Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I.Формирование феодализма в Королевстве франков VI-IX вв.
Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй заново возникал из первобытно-общинного. Народы, которые завоевали Рим, находились на стадии первобытно-общинного строя и не переняли римских рабовладельческих порядков. Лишь через несколько веков у них появилось классовое общество, но уже в форме феодализма. Почему мы рассматриваем формирование феодализма именно в Королевстве франков? Потому что именно франки стали преемниками Рима в Западной Европе. Франки - одно из германских племен. Сначала они жили по Рейну, но в III в. начали свою экспансию и к VI в. завоевали центральную часть Западной Европы. Что собой представляло общество франков в период завоеваний? Племя франков делилось на общины - марки. Марка - это уже не родовая община, а сельская. Если родовая община - большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей собственности, но и она делилась для пользования между членами марки и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находилось уже в безусловной частной собственности. Государства пока еще не было. У франков в это время был строй военной демократии, стадию которого переживали все народы на пороге классового общества. Верховным органом власти в племени было собрание, которое для ведения военных действии выбирало военного вождя. Такой вождь у древних греков назывался басилевс, у римлян - рексом, у восточных славян - князем, а у франков - королем. Естественно, в ходе завоеваний власть короля усиливалась, а власть народного собрания сходила на нет. Да и трудно теперь было собрать франков на одно собрание с огромной территории. Король стал превращаться в независимого от народа монарха, а вместе с ним возвышалась военная верхушка - королевские дружинники. Они уже не состояли в марках и часто были даже не франками, а галлами, римлянами. Королю было выгодно привлекать на службу людей, не связанных с его народом. Иначе они могли бы от имени народа ограничивать его власть, а так они зависели от милостей короля. Вот эти военные - профессионалы и составили правящую верхушку общества, были поставлены над общинами - марками. Однако появление правящей верхушки - это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения. В ходе завоеваний у франков рядом с общинной собственностью на землю появляется частная - аллод. Для вознаграждения за службу король стал раздавать землю своим дружинникам. Но поскольку они не состояли в общинах, земля им, естественно, давалась не в общинную, а в частную собственность. Однако аллод оказался невыгодным для королевской власти: его владелец теперь должен был заниматься хозяйством вместо военной службы. Поэтому в VIII в. короли франков вводят новую форму земельного владения - бенефиций. Бенефиций давался уже не в собственность, а только во владение при условии несения военной службы. Кроме того, бенефиций - это земля вместе с сидящими на ней крестьянами, причем эти крестьяне обязаны нести феодальные повинности в пользу бенефициария. Но зачем королю нужно было раздавать землю своим дружинникам? Затем, что за военную службу надо платить. При неразвитых товарно-денежных отношениях платить деньгами было практически невозможно, поэтому военная служба оплачивалась феодальными владениями, и класс феодалов рождался как класс военных не только у франков, но и у других народов. Введение бенефиции было частью военной реформы, которая выдвигала на первый план новый род войск - тяжеловооруженную конницу с рыцарскими доспехами. Эта рыцарская конница стала ядром, основной силой франкского войска, усилила боевую мощь франков и позволила завершить завоевания. Для службы в такой коннице надо было иметь постоянный и достаточно большой доход, который освобождал бы рыцаря от хозяйственных забот. Такой доход он получал в виде феодальной ренты с живущих в бенефиции крестьян. Со временем бенефиции стали превращаться из условного и временного владения в полную феодальную наследственную собственность, в феод. Не довольствуясь землями, пожалованными королем, феодалы увеличивали свои владения, захватывая новые земли с крестьянами. Но чаще крестьяне сами, добровольно, отдавались под власть феодалов. Почему? Потому что феодальная рента и феодальная зависимость освобождали от военной повинности. Военные походы разоряли крестьянское хозяйство, и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. Сложилось разделение обязанностей: рыцари воюют, а крестьяне ведут хозяйство и содержат их. Кроме того, право тогда определялось преимущественно силой, и крестьянин был беззащитен перед сильными, хорошо вооруженными людьми в рыцарских доспехах. Защиту надо было искать у ближайшего сильного человека - феодала, а чтобы получить ее, надо было отдаться к нему в зависимость. К середине IX в. процесс закрепления крестьян за феодалами был почти закончен. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора. Поскольку военная служба строилась на земельной основе, крупный землевладелец должен был являться на военную службу не один, а с отрядом, соответствующим его земельным владениям. Этот отряд он формировал из военных-профессионалов, рыцарей, которым выделял часть земли и крестьян в своих владениях. Эти мелкие рыцари подчинялись уже не королю, а своему непосредственному сюзерену. Да и независимые мелкие феодалы предпочитали пристать к мощному покровителю. Чем больше было владение феодала, чем больше было у него вассалов, тем больше было его войско. Крупный феодал по силе не уступал королю. И короли были вынуждены подтверждать суверенитет таких феодалов, давая им имущество - документы, по которым феодал в своих владениях заменял власть короля. Итак, что собой представляло хозяйство франков, когда формирование феодализма заканчивалось, т.е. в VIII - IX вв.? Городов как центров ремесла и торговли пока еще не было. Ремесло еще не отделилось от земледелия. Торговля была в зародыше. Практически развитой была только одна отрасль хозяйства - сельское хозяйство. В основе феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. А феодальная собственность на землю - это право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на этой земле, причем ренты фиксированной, т.е. определенной законом или обычаем. Феодальная собственность на землю предполагала двух собственников: феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьянина, имеющего право распоряжаться этой землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю. И, наоборот, крестьянин мог землю не только передать по наследству, но и продать, только к покупателю переходила и обязанность платить ренту. Это, впрочем, не относилось к людям, которые находились в личной зависимости от феодала. Дело в том, что в феодальном обществе сохранялся рабовладельческий уклад. Этих зависимых людей так и называли расами - сервами. Хозяйство феода было натуральным: здесь не производилось продукции для продажи за пределы феода все, что потреблялось, производилось внутри феода. Феод экономически не нуждался в остальном мире. Поэтому внутри феода дополнительно к сельскому хозяйству работали и ремесленники: кузнецы, плотники, ткачи. Но ремесло не было отделено от земледелия: ремесленники из крестьян выполняли заказы как своих соседей, так и самого феодала, но не готовили изделия для продажи за пределы феода. Быт крестьян и феодалов отличался пока немногим: феодалы ели ту же пищу, что и крестьяне, носили такую же одежду домашнего изготовления. Торговля, как уже отмечалось, была в зачаточной форме. Первоначально наиболее безопасным местом для торговли была церковь. Дело в том, что в помещении церкви был " божий мир" - здесь нельзя было грабить и убивать, это считалось тягчайшим грехом. Чтобы понять это обстоятельство, надо представить условия того времени, когда человек, который оказывался сам по себе, ни под чьей-либо защитой, тем самым был вне закона. Его можно было безнаказанно ограбить и даже убить. Особенно беззащитной и соблазнительной добычей был купец, который приехал с товарами из далеких мест. Но в церкви он был под защитой " божьего мира". Затем торговля была перенесена на площадь перед церковью, потому что сфера " божьего мира" теперь охватила и эту площадь. Но торговали только в определенное время. На это время над площадью поднимался флаг и площадь становилась как бы частью церкви. Так рождались первые ярмарки. Спустя пять столетий после гибели Римской империи, стал заметен регресс в экономике и культуре: исчезли города, развитое ремесло, наука, искусство, товарное производство сменилось натуральным. Но новые феодальные отношения давали больше потенциальных возможностей для экономического развития. Зависимый от феодала крестьянин был значительно больше раба заинтересован в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство, и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него: ведь рента была фиксированной. Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войны и захвата пленных, то теперь его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не война, а мирное время создавало оптимальные условия для развития хозяйства. Раздавая земли и устанавливая иммунитеты, короли франков подготовили гибель своего королевства. Закономерность феодальной раздробленности определялась натуральным характером хозяйства, когда страна состояла из экономически изолированных небольших районов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1663; Нарушение авторского права страницы