Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Геополитика как наука



Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 2000. С. 11-38.

Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. М., 2002. С. 9-27.

Лапкин В. В., Пантин В. И. Геоэкономическая политика: предмет и понятия (К постановке проблемы) // Полис. 1999. № 4.

Нартов А. А. Геополитика: Учебник для вузов. М., 2003. С. 10-45.

Поздняков Э. А. Геополитика. М., 1995. С. 37-57.

Сирота Н. М. Геополитика. СПб., 2003.

Тихонравов Ю. В. Геополитика. Учебное пособие. М., 1998. С. 7-56.

Bausteine zur Geopolitik. В., 1928.

Gottmann J. La politique des Etats et leur geografie. P., 1952.

Grabowsky A. Raum, Staat und Gechichte: Grundlegung der Geopolitik. Koln, В., 1960.

Mattern J. Geopolitik Doctrine of national Salf-sufficiency and Empire. Baltimore, 1942.

Strausz-Hupe R. Geopolitics: The Straggle for Space and Power. N. Y., 1942.

Глава 2. ПРЕДЫСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИКИ

Геополитические представления в учениях Древнего Востока (Китай, Индия)

Первое протогосударственное образование на территории Китая, а именно в среднем течении Хуанхэ, возникло на рубеже III—II тыс. до н. э. Это был союз племен Ся. Через несколько веков, уже в начале II тыс., племя Инь добивается гегемонии. Иньская династия правила первым китайским государством до конца II тысячелетия, пока иньский ван (правитель) не был свергнут предводителем племени Чжоу У-ваном.

Чжоуский Китай пережил период централизации (до VIII в. до н. э.), когда местные правители (чжухоу) беспрекословно подчинялись правящей династии, и период децентрализации (VIII-VII вв. до н. э.), когда власть вана стала номинальной, а чжухоу постоянно вели междоусобные войны. Это время вошло в историю Китая как «Борьба царств» («Чжаньго»).

В VII в. до н. э. империя Чжоу испытывала сильное давление кочевых племен ди, имевших, по-видимому, скифское происхождение. Борьба с кочевниками способствовала не только самоидентификации этнической общности древних китайцев — хуася, но и упадку, а затем и падению империи Чжоу. В то же время именно тогда в науке и массовом сознании постепенно консолидирующегося древнекитайского общества оформляется «китаецентристская», точнее чжоуцентристская, геополитическая картина мира (тогда еще не было представления о Китае в его современных границах), в соответствии с которой в центре обитаемой Вселенной (Поднебесной, или, по-китайски, «Тянься») находится облагодетельствованная богом чжоуская Срединная империя. Отсюда, кстати, и происходит само название Китая — Чжунго (чжун — «середина», го — «государство»). Эта империя, используя свое выгодное географическое положение и по-

Глава 2. Предыстория геополитики

кровительство богов - чжоуский ван носил титул «Сын неба», — по развитию техники, культуры и военной мощи далеко обошла все страны Поднебесной — отсюда геополитические представления о богоизбранности китайских императоров, мессианской роли империи в обитаемом мире, ее самодостаточности и оправдание автаркии.

Царство Чжоу занимало лишь среднее течение Хуанхэ, но постепенно, по мере расширения пределов Срединного царства, представление о Поднебесной как обо всем обитаемом мире перенеслись на него. Таким образом, понятия «Срединная империя» и «Поднебесная» стали синонимами. Тогда же, в середине I тыс. до н. э., возникают первые представления о военной мощи государства. Так как основу боевого порядка составляли колесницы, то и военная мощь государства измерялась их количеством. Идеальным, непревзойденным государством в Поднебесной признавалась держава, имеющая 10 000 боевых колесниц («ван чэн го»).

Эпоха Борьбы царств, начавшаяся в V в. до н. э., завершилась в III в. до н. э., когда к власти пришла династия Цинь (221 г. до н. э.), а затем — Хань (206 г. до н. э.). Она тоже пережила период централизации царств и консолидации общества (III в. до н. э. — III в. н. э.) и период децентрализации (III—VII вв.). Ханьская империя расширила свои владения далеко за пределы чжоуского мира, при этом свою экспансию она также вела с позиции ханьского этноцентризма и «срединности» Поднебесной империи. Именно циньцами, или ханьцами, по названию самой мощной империи в истории Древнего Китая называют себя современные китайцы.

В эпоху Великих географических открытий у европейцев в отношении китайцев закрепился этноним «цинь». Отсюда итальянское название Китая Cina и английское China. Русское название берет свое начало с XI в., со времени правления династии Сун, ведшей непрерывные войны с монголоязычными киданями, захватившими север Срединной империи. Этноним «кидань», в тюркоязычной передаче «китай», лег в его основу.

Борьба с кочевниками занимает важную часть истории Китая, являясь неотъемлемой частью геополитики китайских императоров. После отражения киданей наступает длившийся весь XII в. период войн с чжурдженями, предками маньчжуров; XIII-XIV в. были временем монгольских завоеваний, когда китайская территория вплоть до Хуанхэ входила в состав монгольской державы. Постоянная борьба с кочевниками ставила перед китайским обществом те же геополитические задачи, которые решали в своем противостоянии с вар-

Геополитические представления в учениях Древнего Востока 29

Глава 2. Предыстория геополитики

дарства) — единый организм (эту идею в свое время будут обосновывать К. Риттер и Ф. Ратцель). В центре мироздания помещаются собственные народ (этноцентризм) и государство, общество и культура (индоцентризм), это характерно практически для всех школ классической геополитики.

На индийском субконтиненте, так же как и в Китае, на протяжении всей истории возникали и распадались царства и великие империи. Каждый период распада империй характеризовался яростной борьбой за гегемонию среди отдельных царств, составлявших когда-то имперское объединение. Например, в VI-IV вв. до н. э. среди государств долины Ганга доминировало царство Магадха, в IV—II вв. до н. э. большую часть Индостана объединила под своей властью империя Маурья, в I—III вв. н. э. северо-запад Индии находился под властью Кушанской империи, образованной пришлыми сакскими кочевниками, на IV-V вв. приходится расцвет империи Гуптов. Геополитические проблемы аналогичны тем, что имелись в Древнем Китае: противостояние кочевникам, борьба разных цивилизаций, внутренняя борьба царств за гегемонию, становление, расцвет, закат и падение империй.

Лао-изы (579-499 до н. э.)

Китайский философ Ли Эр, получивший прозвище Лао — «старец» («цзы» означает «учитель», так было принято называть философа, создавшего свою школу), жил в VI-V вв. до н. э. в царстве Чу.

Лао-цзы служил архивариусом царского двора царства Чжоу и, видя кругом полный упадок, решил покинуть цивилизованное общество. Начальник заставы на западной границе царства попросил его оплатить таможенный сбор. Мудрец в качестве платы оставил свою рукопись «Даодэцзин», название которой можно перевести как «Путь добродетели» или «Книга о силе и действии». С тех пор никто ничего не слышал о Лао-цзы...

В «Даодэцзине» около 5000 иероглифов, но только немногие из них имеют какой-либо геополитический смысл. Например, в § 61, где речь идет о великом и малом царствах, можно обнаружить начатки гидравлической теории (влияние великих рек на развитие человеческого общества и становление Срединной империи), геополитических концепций «притяжения» большим государством малых; «освоения» геополитического пространства с помощью соглашений, союзов, коалиций входящих в него государств.

Геополитические представления в учениях Древнего Востока 31

Конфуций (551-479 до н. э.)

По преданию Лао-цзы встречался с Конфуцием — он отнесся к нему с уважением и дал несколько советов. Конфуций знаниями и известностью превзошел Лао-цзы, его изречения, собранные учениками в книге «Лунь-юй» («Беседы и высказывания»), устанавливали определенный социальный порядок в китайском обществе. Конфуций почти не оставил изречений по геополитике, к таковым можно отнести изречение № 23 главы шестой (Юн Е), в котором Конфуций утверждает, что «если в Ци (это было сильное, но деспотичное царство) произойдут перемены, то Ци может сравняться с Лу (слабое моральное царство. — Б. И.). Если в Лу произойдут перемены, то Лу достигнет вершин морального правления»1.

Мэн-цзы (ок. 372-289 до н. э.)

Китайский философ Мэн Кэ родился в царстве Лу (Юго-Восточный Китай, современная провинция Шандун), учился у Цзы Сы, внука Конфуция. После окончания учебы путешествовал, посетив многие царства Китая, где пытался заинтересовать правителей своими идеями государственного управления с целью осуществить их на практике. Однако ему удалось лишь небольшое время побыть советником в царстве Ци. Вернувшись на родину, Мэн-цзы основал школу и распространял свои идеи через учеников, он также написал книгу «Мэн-цзы». Л. Фейербах назвал его величайшим философом Китая после

Конфуция.

Учение Мэн-цзы содержит геополитический аспект. В частности, власть «в пределах четырех морей», т. е. на все четыре стороны света, или по любому из четырех геостратегических направлений, можно распространять, руководствуясь идеями Конфуция о почитании старших, заботе о народе, о милосердии. При осуществлении определенной геополитики («когда ван поднимает войска») следует сначала подумать о ее последствиях («взвешивают и тогда узнают вес») и об опасностях для людей и государства.

«Великое желание Сюань-вана» (под которым можно понимать правителя вообще) Мэн-цзы отгадывает без труда: «Желаете расширить свою территорию, принудить царства Чу и Цинь покориться, управлять всей Срединной империей и умиротворить варваров». Это желание, очевидно, потому и считается великим, что решает основ-

1 Мудрецы поднебесной: Сборник. Симферополь, 1998. С. 80.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь