человека как точка отсчёта при изучении развития человека в природе и обеществе). Это видимо самый правильный.

· Проблема развития личности решается в анализе его предметной деятельности, в истории её развития

· Целеполагание (человек творит мир и отыскивает смысл его существования)

· Не рассматривать человека с точки зрения его полезности

· Понимание производства как процесса становления и развития человека, в котором рождаются новые процессы.

· Общественность, важность культуры

 

+ смотрите ответы с Флогистона. Также на экзамене я услышала, что нужно сказать про то, какой человек рассматривается (человек чувствующий, человек действующий – что-то в этом роде). Говорят, есть в Асмолове. Смотрите сами.

 

Вопрос № 3. Движущие силы и условия развития личности.

Асмолов:

Факторы развития личности: органические предпосылки – среда – сама личность.

Дуализм схем двухфакторной детерминации развития личности (наследственность – среда), поддерживаемый антропоцентрической парадигмой мышления о человеке, помещением человека в “искусственные миры” вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютизацией филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики преодолеваются в системной и конкретно-научной деятельностной методологии человекознания.

Личность есть системное и поэтому “сверхчувственное” качество, хотя носителем этого качества является телесный индивид со всеми его врождёнными и приобретёнными свойствами. Эти свойства, как и внешние условия и обстоятельства, составляют лишь условия, предпосылки формирования и функционирования личности. С этой точки зрения мы исследуем позицию человека в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; исследование того, что, ради чего и как использует человек врождённое и приобретённое им.

Необходимость разведения понятий “индивид”, “личность” и “индивидуальность”.

· Индивид – то, в чём человек подобен всем другим людям, то, что объединяет человека со своим видом. Это нечто целостное, неделимое. Преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, существует определённый коридор индивидного развития. Это и особенности строения\функционирования НС, и темпераментные свойства, и задатки как врождённая основа способностей. Индивидом рождаются.

· Личность – тоже целостность, но такая целостность, которая рождается в обществе. Она автономна, незакапсулирована. Личностные свойства предшествуют личности. Человек становится личностью, когда жёсткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: м.б. высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа (компенсаторное развитие). Личностью становятся.

· Индивидуальность – то, чем человек отличается от других людей. Индивидуальность отстаивают.

На протяжении большей части детства развитие определяют средовые факторы. Со старшего подросткового возраста сама личность начинает определять своё развитие (не у всех). Это не спонтанный непосредственный процесс.

Подходы к изучению движущих сил развития личности:

· Гомеостатический адаптивный либо стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.

· Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности и 2. существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности. Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения. Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности. Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека. Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности. Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить “сверхзадачи”, и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.

Асмолов.

Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании, объективный ост зависимости судеб исторического процесса от решений отдельной личности приводят к мысли о необходимости её изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки.

В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии:

1. Философская методология (чел по своей природе, например, человек как ценность);

2. Общенаучная методология (методы общие для многих наук – складывается образ человека в науках);

3. Конкретнонаучная методология (описание свойств человека в конкретной науки);

4. Методы и техники исследования (совсем конкретное).

При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.

Мало, да… Можно подробнее рассказать про многогранность феноменологии. Некторые исследователи делают допущение об одномерной феноменологии, в итоге каждый отстаивает свою сферу фактов как центральную характеристику личности, и дискуссии начинают напоминать спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон.

Расплывчатое решение проблемы. Вопрос о том, как, каким путем изучать личность в психологии, – это вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания. Решение этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения различных уровней методологии науки к психологии личности. Именно поэтому выявление места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, очерчивающих сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывающих связь психологии личности с другими областями человекознания.

 

 

Часть II.

 

ВИКТОР ФРАНКЛ

Мощное развитие экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии принадлежит Виктору Франклу. Он основывает школу логотерапии, или экзистенциального анализа, или «Третью Венскую Школу», в противовес психоанализу и «индивидуальной психологии» А. Адлера («воле к удовольствию» Фрейда и «воле к власти» Адлера Франкл противопоставляет «волю к смыслу» ). Франкл, благодаря богатейшему и сложнейшему опыту своей жизни, разработал внутри психологии и психотерапии категорию смысла и его утраты. На основе этого им был выделен особый вид невроза – логоневроз, или невроз утраты смысла существования, который стал бичом послевоенного поколения.

Основные части:

учение о стремлении к смыслу

учение о смысле жизни

учение о свободе воли

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.

Изобилие свободного времени Þ Экзистенциальный вакуум особое состояние, порождаемое у человека отсутствием смысла

Причины, порождающие экзистенциальный вакуум: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно.

Экзистенциальный вакуум Þ усиление либидо и агрессии Þ тоталитаризм и конформизи

Пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

творческая работа (то, что мы даем жизни) Û ценности творчества

переживание ценностей (то, что мы берем от мира) Û ценности переживания

позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить Û ценности отношения

Смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть.

Смысл еще необходимо осуществить. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла – процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден.

Дихотомия «свобода-ответственность» является одной из ключевых для понимания идей В. Франкла. «Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время ответственным. В разных работах Франкл предлагает несколько разные формулировки понятия свободы, однако общий их смысл – это свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе; это свобода изменяться, свобода быть таким и не быть каким-либо иным. А главное, человек наделен свободой принять на себя ответственность за тот выбор, который он осуществляет, за аутентичность его бытия, за нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Основной тезис учения о свободе воли: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Человек как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода – это не то, что

Аспекты свободы:

негативный – «свобода от» – характеризует человека как относительно независимого от его естественной заданности, но проявление независимости возможно лишь в определенном диапазоне, который предоставляют человеку объективные условия его существования.

позитивный аспект – связан с ответственностью:

Понятие самотрансценденции человек направлен на что-то более широкое, чем он сам. Существовать – это значит постоянно выходить за пределы самого себя Реализация жизненных ценностей или другой человек, к которому мы тянемся с любовью

Способы утверждения неповторимости и своеобразия собственной личности:

Активный путь реализации созидательных целей

Пассивный путь любви, путь быть любимым

Любовь возможность сказать кому-то «ты» и «да». Это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, понять в нем не только его суть и конкретность, но и его целость и необходимость.

Логотерапия

Сообразно представлениям о логоневрозе, Франкл создает и метод борьбы с ним – логотерапию, основным средством которой является выработка у человека адекватного отношения к любой ситуации, вплоть до самой критической.

Логотерапия отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Задача – помочь пациенту в поиске смысла своей жизни.

Психотерапевтический аспект логотерапии (сферы применения логотерапевтических методов):

специфическая сфера ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

неспецифическая сфера психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Например, техники парадоксальной интенции и дерефлексии применяются при лечении соответственно фобий и навязчивых состояний, с одной стороны, и сексуальных неврозов – с другой. Механизм действия этих техник основывается на двух фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и к самотрансценденции.

Парадоксальная интенция от пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

Типы нарушения психосексуального развития:

Обиженный тип

Тип смирения

Бездеятельный тип

Часть I.

Вопрос №1. «Образы человека в науке и культуре».

 

Асмолов:

Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:

· Многогранности феноменологии личности, отражающей объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни

· Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано со смежностью различных научных течений (мышление с логикой, социальная психология и социология)

· Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.

В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки.

Общая схема уровней методологии:

1) Уровень философской методологии

2) Уровень методологии общенаучных принципов

3) Уровень конкретно-научной методологии

4) Уровень методики и техники исследования.

Человек – это сложный «ансамбль» а не просто сумма, это иерархия гармоничное единство.

Для того, чтобы создать статую личности (человека) необходимо учитывать:

1. Внешние характеристики (рост, вес и т.д.)

2. прошлый опыт человека, его знания, привычки, стереотипы

3. Влечения, потребности установки

4. Ценности, ради которых он живёт

5. Речь человека

6. Проявления поведения, черты характера

7. Социальные роли человека

8. Поступки, реакции, действия

9. Самосознание человека

10. Способности, талантливость, неординарность.

Влияние места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, которые очерчивают сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывают связь психологии личности с другими областями человекознания.

Биология человека ставит целью изучение специфических особенностей индивида, как представителя рода хомосапиенсов, кибернетика ставит человека как адаптивную саморегулирующую систему, философия – как героя и т.д. Но именно при изучении личности в контексте уровней методологии позволяет нам объединить все эти знания. Так уровень философской методологии выполняет интегративную функцию в познании человека. Также ещё две функции: критико-конструктивная и мировоззренческая (идеологическая оценка общенаучн и конкретно-науч построений и созданий тех идеалов и норм, которым должен соответствовать образ человека).

При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.

Что такое человек?

1) Два полюса – объективизм (в соц мире) и субъективизм (в самом человеке).

2) Попытка совместить эти два полюса (представление о человеке как о личности и субъекте социального процесса приводит к тому, что личность рассматривается как психика).

3) Мир человека как потребность или смысловое пространство личности (бытие человека как точка отсчёта при изучении развития человека в природе и обеществе). Это видимо самый правильный.

· Проблема развития личности решается в анализе его предметной деятельности, в истории её развития

· Целеполагание (человек творит мир и отыскивает смысл его существования)

· Не рассматривать человека с точки зрения его полезности

· Понимание производства как процесса становления и развития человека, в котором рождаются новые процессы.

· Общественность, важность культуры

 

+ смотрите ответы с Флогистона. Также на экзамене я услышала, что нужно сказать про то, какой человек рассматривается (человек чувствующий, человек действующий – что-то в этом роде). Говорят, есть в Асмолове. Смотрите сами.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь