Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 13. КРЫМСКИЙ МИКРОКОСМОС



Забытый гул веков. Особенности трансформации.

«На небе зарево. Глухая ночь темна.
Толпится вкруг меня лесных дерев громада.
Но явственно доносится молва
Далекого, неведомого града.
Ты различишь домов тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за камнями оград,
И стены гордые твердынь многовековых. Так явственно из глубины веков Пытливый ум готовит к возрожденью
Забытый гул погибших городов
и бытия возвратное движенье».
Александр Блок

Крым занимает уникальное геополитическое положение в Евразии. Эта классическая природная, этническая и геоэкономическая рубежная зона — исторический перекресток народов и торговых путей. Здесь оставили «стратифицированный» след древнегреческая, древнеримская, иранская, иудаистская, эллинистическая, византийская, мусульманская, генуэзская, армянская и русская культуры. Из века в век в Крыму формировались комплиментарные отношения между народами, основанные на интенсивных контактах (торговых, культурных, информационных). Когда побеждала вражда, и международный обмен нарушался — Таврида приходила в запустение.

Забытый гул веков

Особенность геополитического положения Крыма, историческое время которого насчитывает более 2, 5 тысяч лет, определялась общностью судьбы с мировыми евразийскими государствами и империями. Среди них выделялись Афинский морской союз, империя Александра Македонского, Римская и Византийская империи, Тюркский и Хазарский каганаты. Затем эстафету приняли Монгольская империя (Золотая Орда), Киевская Русь и Великое княжество Литовское, Османская и Российская империи. Свыше пяти столетий Таврида развивалась под влиянием культуры Древней Эллады, более трех веков — Древнего Рима, тысячелетие — Византии, около трехсот лет — под покровом Османской империи и двести лет — Российской/Советской империи. Здесь оставили свой след Херсонес и другие города-государства, Скифия и Боспорское царство, генуэзские города-колонии с черноморской столицей в Кафе (Феодосии), княжество Феодоро и Крымское ханство, для которых Таврида стала месторазвитием культур.
В середине ХV века в очередной раз меняется геополитическая и геоэкономическая обстановка в Черноморье. В 1443 г. при поддержке Великого княжества Литовского было создано независимое Крымское ханство. В 1453 г. после взятия Константинополя и падения Византийской империи, турки-османы на два столетия «закрывают» европейскую торговлю в Черноморье. В 1475 г. генуэзские колонии в Крыму захвачены и разгромлены Османской империей и её вассалом Крымским ханством, а Южный берег Крыма вошел в личные владения турецкого султана.
Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Крымское ханство объявлено независимым от Турции, а Россия получила во владения Керчь, крепость Еникале и выход к Черному морю. В 1783 г. последний хан из рода Гиреев подписывает отречение от престола и покидает Бахчисарай. По Ясскому миру 1791 года произошло окончательное присоединение Крыма к России.
В дальнейшем неоднократно менялось политико-административное устройство Крыма: губерния, национальная автономия, административная область и территориальная автономия. В период гражданской войны здесь провозглашались Крымско-татарское национальное правительство (1917 –1918), Крымское краевое правительство белых (1918), Советская социалистическая республика Таврида (1918) и Крымская ССР (1919), правительство Юга России (1920).
В годы советской власти в Тавриде при существующей Крымской АССР предпринимались попытки реализации проектов еврейской и немецкой автономий. В 1923 г. появилась идея создания в Крыму еврейской автономии в обмен на международную экономическую помощь. Один из проектов предполагал создание автономии, включающей кроме Северного Крыма, украинское Приазовье и российское Причерноморье до Абхазии. В 1928 г. Крымская АССР наряду с Дальневосточным краем становится основной базой еврейского переселения. Это вызвало обострение этнонациональной обстановки в Крыму в связи с остротой земельного вопроса. Кремль ответил репрессиями в отношении татарских лидеров и ограничился созданием двух еврейских и двух немецких национальных районов. Во время Второй мировой войны вновь была реанимирована идея создания еврейской автономии в обмен на американскую финансовую помощь в восстановлении разрушенного войной советской экономики. Проект «Крымской Калифорнии» отличался масштабностью и предусматривал создание Еврейской Советской Социалистической Республики на всей территории полуострова. Этому способствовала ликвидация Крымской ССР и принудительная депортация крымских татар, немцев, армян, болгар и греков. В дальнейшем Москва выступила в поддержку создания государства Израиль на Ближнем Востоке и крымский проект остался не осуществленным.
В 1954 г. в период борьбы за власть перед ХХ съездом КПСС Крым передается Украинской ССР, а с 1992 г. является суверенной территорией Украины на правах автономии.
За многовековую историю Крым неоднократно был рубежом вражды и мира. Военно-стратегическое положение превратило Крым в арену геополитических, этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, в полигон выяснения отношений между странами, разрешения вопросов евразийской и мировой политики. За последние полтора века Крым трижды был эпицентром военных конфликтов (Восточная, гражданская и Великая Отечественная войны). На Ялтинской конференции 1945 года здесь были заложены основы нового мирового порядка и принципы ООН, включая принцип незыблемости границ. Этот мировой порядок, уходящий в историю, ныне оказался неспособен разрешить многочисленные этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. В Крыму истоки православия на Руси, приобщения её к высокой Византийской культуре. Крымская военная компания ускорила проведение Великих российских реформ Х1Х века. Российский Крым никогда не знал крепостного права.

Геоэкономическое положение Крыма менялось под воздействием геополитической обстановки и направлений мировых торговых коммуникаций. Великий Шелковый путь и другие коммуникации с Востока на Запад и из «варяг в греки», пересекаясь в Черноморье, создавали особые выгоды для транзитной торговли. В Тавриде сходились Дунайский и Волжско-Донской торговые пути, здесь проходила дорога за три моря в Индию.
На протяжении тысячелетий главной экономической функцией Крыма в многомерном коммуникационном пространстве Евразии была свободная торговля. На рубежах античной, генуэзской и степных культур на берегах Тавриды возникали вольные торговые города. Казалось бы не составляло труда кочевым народам сбросить в море их обитателей. Но это была бы пиррова победа. С появлением пепелища исчезал товарный рынок, а значит путь к взаимообогащению культур.
За двухсотлетнее вхождение полуострова в российское геополитическое и геоэкономическое пространство коммуникационный узел свободной торговли был разрушен, а Крым превращен в военно-морской форпост империи. Из-за вечной российской проблемы (плохих дорог) и ограниченности связей с внутренним рынком не удалось поднять торговую значимость крымских городов. Российская империя на два века «закрыла» один из евразийских узлов транзитной торговли. В Крыму вблизи руин вольного Херсонеса, откуда самый короткий путь к Босфору, была создана крупнейшая военно-морская база, а южными торговыми воротами империи стала Одесса, правопреемница торговых функций Крыма. Именно тогда наступил «звездный час» Одессы, где создание преференциального режима (порто-франко) в контексте изменившейся геополитической обстановки в Евразии способствовало формированию нового центра черноморской торговли Российской империи.

Крым — этноконфессиональный микрокосмос. Здесь около 988 г. киевский князь Владимир принял крещение, что способствовало приобщению Руси к высокой Византийской культуре. В XIII – XV вв. в юго-западном Крыму получает развитие политически автономное княжество Феодоро, пестрое по этническому составу (аланы, греки, караимы, потомки крымских готов и др.). Этот микрокосмос являлся сплавом местных и византийско-греко-христианских традиций в противовес генуэзцам-католикам и мусульманам. Важной предпосылкой создания княжества стал религиозный конфликт между иконоборцами и иконопочитателями, часть которых бежала из Византии в Тавриду. Таким образом, в Крыму сфокусировались в миниатюре не только раскол православия, противостояние католического Запада и мусульманского Востока, но и вырабатывалась конфессиональная терпимость.
Этноконфессиональный конфликт явился одной из причин Восточной войны, эпицентром которой была Крымская компания 1855 –1856 гг. Россия, утратившая геополитические позиции на Балканах и Ближнем Востоке, приняла попытки укрепления православия в Святых местах Иерусалима и Вифлеема, что вызвало протест Запада. Формальным поводом послужил франко-русский религиозный конфликт.

Крым — своеобразный исторический этнический котел, в котором зарождались и ассимилировались народы. Еще в античных источниках отмечается факт смешения народностей, что нашло отражение в терминах «скифотавры и «тавроскифы». Тесное общение скифов с греками способствовало варваризации эллинистической культуры. В результате комплиментарных отношений на евразийских рубежах Таврида явила миру своеобразные и неповторимые греко-скифскую и греко-сарматскую культуры. Влияние более высокой античной и местной скифско-сарматской культуры ускорило развитие крымских готов.
Таврида — месторазвитие крымских татар, адаптированных к вскормившим их ландшафтам и выработавших экологически сбалансированное отношение человека и природы. Под покровом Османской империи, правопреемницы Византии, прошел золотой век культуры крымскотатарского народа, превратившего родину в цветущие сады и виноградники.
Российская/Советская империя на протяжении полутора веков от Екатерины до Сталина осуществила крупномасштабную депортацию крымских татар и других местных народов (греков, армян, болгар, немцев). Их исход подорвал фундамент местной экономики. Лишившись большинства торгового и земледельческого населения, адаптированного к местным условиям, Крым пришел в запустение. Русские и другие мигранты, принесли чуждые традиции земледелия, жаловались администрации, что плохо растет «картоха».

Крым — это уникальные ландшафтные рубежи, каждый из которых заселялся и осваивался с учетом этнических культурно-исторических традиций. Одни народы осваивали степь, другие — горы, третьи — морские побережья. На юге полуострова, от мыса Фиолент на западе до Феодосии на востоке, тянутся невысокие горы, в которых отчетливо выделяется три гряды: самая высокая Главная и две предгорных — Внутренняя и Внешняя, с их пологими северными склонами и крутыми южными, создающими куэстовый рельеф.
Северные склоны Внешней гряды заняты лесостепью, где лето менее знойное, чем в степи. Крымская лесостепь стала местообитанием древнего человека, здесь сосредоточены крупные города прошлого и настоящего, в том числе столицы Скифии (Неаполь), Крымского ханства (Солхата или Крым, Бахчисарай) и автономной Республики Крым (Симферополь).
Внутренняя горная гряда с наличием труднодоступных плато (столовых гор с круто обрывающимися южными склонами) и водных источников служила в прошлом идеальным местом для создания оборонительных сооружений. Не случайно, в юго-западном нагорье в прошлом существовал этнический микрокосмос. В античности здесь обитали тавры, а в средневековье возникли и расцвели «пещерные» города и монастыри, княжество Феодоро.
Вдоль моря тянется самая южная и высокая Главная горная гряда, которая отступая от моря, образует живописные ландшафты Южного берега. Выше покрытых лесом гор расположены яйлинские нагорья с богатыми лесными пастбищами. На рубежах суши и моря оставили свой след античная, (эллино-римская), византийская, христианская (романо-германская и православная) и мусульманская культуры. В Российской/Советской империи здесь создаются крупнейшая курортно-рекреационная зона и летние резиденции царей, генеральных секретарей, первого и последнего президента. На западных и восточных окраинах Главной горной гряды в природной контактной зоне море — горы — степь с удобными сухопутными подходами, расположены крупные торговые города античности и средневековья — Херсонес и Кафа.
Своеобразие Крыму придают ландшафтно-этнокультурные рубежи. Неброский киммерийский ландшафт Восточного Крыма, опаленная солнцем неуютная земля воспета в местной пейзажной школе, отразившей межэтнический сплав, гармонию человека и природы: армянин Айвазовский, грек Куинджи, польско-русские корни Богаевского, немец Феслер, итальянец Лагорио, абхазец Шервашидзе, армяно-английско-греческие корни Гагри. Киммерийская земля прославлена писателями и поэтами-маргиналами. Предками Макса Волошина по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской — обрусевшие немцы. У Александра Грина — польские корни. В местных родословных прослеживается связь времен. У жены художника Богаевского Жозефины Дуранте родословная брала начало от отдаленных потомков генуэзских консулов в Кафе, а по семейному преданию — от великого Данте. Центрами общественной и интеллектуальной жизни Киммерии являлись Феодосия, Судак, Старый Крым и Коктебель. Феномен Киммерии, также как Флоренции и Одессы, обусловлен рядом факторов. Свободная торговля в сочетании с этнокультурными и ландшафтными рубежами способствовала становлению талантов.

Особенности трансформации

Во всесоюзной специализации Крым выделялся курортно-рекреационным хозяйством, как главная южная военно-морская база и часть военно-промышленного комплекса. С падением «железного занавеса» Крым оказался не только в другом государстве, но и возвратился после двухсотлетнего «затворничества» на северную периферию средиземноморского геоэкономического пространства, где его хозяйство оказалось неконкурентоспособным, а исторические функции транзитной торговли утрачены. Индустрия отдыха и экология требуют огромных инвестиций, которыми Украина в обозримом будущем не будет располагать.
На примере Крыма особенно наглядно иллюстрируются противоречивые тенденции геополитической (геоэкономической) трансформации . После провозглашения украинской независимости здесь большие надежды возлагались на перспективы развития открытой экономики. Казалось бы, для этого были созданы определенные предпосылки. С приобретением территориальной автономии повысился политико-административный статус Крыма и расширились возможности принятия решений. Широкое распространение получили намерения по созданию свободных и «экспериментальных территориально-режимных» экономических зон, региональные концепции и программы социально-экономического развития, разработанные с участием ученых Киева, Москвы и Одессы. Особые надежды возлагались на демократически избранного местного президента, приглашенных во власть московских «варягов» и на неформальные межличностные связи с действующим президентом Украины. Но Крым так и не стал Островом процветания и благоденствия. Крупномасштабная имитация современных форм мирохозяйственной интеграции создала реальные предпосылки для превращения Крыма в зону высокого риска для зарубежного капитала и криминализации отечественного. В Крыму оказалось утрачено то, что невозможно сиюминутно воспроизвести. Но что именно?
Остров Крым, отколовшись от геополитического монолита советской империи и де-юре став территорией Украины, де-факто продолжает дрейф с неопределенным курсом. Здесь отсутствуют геостратегические ориентиры — технология реализации региональных приоритетов в изменившемся многомерном коммуникационном пространстве.
Курс на открытую экономику особенно проявился в многочисленных намерениях по созданию свободных экономических зон (Севастополь, Керчь, Черноморское, Ялта, Феодосия и другие города). Широко разрекламированная в средствах массовой информации первая в Украине специальная экономическая зона «Сиваш» скомпрометировала на долгие годы местный инвестиционный климат для зарубежного капитала.
Крым, получивший права территориальной автономии в суверенной Украине, продолжает оставаться геополитическим «островом», коммуникационный каркас которого еще плохо вписан в многомерное пространство государства. В результате возникла парадоксальная ситуация. Крым наряду с западными пограничными областями, наиболее открытыми к внешнему миру, оказался среди депрессивных территорий с исключительно низким экспортным потенциалом и инвестиционной привлекательностью.
С начала 90-х годов распространение получила идея возрождения Крыма на основе открытой экономики и мирохозяйственной интеграции. Несмотря на декларируемый курс, незначительна численность предприятий с иностранными инвестициями, большинство из них не осуществляют производственную деятельность. Если по численности населения Крым (с Севастополем) занимает восьмое место в Украине, то по внешнеторговым связям входит в число аутсайдеров открытой экономики, наряду с Закарпатьем, Волынской, Черновицкой и Кировоградской областями. Местная власть связывает перспективы развития Крыма с курортно-рекреационным хозяйством, нефтегазодобычей, агропромышленным комплексом и использованием транспортных функций местных портов и аэродромов.
В 80-е годы Крым посещало ежегодно до 8 млн. отдыхающих, в дальнейшем наметились тенденции к снижению этой численности. В 2000 г. в Крыму отдыхало 4 млн. человек. В ближайшем десятилетии нереально довести число отдыхающих до достигнутого в прошлом уровня, что обусловлено рядом причин. В условиях открытости Крым не смог составить конкуренцию средиземноморским и российским черноморским курортам, предлагающим более высокий сервис услуг за умеренную цену. Отсутствие продуманной государственной политики, дефицит энерго- и водоснабжения сдерживают развитие рекреационного хозяйства. Принятые Россией меры по поддержке отечественных курортов и ограничению вывоза за границу бюджетных средств на оздоровление трудящихся уменьшили численность традиционных отдыхающих из ближнего зарубежья.
Возможности для благоприятного инвестиционного климата в Крыму ограничены наряду с политико-экономическими факторами последствиями экологической катастрофы. Рубежность ландшафтов, теплое лето, мягкая зима, чистый воздух, напоенный ароматом горных лесов и степных трав, близость моря создают неповторимое сочетание природно-климатических ресурсов. Это хрупкое равновесие между человеком и ландшафтом легко нарушить и утратить. Во второй половине ХХ века Крым стал наглядным воплощением социалистического лозунга: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача». Здесь был создан своеобразный микрокосмос «преобразований» природы.
Местные запасы подземной питьевой воды тысячелетиями являлись стратегическими для жизнеобеспечения населения. В настоящее время из-за превышения установленных норм водоотбора, подземные запасы вод резко сократились. Происходит подпитка морскими водами сарматских горизонтов, куда также осуществляется сброс хозяйственных стоков. Дефицит водных ресурсов является лимитирующим фактором развития хозяйства Крыма, а в засушливые годы создает угрозу эпидемий.
Необходимо осознать факт экологической катастрофы, которой способствовала депортация местных народов, адаптированных к крымским ландшафтам. Мигранты принесли другую культуру земледелия, что в сочетании с чрезмерным развитием промышленности, особенно химической, привело к дефициту пресной воды, засолению почв, антропогенному загрязнению. Крымская природа больна и требует не очередного хирургического вмешательства, а длительной и осмысленной терапии. От этого будет зависеть и будущее курортно-рекреационного хозяйства, которое в условиях открытого общества и отсутствия современной инфраструктуры индустрии отдыха оказалась неконкурентоспособным в Средиземноморье.
Украина в обозримом будущем не сможет обеспечить функционирование сложной и рукотворной природно-технической системы, каковой является Южный берег Крыма. Огромные финансовые затраты, выделявшиеся богатой империей на поддержание гармонии между деятельностью человека и уникальными южнобережными ландшафтами, непосильны экономически слабому государству. Южный берег Крыма по аналогии с Черноморским пароходством терпит бедствие. При отсутствии реальных капиталов с каждым годом усиливаться роль природно-стихийного фактора (оползни, разрушение дорог, берегов и пляжей, дефицит питьевой воды, гибель архитектурных памятников и уникальной флоры).

Сегодня понятны чувства российского патриотизма по отношению к Крыму и Севастополю, его героическим защитникам. Но, приобретя Крым, Россия на протяжении двух веков упорно шла к его утрате. Страна интенсивной исторической жизни была изъята из средиземноморского культурно-исторического пространства. Полуостров на долгие годы превратился в глухую провинцию и военно-морскую крепость на южных рубежах империи. Проблема Севастополя берет отсчет с падения Порт-Артура, ознаменовавшего начало распада Российской империи. В конце ХХ века долгая дорога русских и украинцев к черноморским рубежам, за которые заплачена высокая цена, закончилась утратой геополитических и геоэкономических позиций в Черноморье.
Крым может стать полигоном испытания украинской государственности. Его территориальная автономия служит моделью возможного федеративного устройства Украины. Многолетнее существование Крыма как рядовой административной области, когда важные, но текущие вопросы проведения посевной кампании и снабжения её горюче-смазочными материалами доминировали над стратегией развития, сказываются на отсутствии государственного мышления местной власти. Крымский опыт показал, что переход к новому политико-административному устройству требует время для формирования элиты с психологией, ориентированной на демократические принципы местного самоуправления.
Угрозу стабильности создает экономически слабое государство. Поэтому центробежные тенденции можно предотвратить не политическими и националистическими лозунгами, а созданием в государстве достойного человека качества жизни. С «возвращением» Крыма в средиземноморское пространство, его конкурентоспособность возможна не через имитацию открытой экономики, а путем реального возрождения евразийского коммуникационного узла свободной торговли с преференциальным режимом на геоэкономических осях Север - Юг и Запад - Восток.
Будущее Крыма не имеет простого экономического решения, необходима геостратегическая технология здравого смысла, создание конкурентоспособности региональных условий хозяйствования. Именно это отсутствует в «мыльных» программах социально-экономического развития («возрождения»). Без политической и законодательной стабильности, современной инфраструктуры, обеспечивающей гарантированное и бесперебойное энергоснабжение, качество питьевой воды; без преодоления высокой ресурсоемкости производства, без современных скоростных коммуникаций бессмысленно говорить об инвестициях в Крым.
Крым — евразийский микрокосмос многомерного коммуникационного пространства, на геополитических, геоэкономических и социокультурных рубежах которого вырабатывались отношения между народами, человеком и природой. Крым вновь может стать у истоков созидательного развития или вражды на рубежах цивилизаций. Игнорирование этих реалий, популизм, откуда бы он ни исходил, опасны для судьбы Крыма и украинской государственности. Нужно спешить предвидеть возможные варианты развития событий, чтобы своевременно предвидеть опасные тенденции, помня «забытый гул погибших городов» Тавриды.

Резюме

В цивилизационной геополитике Крым рассматривается как евразийский микрокосмос, в котором стратифицировались следы многих цивилизаций.
За всю многовековую историю судьба Крыма была связана с крупнейшими империями и другими государствами, обладающими геополитической мощью.
Экономически слабое и коррумпированное государство не способно обеспечить высоко качество жизни в Крыму. Крым может стать полигоном испытания украинской государственности.

Глава 14. БОЛЬШОЙ КАВКАЗ

Кавказский микрокосмос. Большая Кавказская война. Кавказская пленница.
Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. Цивилизационный разлом.

«Кавказ — это Вселенная, живущая на давно выработанных внутренних основаниях». Мераб Мамардашвили

Кавказ называют «солнечным сплетением» Евразии. Неслучайно после распада Советского Союза регион стал зоной стратегических интересов США, Великобритании, Германии, Франции, Турции, Ирана и ряда арабских стран. Для России Северный Кавказ остается главными южными морскими воротами. Современный Кавказ подобен взрывоопасному котлу этнополитических противоречий. Обратимся к многомерному коммуникационному пространству региона.

Кавказский микрокосмос

При разграничении Евразии на Европу и Азию по природным признакам условную границу чаще всего проводят на Северном Кавказе по Манычу, а в геоэкономическом пространстве — по северным границам Краснодарского и Ставропольского краев. В геоэтническом пространстве рубежи проходят по Кубани и Тереку, к северу от этой границы проживают преимущественно русские, а к югу — многочисленные горские народы Северного Кавказа. Русские расселились вдоль основных коммуникаций, связывающих Закавказье с Россией — на Черноморском и Каспийском побережье Кавказа, и Военно-Грузинской дороги. В Закавказье до распада Советского Союза проживала около миллиона русских, их наибольшая концентрация отмечалась в Баку — историческом центре российской нефтяной промышленности.

Российская империя вошла в непосредственное соприкосновение с народами Кавказа в конце XVIII века. Однако после присоединения Закавказья, еще долгие годы шло покорение горских народов, расселенных вдоль Кавказского хребта от Черноморья до Каспия. В центральной части Северного Кавказа выделялась культурным и политическим лидерством феодальные владения Кабарды, а в равнинном и горном Дагестане — Дербентское и Аварское ханства, Тарковское шамхальство, Кайтагское уцмийство и т.д. Основу общественной организации горского населения представляла семейная община, сосуществовавшая с различными феодальными формами объединения. Большинство горцев, за исключением значительной части осетин, считалось мусульманами, хотя ислам имел наиболее крепкие позиции в Дагестане, а реально многие горцы были ближе к язычникам. В традиционной культуре горцев родная земля была дороже человеческой жизни, а уважение личности сочеталось с жестким принуждением. Важной составляющей экономического благополучия горцев служили набеги и работорговля.
Казалось бы для военной мощи Российской империи не представляло труда покорить немногочисленных горцев. Но вот уже не одно столетие идет необъявленная, оплаченная обильной кровью кавказская война, в которой нет победителей. Век за веком гибнут российские солдаты и горцы. Война показала страшную разобщенность людей, борющихся друг с другом народов, живущих в разном социальном времени, принадлежащим к разным конфессиям и цивилизациям с неповторимой ценностью каждой из них.

Согласно Гюлистанского мирного договора 1813 года, подписанного в Карабахе после окончания русско-иранских войн, Иран признавал переход к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Щекинского, Дербентского, Кубинского и Талышского ханств. Еще ранее в 1805 г. было впервые подписано соглашение о переходе Карабахского ханства под власть России.
На протяжении веков Грузия находилась в вассальной зависимости от великих держав, соперничавших на Ближнем Востоке. Особенно тяжелым для Грузии было владычество иноверных мусульманских государств, сопровождавшееся геноцидом и массовыми депортациями. После неоднократных обращений с просьбами о покровительстве и согласно Георгиевского трактатата 1783 года был установлен протекторат России над Картлийско-Кахетинским царством, а в 1801 г. Восточная Грузия окончательно вошла в состав Российской империи. В первой половине Х1Х в. Россия присоединила остальные грузинские княжества. По Туркманчайскому договору 1828 года в состав Российской империи вошли Эриванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область.
После присоединения Закавказья к России в тылу оказались независимые горские народы Северного Кавказа. Только в результате Большой Кавказской войны удалось покорить в 1859 г. — Дагестан и Чечню, а в 1864 г. — Черкесию. Некоторые северокавказские народы, например, кабардинцы, еще в ХVI в. приняли подданство России, ища защиту от Крымского ханства и султанской Турции.
Геополитические интересы Российской империи не ограничивались Закавказьем. С 1878 года Карская область вошла в состав империи, а в период Первой мировой войны русская армия заняла Армянское нагорье, часть Курдистана и проникла даже в Месопотамию, но наступил 1917 год. Согласно меморандума Троцкого, направление на Юг занимало важное место в пожаре «мировой революции», что нашло отражение в действиях промосковской полубандитской «Персидской Красной Армии». Советская власть провозглашалась в 40-е годы в Иранском Азербайджане. Но, увы, вымыть солдатские сапоги в водах Индийского океана России так и не пришлось.

На протяжении более двух веков Кавказ находился в геополитическом пространстве Российской/Советской империи, что нашло отражение в формировании его коммуникационного каркаса, основные транспортные выходы были ориентированы на север. В царской империи регион выделялся в качестве отдельной территориально-административной единицы — Кавказского наместничества. Наместники (генерал-губернаторы) наделялись чрезвычайными полномочиями, в их ведении находилась армия. Кроме того, вдоль Кавказской военной линии раздела русских и горцев в Екатеринодаре, Владикавказе, Темир-Хан-Шуре и вблизи границы Османской империи в Батуми и Карсе были созданы военные губернаторства. В нефтяной столице империи Баку действовал режим градоначальства с непосредственным подчинением Петербургу.
В 1918 году провозглашается Северо-Кавказская советская республика, объединившая Кубано-Черноморскую, Терскую и Ставропольскую советские республики. В 1922 году из Кубано-Черноморской республики выделяется Черкесская (Адыгейская) автономная область. В дальнейшем она переименовывается в Адыгейскую (Черкесскую) АО, а в 1928 г. — в Адыгейскую АО. В 1936 г. центр области из Краснодара перенесен в Майкоп.
Частое переименование национального образования связано с историей народа. Адыги — общее наименование многочисленных в прошлом родственных племен Северного Кавказа и известных за пределами своей родины под именем черкесов. Из современных народов Кавказа к ним относятся кроме адыгейцев, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках, составляющих особую ветвь северо-западной (абхазо-адыгской) группы кавказских языков.
В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область. В 1926 г. она разделяется на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ. Последний, в свою очередь, преобразуется в 1928 г. в автономную область. В 1944 году карачаевцы подверглись репрессиям и были выселены в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 году вновь восстанавливается объединенная Карачаево-Черкесская автономия в составе Ставропольского края. В 90-е годы была образована Карачаево-Черкесская республика как субъект Российской Федерации. В этническом составе автономии преобладают русские (40% населения), карачаевцы (32%), черкесы (10%), абазины (7%) и ногайцы (3%). Существует напряженность в отношениях между титульными этносами — более многочисленными карачаевцами и черкесами, требующими автономии в составе Ставропольского края. Карачаевцы родственны балкарцам, говорят на карачаево-балкарском языке. Таким образом, этнически близкие народы оказались в разных автономиях, образованных из двух неродственных этносов — Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
В 1921-1924 гг. на Северном Кавказе существовала Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, объединившая чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев и русских казаков. Однако «интернационал» местных народов оказался недолговечным. Уже в 1921 году из состава Горской республики выделяется Кабардинский округ, в 1922 году — Карачаевский, Чеченский, Балкарский округа, преобразованные в автономные области Российской Федерации. В 1924 году Горская республика упраздняется, и на её территории создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области и казачий Сунженский округ с правами губернского исполкома, а Владикавказ выделяется в город центрального подчинения. Таким образом, было осуществлено территориально-административное деление по национальному признаку.
Северный Кавказ отличается исключительной политэтничностью, культурным и конфессиональным разнообразием. Из многочисленных народов имеют национальные автономии адыгейцы, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, ингуши, осетины, чеченцы и народы Дагестана (страны гор). Титульные этносы доминируют в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Северной Осетии. На Северном Кавказе сложилась субкультура казаков (кубанские, донские, терские и гребенские). В будущем диспропорции в этнополитическом статусе народов могут привести к активизации субкультуры казаков, вынужденных проводить собственную политику, вплоть до образования территориальной автономии.
В Закавказье в 1918 году уже предпринималась попытка создании независимой от России конфедерации в составе Грузии, Азербайджана и Армении. В Советском Союзе существовали Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (1922-1936). Однако в дальнейшем был взят курс на создание союзных республик по национальному признаку. Под знаменем борьбы с пантюркизмом в Азербайджане было запрещено любое упоминание о тюркских корнях населения, а в советских паспортах с 1935 года вместо «тюрок» стали писать «азербайджанец».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь