Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в жилище - картинки с изображениями нравоучительных сценок. В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего " заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе". В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным. Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. Начиная с X в. до н. э., стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма -стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы. Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство. Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность. Буддийская педагогическая традиция пришла в Китай из Индии. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: " Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости (" сыны неба", " правители" ), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам (" благородные мужи", " опора государства" ), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний (" чернь" ). Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение " сынов неба" и " благородных мужей" упомянутым " шести искусствам". Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат " Беседы и суждения" (" Лунь юй" ). В нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе. Приведем некоторые изречения из этой книги, определявшие высокое назначение и принципы воспитания и обучения: " Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", " Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей? ", " Учиться без пресыщения", " Учиться и время от времени повторять изученное". Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат " Книга обрядов" (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: " Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: " Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть"; " Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца", " Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях"; " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься"; " Питай почтение к последовательности"; " Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны", " Учитель и ученик растут вместе" и т.д. В трактате есть глава " Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В главе излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7-8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей, и, наконец, через девять лет выпускник школы должен был " твердо стоять в науке". По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат " Заметки об обучении" (" Сюэ цзи" ) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному. На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере. Вопросы и задания
1. Расскажите об основных факторах возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока. 2. Проследите эволюцию эдуббы в древней Месопотамии. 3. Расскажите о школьном деле в Древнем Египте. 4. Изложите и объясните различия и сходство взглядов на воспитание и образование индуизма и буддизма. 5. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей? Литература Гэ Чжэнмин. Мэнцзы // Перспективы. - 1995. N 12. С.113-122. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. - М., 1983. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1988. - Разд. II. - Гл. 1. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. – М., 1972-1973. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965. История педагогики. - М., 1995. - Ч. 1. - Гл. 2. Крамер С. История начинается в Шумере. Пер. с англ. - М., 1991. Конфуций и его школа. - М., 1996. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации./ Пер. с англ. - М., 1980. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид. - М., 1971 Сыркин А.Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. - М., 1971. Три великих сказания древней Индии. - М., 1978. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый./Пер. с нем. - М., 1979. Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1980. – Ч. 1.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы