Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эгейская или Крито-Микенская культура



АНТИЧНОСТЬ

Эгейская или Крито-Микенская культура

Критская или Минойская культура

Кносский дворец


Наиболее выдающийся памятник критской архитектуры — Кносский дворец. В греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис—“двойная секира”, — излюбленного изображения в критском искусстве). Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея. По-видимому, миф о Тессе отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово “лабиринт” с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров


Тронный зал


В тронном зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом. Культ священного быка был распространен на острове.


Зал с дельфинами


Фреска с восточной стены " мегарона царицы" Кносского дворца с изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде.



Критская иррациональная колонна


Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название " иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природ


Парижанка. Фреска из Кносского дворца


Название этой фреске дал английский археолог Эванс. Изображение молодой женщины в пышном платье с тонкой талией, открытым корсажем, затейливой прической и ярким макияжем, вызвало ассоциации с законодательницами мод - парижанками. Предположительно, на фреске изображена придворная дама, возможно, жри


Таврокатапсия. Фреска из Кносского дворца


Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему были чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды, самоуглублённость — всё, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья (Месопотамии). Для критян был важен момент, верно схваченное действо, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогами одну противницу... Пусть громадный - он массивнее всех борцов, вместе взятых, — бык тем не менее обречён. Он летит в пространстве, отрываясь от земли, но борцы проворнее, ловчее: они успевают одолеть бога-быка до того, как им нанесены смертельные раны.


Фигурка женщины (жрицы или богини) с обнаженной грудью и змеями. Терракота


ОсОсобый интерес представляют найденные в кносском дворце невысокие фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках, поражающие изяществом и мастерством исполнения. Они имели, несомненно, культовое значение, может быть, изображали жриц со змеями — божествами, заботящимися о благосостоянии дома



Ваза стиля «Камарес»


Камарес — стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.). Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле.Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда в крито-минойский период



В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза с осьминогом из Палекастро. (ок. 1500 г. до н. э). Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, очертания изображенного на ней осьминога приведены в полное соответствие с плавными закругленными контурами вазы.


Ритон в виде головы быка


Ритон— сосуд для питья в виде рога животного. Сосуд часто использовался в священных обрядах возлияния вина в честь того или иного бога. Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. Имеют отверстие в нижнем узком конце.


Микенская культура

Львиные ворота


Львиные ворота — входные ворота акрополя Микен (Греция). Построены в середине XIII веке до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. Своё название получили от барельефа с изображением львов, помещённого над ними, который является древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе. Ворота построены из четырёх монолитных глыб известняка («циклопическая кладка»), вес притолоки составляет около 20 тонн. Пролёт ворот представляет собой правильный квадрат со стороной 3, 1 м. Во внутренней части боковых стенок находятся углубления, свидетельствующие о том, что в древности они закрывались двумя деревянными створками. Притолока посередине сделана более широкой чтобы выдержать вес лежащей на ней треугольной каменной плиты-фронтона, помещённой между двумя выступами крепостной стены, которые образуют «облегчающий» треугольник.


Маска Агамемнона


Маска Агамемнона» — золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней. Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот, на западной стороне микенских укреплений.


Сокровищница Атрея


Сокровищница Атрея или Гробница Атрея, устаревшее название — Гробница Агамемнона — условное наименование крупной гробницы ульевого типа в Микенах на холме Панагица, сооружённой около 1250 года до н. э. Каменная перемычка над входом весит 120 тонн. Срок, в течение которого использовалась гробница, неизвестен; она упоминается у Павсания. В 1879 г. Генрих Шлиман исследовал данную гробницу вместе с другими захоронениями микенского акрополя. Вероятно, в гробнице хранились остатки правителя, завершившего сооружение микенской крепости, или одного из его преемников. Форма гробницы напоминает форму других толосов восточного Средиземноморья, обнаруженных, в том числе, и в окрестностях Микен, однако по своей монументальности и грандиозности является одним из важнейших монументов микенской цивилизации.


Культура Древней Греции

Дипилонская амфора


К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин. Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна.


Архаика

Ордера

А) Дорический ордер


Древнейший – дорический ордер, распространившийся в 7–6 вв. до н. э. Дорическая колонна не имеет базы; ствол, сужающийся кверху, покрыт желобками-каннелюрами, что подчёркивает её вертикальную направленность. Широкие, мощные, чуть утолщённые посредине колонны отличает мужественный, суровый облик. Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки (эхина) и квадратной плиты (абаки). Балка архитрава гладкая, фриз разделён на триглифы (прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками) и квадратные метопы. Завершается антаблемент профилированным карнизом. Двускатная кровля храма образует на торцовых сторонах пологие треугольники – фронтоны. Метопы и фронтоны украшались первоначально живописными, затем – скульптурными изображениями.


Б) Ионический ордер


Второй ордер – ионический появился чуть позднее. Ионические колонны отличаются стройностью пропорций, лёгкостью и нарядностью; они тоньше и относительно выше дорических, что подчёркивается каннелюрами, между которыми оставлены узкие «дорожки». Колонна стоит на сложно профилированной базе и увенчана капителью в виде двух упругих завитков. Архитрав разделён на три горизонтальных уступа, фриз украшен сплошной линией рельефов



В) Коринфский ордер


В кон. 5 в. до н. э. появился коринфский ордер. Будучи вариантом ионического, он отличается более утончёнными и изысканными пропорциями. Коринфская капитель напоминает корзину, увитую листьями и цветами аканфа (вьющегося растения).


Статуя кора


Кора — наименование типа древнегреческой скульптуры периода архаики, женский эквивалент куроса (ок. 660 г. до н.э. — ок. 480 г. до н.э.). Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как и ионический хитон, так и более плотный пеплос.


Статуя Курос


Курос (др.-греч. κ υ ρ ο ς ) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.). Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой. Они изображали молодых людей, стоящих в фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение).Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.



В VII - VI вв. до н.э. преобладал ковровый стиль вазописи или ориентализирующий, то есть подражающий искусству Востока.Под воздействием образов древневосточной мифологии в ковровой вазописи все чаще встречаются изображения богов и сцены сражений, фигуры различных животных: быки и олени, кабаны, орлы и водяные птицы, львы и пантеры. Подражание декоративным мотивам египетского и переднеазиатского искусства также ощущается в выборе орнаментальных узоров



В VII - V вв. до н.э. в самостоятельный стиль украшения керамики развивается чернофигурный стиль вазописи. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены. Рисунок помещался в " клейме". Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера на подсушенной необожженной глине. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.



Краснофигурная вазопись — одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Она появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись. Своё название краснофигурная техника получила благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон — чёрный, фигуры — красные.




Классика

Ранняя классика

Подготовка Эномая и Пелопа к состязанию на колесницах – восточный фронтон


Метопы: Подвиги Геракла


В двенадцати метопах были рассказаны подвиги Геракла. Ни одна из них не сохранилась полностью, от многих же остались только разрозненные фрагменты. Восточные метопы отличаются более архаическим характером: формы более силуэтны, очерчены более острыми и жестокими контурами, движения более угловаты и прямолинейны


Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме


Мирон. Дискобол


Мирон первым воплотил идею движения в своём " Дискоболе". Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск, а в обратную сторону. Возникает впечатление и движения, и неподвижности одновременно


Мирон. Афина и Марсий


Работа скульптора Мирона. Около середины V в. до н. э. Эти две статуи составляли группу, исполненную на сюжет древнегреческого мифа: богиня Афина в гневе бросает флейту, так как узнает, что во время игры на флейте у нее некрасиво раздувались щеки. К флейте подкрадывается силен Марсий, но затем, услышав проклятия богини, отскакивает назад.



Поликлет. Дорифор (Канон)


Высокая классика

Ансамбль афинского Акрополя


Пропилеи, Мнексил


Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других, почти 4, 3 м. Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические портики.




Строительство небольшого по своим размерам храма Афины-Ники приписывают архитектору Калликрату, который составил проект здания в 450 году до н. э. и осуществил его в 427—421 годах до н. э. Если смотреть на храм, стоя у Пропилеи, он четко вырисовывается на фоне неба, радуя глаз своей стройностью и удивительным изяществом. Почти квадратную целлу храма с востока и запада украшают портики с четырехметровыми ионическими колоннами. По свидетельству одного из древних авторов, внутри храма находилась деревянная статуя богини победы Ники Аптерос (бескрылой), хотя обычно греки представляли ее крылатой. Афиняне хотели, чтобы богиня победы никогда не покидала их город.


 

 


Парфенон, Иктин и Калликрат


Парфенон - храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447—438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э. П. представляет собой мраморный дорический периптер (30, 89 м Х 69, 54 м; число колонн 8 Х 17, их высота 10, 43 м); в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная статуя Афины работы Фидия. С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, фронтоны — скульптурными композициями (тема восточного фронтона — миф о рождении Афины, западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), а вокруг целлы шёл зофор, изображающий шествие во время праздника Панафиней


Эрехтейон


Эрехтейон (др.-греч. Ἐ ρ έ χ θ ε ι ο ν — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царюЭрехтею



Театр Диониса


Театр Диониса — античное театральное здание в городе Афины. Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным.Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий.


Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) — огромная бронзовая статуя работы Фидия на афинском Акрополе, воздвигнутая в 465-455 годах до н. э. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина была изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми.


Скульптурный ансамбль Парфенона:

Фидий. Ему принадлежала и двенадцатиметровая скульптура Афины Девы (Парфенос), находившаяся в наосе Парфенона (сохранилась уменьшенная мраморная копия римского времени). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея - символ мудрости, на правой вытянутой руке - фигурка богини Победы


На восточном фронтоне Парфенона размещалась композиция: рождение Афины из головы Зевса, на западном - спор Афины с Посейдоном за обладание Аттической землей. Свободные в своих движениях фигуры создавали группы, естественно размещенные в треугольниках фронтонов, образуя законченное целое.


Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия.


На барельефе, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день Панафиней. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос. Рядом стоят важнейшие люди города.


.




 

АНТИЧНОСТЬ

Эгейская или Крито-Микенская культура


Поделиться:



Популярное:

  1. Cosa Nostra история сицилийской мафии
  2. F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями
  3. F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения, обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией
  4. F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы.
  5. Homo ergaster, или Мальчик из Турканы.
  6. I Происхождение человека и цивилизации
  7. II. Тип цикличного цивилизационного развития (восточный тип).
  8. IХ. ЭТНИЧЕСКАЯ (ТРАДИЦИОННАЯ, БЫТОВАЯ) КУЛЬТУРА.
  9. Mои прабабушка и прадедушка прожили долгую и дружную жизнь
  10. S:Укажите верную характеристику предложения: Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы - море казалось живым.(В.Гроссман)
  11. Selegilin – Селегилин (Депренил)
  12. V. Кибернетические (или постбиологические) методы достижения бессмертия (искусственная жизнь “в силиконе”)


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь