Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Арктические охотники и рыболовы.
На обширных пространствах арктического побережья Северной Америки от Аляски и до побережья Гренландии жили и живут до сих пор группы эскимосов. Общая их численность около 60 тыс. человек. Территориально они делятся на эскимосов Аляски, Канады, Гренландии со своими диалектами. В постоянном общении находятся сравнительно небольшие группы эскимосов, причем живут они в условиях почти полной изоляции от остальных групп. Происхождение эскимосов и их жизнь изучены неплохо. Привлечение археологических данных позволило установить время формирования специфической арктической культуры в Берингоморье. Считают, что такая культура уже сформировалась за 4000 лет до н. э. Некоторые исследователи склонны возводить ее к более ранней эпохе. Несомненно, что многие основы этой культуры могли сложиться только в более южных широтах (мореплавание и приемы морской охоты), а затем уже были приспособлены к специфическим условиям Арктики. Следовательно, в формировании предков эскимосов и алеутов принимала участие какая-то группа переселенцев с юга. Но конкретные этапы этого раннего этногенеза пока не выяснены. Эскимосы создали специализированный и хорошо приспособленный к местным условиям тип хозяйства. В основе его лежат охота и рыболовство. Весьма важную роль, хотя и ограниченную по возможностям, играло собирательство. Хозяйственные занятия определяли весь образ жизни эскимосов, и отдельные виды охоты строго чередовались в зависимости от экологических условий. Больше всего добывали морских животных (тюленей, моржей), причем эта охота велась круглый год— летом с лодок, зимой по льду, у лунок. Добыча утилизировалась почти полностью: мясо и жир шли в пищу, шкуры — на обувь, изготовление лодок, полостей в жилищах, из и костей выделывали орудия охоты. Охотились на сухопутных животных — оленей, медведей, мускусных быков, на пушных зверей. Немало добывалось и водоплавающей птицы. Но эта охота была продуктивной только в летний сезон. Летом же заготовляли рыбу самыми различными способами. Стремились собрать побольше ягод, так как нехватка растительной пищи ощущалась очень остро. Орудия лова и охоты выделывались из подручных материалов. Основным снаряжением охотника в море был гарпун — копье с отделяющимся наконечником. К гарпуну на длинном ремне привязывали пузырь, чтобы добытое животное не утонуло в море, а конец ремня был прикреплен к лодке. Эскимосские лодки делились на два типа: мужская одиночная байдарка (каяк), с которой и охотились, и женская большая лодка, в которой помещалось несколько гребцов, использовавшаяся для переездов и транспортировки добычи (обычно этим занимались женщины). Обшивку лодок шили из шкур морских животных сухожильными нитками и натягивали на каркас, изготовленный из дерева. Дерево очень ценилось. Эскимосы не умели плавать (да это и невозможно в ледяной воде), поэтому, усаживаясь в каяк, вокруг пояса стягивали наглухо специальный кожух, так, что ни капли воды не могло проникнуть внутрь каяка. Если лодка переворачивалась набок, то ударом руки о воду эскимос мог вернуться в нормальное положение. В сухопутной охоте использовали обычное копье, лук и стрелы, различного рода силки, ловушки, сети. На рыбу тоже чаще охотились, т. е. лучили ее острогами, били из луков, применяя сложные системы запруд, загоро-дей. В значительной степени от охоты зависели характер поселений и жилища эскимосов. В летний период, когда более целесообразно было добывать пищу мелкими группами, расселялись широко, подальше друг от друга. Некоторые группы эскимосов уходили далеко в глубь материка. В это время сооружали жилища типа чума — на конический остов из жердей натягивали шкуры. Зимой, когда многое зависело от количества охотников в стойбище, селились на побережье в землянках, где помещалось сразу несколько семей. Такие землянки служили подолгу и строились основательно, с длинным низким входом, внутри сооружались нары, подвешивались пологи, пол устилался шкурами. Отапливалось помещение светильниками, изготовленными из камня. В них наливали нерпичий жир, вставляли фитиль из мха. Несмотря на весь примитивизм такой системы, в помещении было очень тепло. Более экзотичны знаменитые снеговые дома эскимосов «иглу», когда остов дома складывали из кусков плотного снега в форме полусферы. Внутри такой сферы подвешивался полог из оленьих шкур, отделявший собственно жилую часть от снеговых «стен и потолка». Когда возник такой тип жилища и насколько он был характерен в прошлом для всех групп эскимосов, точно неизвестно. Одежда была хорошо приспособлена к образу жизни. Шилась она в основном из меха оленя. Основу одежды составляла меховая рубаха с капюшоном и меховые штаны. На ногах — меховые мокасины, подвязывавшиеся к поясу. Обязательны были и меховые рукавицы, тоже привязывавшиеся к рукавам (потерять зимой рукавицу — отморозить руку). Зимой одежда была двухслойной: нижний комплект одевался мехом внутрь, верхний — мехом наружу. Женская одежда отличалась тем, что рубаха и штаны сшивались вместе, а на груди был разрез. Одежда украшалась кусочками меха разного цвета, позже стали применять и бисер. Пища эскимосов — мясо и жир животных, рыба. Ели, если была возможность, помногу. К столь концентрированной мясной пище примешивали сушеные и сырые ягоды, коренья, растения. Там, где современные эскимосы вынуждены переходить на мучную и Другие виды европейской пищи, появились болезни, неизвестные у них раньше, —рахит, авитаминозы. Общественная организация эскимосов вызывает постоянные дискуссии среди исследователей. Обычно эскимосы живут сравнительно небольшими группами, по нескольку родственных семей. Принцип объединения не всегда последователен, чаще это родственники по мужской линии, но могут быть и по женской. Один такой коллектив или община живет порой на очень значительном расстоянии от соседнего. Какие-либо формы племенной организации в крупные и постоянные по контактам общности у эскимосов не прослеживаются, что и не удивительно в столь специфических условиях. Но нельзя и отрицать наличие более широких, чем община, групп, осознающих свое единство, хотя и не подкрепляемое регулярным общением, — ведь единственным способом передвижения было хождение на лыжах-ракетках или небольшая собачья упряжка. По-видимому, большое влияние на изменение социальных отношений оказала и роль европейцев — развитие специализированного пушного промысла, торговля. Все это не объединяло, а разобщало эскимосов, индивидуализировало их быт. Если мясом, добытым на охоте, нужно поделиться с другими семьями, то пушнина была полной собственностью добытчика. Эскимосы до тонкостей знали окружающую их природу, повадки и образ жизни зверей и птиц, пользу и вред от растений. Они безошибочно ориентировались в однообразных просторах тундры и в море, выработали свою систему лечения многих болезней. Знания эти были эмпирические, накоплены тяжелым опытом многих поколений и передавались в форме преданий, навыков, сказок, обрастая причудливой образностью, фантастикой. Окружающий мир населялся духами, добрыми и злыми, которых нужно было ублажать жертвами. Особенно популярна была «хозяйка моря». У эскимосов была и своя система космогонических представлений о возникновении и устройстве мира, также выраженная в мифологических образах. Среди них были и «специалисты» по общению с духами, шаманы, которых приглашали в серьезных случаях жизни (болезнь, например) выступить в защиту перед духами, изгнать из тела дух болезни. Но общаться с духами мог и каждый. Современное положение эскимосов вызывает постоянную тревогу у прогрессивной общественности Канады, США, Дании. Эскимосы, жители малопродуктивной тундры, не вытеснились и не истреблялись европейцами, более того, в них были заинтересованы как в охотниках, поставщиках пушнины. Однако «блага цивилизации» — моторные лодки, огнестрельное оружие, транзисторы, консервиро-санная пища, нейлон и т. п. — вовлекают жителей тундры в товарное обращение, бездумно и бездушно разрушают их специализированный жизненный уклад, основы коллективизма и взаимопомощи. Добыча шкурок отнимает все время, и мясо заменяется консервами. Попытки ввести оленеводство быстро привели к появлению кучки богатеев и массы бедняков. Современная культура возможна для них только в узких рамках миссионерских школ. Не имея профессий, они пополняют население поселков, живущее случайными заработками. Болезни, тяжелые условия жизни остановили демографический прирост эскимосского населения. Только в Гренландии прогрессивным кругам Дании удалось добиться для эскимосов определенных прав и улучшения условий жизни. Племена лесных охотников. Во внутренних областях Аляски, в лесных районах современных Канады и США жили многочисленные племена охотников, рыболовов и собирателей. В литературе США их обычно называют охотниками на оленя карибу. По языку это представители двух семей — алгоникинов, расселявшихся на северо-востоке (оджибве, наска-пи и др.) и атапасков (чайпеваи и др.), занимавшие центральную и северо-западную часть Северной Америки. Несмотря на различия в языке и происхождении, в образе жизни этих племен было много общих черт. Действительно, охота на оленей во многом определяла их образ жизни. В зависимости от перекочевок оленьих стад строились и сезонные передвижения охотничьих групп. Во время самых крупных весенних и осенних передвижений оленьих стад на переправах их поджидали охотники. Здесь же нередко сосредоточивалось и все племя. Массовый забой оленей позволял заготавливать значительные запасы мяса, жира, шкур (особенно осенью). Все это различными способами (копчение, сушение) стремились заготовить впрок, на долгую зиму. Орудия охоты изготовлялись из дерева, кости, камня Индейцам была известна и медь. Ее добывали, но для изготовления орудий не употребляли. Медь шла на изготовление украшений или для обмена с соседними племенами. Охота на оленей существенно дополнялась другими видами охоты — на лосей, боровую дичь, перелетных птиц. Большое место занимало рыболовство. Добывали и пушных зверей, используя самую разнообразную снасть и орудия: лук и стрелы, капканы различных видов, силки, ловушки, копья. Собирательство корней растений, плодов, ягод уравновешивало мясной рацион индейцев необходимой растительной пищей. Собирательством занимались дети и женщины. Эмпирически у населения этих областей выработалась своеобразная и хорошо скоррелированная система хозяйства, сочетавшая различные виды охоты, собирательства и рыболовства. Небольшие охотничьи группы, состоявшие из двух или нескольких семей, перекочевывали с места на место по охотничьим и рыболовным угодьям. Летом эти группы были меньшими по составу, зимой — большими. В случаях массовой охоты индейцы объединялись в очень крупные коллективы, до племени включительно, но лишь на короткий период. К такой жизни было приспособлено и их жилище. У западных, атапасских, племен это типи — остроконечный чум, крытый корой, берестой (летом), шкурами оленя (зимой). Обогревался такой чум костром, на котором готовили и пищу. Все имущество во время перекочевок переносили на себе. Только часть поклажи грузили на небольшие волокуши, которые тащили собаки. Одежда этих групп индейцев стала своеобразным символом индейской одежды вообще. Шили ее из кожи и шкур животных. Особенно знаменита индейская замша — оленья кожа, выделанная вручную. И мужчины, и женщины носили рубахи с длинными рукавами. Мужские рубахи до колен, женские-— длиннее. Летом эта одежда была преимущественно из замши, зимой — меховая. На ногах — мокасины и ноговицы, защищавшие ноги. Были известны и кожаные штаны. Голову чаще всего оставляли непокрытой, только в холода к одежде прибавлялся меховой капюшон. Но почти обязательным было головное украшение из перьев. У простых охотников — из одного-двух орлиных или ястребиных перьев, у вождей племен и старейшин для торжественных случаев были сложные перьевые уборы. Вся одежда украшалась орнаментом из разного цвета кусочков меха, узорами из окрашенных игл дикобраза. Орнамент, характер украшений говорили о месте человека в социальной структуре племени, были его своеобразным паспортом. Разнообразная утварь изготовлялась из бересты, коры, дерева, часть ее после использования выбрасывали. Из бересты дела-пи и легкие челноки, быстроходные и вместительные, которые на перекатах легко переносились и по суше. Общественные отношения лесных индейцев ко времени их изучения этнографами претерпели сильное изменение. Благодаря развитию меновой торговли пушниной и вовлечению в нее всех племен таежной зоны традиционная система хозяйства и образ жизни индейцев стали все больше зависеть от этой торговли. Как и у эскимосов, пушнина быстро превратилась в главный продукт хозяйства, обеспечивающий благосостояние семьи, родовой группы, всего племени. В традиционной системе распределения добычи пушнина была личной собственностью того, кто ее добыл, теперь же она превратилась в инструмент частнособственнических отношений среди индейцев, быстро разъедавших их первобытно-общинную организацию. И хотя прежние обычаи уравнительного распределения пищи продолжали бытовать очень долго, социальная система сильно изменилась. Возросла роль мужчин, главных охотников и главных добытчиков пушнины, а вместе с нею и всех тех благ, которые на эту пушнину можно было выменять. Резче обозначилось имущественное неравенство внутри родовых групп, между родовыми группами в одном племени, между отдельными племенами. Группы индейцев, располагавшие богатыми пушными угодьями или жившие поблизости от торговых факторий, получили возможность наживаться на обменных операциях. Распространение железных орудий — ножей, топоров, капканов, огнестрельного оружия — не только намного увеличило продуктивность охоты, но вместе с ростом, накоплением богатств стало причиной грабежей, военных столкновений. Возросла роль и отдельной семьи. Прежняя зависимость ее от остальных ячеек племени в случае неудачной охоты благодаря торговле уменьшилась. Процессу индивидуализации позднее способствовали и политика администрации, наделявшей охотничьими участками посемейно, а не на основе традиционного общеплеменного владения угодьями. Реконструкция традиционных общественных отношений индейцев до появления в Америке европейцев сильно затруднена. По-видимому, основной производственной ячейкой была небольшая родовая община, состоявшая из нескольких семейных пар. Счет родства и принцип объединения в большинстве случаев были по женской линии, но с отмеченным уже ростом влияния мужчин наметился переход к отцовской филиации. Состав охотничьих групп не был устойчивым, как и их размеры. Все это менялось в зависимости от сезона, количества дичи в районе промысла, но при этом соблюдался и известный порядок, регулируемый во время общеплеменных собраний один или несколько раз в году. Во время таких массовых встреч решались и другие общеплеменные дела — обмен товарами, заключение браков, исполнение религиозных ритуалов и т. п. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1836; Нарушение авторского права страницы