Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Формирование феодализма в Киевской Руси
Киевское государство (Киевская Русь) возникло в IX в. Именно в период существования этого государства внутри него сформировался феодализм, после чего оно распалось в ХII в. на мелкие феодальные княжества. Процесс формирования феодализма на Руси происходил почти так же, как в Западной Европе, например, в королевстве франков. Князь, который теперь встал во главе государства, первоначально, как уже сказано, был военным вождем и подчинялся народному волевому собранию. Однако в ходе образования государства в противовес народу, объединенному в сельские общины, главную роль начинает играть военная верхушка - дружина во главе с князем. Теперь дружина - это уже не только военный отряд. Это и государственный аппарат. Дружина делится на две части. На первом месте - " старшая" дружина, которая состоит из бояр. Бояре - люди, которые выдвинулись на службе князю. Они имеют свои хозяйства и свои дружины, выступают на войне со своими знаменами - " стягами". Это наиболее знатные и богатые люди, с которыми князь вынужден считаться и без согласия которых он ничего не предпринимает. Вместе с дружиной князь «думал, - говорит древнерусская летопись, - о старое земленем, и о ратех и об уставе земленем (т.е. о государственном устройстве, о войне и государственных законах). Таким образом, старшая дружина - это государственный совет князя. Из состава старшей дружины назначаются и правители отдельных районов, и послы в иные государства. Младшая дружина состоит из «отроков или детских». Это необязательно молодые люди. Не по возрасту, а по своему положению они ниже бояр - это рядовые воины. Первоначально князь с дружиной жил за счет дани с завоеванных земель: объезжая эти земли, он собирал дань натурой - мехами, медом и воском. Это называлось «полюдьем». К местам остановок князя с дружиной дань доставляла верхушка подчиненных племен. Постепенно были установлены нормы сбора дани - «от дыма» или «от рала» (рала - пахотное орудие), т.е. с каждого хозяйства. Князь уже не ездил с дружиной собирать дань на места, отправлял туда своих представителей (из бояр), поручал им в управление отдельные области и назначал «корм». «Полюдье» сменилось кормлением. Назначенный для управления боярин собирал дань с населения, определенную часть оставлял на «корм», т.е. на содержание себя с дружиной, остальное отправлял князю. Таким образом, вначале знатные люди еще не были крупными землевладельцами, не были феодалами, жили за счет военной добычи, дани, которая постепенно превращалась в государственный налог. Существовал, как писал Карл Маркс, отмечая особенности формирования феодализма на Руси, «вассалитет без ленов или лены, состоящие исключительно из дани». По мере того, как устанавливались нормы дани с населения, уже не сама дань, а земля с населением, которая регулярно платила эту дань, стала представлять главную ценность для знатных людей. Вчерашние воины, мечтавшие о военной добыче и грабеже, становились оседлыми землевладельцами. О том, как это происходило, источники говорят мало. По всей вероятности, обычный путь формирования феодального землевладения такой же, как у франков - князь раздавал землю своим дружинникам. От IX в. никаких свидетельств о частном землевладении до нас не дошло. В X в. появляются княжеские села: Берестово, принадлежащее князю Владимиру, Ольжичи, - княгине Ольге. В XI в. появляются боярские села. Впрочем, предполагается, что до второй половины XI в. княжеские и боярские села еще не были феодальными владениями, представлявшими собой охотничье-рыболовные пункты, в которых пашня играла вспомогательную роль. Почти до конца XI в. князья давали боярам земли без крестьян. Крестьянская община сопротивлялась подчинению боярам. Только с конца XI в. начинается раздача земли с крестьянами. Так крупными землевладельцами-феодалами становятся бояре, выдвинувшиеся на военной службе, и бояре земские - местная знать, верхушка покоренных племен, с которыми князь тоже был вынужден считаться. Кроме этих светских феодалов на Руси появились и церковные. Одних монастырей в XII в. на Руси было свыше 50-ти, а они уже имели свои села. Церковное землевладение, которое вначале возникло также за счет княжеских пожалований, затем росло за счет вкладов «на помин души» (завещаний имущества церкви). Однако земля давала феодальную ренту только, если на ней сидели крестьяне. Поэтому вторая сторона формирования феодализма - формирование класса зависимых крестьян. Происходило оно разными путями. Во-первых, бояре сажали на землю холопов, т.е. рабов. Холопы, в основном из пленных, были заняты прежде лишь в домашнем хозяйстве господина. Теперь им начинают выделять участок земли, чтобы они жили за счет своего хозяйства и выполняли феодальные повинности господина. Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. Хозяйство крестьянина, лишь недавно выделенное из общего хозяйства рода, было непрочным. Неурожай грозил голодной смертью. Гибель лошади означала разорение. Чтобы не умереть от голода и не дать погибнуть своей семье, крестьянин был вынужден идти к феодалу, брать у него «купу» (ссуду) и становиться закупом, т.е. долговым рабом. До возвращения ссуды он должен работать на своего господина. Строго говоря, холоп и закуп - это рабы, которые лишь превращались в крепостных крестьян. Именно они до конца IX в. и работали в хозяйствах князя и бояр. Третий путь формирования класса зависимых крестьян - раздача князем земли с крестьянами. Эти крестьяне по-прежнему жили общинами в своих деревнях. Дань, которую они раньше платили князю, теперь в том же размере должны были платить боярину, но дань главе государства - это налог, а плата хозяину земли - это феодальная рента. Крестьяне пока платили феодалам только оброк, в отличие от холопов и закупов, обязанных выполнять барщину. В отличие от холопов и закупов, крестьяне не могли и уйти от господина. Прежде считалось, что все крестьяне назывались смердами. Теперь в исторической науке господствует представление, что смерды - это лишь одна категория зависимого населения. Это крестьяне, которые вышли из общин и отдались под защиту князя. За эту защиту они обязаны платить князю дань и участвовать в военных походах. Так или иначе, в Киевской Руси большинство крестьян еще не попало в феодальную зависимость. Земледелие в Киевском государстве сделало новый шаг вперед. Кроме сохи появился плуг. Плуг от сохи отличался тем, что если соха просто бороздила землю, то плуг переворачивал пласты земли. В отличие от сохи плуг – несимметричное орудие – переворачивать пласт может лишь на одну сторону. Появление плуга не означало, что он начал вытеснять соху. Соха много столетий оставалась преобладающим орудием. Другое важное изменение - на смену переложной и двухпольной системам приходит трехпольная. Земля делилась на три поля. Одно засевалось яровым хлебом (весенний посев), второе - озимым (осенний посев), третье - отдыхало (под паром). Следует отметить, трехполье - это система, определяющая технический уровень земледелия в Европе периода феодализма. Трехполье имеет преимущество по сравнению с предыдущим двупольем - засевают уже не половину, а две третьих пашни. Зерна получается больше, но почва истощается не намного сильнее, потому что найдено оптимальное чередование полей. Впрочем, этот технический уровень земледелия еще не был высоким, как и вообще уровень земледелия феодализма. К тому же север, лесные неплодородные почвы - древнерусским людям приходилось заниматься сельским хозяйством в неблагоприятных условиях. Поэтому на Руси нередко были голодные годы. Очень важным дополнением к сельскому хозяйству считались лесные промыслы - охота, бортничество (разведение диких пчел) и рыболовство. Всю русскую землю заполняли массивы лесов, среди которых только небольшими полянами были клочки пашни и селения. Не случайно именно продукты этих промыслов в основном шли на уплату дани и податей, а также вывозились на обмен в другие страны. III. Ремесло и торговля Города в средневековой Европе возникали как результат отделения ремесла от земледелия. В Королевстве франков, с которым принято сравнивать Киевскую Русь, городов еще не было, потому что ремесло еще не отделилось от земледелия. В Киевской Руси ремесло представляло самостоятельную отрасль производства, и один из греческих писателей Х в. даже утверждал, что на первом месте по развитию ремесла среди известных ему стран стоят Греция и Русь. Поэтому на Руси уже были города с торгово-ремесленным населением. При наличии больших лесных массивов была широко распространена обработка дерева. Дома, крепостные стены и башни, церкви – все делалось из дерева. Киевляне называли новгородцев (плотниками). Очевидно, новгородские плотники отличались высоким качеством работы и ходили на заработки в другие города. Особе положение среди ремесленников по дереву занимали городники (строители городских стен и башен) и мостники (укладчики деревянных мостовых). В «Русской правде» (сборники законов Киевской Руси) мостникам был посвящен целый раздел, который так и назывался «Устав о мостниках». Массовым промыслом считался гончарный. Одна из частей Новгорода называлась Гончарным концом. Очевидно, она была населена гончарами. Один из районов Киева именовался Кожемяки - кожевенный промысел тоже был распространенным. Металлообработка делилась на ряд специальностей. Большого мастерства достигали, в частности, оружейники. Центр древнерусского города - детинец или кремль - резиденция князя или его представителя с дружиной, городским гарнизоном («детские» - члены дружины, рядовые воины, отсюда - «детинец»). Снаружи у стен детинца располагался посад (поселение городских людей, ремесленников и купцов, а также городской торг - торговая площадь). Посад обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал неукрепленным поселением. Потом вокруг этого поселения возводилась новая стена. Стены обычно были деревянными, строить, очевидно, их было легче чем каменные, поэтому площадь в городах была большой, и города были не такими тесными, как в Западной Европе. Киев - столица государства - по свидетельствам иностранцев, считался одним из крупнейших городов Европы. Здесь насчитывалось более 40 церквей и несколько торговых площадей. Второй столь же крупный город - Новгород - занимал особое место. Благодаря выгодному географическому положению (озерно-речной путь в Балтийское море) он стал «окном в Европу» для Руси: через Новгород велась торговля с Западной Европой. Уже тогда этот город добился полной независимости от княжеской власти, стал городом-республикой подобно средневековым европейским городам-коммунам. Древняя архитектура существенно отличала древнерусские города от западноевропейских. Улицы здесь мостились деревянными плахами 30-40 см толщиной. Раз в 25 лет поверх старой деревянной мостовой настилалась новая. В Новгороде археологи откопали 28 мостовых, лежащих одна над другой, слой этих мостовых достигал 10-метровой глубины. Были в русских городах желоба и трубы для стока городских нечистот. Значительная часть горожан знала грамоту. При раскопках Новгорода археологи нашли много бытовых писем на бересте. Болотистая почва, на которой стоит этот город, сохранила деревянные и берестяные вещи, которые обычно сгнивают, и поэтому раскопки в Новгороде дали особенно много материала по быту горожан. Писали письма на бересте, потому что бумаги тогда еще не было, а пергамент был дорог. На пергаменте писали важные документы, а не бытовые письма. Например, муж, уехав на покос, писал жене, чтобы она прислала рубашку, которую он забыл. Бытовые письма рядовых горожан в истории обычно свидетельствуют о том, что уже значительная часть населения стала грамотной. Центр общественной жизни города - торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, здесь выслушивали княжеские распоряжения, решения суда, здесь давались объявления об украденном имуществе и бежавших холопах. Но если торговая площадь стала центром общественной жизни, то это свидетельствовало об относительно высоком развитии торговли. О степени развития торговли говорит и то, что на Руси уже чеканились серебряные деньги (при князе Владимире Святославовиче). До этого в качестве денег употреблялись шкурки пушных зверей, поэтому и металлические деньги сохраняли их названия (куны, веверицы, т.е. куницы и белки). Несмотря на то, что были уже чеканные деньги, как русские, так и иностранные, в обращении преобладали слитки серебра. Целый слиток назывался «гривной», это самая крупная денежная единица (одна гривна = 50 кунам = 150 веверицам), но тогда слиток резали на части и получались резаны. Особенно подробные сведения имеются о внешней торговле Киевской Руси. Существовало два больших торговых пути. Один из этих путей вел по Волге в Каспийское море и Среднюю Азию. Второй путь - знаменитый путь «из варяг в греки». Южный отрезок этого пути вел из Киева по Днепру и Черному морю в Византию, северный - через Новгород в Балтийское море («варяги», т.е. в Скандинавию). Внешняя торговля Киевской Руси имела особый характер - это была государственная торговля, и проходила она организованным порядком под руководством самого князя. Занимались этой торговлей представители ближайшего княжеского окружения, дружинники. Они обменивали получаемую в виде военной добычи дань, а потом (в виде феодальной ренты) мед, воск и меха на ремесленные изделия. В результате военных походов на Византию Киевские князья заключали с византийскими императорами не просто мирные договоры, а торговые, добивались привилегий для русской торговли. Согласно текстам этих соглашений русские купцы получили право беспошлинной торговли в Византии, обеспечивались там за счет византийского императора даровым кормом и баней. Это значило, что к ним там относились не как к частным лицам, купцам, а как к официальным представителям иностранной державы. С другой стороны, русских людей в город Константинополь пускали партиями не более 50 чел. (тоже согласно тексту договора), так как видели в них не только купцов, а воинов, которые могут захватить город, если их будет много. Византийский император Константин Багрянородный подробно описал торговое путешествие русских купцов-дружинников. Из этих описаний тоже видно, что это были не просто торговые, а военно-торговые походы: с наступлением весны в Киеве снаряжался целый флот, который затем двигался вниз по Днепру, отбивая оружием нападения кочевников - печенегов (низовья Днепра были их территорий). Таким же порядком этот торгово-военный флот к осени возвращался в Киев. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2028; Нарушение авторского права страницы