Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимодействие печали и стыда



Эмоция печали может вступать во взаимодействие с эмоцией стыда. Если ро­дители постоянно выказывают плачущему ребенку презрение или безразличие, он может начать испытывать стыд всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом, печаль становится активатором стыда, и этот эмоциональный паттерн может привести к развитию такой черты, как болезненная стеснительность.

Если отец стыдит плачущего ребенка, говорит ему, что «нужно не плакать, а что-то делать», то любая трудная ситуация начинает вызывать у ребенка стыд. Ребе­нок стыдится не только того, что ему хочется плакать, но еще и своей пассивности, неспособности изменить ситуацию. По мнению Томкинса (Tomkins, 1963), такая связь между печалью и стыдом в конечном итоге может привести к экстернализации печали. Это означает, что главной заботой человека становятся несчастья и беды, но он концентрирует внимание не на переживании печали как таковом, а на внешних объектах и ситуациях. Не умея прочувствовать собственную печаль, он не способен понять печаль другого человека, и потому не способен к сопереживанию и состраданию.

Кроме того, вышеописанная интеракция может налагать запрет на пережива­ние печали и на ее проявления. Если ребенок усваивает, что плакать «нехорошо», то любое переживание печали может вызывать у него чувство вины.

Взаимодействие печали с когнитивными процессами и с поведенческими актами

Несомненно, эмоция печали влияет на перцептивно-когнитивные процессы. В печали человек воспринимает мир как угрюмый и хмурый. Печаль приводит к от­чуждению и изоляции. Однако нельзя рассматривать эмоцию печали только в негативном ключе. В определенных случаях, например в случае утраты или разлуки, пе­чаль является уместной, единственно возможной эмоцией и требует адекватного выражения. Она объединяет людей, приводит к восстановлению и укреплению се­мейных и дружеских связей.

Печаль извещает человека о том, что нечто неладно в нем самом и в мире, его окружающем. По сравнению с эмоцией страха печаль не оказывает столь тормозя­щего воздействия на когнитивные процессы. Обычно, переживая печаль, человек в состоянии осознать случившееся несчастье или проблему. Печаль побуждает чело­века к действию, направленному на устранение вызвавших ее причин.

Адекватно выражая свою печаль, мы получаем поддержку и помощь окружаю­щих. Вы знаете по собственному опыту, что печальное выражение лица, особенно если это лицо друга или любимого, побуждает окружающих оказать человеку под­держку. Мимическое выражение печали автоматически пробуждает в нас эмпатию и сострадание.

Частота и интенсивность переживания человеком печали влияют на его образ «Я», или Я-концепцию. Если вы часто хандрите, испытываете уныние, то вы, есте­ственно, воспринимаете себя как печального, грустного человека. Мы уже говори­ли о том, что эмоции могут быть вызваны фантазиями, воспоминаниями и представ­лениями. Переплетение представлений о самом себе с воспоминаниями и с чувства­ми, которые вы испытываете к себе, в значительной мере определяет ваше восприятие мира и ваши поступки. Если вы воспринимаете себя как грустного чело­века, то таким же грустным будет казаться вам мир. Подобная Я-концепция сопря­жена с хроническим, чувством уныния, с низкой самооценкой, с чувством собствен­ной неэффективности, с переживанием неспособности разрешить повседневные проблемы.

Печаль замедляет не только физическую, но и умственную активность че­ловека.

Регуляция печали

Как и в случае любой другой эмоции, существуют три способа (не считая лекар­ственных и наркотических) регуляции печали: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция.

q Первый тип регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую вы переживаете в дан­ный момент, с тем, чтобы подавить последнюю или снизить ее интенсивность.

q Когни­тивная регуляция предполагает использование процессов внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею.

q Моторная регуляция предполагает вовлечение произвольно управляемых мышц в физическую активность, снижающую интенсивность эмоционального переживания.

Эффективная эмоциональная регуляция, как правило, является результатом совместной ра­боты чувства, мысли и действия. Так, например, в печали нам бывает трудно вы­звать у себя приятные переживания. Однако если вам удастся переключить свое внимание на события или деятельность, которые обычно вызывают у вас интерес или радость, то вероятность того, что вы преодолеете печаль, резко возрастет. Если при этом вы еще и активно займетесь деятельностью, которая вам интересна, кото­рая требует от вас физической и умственной самоотдачи, то вы наверняка испытае­те радость и победите печаль.

Резюме

Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситу­ации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные пер­вичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспомина­ния. Прототипической ситуацией печали является акт рождения, физическое отде­ление ребенка от матери. Врожденное мимическое выражение печали характеризу­ется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универ­сальной причиной печали является чувство утраты, возникающее в результате смер­ти любимого человека или разлуки с ним.

Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиноче­ства и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие нега­тивные эмоции. Экспериментальные исследования обнаружили, что в ситуации пе­чали у здоровых людей второй по значимости является эмоция страха, что согласу­ется с теми положениями теории дифференциальных эмоций, которые рассматри­вают динамику печали при депрессии и горе.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит ум­ственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и, наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреп­лению связей с людьми.

Социализация печали через наказание может стать источником компульсивного поведения, низкой толерантности к фрустрации, слабо выраженной индивиду­альности, неспособности переносить боль. Социализация печали через частичное поощрение и смешанные формы социализации могут привести к нарушениям про­цесса формирования личности.

В повседневной жизни человека эмоция печали взаимодействует с другими эмо­циями. Интеракция «печаль-гнев» может стать причиной гневной реакции отца на плач ребенка. Взаимодействие печали и страха может затруднять процесс индиви­дуализации, создавать предпосылки для формирования невротической тревоги. Если родители ругают и стыдят ребенка за то, что он плачет, то велика вероятность формирования интеракции «печаль-стыд», которая может стать основой болезненной застенчивости.

ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, ДЕПРЕССИЯ

Преобладающей эмоцией в горе является печаль. Главной причиной горя служит утрата. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической.

Биологические факторы. «Горе является биологической реакцией, эволюционное значение которой заключается в обеспечении групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы становится событием крайне напряженным как в психологическом, так и в физиологическом смысле» (Averill, 1968, p. 729).

Культурные факторы. Возможно, самой важной культурной детерминантой горя является утрата роли. Использовать как диагноз социального уровня наряду с одиночеством. Роль отца, матери, ребенка, мужа и т. д. предписана культурой, и потеря любимого человека часто означает утрату соответствующей роли (например, мужчина, теряя жену, теряет роль мужа). Как указывают Эйврил и другие авторы, утрата роли означает, в сущности, разрушение функциональных связей в результате потери значимого чело­века. Использовать как диагноз социального уровня наряду с одиночеством. Утрата или изменение роли становятся важным фактором горя в том случае, если они сопровождаются снижением самооценки (Birbing, 1968). Ролевые изменения или любые другие обстоятельства, лишающие человека значимых для него отноше­ний с людьми или окружающей средой, могут вызвать горе (Becker, 1962; Das, 1971).

Психологические факторы. Психологические причины горя берут свое начало из феномена аффективной привязанности – привязанности к людям, предметам или идеям. Утрата объекта привязанности или разлука с ним означает для индивида утрату источника радости и – в зависимости от возраста человека и природы объекта – утрату любви, безо­пасности или чувства благополучия. В основе всех психологических причин горя лежит один общий фактор – ощущение потери ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь