Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
Новая Гвинея — второй по величине остров мира—в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Восточная ее часть образует основной массив государства Папуа Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), западная (Ириан-Джая) — входит в состав Индонезии. Подавляющее большинство населения острова (свыше 90%) составляют папуасские народы (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, которая говорит на различных языках, не входящих в австронезийскую семью). Общее число папуасов превышает 3 млн. В этническом отношении папуасское население делится почти на 700 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются между несколькими не родственными между собой филами, или надсемьями. Самой крупной из них является трансновогвинейская н ад-семья, на языках которой говорит 85% всех папуасов и которая распространена в пределах большей части Новой Гвинеи, кроме некоторых ее периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа Новой Гвинеи) являются родными для 8% всех папуасов. Остальные 7% папуасского населения говорят на языках надсемей торричелли (также северо-запад Папуа Новой Гвинеи), западнопапуасской (крайний запад Ириан-Джая) и ряда других, а также на нескольких совершенно изолированных языках. Большая часть папуасских народов очень невелика и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (почти 200 тыс.), чимбу (около 180 тыс.), хаген, или медлпа (более 130 тыс.), и камано (свыше 110 тыс. человек). Все эти народы относятся к трансновогвинейской языковой надсемье и живут на Центральном нагорье. Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (около 200 тыс.) меланезийцы сильно уступают папуасам. В антропологическом отношении среди коренного австралоидного населения Новой Гвинеи различают два основных типа, идентичных по названию с этно-языковыми группами острова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов характерны темная кожа, курчавые волосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносе-митический нос). Хотя говорящие на папуасских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских — к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается. По своим занятиям подавляющее большинство папуасов — мотыжные земледельцы. Основные возделываемые культуры — таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальма, хлебное дерево. Сейчас у папуасов можно встретить и заимствованные от европейцев культуры (бобы, картофель, выращиваемое как товарная культура кофейное дерево и т. д.). Традиционные орудия — каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются мотыги. Каменный топор и тесло постепенно вытесняются железными топорами и ножами, традиционные орудия огородничества держатся более стойко. Выдающийся русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, проведший более двух лет среди папуасов, так описывал их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, «выбрав участок земли для плантации, срубают подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев... Срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами». На расчищенном участке мужчины вскапывают землю, глубоко втыкая сажальные колы в землю. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. После следует посадка, уход за участком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в настоящее время. Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак. Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся папуасы с помощью копья, лука и стрел. Объектом охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, кускусы, ящерицы, змеи. Рыболовство, если не считать нескольких прибрежных поселений, развито слабо. Ремесло пока не отделилось от земледелия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое (здесь помимо одинакового с охотой оружия применялись также деревянные палицы и щиты, костяные кинжалы, тростниковые панцири). Как уже отмечалось, сейчас все шире распространяются более совершенные, покупные орудия, но многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т. д. Из выше сказанного следует, что для папуасов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев. Однако к этому типу принадлежит не все папуасское население. В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму), сохранился и другой, более примитивный хозяйственно-культурный тип, где основным занятием населения является сбор плодов дикорастущей саговой пальмы. Папуасы селятся обычно небольшими деревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100—150 человек. Сельские поселения, в которых проживает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко. Как и в некоторых других районах Океании, в деревнях Новой Гвинеи взрослые мужчины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме, что отражает имевшее здесь место поло-возрастное разделение труда. Хижины — свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках — из бамбуковых стволов, в наземных — земляной. Стены сооружаются из бамбука и древесной коры, иногда — из грубо обработанных досок. Хижины кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже — круглая. Традиционное жилище сохраняется довольно стойко. Домов современного типа в деревнях довольно мало. Одежда мужчин-папуасов состоит из пояса, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы. Украшения носят преимущественно мужчины. Это браслеты, ожерелья, своеобразные серьги, носовые вставки и т. д. Украшением служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже. Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в городские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из покупного современного материала. Пища в основном растительного происхождения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приготовляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменянные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты. Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организации кажутся на первый взгляд запутанными, что в значительной мере связано с недостаточной еще изученностью общественных отношений у папуасских народов. Папуасы делятся на племена, но они, как и у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общности. Это довольно аморфные объединения, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной организации, племенных вождей и т. п. Род у папуасов отцовский, точнее ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Несколько родов как правило объединены в союзы, но это не племена, а либо группа родов, связанная общностью происхождения (т. е. фактически фратрия), либо группа соседних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов — самая крупная социальная организация, какая имелась у папуасов к моменту контактов с европейцами. Основными хозяйственными ячейками на Новой Гвинее являются общины. Среди них выделяются три основные группы, различающиеся в зависимости от соотношения общинного и семейного начал. Наиболее распространена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты совместной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственности имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют наследственные вожди, а авторитета и руководящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным признаком родовой общины является то, что большая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежат к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.
Гораздо реже встречается у папуасов другая форма—- гетерогенная община, гДе хозяиство ведется преимущественно отдельными частями общины (большими семьями). В собственности общины остаются лишь леса, болота, пустоши и некоторые другие угодья; собственность же на огороды, большие лодки и т. д. принадлежит большим семьям. Гетерогенная община в отличие от родовой в качестве своего основного ядра включает уже не лиц одного рода, а нескольких, правда связанных между собой родственными узами. ТреТЬЯ форма общины —соседская - возникла у папуасов под влиянием внешних контактов с европейцами и индонезийцами и обычно распространена в сельских поселениях, расположенных поблизости от городов. У папуасов встречаются как парные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных парных семей. Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная форма религии, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила также вера в магию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной форме культа черепов. Деятельность миссионеров на Новой Гвинее, особенно активизировавшаяся за последние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство (в форме протестантизма и католицизма). Однако очень часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских организаций. С традиционными верованиями тесно связан папуасский фольклор. Так, у маринд-аним широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы, так называемых демов. Распространены у папуасских племен и различные сказки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер. Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художественная резьба по дереву. Вековая отсталость папуасских народов после освобождения от колониальной зависимости начинает постепенно преодолеваться. Правительство независимой Папуа Новой Гвинеи проводит различные мероприятия с целью подъема экономического и культурного уровня населения, однако на пути ликвидации тяжкого колониального наследия пока еще стоит немало препятствий.
Народы Меланезии Меланезия (здесь этот регион рассматривается в узком его понимании, о котором говорилось выше) имеет весьма сложный этнический состав населения, хотя все же уступает в этом отношении Папуасии. В Меланезии проживает более 200 этносов. Так же как в Папуасии, они подразделяются по языку на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. Однако соотношение этих групп в Меланезии иное, чем на Новой Гвинее: здесь резко преобладают австронезийскоязычные группы (свыше 0, 6 млн. человек), папуасов же сравнительно немного (несколько больше 70 тыс.). Все распространенные в Меланезии австронезийские языки относятся к восточноавстронезийской, или океанийской, ветви. Океанийская ветвь распадается на ряд групп, крупнейшей из которых является восточноокеанийская. Народы, говорящие на языках восточноокеанийской группы, живут на северных и центральных островах из архипелага Новых Гебрид, островах Банкс и юго-восточных островах из группы Соломоновых. К восточноокеанийской группе относятся по языку и так называемые «внешние полинезийцы» — население небольших полинезийских колоний на некоторых периферийных островах Меланезии (Тикопиа, Реннелл и др.). Народы, относящиеся по языку к другим группам океанийской ветви, расселены в некоторых районах Новой Гвинеи, на архипелаге Бисмарка, островах Д'Антркосто и Тробриан, архипелаге Луизиада, в северо-западной части Соломоновых островов, в южной, а отчасти и в северной части архипелага Новых Гебрид. Этносы, говорящие на папуасских языках (в Меланезии представлена восточнопапуасская надсемья), обитают на архипелаге Бисмарка (главным образом на северо-востоке Новой Британии), некоторых из Соломоновых островов (Велья-Лавелья и др.). Народы Меланезии невелики. Самый крупный из них — толаи на Новой Британии насчитывает около 90 тыс. человек, численность же большинства других этносов составляет лишь несколько сот или несколько тысяч человек. Среди коренного населения Меланезии преобладает меланезийский антропологический тип, для которого характерны темная кожа, толстые губы, широкий нос, умеренно курчавые волосы, среднеширокое лицо. Большую часть коренного населения Меланезии (кроме папуасов и полинезийцев) принято называть меланезийцами, хотя, как уже отмечалось, эта группа не имеет генетического характера. Основное занятие меланезийцев — ручное земледелие. Важнейшие из возделываемых культур — ямс, таро, кокосовая пальма, хлебное дерево, банан, пизанг, саговая пальма. Кокосовая пальма является сейчас главной товарной культурой. В последние десятилетия добавился ряд новых культур: какао-бобы, маниока и др. В Меланезии распространена подсечно-огневая система земледелия: подготовка нового участка к посеву напоминает аналогичную процедуру в Папуасии. Вторая по значению отрасль экономики — рыболовство (почти исключительно морское), причем на небольших островах эта отрасль иногда служит единственным средством существования. Рыболовные снасти весьма разнообразны: различные сети, верши, корзины, заколы, крючки. Рыбу бьют также острогой, стреляют в нее из лука, травят ядом. Рыболовство в Меланезии считается исключительно мужским занятием. Охота в связи с бедностью животного мира никогда не имела существенного значения. Главный объект охоты — птицы, охотничьим оружием служат копье и пук со стрелами. В Меланезии до контактов с европейцами были известны три вида домашних животных: свинья, собака и курица. Сейчас на острова завезены также крупный рогатый скот, овцы, козы. Из отраслей ремесла, которое к моменту европейской колонизации лишь начинало обособляться в самостоятельное занятие, весьма развито плетение из растительных волокон циновок, корзин, сумок и т. п. Ткачество подавляющему большинству меланезийцев (кроме жителей архипелага Санта-Крус и некоторых других мелких островов) было неизвестно и вместо тканей часть меланезийцев изготовляла из отбитой колотушками древесной коры особую материю — тапу. Слабое развитие получило и гончарство, на многих островах оно совсем отсутствовало. Интересно отметить, что гончарством занимаются только женщины. В предколонизационный период меланезийцы, так же как и другие народы Океании, не знали металла. Производимые ими орудия и оружие изготовлялись из камня, раковин, черепаховых панцирей, костей, зубов животных и, конечно, из дерева и бамбука. Главным каменным орудием был искусно отполированный и вправленный в деревянную рукоять топор. Из боевого оружия больше всего была распространена палица. Применялись также копье, лук и стрелы, праща, боевой топор, кинжал. В настоящее время традиционные орудия довольно быстро уступают место покупным изделиям, изготовленным из железа и других современных материалов. Меланезийцы до сих пор остаются в основном сельскими жителями. Они живут либо в многодворных деревнях, либо в поселках-однодворках. В большинстве случаев меланезийские традиционные дома прямоугольные в плане. Как правило, крыша у них массивна и нависает над стенами. По форме она двускатная, слегка выпуклая. В качестве кровельного материала используются листья пальмы, банана или пандануса. Стены делаются из плетня, циновок, травы, досок, бамбука, тростника. Иногда стен нет совсем и жилище состоит из крыши на столбах. Встречаются дома на каменных фундаментах. Гораздо реже, чем прямоугольные, строят овальные и круглые в плане хижины (Новая Британия, Новая Ирландия). Кроме жилищ для отдельных семей в Меланезии прежде были широко распространены весьма вместительные мужские дома. Сейчас наряду с традиционными жилищами, которые пока преобладают, в меланезийских деревнях и особенно в городах можно встретить также дома, построенные по европейскому плану или с применением современных строительных материалов. В них живут иностранцы и обеспеченные аборигены. Из средств передвижения важнейшее значение по-прежнему сохраняют лодки. На Новых Гебридах до сих пор используются однодеревки, выдолбленные из ствола хлебного дерева. Имеются также крупные, сшитые из досок лодки. Весьма характерен для Меланезии балансир — прикрепленное поперечными жердями бревно, придающее судну устойчивость. Лодки снабжены веслами, однако иногда имеется и парус. Одежда меланезийцев в доколониальные времена была минимальной. Кое-где сна отсутствовала совсем. В большинстве же случаев одеждой служили набедренные повязки, передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди. Они изготовлялись из тапы, травы, листьев, циновок и другого материала. В одежде элементы нового потеснили традицию гораздо существеннее, чем в жилище. В меланезийских поселениях можно встретить немало людей, одетых в современный европейский костюм. Вместе с тем а деревнях, особенно во внутренних районах островов, по-прежнему широко бытует традиционная одежда. Сохраняются кое-где в Меланезии и традиционные украшения (гребни, серьги, ожерелья, браслеты и т. д.), причем их носят преимущественно мужчины. Пищу меланезийцу приносит прежде всего его хозяйство. Свиное мясо, как, впрочем, и мясные продукты других видов, употребляются редко. Зато довольно часто аборигены едят рыбу. Мясо и рыба приготовляются обычно в земляной печи. Огонь прежде добывался почти повсюду «выпахиванием» (трением острым концом палочки вдоль дощечки). Сейчас используют покупные спички. Что же касается состава пищи и способов ее приготовления, то здесь традиция держится очень прочно. По уровню общественного развития меланезийцы превосходили папуасов, но заметно уступали своим восточным соседям — полинезийцам. В целом можно сказать, что основная часть меланезийцев (не считая фиджийцев и новокаледонцев) находилась на ранней стадии разложения первобытнообщинного строя. Большие споры вызывает среди ученых вопрос о наличии в Меланезии племен. Если не считать Новой Каледонии и Фиджи, то племенная организация существовала только на южных островах архипелага Новых Гебрид, выделявшихся вообще более высоким уровнем социального развития. В других местах племена существуют лишь в качестве этнических общностей; известны и острова, главным образом небольшие, где племен совсем нет, а бытуют рано сложившиеся экстерриториальные общности. Наиболее характерной общественной организацией является сельская община. Внутри общины выделяется несколько больших семей, которые могут принадлежать к разным родам. Собственность на все земельные угодья обычно общедеревенская, однако каждая семья или отдельное лицо, обработавшие конкретный участок, сохраняют право на эту землю в течение всего времени, пока ее возделывают. Род на большинстве островов Меланезии (кроме ее южной части) — материнский. Повсюду строго соблюдается обычай экзогамии. Жена обычно поселяется в общине мужа. Разложение первобытнообщинных отношений в доколониальной Меланезии проявилось, в частности, в заметном имущественном и социальном неравенстве. Выделились богатые «большие люди» (часто вожди), скопившие Немалые материальные ценности. Накоплению богатств спосо6ствовал широко развитый обмен (в этом отношении Меланезия превосходила все другие районы Океании). Роль всеобщего эквивалента при обмене на некоторых островах играли связки отшлифованных раковин, циновки и ряд других изделий. Особая форма ритуального обмена — кула — сложилась на островах Тробриан: сделанные из раковин браслеты и ожерелья все время обменивали друг на друга, в результате чего они постоянно циркулировали по всему архипелагу. В ряде районов Меланезии материнский род распался, сменившись отцовским родом. Средством борьбы с материнско-родовыми устоями, а также органом общественной власти выделившейся богатой верхушки стали «мужские союзы» — своеобразные внеродовые объединения мужчин. Терроризируя население, члены мужских союзов держали в повиновении не вступивших в союз общинников и использовали это для дальнейшего своего обогащения. Установление колониального господства ускорило шедший в Меланезии процесс разложения первобытного общества. Колониальная администрация делала все от нее зависящее, чтобы утвердить взамен отмирающих традиционных устоев нормы буржуазного общественно-семейного быта. Подобные же мероприятия проводились и в области духовной культуры, в частности в религии. Сейчас подавляющее большинство населения Меланезии христианизировано. На Новых Гебридах христиане (пресвитериане и др.) образуют 84% населения, а на Соломоновых Островах (англикане и др.) — даже 95%. Однако христианизация в ряде случаев имеет здесь, как и на Новой Гвинее, поверхностный, формальный характер. Наиболее типичным традиционным верованием Меланезии является вера в некую безличную силу «мана». Мана, по представлениям меланезийцев, присуща разным предметам и явлениям природы, отдельным могущественным людям, их душам после смерти, а также всевозможным духам. Распространение получили также анимистические верования, культ предков, разные формы магии. Меланезийцам не были известны великие боги, возвышавшиеся над общим сонмом духов. Культ отправляли колдуны, гадатели, шаманы и т. д. В отличие от фольклора папуасов меланезийский фольклор не столь тесно связан с религиозными верованиями. Он представлен мифологическим эпосом, где повествуется о культурных героях (часто в этой роли выступают братья — «умный» и «глупый»); рассказами типа быличек о встречах людей с духами; сказками, анекдотами, историческими преданиями. Традиционное изобразительное искусство Меланезии хорошо сохранилось вплоть до нашего времени. Искусство это носит в значительной мере прикладной характер. Так, тщательно орнаментируются разные предметы утвари, лодки, оружие. Орнамент сильно стилизован, он может наноситься красками или резьбой. Из дерева вырезают статуи, головы, а также маски и наголовники. Прежде художественная пластика была тесно связана с культом. Самобытно и меланезийское музыкальное искусство. Мелодический строй обычно основан на пятиступенной гамме. Из музыкальных инструментов представлены ударные — барабаны или чаще гонги, и духовые — рог из раковины, разного рода флейты. Музыка всегда сопровождает пляски, в которых обычно присутствует изобразительный элемент (имитируются трудовые операции, военные действия и т. д.).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы