Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЕСТВАМ, ПУДЖА И АРАТИ



Это обстоятелная часть преданного служения, которая может быть лишь оротко обсуждена здесь. Есть книга, написанная преданными ИСККОН, которая ложно описывает процедуры поклонения Божествам. Однако они очень подроб-

ы и их можно изучить правильно лишь через личные наставления. Набросок

анный здесь будет в основном служить руководством для преданных, живущих

ома (которые могут иметь дома алтарь с изображениями, а не установленны­и Божествами).

Как преданные имеют огромный энтузиазм в проведении пуджи. Такое тремление поклоняться Господу очень прекрасно. Однако нужно отметить, что

ервейшее средство осознания Бога в этот век, это воспевание святого имени

есомненно, поклонение важно, но чтобы оно было эффективным, должно сопро­ождаться киртаном.

Согласно Хари-бхакти-виласе и другим авторитетным писаниям, при раз­ых обстоятельствах применимы различные стандарты поклонения.Поэтому оклонение может быть подходящим образом приспособлено соответственно

озможностям. Нет нужды чтобы оно было таким как в богатом хорошо уста­овленном храме.

Правильный стандарт для поклонения Божествам это иметь установлен-

ые Божества и поклоняться им строго согласно наставлениям писаний. Однако ногие преданные не готовы или не способны к такому поклонению. Вот для аких преданных и даются наставления здесь.

Другой момент состоит в том что в писаниях не дано ясно определенного еткого метода поклонения. Поэтому то, что дано здесь, это простые процеду­ы, которым очень легко следовать всем. Например, дома вполне допускается и читается нормой, чтобы пуджу и арати совершали женщины; хотя вряд ли они огли бы делать это в известных храмах Индии. Тем не менее, даже дома есть бщепринятое правило, что женщины не должны быть заняты в непосредствен­ом поклонении в то время месяца, когда они бывают не чисты.

Все в комнате Божеств и все принадлежности для поклонения должны одержаться в безупречной чистоте. Сами Божества, изображения, ткань алта-

я, раковины, ткань используемая во время арати, пол и стены комнаты Бо­еств - все это нуждается в регулярной уборке. При первых же признаках ста-

ения и загрязнения, одежды Божеств должны быть сняты и заменены.

Бронзовая и медная утварь всегда должна сверкать и сиять. Цветы, ис­ользуемые в поклонении должны на ночь удаляться с алтаря.

Перед предложением арати или совершением пуджи (а если поклонение

елается установленным Божествам, то даже перед приготовлением пищи)

ужно принять омовение и одеть свежую одежду. Для поклонения Божествам

учшая ткань- это шелк. Так же приемлем котон. В строгом поклонении Бо­ествам не носят шерсть, хотя она так же чиста. Запрещены все синтетичес­ие ткани. Нужно носить правильную Вайшнавскую одежду (смотреть раздел "

нешний вид вайшнава " ), а не западную.

Хотя для домохозяев некоторые стандарты в поклонении Божествам мо­ут быть ослаблены, но преданные не должны быть скупыми или скаредными в

х домашних поклонениях. По крайней мере, пока вы не совсем обеднели, обес­ечьте используйте благовоние хорошего качества и цветы.

АРАТИ

Следующие предметы помещаются на поднос, который специально содер-

ится для этой цели (" поднос для арати" ) ( смотри рис. на стр.45; цифры соот­ветствуют предметам ):

1) Раковина для гудения (? ). 2) Чашка с водой и ложечкой (чашка для ача­мана). 3) Благовония - по крайней мере 3 палочки. 4) Панчапрадип - лам­падка с пятью фитильками из гхи (взамен можно ис-

пользовать лампадку с одним фитильком гхи). 5) Раковина для пред­ложения воды и подставка для нее. 6) Чашка для предложенной воды. 7) Маленький кусочек ткани. Обычно используются платки. Лучше всего без

рисунков. Платок должен быть чист и опрятно сложен. 8) Маленькая тарелка для цветов. 9) Масляный фитиль или свечка (со спичками). 10)

Чамара (опахало). 11) Веер из павлиньих перьев. 12) Колокольчик. Все это бережно хранится в комнате Божеств. Преданный который предлагает арати делает поклоны вне комнаты Бо-

еств. Затем он делает ачаман следующим образом: взяв в свою левую

уку ложку для ачамана он капает три капли воды из чашки для ачамана на

вою правую руку и вливает ее в рот. Затем он произносит " Ом кешавая намах" снова капает воду на правую руку. Эта процедура повторяется еще два раза;

ыпив воду во второй раз он говорит " Ом нараяная намах", в третий раз гово­ит " Ом мадхавая намах". Чашка для ачамана используется в течении всего

ремени арати для того чтобы очищать руки и все предлагаемые предметы. тобы очистить предмет просто капните на него воду три раза. Между пред­ожением предметов каждый раз руку очищают тремя каплями воды.

Совершив ачаман сначала очистите раковину для гудения (которая со­ержится вне комнаты Божеств); возьмите ее в правую руку и дуйте три раза.

нова очистите ее, очистите правую руку и снова войдите в комнату Божеств.

знутри комнаты Божеств откройте занавес (который до этого момента зак­ыт) звоня в колокольчик.

Увидев Божества все присутствующие преданные кланяются, затем вста-

т и начинают киртан. Поместите поднос для арати на маленький столик, чистите благовония (тремя каплями на основание) и зажгите их. Лучше иметь ткрытую масляную лампу или свечу. Лампа или свеча должны быть зажжены

разу при вхождении в комнату Божеств. Или держите специально зажженную асляную лампу. Иначе используйте спички для того чтобы непосредственно ажечь благовония.

Очистите руки и колокольчик, возьмите благовония в правую руку, а ко­окольчик в левую и начните предлагать арати, все время звеня в колокольчик, ока предлагаете каждый предмет.

Каждый предмет предлагается вращением его по часовой стрелке вокруг зображения или Божества каждой поклоняемой личности. Традиционно снача­а мысленно получают позволение от своего духовного учителя и затем каж-

ый предмет предлагается сначала Кришне, затем Радхе, затем Господу Нит­ананде, затем Господу Чайтанйе Махапрабху, затем парам-гуру (гуру своего

уру) и затем своему инициирующему гуру. Другая система это сначала пред­ожить каждый предмет своему гуру, затем парам-гуру, затем Чайтанйе Ма-

апрабху, затем Господу Нитйананде, затем Радхе, затем Кришне. Шрила Праб­упада установил в своих храмах эту последнюю систему. Должно быть такое

сознание, что поклоняющийся ощущает себя недостойным предлагать что-либо епосредственно Кришне. Поэтому он сначала все предлагает своему гуру. Гуру се предлагает своему гуру и таким образом через парампару все предлагается ришне. Предлагая каждый предмет поступательно к Кришне поклоняющийся е считает себя непосредственно предлагающим что-либо Кришне, но помогаю­им своему гуру поклоняться Кришне.

Принадлежности предлагаются в следующем порядке:

1. Благовония.

2. Лампадка гхи.

3. Вода в раковине (это иная раковина чем та в которую дуют в начале арати).

4. Платочек или ткань.

5. Цветы.

6. Чамара.

7. Павлиний веер.

Во время предложения воды в раковине после предложения каждой лич-

ости отлейте три капли в чашку для предложенной воды. Предложив всем

оклоняемым личностям, вылейте туда же всю оставшуюся в раковине воду,

озьмите эту чашку левой рукой, станьте напротив комнаты Божеств, налейте

а правую руку немного воды и разбрызгайте ее на головы всех собравшихся

реданных. Предложив цветы положите один или несколько цветов к лотосным

топам всех личностей, которым совершалось поклонение и оставьте несколько

ветов для того чтобы раздать всем собравшимся преданным.

Чамарой и веером просто омахивают несколько раз в направлении каждой оклоняемой личности. Зимой, когда не желателен охлаждающий эффект веера, н не должен использоваться. Не забывайте очистить каждый предмет его редложением и снова очистить руку после предложения каждого предмета.

Арати длится около двадцати минут. Затем снова дуют в раковину, кир-

ан заканчивается и читается према-дхвани (см. " Песни" ), и принадлежности

лтаря уносятся для мытья.

В течении арати внимание пуджари должно быть сосредоточено на том то он делает - поклонении Верховному Господу. Пуджари должен иметь отно­ение благоговения и почтения.

Иногда арати предлагается только с благовонием, цветами и чамарой. Это азывается дхупа-арати. Но все вышеупомянутые предметы должны предла­аться на мангала-арати и на сандхйа-арати.

ПУДЖА

В писаниях объясняется много сложных методов пуджи. Здесь дан лишь основной набросок пуджи, поскольку все не смогут делать сложную пуджу.

Правильная система такова, что пуджа изучается после получения брахмани­ческой инициации; но этот набросок дается для начинающих преданных, жела-

ющих делать дома простую ежедневную пуджу. Эти наставления даны для тех, кто поклоняется изображениям Господа. Преданные поклоняющиеся Божествам из дерева, металла, камня или бронзы, должны советоваться для руководства с опытными пуджари.

Пуджа проводится рано утром после мангала-арати, уборки алтаря, всей комнаты Божеств и всех изображений. В писаниях есть наставления для покло­нения с пятью, десятью, шестнадцатью или шестьюдесятью четырьмя упачарами

(предметами). Пять предметов это гандха (духи), цветы, благовония, лампадка

гхи и наиведйа (пища).

В начале пуджа проводится гуру, затем Гаура-Нитай, затем Радхе-Криш­не. Поклонение пятью предметами совершается следующим образом.

Подготовьте гадху (пасту из сандала и камфоры; нужно использовать ро­зовое сандаловое дерево, а не ярко красное). Затем сидя на подстилке на полу

в комнате Божеств поставьте изображение гуру на маленький столик напротив

вас. Поместите на голову гуру немного гандхи. Затем прикрепите свежий лис-

ток туласи к правой руке гуру используя пасту гандха (туласи предлагается

только стопам Божеств Вишну-таттвы; идея прикрепления листка туласи в ру-

ку гуру состоит в том, что он поместит его на лотосные стопы Кришны). Затем

предложите благовоние, лампадку гхи и цветы - как в арати (см. наставления

на стр. 44). После предложения кладутся к лотосным стопам гуру. Затем на­деньте на изображение гуру свежесделанную цветочную гирлянду (либо сам пуджари либо другой член семьи может собрать цветы и сделать гирлянды). Теперь подобным же образом проводите пуджу для Панча-таттвы, затем для Радхи-Кришны. Теперь предложите наиведйа (пищевые продукты бхога). Можно предлагать либо простые фрукты, сладости, молоко и т.д., либо так же приго­товленную пищу. Теперь пуджа закончена. Можно предлагать арати.

Во время пуджи воспеваются подходящие мантры и песни, прославляющие гуру, Гаура-Нитай и Радху-Кришну.

В построенных храмах одежды Божеств меняются один или два раза в день. В домашних условиях поклонения приемлемо менять одежды Божеств раз

в неделю.

ТУЛАСИ

" Туласи благоприятна во всех отношениях. Просто видеть это дерево, дотрагиваться до него, молиться, кланяться, слушать о нем, или просто поли­вать его - все это благоприятно. Каждый, кто приходит в соприкосновение с туласи любым вышеописанным способом, тот вечно живет в мире Вайкунтхи."

(Сканда-Пурана)

Поклонение деревцу туласи очень важно в преданном служении. Это лю­бимое растение Кришны. Кришна очень любит листья и ростки туласи. Каждый преданный содержит дома по крайней мере одно два растения туласи, ежед­невно поливает их, предлагает ему поклоны, и бережно заботится о нем. Где бы не цвела туласи, это является признаком бхакти в этом месте.

ТУЛАСИ-АРАТИ

В основном туласи-арати проводят в храмовой комнате. Перед внесением туласи занавески комнаты Божеств закрываются (поскольку нельзя поклоняться

туласи напротив Божеств). Во время арати горшок, в котором растет туласи,

украшают красивой тканью. Украшенная таким образом, туласи-деви помещает-

ся на стол или подставку посредине храмовой комнаты. Как только ее вносят,

один преданный повторяет следующую мантру и все преданные повторяют за

ним (это делается три раза):

врндайаи туласи-девйаи прийайаи кешавасйа ча

кршна-бхакти-праде деви сатйаватйаи намо намах

Затем поется песня начинающаяся со слов " намо намо туласи" (см. " Пес­ни" ) и проводится арати следующим образом.

Поднос для арати содержит чашку для ачамана, колокольчик, 3 палочки благовоний, лампадку гхи и маленькую тарелочку с цветами. Так же нужны

спички или свеча или масляная лампа. Преданный совершающий арати сначала

делает ачаман. Затем он предлагает туласи-деви зажженные благовония, затем

зажженную лампадку гхи и затем цветы, вращая их по кругу перед ней. Когда

благовония предложены, их ставят в подставку для благовоний чтобы они тле­ли дальше. Когда лампадка гхи предложена, то преданный который проводит арати передает ее другому преданному, который затем подносит ее каждому

из присутствующих преданных, которые затем дотрагиваются рукой сначала до пламени и затем до своей головы. После предложения цветов несколько из них кладутся к основанию ствола туласи, а остальные раздаются преданным чтобы они могли понюхать.

Когда туласи-арати завершено, преданные обходят по часовой стрелке вокруг туласи-деви воспевая следующую мантру:

йани кани ча папани брахма-хатйадикани ча

тани тани пранашйанти прадакшинах паде паде

и затем киртан Харе Кришна.

НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНЕНИЙ О ТУЛАСИ

Листья туласи важны для поклонения Вишну. Листья туласи должны со­бираться утром (в дневные часы - не вечером) с помощью ножниц, которые ис­пользуются специально для этой цели. Обходя ее и предлагая воду будьте бди­тельны, чтобы не задеть ее (помните: она не обычное растение - она является величайшей чистой преданной).

Туласи манджари (ростки и вместилища семян) должны срезаться как только они появляются. Иначе начнут расти очень много растений туласи пов-

сюду и будет очень трудно правильно заботиться обо всех них. Так же ранне

срезание туласи манджари помогает туласи расти сильной и здоровой.

Туласи нужно содержать таким образом и в таком месте, чтобы ее не потревожили животные (собаки любят мочиться на туласи, а козы любят ее

есть). Ее нужно сажать поодаль от дороги, чтобы люди не ходили рассеянно

мимо нее. Дети (и взрослые тоже! ) должны быть обучены относиться к ней

почтительно. Туласи не любит горячее летнее солнце, так что старайтесь дер­жать ее в тени.

Хотя туласи имеет признанные лекарственные качества, преданные не помышляют о ней как о лекарстве. Она чистая преданная и достойна нашего

поклонения. Для преданных выращивание туласи это выращивание бхакти и ни­чего больше.

Листья туласи предлагаются с преданностью на лотосные стопы Божеств

и изображений Вишну-таттвы и никому больше. Это означает, что листья тула­си предлагаются лотосным стопам Кришны, Нрисимхадева, Господа Чайтанйи, Нитйананды Прабху, Адвайты Прабху и т.д., но не лотосным стопам Радхарани, Гададхары Пандита, Шривасы Пандита или ачарьев сампрадайи. Однако при поклонении Божествам листик туласи можно поместить в правую руку своего гуру, чтобы он предложил ее лотосным стопам Кришны. Листья туласи так же существенны для предложения бхоги (пищи) Господу.

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГРАММЫ

Во всех храмах ИСККОН преданные собираются вместе утром и вечером для установленных программ духовной практики. Преданные живущие дома мо­гут насколько это возможно собирать членов своей семьи для подобных прог

рамм. Утвержденные ежедневные программы делают наше Сознание Кришны

стабильным и сильным.

Ниже приводится типичное ежедневное расписание в храмах ИСККОН. В каждом храме могут быть небольшие отличия по времени.

УТРЕННЯЯ ПРОГРАММА

4.00 Преданные встают, моются, ставят тилаку и одевают чистую одежду.

4.30 Мангала-арати.

4.55 Према-дхвани и молитвы Нрисимхе.

5.00 Туласи-арати.

5.10 Начинается время джапы. Большинство преданных повторяют джапу; пуджари совершает пуджу Божествам и одевает их в свежие одежды.

7.00 Шрингара-арати (приветствие Божеств).

7.10 Гуру-пуджа (поклонение Основателю-Ачарье ИСККОН Шриле Прабхупаде).

7.20 Шримад-Бхагаватам класс.

8.15 (приблизительно) утренняя программа заканчивается.

ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГРАММА

18.50 Туласи-арати.

19.00 Сандхйа-арати (Гаура-арати).

19.25 Према-дхвани и молитвы Нрисимхе.

19.30 Бхагавад-гита класс (около часа).

ПЕСНИ

Песни, которые перечислены ниже, поются в особое время во всех хра­мах ИСККОН по всему миру. Перевод можно найти в книге " Песни Вайшнавов

Ачарьев ".

Когда петь Песня

Мангала-арати самсара даванала

Туласи-арати туласи кришна прейаси

Гуру-пуджа шри гуру чарана падма

Сандхйа-арати джайа джайа гаурачандер

(перед классом джайа радха-мадхава)

(перед принятием прасада шарира абидйа-джал)

Завершив пение этих песен во время арати киртан продолжается прана-

ма-мантрой Шриле Прабхупаде:

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале

шримате бхактиведанта-свамин ити намине

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

После этого продолжайте киртан Панча-таттва маха-мантрой (Шри-кришна -чайтанйа прабху нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта. -вринда). Затем продолжайте киртан маха-мантрой (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе) до конца арати.

После каждого арати произносится Према-дхвани. Затем преданные са-

дятся и поют песню начинающуюся со слов " намасте нарасимхайа" (она не по­ется после Гуру-пуджи).

------------------------------- самсара-даванала-лидха-лока­транайа карунйа-гханагханатвам праптасйа калйана-гунарнавасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

махапробхох киртана-нртйа-гита­вадитра-мадйан-манасо расена романча-кампашру-таранга-бхаджо ванде гурох шри-чаранаравиндам

шри-виграхарадхана-нитйа-нана­шрнгара-тан-мандира-марджанадау йуктасйа бхактамш ча нийунджато`пи ванде гурох шри-чаранаравиндам

чатур-видха-шри-бхагават-прасада­свадв-анна-трптан хари-бхакта-сангхан кртваива трптим бхаджатах садаива ванде гурох шри-чаранаравиндам

шри-радхика-мадхавайор апара­мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнам прати-кшанасвадана-лолупасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи йа йалибхир йуктир апекшанийа татрати-дакшйад ати-валлабхасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир уктас татха бхавйата эва садбхих кинту прабхор йах прийа эва тасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гатих куто`пи дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам ванде гурох шри-чаранаравиндам

-----------------------------------

намас те нарасимхайа

прахладахлада-дайине

хиранйакашипор вакшах­шила-танка-накхалайе

ито нрсимхах парато нрсимхо

йато йато йами тато нрсимхах

бахир нрсимхо хрдайе нрсимхо

нрсимхам адим шаранам прападйе

тава кара-камала-варе

накхам адбхута-шрнгам далита-хиранйакашипу­тану-бхрнгам кешава дхрта-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

--------------------------------------

намо намах туласи! кршна-прейаси

радха-кршна-сева пабо эи абхилаши

дже томаро шарана лой, тара ванчха пурна хой

крпа кори`коро таре брндавана-баси

мор эи абхилаш, билас кундже дио вас

найане херибо сада джугала-рупа-раши

эи ниведана дхаро, сакхир анугата коро

сева-адхикара дийе коро ниджа даси

дина кршна-дасе кой, эи джена мора хой шри-радха-говинда-преме сада джена бхаси

----------------------------------------

шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма,

бандо муи савадхана мате

джахара прасаде бхаи, э бхава торийа джай,

кришна-прапти хой джаха ха'те

гуру-мукха-падма-вакйа, читтете корийа аикйа,

ар на корихо мане аша

шри-гуру-чаране рати, эи се уттама-гати,

дже прасаде пуре сарва аша

чакху-дан дило джеи, джанме джанме прабху сеи,

дивйа-джнан хрде прокашито

према-бхакти джаха хоите, авидйа винаша джате

веде гай джахара чарито

шри-гуру каруна-синдху, адхама джанара бандху,

локанатх локера дживана

ха ха прабху коро дойа, дехо море пада-чхайа,

эбе джаша гхушук трибхувана

---------------------------------------------

(джайа) радха мадхава кунджа-бихари

гопи-джана-валлабха гири-вара-дхари

йашода-нандана, браджа-джана-ранджана йамуна-тира-вана-чари

--------------------------------------------

шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал,

дживе пхеле вишайа-сагоре

та'ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,

та'ке джета катхина самсаре

кршна баро дойамой, корибаре джихва джай,

сва-прасад-анна дило бхаи

сеи аннамрта пао, радха-кршна-гуна гао,

преме дако чаитанйа-нитай

---------------------------------------------

джайа джайа горачандер аратико шобха

джахнави-тата-ване джага-мана-лобха

(припев 1) гаурангер аротик шобха

джага-джана-мана-лобха

дакхине нитайчанд, баме гададхара

никате адваита, шриниваса чхатра-дхара

босийачхе горачанд ратна-симхасане

арати корен брахма-ади дева-гане

нарахари-ади кори' чамара дхулайа санджайа-мукунда-басу-гхош-ади гайа

шанкха бадже гханта бадже бадже каратала

мадхура мрданга бадже парама расала

(припев 2) шанкха бадже гханта бадже

мадхур мудхур мудхур бадже

баху-коти чандра джини' вадана уджджвала

гала-деше бана-мала коре джхаламала

шива-шука-нарада преме гада-гада

бхакативинода декхе грорара сампада

КРИШНА ПРАСАД

Приготовление, предложение и раздача прасада (пищи предложенной Вишну) формируют большую часть Вайшнавской культуры. Непреданные не могут осоз­нать как Кришна ест, поскольку пища остается нетронутой. Но фактически Он

ест, и преданные принимают обет вкушать лишь то что вкушал Он.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Кришна вкушает лищ то что предлагается с любовью и преданностью. Поэ­тому преданные заботятся о том чтобы достать фрукты, овощи, сахар, зерна и молочные продукты наилучшего качества и приготовить их с вниманием и забо-

той для удовлетворения Кришны.

Мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы, уксус и масур (красный) дал нельзя предлагать Кришне. Чрезмерно пряная пища так же не пригодна для предложения.

Молоко предпочтительно должно быть коровьим. Гхи (особенно гхи из ко-

ровьего молока) лучше всего для приготовления Кришне. Те кто не могут достать

его, могут использовать растительное масло. Традиционно приемлемое расти­тельное масло это горчичное или сезамовое масло. Но из-за того что первокласс­ные продукты дорого стоят в нынешний век, многие преданные живущие дома

поклоняются Кришне согласно своим возможностям и готовят так же на других маслах, таких как арахисовое.

Готовя для Кришны преданные думают о том как Кришна будет наслаж­даться подношением, а не о своем личном наслаждении или других преданных.

Нужно заботливо следить за тем чтобы подношение готовилось чисто. Никто включая поваров не должен пробовать пищу пока она не предложена Кришне.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Особая тарелка и стакан содержатся исключительно для предложения пищи Кришне. Пища приготовленная для Кришны помещается на тарелку вместе со

стаканом свежей воды. Можно так же положить на тарелку кусочки лимона (раз­резав его на четвертинки и удалив косточки) и немного соли.

Жидкие блюда (такие как дал) можно поместить в маленькую посуду пред­назначенную только для таких подношений. На каждое блюдо кладется листик

туласи.

Тарелка собранная таким образом ставится на алтарь, на столик напротив изображения Кришны (если нет алтаря). Сидя напротив алтаря и медитируя на то

как Кришна будет наслаждаться подношением, преданный звонит в колокольчик и

произносит каждую из следующих молитв три раза:

1.нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале шримате бхактиведанта-свамин ити намине намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

2.намо маха-ваданйайа кршна-према-прадайа те кршнайа кршна-чайтанйа-намне гаура-твише намах

3.намо брахманйа девайа го брахмана хитайа ча джагад хитайа кршнайа говиндайа намо намах

(Со времени когда преданный принимает формально прибежище у гуру ИСККОН [см. " Гуру и инициация" ] он так же три раза произносит прана­ма-мартру своему гуру перед чтением пранама-мантры Шриле Прабхупаде [пер-

вой в списке выше]).

Преданный медитирует на предложение пищи своему гуру, который затем предлагает ее Кришне. Он не считает себя квалифицированным непосредственно

предлагать что-либо Кришне.

Подношение остается напротив Кришны на 15 минут. Затем тарелка заби­рается и ее содержимое перекладывается либо обратно в кастрюли, где оно было

приготовлено, либо в тарелку для маха-прасада.

Кришна принимает такие подношения, хотя они и просты, если все предла­гается с любовью.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Неприготовленная или непредложенная пища называется " бхога". Пища ко­торая приготовлена и готова для предложения так же называется бхога или более

особо " наиведйа" . То что было предложено Кришне называется " прасад" . То что бы

ло непосредственно предложено Кришне на тарелке называется " маха-прасад". А

остатки прасада принятого читсым преданным называются " маха-маха-прасад".

УТВАРЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ВКУШЕНИЯ

Сейчас для приготовления широко используются алюминиевые кастрюли. Но

в действительности они ядовиты и их использование постепенно становится зап­рещенным в Западных странах. Поэтому они не пригодны для использования в приготовлении Кришне.

В Ведической культуре фарфоровые, стеклянные и пластмассовые кастрюли считаются низшего класса. Приемлема утварь для вкушения сделанная из серебра,

камня и бронзы. Нержавеющая сталь, традиционно считающаяся нечистой, тоже

стала использоваться во многих высоко-классных домах. Лучше всего тарелки

сделанные из листьев - выбрасывают после одного использования.

ПОЧИТАНИЕ ПРАСАДА

Принятие прасада это не вкушение обычной пищи. Поэтому мы говорим о " почитании", а не о " вкушении" прасада. Принимать Кришна прасад это величай-

шая привелегия. Прасад означает милость Кришны, поскольку Кришна так добр,

что Он помогает нам духовно продвигаться даже вкушая. Кришна прасад не отли­чен от Самого Кришны и поэтому ему нужно служить и оказывать уважение с благоговением и почтением.

Перед принятием прасада преданные поют молитву начинающуюся с " шарира абидья-джал" (см. " ПЕСНИ" ).

Для почитания прасада преданные садятся. Стоять во время кушанья не только не культурно, но так же вредно для здоровья. Преданные должны съесть все что им положили на тарелку. Даже выбрасывание обычной пищи греховно, что

уж говорить о Кришна прасаде? Поэтому раздатчики должны класть немного за

один раз. В Ведической культуре левая рука не используется для еды - тольк

правая. Прасад лучше всего принимать в умиротворенном, счастливом и расслаб­ленном настроении.

ПИЩА И ПРИВЫЧКИ КУШАНИЯ

Веды утверждают: ахара-суддхау саттва-шуддхих. Если пища человека чиста, то все его существование чисто.

Традиционно последователи Ведической культуры были строги в том что они ели. Причина в том, что сознание повара входит в пищу. Преданные кото-

рые кушают пищу, приготовленную личностями с нечистыми привычками и не­чистым сознанием, оскверняются умонастроением повара и разделяют его гре-

ховные кармические реакции. Как говорит Господь Чайтанйа (Чайтанй-чаритам­рита Антйа 6.278): когда человек ест пищу приготовленную материалистичной личностью, его ум оскверняется; когда же оскверняется ум человек не способен правильно думать о Кришне.

Поэтому преданные принимают только Кришна прасад.

Прасад не только свободен от кармических реакций, но и очищен. Это по­тому что он приготовлен и предложен Кришне с любовью преданными которые следуют принципам Сознания Кришны. Для быстрого продвижения в Сознании

Кришны рекомендуется строгость в еде. Лучше всего устроить свою жизнь так, чтобы кушать только Кришна прасад.

Однако это не всегда возможно для всех преданных. Некоторые люди за­няты работой, или те кто много путешествует, иногда могут покупать пищу для еды. Лучше всего покупать фрукты. Молочные продукты (молоко, йогурт, молочные сладости, сыр и т.д.) так же считаются чистыми, даже если они приготовлены непреданными.

Нехорошо чтобы преданные кушали в кармических ресторанах. В необхо­димых обстоятельствах, если преданный вынужден делать это, он должен выб-

рать чистый вегетарианский ресторан. Он должен убедиться, что приготовле­ния сделаны без лука и чеснока. Никогда не кушайте даже вегетарианскую пи­щу в ресторанах, где так же подают мясо.

В Индии постоянно ведется широкая пропаганда, что яйца это вегетари­анская пища. С биологической точки зрения оплодотворенные яйца это эмбрио­ны (жидкая плоть); а неоплодотворенные яйца это менструация куриц. Шастры

ясно определяют яйца как не вегетарианскую пищу. Любая противоположная

пропаганда просто ложна; никогда не придавайте значения тому, во что побуж­дают нас поверить дурно побуждаемые ученые, политики и продавцы яиц.

По закону кармы зерновые приготовленные непреданными особенно оск­вернены кармическими реакциями. Случайное принятие дутого риса, попкорна

и т.д. приготовленных непреданными, не очень хорошо, но и не очень вредно.

Но кармический хлеб и бисквиты нужно полностью избегать, поскольку они со­держат тяжелые кармические реакции.

Лук и чеснок строго запрещены для преданных. Они не предлагаются Кришне. Подобно мясу, они пагубно воздействуют на сознание низшей гуной природы (тамо-гуной, модусом невежества).

Нужно оставить даже незначительные интоксикации, подобные чаю и ко­фе, поскольу они нездоровы, нечисты, не нужны, являются вредными привыч-

ками и не предлагаются Кришне.

Шоколад содержит кофеин и поэтому является слабой интоксикацией. Он

не благоприятен для здоровья, поскольку загрязняет кровь и таким образом вы­зывает прыщики. Традиционно он никогда не предлагается Кришне. некоторые преданные считают, что шоколад приемлем, но лучше на этот счет быть кон­сервативным. Лучше поберечься, чем сожалеть. Мы можем обходиться без шо­колада (как Кришна). Мы можем стать Сознающими Кришну без шоколада. Шо­колад не поможет нам стать Сознающими Кришну. Принятие шоколада не предназначено для удовлетворения Кришны, но для нашего чувственного удов­летворения.

Еще один момент для преданных относительно того, чтобы быть осто­рожными с невегетарианскими добавками в пище приготовленной непреданны-

ми. Например: хлеб, бисквиты, мороженое, конфеты ( а в Западных странах

так же йогурт и сыр) часто содержат яйца или глицерин (получаемый из кос­тей животных). Порой в списке составных компонентов на упаковке написано " shortening" (жир добавляемый в тесто для придания ему рассыпчатости), " le-

cithin" (лецитин) или другие химические названия. Они могут быть, а могут и не быть вегетарианскими. В этом случае лучше поберечься, чем сожалеть. Не

покупайте их.

В целом, так или иначе принципиальность в принятии только Кришна прасада лучше всего. В нынешний век люди часто ленятся готовить, но даже

для физического здоровья наилучшая пища это приготовленная дома - что уж

говорить о духовном здоровье.

Т И Л А К А

Носить тилаку существенно для всех вайшнавов. Тилака предназначена и для очищения и для защиты. Более того, тилака является прекрасным украше­нием, которое ясно провозглашает всему миру, что тот кто носит ее является преданным Вишну. Когда люди видят преданных с тилакой, они вспоминают о Кришне и очищаются.

Печально, но некоторые преданные стесняются носить тилаку, опасаясь осмеяния. Но те, кто открыто носят тилаку все время, - даже на работе, - очень быстро обнаружат, что насмешки сменятся уважением. Преданные, кото­рые чувствуют себя неспособными носить тилаку публично, по крайней мере могут ставить тилаку водой. Вместо рисования гопичанданой сделайте невиди­мые отметки тилаки водой и произнесите соответствующие мантры. Таким обра­зом, по крайней мере будет защитное благо от мантр.

В писаниях допускаются различные виды земли для нанесения тилаки. Большинство Гаудийа Вайшнавов используют гопичандан - желтую глину, прода­ющуюся во Вриндаване и Навадвипе и так же доступную в большинстве центров ИСККОН. В основном тилака ставится после омовения. Таким образом вайшнавы носят тилаку всегда, а не просто лишь во время пуджи. Для нанесения тилаки поместите на ладонь левой руки немного воды. Затем возьмите кусочек гопи­чандана и сделайте однообразную пасту произнося следующие мантры:

лалате кешавам дхйайен

нарайанам атходаре

вакша стхале мадхавам ту

говиндам кантха купаке

вишнум ча дакшине кукшау

бахау ча мадхусуданам

тривикрамам кандхаре ту

ваманам вама парсваке

шридхарам вама бахау ту

хришикешам ту кандхаре

прштхе ча падманабхам ча

катйам дамодарам нйасет

" Когда человек помечает тилакой лоб, он должен помнить Кешаву. Когда он помечает низ живота, он должен помнить Нарайану. Для груди он должен помнить Мадхаву и помечая впадину шеи он должен помнить Говинду. Нужно помнить Господа Вишну помечая правую сторону живота и Мадхусудану помечая правую руку. Тривикраму нужно помнить помечая правое плечо и Ваману нужно помнить помечая левую часть живота. Хришикешу нужно помнить помечая левое плечо. Падманабху и Дамодару нужно вспоминать помечая спину."

(Цитата из Ч.Ч. Мадхйа 20.202 комм.) Возьмите немного смеси гопичандана с вашей левой руки на кончик безы-

мянного пальца правой руки (см. рис. напротив). Затем сначала поставьте

тилаку на лоб. Сильно прижмите палец, чтобы получились две вертикальные

линии. Движение должно быть от верха переносицы вверх (а не вниз) и может

быть повторено несколько раз, чтобы получить правильное начертание: две

прямые, точно параллельные линии (см. рис. на стр. 66). Затем поместите

пасту гопичандана на нос движением вниз. Правильная длина это три четверти

длины носа (то есть не очень короткая, но и не на всю длину носа). Пометки

на носуи лбу должны быть соединены вместе на межбровье и не должно быть

пространства между ними. Смотрите в зеркало, чтобы сделать правильно. Ти­лаку нужно ставить четко и внимательно.

Ставя тилаку нужно повторять подходящие для частей тела мантры (см. рис. выше). (Тилака ставится в этом порядке).

1. Ом кешавая намах - лоб

2. Ом нарайанайа намах - центр живота

3. Ом мадхавайа намах - грудь

4. Ом говиндайа намах - ключица

5. Ом вишнаве намах - правая часть живота

6. Ом мадхусуданайа намах - правая рука выше локтя

7. Ом тривикрамайа намах - правое плечо

8. Ом ваманайа намах - левая часть живота

9. Ом шридхарайа намах - левая рука выше локтя

10. Ом хришикешая намах - левое плечо

11. Ом падманабхайа намах - верх спины

12. Ом дамодарайа намах - низ спины

13. Ом васудевайа намах - макушка головы


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3724; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.179 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь