Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Измерения контраста освещения.



 

Контраст освещения определяется, сравнением максимальной освещенности объекта с минимальной. Измерение максимальной освещенности обычно затруднений не вызывает. Местоположение и направление люксметра определяется довольно просто, также как и при измерении ключевой освещенности. При измерении минимальной освещенности некоторые затруднения возникают при решении вопроса какую из низших освещенностей, существующих в объекте, принять за условную минимальную для определения контраста освещения.

Дело в том, что освещенность объемного тела, плавно понижаясь от максимального уровня, приходит к минимуму обычно в той части объекта которая уже скрывается из поля зрения оператора, стоящего у съемочной камеры. Это боковая поверхность объекта, нефотографируемая. Следовательно, люксметр должен находиться где-то в промежуточном месте в теневой части объекта. Можно считать целесообразным отсчитывать условную минимальную освещенность в

 

плоскости расположенной под углом 45° к оптической оси объектива или под углом 90° к направлению светового пучка от главного источника света (рисующего). Эти примерные позиции показаны на рис. 46

Иногда считают удобным за Емин. принимать освещенность, создаваемую передним заполняющим светом во фронтальной плоскости вблизи сюжетно-важной детали, при ограждении молочного стекла люксметра от света главного источника. Последний способ более прост в отношении уверенного отыскания позиций люксметра.

Выбор способа измерения контраста освещения непринципиален, так как главное его назначение состоит не в определении абсолютно точной величины контраста, а в поддержании его постоянства при съемке монтажных кадров. В этих измерениях вполне допустима та или иная систематическая ошибка. Но, выбрав для киносъемки один из способов, нужно придерживаться его до конца, так как способы не идентичны в оценках Е минимум.

 

 

РАСЧЕТЫ И РЕГУЛИРОВКИ ОСВЕЩЕНИЯ И ЭКСПОЗИЦИИ

 

Экспонометрические формулы.

 

Съемочная точечная экспозиция в ее аналитическом выражении представляется формулой:

 

H = (0, 25 E * r * t * τ * v * cos4ω ) / n2 * (1+ 1/m)2 — лк-сек (14)

 

где: Е — освещенность объекта съемки в экспонируемой точке (в люксах)

г — коэффициент яркости поверхности объекта в данной точке

t — выдержка (в секундах)

т — коэффициент пропускания объектива, зависящий от его конструкции и просветления линз

п — знаменатель относительного отверстия объектива (диафрагма)

ω ) — угол падения света на пленку в данной точке (между лучом и оптической осью)

v — показатель виньетирования оптического изображения оправой объектива (зависящий от ω и n)

1/m — масштаб изображения.

 

В практической экспонометрии этой формулой обычно не пользуются, так как точный учет всех факторов для каждого случая съемки и отдельных точек объекта невозможен. Проще найти экспериментально при каких освещенностях или яркостях объекта и при каких факторах экспозиции съемочной камеры (выдержка, диафрагма), получается на данном фотоматериале интересующий нас фотографический эффект экспонирования.

Экспонометрическая формула для расчетов ОБЩЕЙ экспозиции, например, для определения освещенности объекта £ 0 по заданным светочувствительности пленки S, выдержке t и диафрагме п, имеет более простой вид;

 

Е0=к*n2 / S*t (15)

 

где к — коэффицент пропорциональности, зависящий от системы численного выражения светочувствительности. Применительно к системе ГОСТ можно принять к=250.

 

Принцип построения калькулятора экспонометра.

 

Калькуляторы экспонометров рассчитываются обычно так, чтобы один и тот же ответ получался при измерении как освещенности объекта, так и его общей яркости (именуемой иногда интегральной или средневзвешенной). При этом расчет сделан на некоторый условный средний объект, наиболее часто встречающийся в съемочной практике. Точного описания такого объекта нет, но можно назвать некоторые условные его особенности. Это объект, в котором есть и низкие и высокие местные яркости, но ни одна из них не занимает преобладающую площадь в кадре. Все яркости, в пределах не слишком высокого интервала, порядка 1: 30—1: 60, более или менее уравновешены по площади. В таком объекте нет самосветящихся предметов высокой яркости, например, ярко горящих источников света. Объект светится, в основном, за счет отражательных свойств своих поверхностей. Средний коэффициент отражения такого объекта равен, примерно, 0, 2 (светлота 20%). Такая светлота соответствует средне-серому цвету. Одинаковое численное выражение общей яркости среднего объекта и его освещенности достигнуто в экспонометре подбором плотности молочного стекла перед фотоэлементом. Стекло это пропускает, примерно, 20% света, то есть столько же сколько отражает средне-серая поверхность или средний объект съемки. Таким образом молочное стекло экспонометра выполняет двойную роль: превращает экспонометр в измеритель освещенности, обеспечивая ему угол охвата близкий к 180° (обязательный для измерителя освещенности) и способствует одинаковому численному выражению общей яркости и освещенности объекта.

Если по калькулятору экспонометра рассчитать общую экспозицию не по общей яркости объекта, а по яркости произвольно выбранной его детали, то ошибка в расчете будет сделана во столько раз, во сколько раз коэффициент отражения выбранной детали отличается от 0, 2.

В калькуляцию общей экспозиции входят четыре величины: общая яркость объекта или освещенность его (при условии одинакового численного выражения этих величин на шкале экспонометра), диафрагма объектива, выдержка и светочувствительность пленки. В рабочее состояние калькулятор приводится настройкой его на известную величину светочувствительности пленки. Далее его работа сводится к механическому решению уравнения с одним неизвестным по трем известным.

Так как калькулятор не рассчитан на определение по нему необходимых МЕСТНЫХ экспозиций, или местных яркостей объекта, то, следовательно, неправомерна и обратная операция, —определение светочувствительности пленки по яркости произвольно выбранной детали объекта. Если на основе полученного удачного негатива высчитывать по калькулятору светочувствительность пленки, беря каждый раз яркости произвольно выбираемых деталей объекта, то для одной и той же пленки мы получим столько различных величин «практической» чувствительности сколько различных деталей объекта будет взято для измерения их яркости.

 

Определения общей экспозиции по местным яркостям объекта съемки

 

Если условия съемки таковы, что измерение общей яркости объекта почему либо исключается, то этот замер может быть равнозначно заменен только замером яркости средне-серой его детали (светлота 20%).

Между тем это условие часто нарушается и общая экспозиция рассчитывается по произвольно выбираемым местным яркостям объекта. Обосновывается это различными соображениями. В одних случаях предпочитают измерять низшие яркости объекта, обосновывая это желанием достичь хорошей проработки деталей в тенях, в других — предпочитают измерять высшие яркости по аналогичным соображениям в отношении высших тонов, в третьих — придают значение какой либо сюжетно-важной детали, независимо от того относится она к низшим или высшим тонам объекта. Соответственно этому на практике укоренились такие выражения как: «экспонирую по теням», «по светам», «по сюжетно-важной детали» и т. п.

Такие методы определения общей экспозиции часто игнорируют принцип устройства калькулятора экспонометра и ведут к ошибкам в расчетах экспозиции. Неудачи в этих случаях обычно относят не к способу применения экспонометра, а к якобы неправильной величине светочувствительности пленки.

Рассмотрим этот вопрос ближе.

На рис. 47 показаны шесть позиций яркомера при измерениях яркости объекта. Объект показан условно в виде пяти ступеней яркости, возрастающих последовательно в два раза. Все детали объекта освещены одинаково и различия их яркости создаются за счет различных светлот (коэффициентов отражения).

При пяти позициях измеряются пять различных местных яркостей и соответственно им определены пять различных диафрагм объектива от 2, 8 до 11. В позиции 3 яркомер измеряет средне-серую деталь и расчет дает правильную диафрагму 5, 6, такую же как и при замере общей яркости объекта с позиции 6.

 

Рис. 47. Зависимость величины общей экспозиции от ее калькуляции по разным местным яркостям объекта

Рассчитывая общую экспозицию не по общей яркости объекта, как это предусмотрено калькулятором, а по яркости произвольно выбранной его детали, мы, фактически, принимаем эту деталь как бы за средне-серую (р=0, 2). Иначе говоря, ставим эту деталь в шкале тонов будущего позитива, на положение средне-серого цвета. При этом все остальные детали объекта автоматически смещаются в тональном ряду в одну сторону, а именно, — при замерах яркости светлокрашенных деталей шкала тонов сдвигается к черному (негативы получают признаки недодержки), а при замерах темнокрашенных — к белому (негативы выглядят передержанными), (рис. 48).

Чем светлее измеряемая деталь, тем более недодержанным получается негатив, и, наоборот, чем темнее, тем более передержанным.

Эти ошибки экспонирования, если они не слишком велики, компенсируются обычно печатью, - установкой большего или меньшего номера копировального света, но качество фотографического изображения при этом может пострадать. в изображении может не оказаться хороших черных тонов, ухудшится цветопередача, появится зернистость и т. п.

 

Рис. 48. Перемещения местных экспозиций по характеристической кривой негативной пленки при калькуляции общей экспозиции по замерам яркости белой, средне-серой и черной детали объекта съемки.

В таблице 5 приведены примерные колебания «практической» светочувствительности пленки в зависимости от способа применения яркомера для расчета по его калькулятору общей экспозиции (в сравнении с паспортными данными)

Таблица 5

Позиция яркомера Измеряемая яркость объекта % отражения света измеряемого объекта Высчитанная по калькулятору практическая светочувствительность
Черной детали 5% Выше в 4 раза
Темно-серой детали 10% Выше в 2 раза
Средне-серой » 20% Отвечает паспортн. данным
Светло-серой » 40% Ниже в 2 раза
Белой детали 80% Ниже в 4 раза
Общая в сред. 20% Отвечает паспортн. данным

Для того, чтобы при всех замерах местной яркости объекта, показанных на рис. 47 получить нормальный негатив одной и той же плотности пришлось бы брать для настройки калькулятора пять различных чисел светочувствительности пленки. Чувствительность указанная в паспорте оказалась бы наиболее правильной лишь при замере местной яркости с позиции 3 и при замере общей яркости с позиции 6.

В случае съемки при низких уровнях освещения на пленках высокой светочувствительности замер общей яркости объекта бывает иногда невозможен из-за недостаточной чувствительности экспонометра. Переход на замер освещенности в этом случае может также быть невозможен, так как экспонометр показывает освещенность тем же числом, что и общую яркость. Выход может быть такой — измерять местную яркость более светлых фактур, чем средне-серая, например белых, отражающих свет в 4 раза больше. Но тогда калькулятор экспонометра нужно настраивать на чувствительность в 4 раза более низкую против паспортной.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь