Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурно-психологический подход в геополитике. Концепция столкновения цивилизаций С.Хантингтона.



Геополитика как наука, в целом, опирается на определенную зависимость общественно-политических явлений от структуры земной поверхности, характера ландшафтов и климата в различных регионах нашей планеты. Развитие этой науки предполагает поиск новых моделей и закономерностей связи географических параметров с теми или иными аспектами общественного поведения.
На настоящем этапе культурно-исторического развития человечества, как показывает анализ отечественных и зарубежных исследований, все более актуальной становится этническая характеристика тех или иных общественных проявлений. Объяснительным принципом становится именно этнометодологический. Этот принцип определяется использованием оценок и закономерностей науки этнологии в какой-либо отрасли знания. Ранее термин " этнометодология" использовался либо как обозначение методов, применяемых в этнологических исследованиях, либо, с " легкой руки" Гарольда Гарфинкеля (1960), как сравнение восприятия различными общественными группами той или иной культурной информации (т.е. это, по мнению многих исследователей, скорее, " стратометодололгия" ).
Этнометодология, применительно к психологии предполагает подход собственно этнопсихологический и подход психологический этнофункциональный. Этнопсихологический подход, развиваемый различными исследователями с конца 19 века предполагает, что у каждого народа (этноса) имеется душа (психика). Ввиду все нарастающей этнокультурной мозаичности современной цивилизации, по нашему мнению, все более актуальным становится этнофункциональный подход к психологии народов (этносов).
Этничность, в целом, характеризуется тремя группами признаков - климато-географическими, расово-биологическими и социо-культурными. Этнофункциональный подход предполагает, что все эти этнические признаки, характеризующие человека или общество, имеют либо этноинтегрирующую, либо этнодифференцирующую функцию. Это означает, что каждый из данных признаков либо объединяет человека или определенное общество с тем или иным народом (этносом), либо разъединяет. В условиях " мозаичности" современной цивилизации такой подход позволяет учитывать весьма " тонкие" этнические различия и взаимосвязи.
Применительно к психологии этнофункциональный подход изучает систему отношений человека или общества к различным этническим признакам. Применение психологического этнофункционального подхода к проблемам геополитики позволяет целостно описывать всю полноту взаимодействия климато-географических параметров с поведением различных общественно-политических групп. При этом системно учитываются как природно-биологические, так и историко-культурные характеристики описываемых общественных групп. Собственно географические параметры выступают как системообразующие во всем многообразии элементов внутренней и внешней среды человека и общества.
Упомянутая выше этнокультурная " мозаичность" современного человека и общества закрепляется в понятии " этническая маргинальность". Относительно более этнически маргинальны т.н. " большие нации" - американцы США, французы, русские и др. Относительно менее этнически маргинальны (т.е. более однородны) афганцы, иранцы и, даже, китайцы.
Смысл психологического этнофункционального подхода заключается в том, что ассимиляция человеком или обществом этнодифференцирующих элементов (т.е. этнически " чуждых" ) требует гораздо больших адаптационных усилий, затрат энергии, чем ассимиляция элементов этноинтегрирующих, т.е. этнически " своих". На этом базовом законе этнофункциональной психологии в применении к геополитике и должны строится различные модели общественно-политического развития.

Концепция С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»

Летом 1993 года в журнале «Foreign Affairs» была опубликована статья Самюэля Хантингтона, озаглавленная «Столкновение цивилизаций? ». Тогда эта статья вызвала большой ажиотаж по всему миру. В этой статье Хантингтон выдвигал свою концепцию развития мира после окончания холодной войны, основной идеей которой было то, что главными игроками на мировой арене отныне станут не государства и правительства, а цивилизации, которые могут заключать в себе до нескольких десятков государств. Основными причинами войн будут не экономические или политические интересы, а культурные столкновения. Идеология, имевшая огромное значение в XX веке уступает место культуре, как главной доминанте мировых геополитических процессов. Границы противостояния различных блоков будут определяться не принадлежностью к какому-либо из трёх миров, а принадлежностью к той или иной культуре, общности.

Хантингтон считал, что созданная им система мирового развития и международных отношений - концепция «Столкновение цивилизаций» - есть конечная фаза стадиального развития глобальных конфликтов в современности. После окончания Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и подписание Вестфальского мирного договора, оформившего современную международную систему, в Европе, как западной, так и в восточной, конфликты разворачивались главным образом между правителями государств, стремившихся преумножить мощь своей страны всеми возможными способами, в том числе и путём присоединения новых земель.

В результате этого процесса образовались достаточно мощные государства, ставшие затем национальными. В связи с модернизацией общества и как следствие развития самих государств уже сами нации стали определять курс политики страны, как внешней, так и внутренней. За точку перехода Хантингтон принимает 1793 год, Великую Французскую Революцию. Этот мировой геополитический уклад сохранялся вплоть до конца первой мировой войны. С концом первой мировой войны и завершения революций в России и Германии, столкновение наций уступило место конфликту идеологий. Главными игроками на мировой арене теперь становились три идеологических лагеря - Либералистический, коммунистический и националистический. После окончания второй мировой войны и поражения Германии началась схватка двух идеологий: коммунистической и либерально-демократической, или, так называемая, «холодная война». Ни СССР, ни США не являлись нацией-государством в классическом понимании этого термина, поэтому этот конфликт есть ни что иное, как конфликт идеологий.

Хантингтон полагает, что все выше изложенные этапы развития мира и международных отношений есть «гражданские войны Запада», поскольку в подробном рассмотрении каждого этапа можно заметить тенденцию к абсолютизации и без того огромной роли Запада (Европы, прежде всего) во всех мировых конфликтах. Апогей абсолютизации Запада в мировом геополитическом пространстве настал в современности и требует разрешения. Данную ситуацию прогнозировал ещё Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и сейчас Запад готов отказаться от многого с целью сохранить нынешнее, теряемое, влияние в мире, в частности Запад отчасти готов поступиться своей идеологией. Одной из таких жертв можно назвать идею Европоцентризма, которая всё чаще уступает место другим подходам рассмотрения исторических и геополитических процессов мира. Концепция «Столкновение цивилизаций» является одной из таких «уступок», направленная на продолжение доминирования Запада в земной политике. Доказательством, пускай и косвенным, этому служит, возможно, не до конца озвученная в трактате Хантингтона, но крайне практичная цель данной теории: улучшить процесс прогнозирования геополитической ситуации для проведения успешной политики «сталкивания цивилизаций» друг с другом и нагнетания в «цивилизациях» деструктивных для них ситуаций, что должно сохранить главенство влияния Запада.

Краткая характеристика работ «консервативных» современных российских геополитиков. Источники их написания. «Тайное мировое правительство» на портале А.Г.Дугина.

Билет 3.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь