Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 48. Понятие о жанре. Речевые жанры. Проблема речевых жанров в учении М. М. Бахтина. Концепция Т. В. Шмелёвой.
Большая часть определений, которую можно найти на сайте академик.ру и в словарях, опирается именно на концепцию Бахтина, нпример: Речевой жанр - относительно устойчивый тематический, композиционный истилистический тип высказываний (текстов). Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М: . " Флинта", " Наука". Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003.В ряде других определений упор делается на «сферу и ситуацию общения», в которой функционирует речевой жанр. Проблема речевых жанров в учении М. М. Бахтина Теория речевого общения, или иначе «металингвистика», как ее называл Бахтин, была темой его работы на протяжении десятилетий. Уже в работах 20-х годов — «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» (1924/1979), «Слово в жизни и слово в поэзии» (1926), «Марксизм и философия языка» (1929), «Конструкция высказывания» (1930), «Проблемы творчества Достоевского» (1929) —содержится ядро идей, способных составить вполне законченную и самобытную теорию. В более поздние годы Бахтин углубляет и дополняет ее — см. «Слово в романе» (1935/1975), «Проблемы речевых жанров» (1953/1979), заметки «Проблема текста» (1959—1961/1979), записи 1970—1971 гг. (1979). При этом суть теории не меняется, что позволяет излагать ее как единое целое. Принято считать, что самой важной теоретической предпосылкой исследования жанра в лингвистике явилась статья русского философа и литературоведа М. М. Бахтина «Проблема речевых жанров», написанная в 1953 г. Бахтин считает, что любое использование языка осуществляется в рамках определенного речевого жанра (РЖ): жанр является необходимым условием коммуникации, создания и интерпретации текстов. Фактически М. М. Бахтин утверждает, что мы говорим определенными речевыми жанрами. Так, эта основная идея М.М. Бахтина отражена в его одном из наиболее часто цитируемых положений, а именно: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. <...> Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штампованным и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим. Эти речевые жанры даны нам почти так же, как дан нам родной язык». М. М. Бахтин определяет речевой жанр как относительно устойчивый тип высказывания, выработанный определенной сферой использования языка. «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» [там же, с. 159]. Исследователь акцентирует относительный характер устойчивости речевых жанров: одни жанровые формы достаточно стандартизованы, и их использование сводится к механическому воспроизведению, в то время как другие «гораздо гибче и пластичнее» [там же, с. 181]. Речевые жанры характеризуются триединством тематического содержания, композиции и стиля. Жанры речи, согласно концепции М. М. Бахтина, представляют собой типические формы высказываний. Определяющими признаками речевого жанра являются целенаправленность, целостность и завершенность, а также связь с определенной сферой общения. Речевые жанры делятся на: 1. первичные (простые). Возникают в условиях непосредственного общения. 2. вторичные (сложные). Складываются в условиях более сложного культурного общения (преимущественного письменного): художественного, научного, общественно-политического и т. п. Вторичные речевые жанры, например, романы, драмы, научные исследования разного рода, в процессе своего формирования вбирают в себя и перерабатывают первичные речевые жанры. (Источник: Воробьева Н. В. О понятии «жанр» в современной лингвистике) Минимальная целостная единица речевого взаимодействия, по Бахтину, - высказывание. Как социальное событие, оно предполагает, во-первых, активное взаимодействие говорящего и слушающего (активность говорящего предполагает, имеет своим условием активность слушающего). «Строя свое высказывание, — пишет Бахтин, — я стараюсь его (возможный ответ собеседника, — Т.А.) активно определить; с другой же стороны, я стараюсь его предвосхитить, и этот предвосхищаемый ответ в свою очередь оказывает активное воздействие на мое высказывание (я парирую возражения, которые предвижу, прибегаю ко всякого рода оговоркам и т. п.). Говоря, я всегда учитываю апперцептивный фон восприятия моей речи адресатом: насколько он осведомлен в ситуации... его взгляды и убеждения, его предубеждения (с нашей точки зрения), его симпатии и антипатии — ведь все это будет определять активное ответное понимание им моего высказывания. Этот учет определит и выбор жанра высказывания, и выбор композиционных приемов, и, наконец, выбор языковых средств, то есть стиль высказывания». Таким образом, по Бахтину, каждое высказывание внутренне диалогично: оно не только выражает определенную авторскую позицию, передает определенное предметное содержание, но и всегда отвечает на предшествующий контекст и предвосхищает ответную реакцию. Высказыванию как единице речевого общения присущ ряд других характеристик. Каждое высказывание принадлежит конкретному субъекту, его границы определяются «сменой речевых субъектов, то есть сменой говорящих». Высказывание обладает специфической «завершенностью»: для него характерна смысловая полноценность, обеспечивающая возможность ответить на него, т. е. занять в отношении его ответную позицию. Высказывание имеет не только «непосредственное отношение к чужим высказываниям», но и непосредственный контакт с действительностью (с внесловесной ситуацией). По Бахтину, « внесловесный контекст высказывания слагается из трех моментов: 1) из общего для говорящих пространственного кругозора (единство видимого—комната, окно и проч.), (Т.В. Ахутина. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского) à Концепция Бахтина в техисах: 1. Речевые жанры – это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний»; 2. Единство субъекта высказывания, принадлежащего к определенному речевому жанру. Бахтин определял речевой жанр как «тип высказывания». Высказывание же – это обладающая смысловой завершенностью единица общения, отграниченная в потоке речи с двух сторон сменой речевых субъектов. Таким образом, индивидуальные реализации каждого жанра, по Бахтину, возможны только при единстве говорящего субъекта; 3. Для каждого высказывания существует «апперцептивный фон понимания, учитываемый говорящим», «ответная позиция» слушателя, «действительное или возможное высказывание другого (то есть его понимание, чреватое ответом или выполнением)»; 4. Бахтин утверждал соотнесенность каждого жанра с определенной сферой человеческой деятельности Все последующие (после Бахтина) изыскания на эту тему шли в трех направлениях. К первому относятся ученые, которые вслед за М.М. Бахтиным отождествляют речевой акт и речевой жанр. Другие исследователи критически противопоставляют эти два понятия. Третья группа лингвистов соотносит речевой жанр и речевой акт, отмечая оси пересечения этих явлений и указывая на различия между ними. Как правило, данные исследования выстроены в русле социолингвистики. (Источник: Сурина Н.В. ПОНЯТИЕ ЖАНРА. СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР/РЕЧЕВОЙ АКТ, ЖАНР/СТИЛЬ) Концепция Т. В. Шмелёвой Проблеме речевых жанров посвящены такие работы Т.В. Шмелевой, как «Модель речевого жанра» (1997) и «Речевой жанр» (1990). «Интуитивная очевидность понятия РЖ, конечно же, иллюзорна. В этом убеждается каждый, кто предпринимает попытки изучения и описания конкретных жанров или их групп. Трудности такого рода побуждают к тому, чтобы конкретизировать понимание РЖ, уточнив его наиболее спорные моменты». В статье «Модель речевого жанра» Татьяна Викторовна Шмелева обозначает три подхода к проблеме речевых жанров, осуществляемые в современной русистике: 1. ЛЕКСИЧЕСКИЙ. Он предполагает обращение к именам жанров, толкованию их семантики. Он наиболее тесно связан с теорией речевых актов, во многом основанной на анализе употребления глаголов речи. Минусы подхода: на основе такой лексики нельзя, как представляется, составить полное и адекватное представление о РЖ, хотя бы потому, что одним именем могут обозначаться несколько жанров или их разновидностей и, напротив, один жанр может иметь ряд наименований 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ. Он согласуется с традициями литературоведения и предполагает анализ текстов в аспекте их жанровой природы, включая композицию, отбор специфической лексики и т. п. 3. Третий подход, который, как представляется, в максимальной степени соответствует идеям М.М.Бахтина, исходит из того, что РЖ - это особая МОДЕЛЬ высказывания, из чего следует, что необходимо исследование его в двух направлениях: исчисление моделей и изучение их воплощения в различных речевых ситуациях. В рамках такого подхода могут быть осуществлены как монографические описания отдельных РЖ, так и построение их общей типологии. Поскольку такой подход оказывается обращенным к РЖ как феномену речи, его логично обозначить РЕЧЕВЕДЧЕСКИМ. Далее Шмелева обращается к вопросу: «Каков круг жанрообразующих признаков, необходимых и достаточных для опознания, характеристики, конструирования РЖ? ». Отвечая на него, Шмелева 7 конститутивных признаков: 1. Коммуникативная цель. Главнейший. Исходя из него – четыре типа РЖ: А) информативные. Цель − различные операции с информацией (ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение) Б) императивные, вызывающие осуществление / неосуществление событий, необходимых, желательных, опасных для кого-то из участников общения В) оценочные. Цель - изменение самочувствия участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей Г) этикетные - осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума (извинения, благодарности, поздравления, соболезнования и т.д., вплоть до отречения от престола); 2. Образ автора 3. Образ адресата При несовпадении представлений адресата о своей роли в данном эпизоде общения с образом адресата предъявляемого ему жанра появляются реплики типа “Я тебе не тот-то, чтобы мне указывать / командовать / советовать и т.п.” 4. Образ прошлого 5. Образ будущего Образ прошлого различает РЖ инициальные, начинающие общение, и такие, которые могут появиться только после определенных РЖ - таковы ОТВЕТ, ОТКАЗ, СОГЛАСИЕ, ОПРОВЕРЖЕНИЕ и ряд других, для которых предлагалось наименование “реактивные”: все они являются реакциями на другие жанры. 6. Диктумное (событийное) содержание: участники, их отношения, временная перспектива и др. 7. Языковое воплощение Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 9409; Нарушение авторского права страницы