Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым



В мае 1878 г. была опубликована новая книга Ницше " Человечество, слишкомчеловеческое" с подзаголовком " Книга для свободных умов". В ней авторпублично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством, Шопенгауэром, Вагнером.Одна из версий случившегося усматривает причину поворота в воздействии наНицше его " злого демона" - философа и психолога Пауля Рэ (1849 - 1901), скоторым Ницше тесно сдружился, живя в Сорренто.Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевскогомировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к вагнерианствуи метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не вдохновителя, аединомышленника.Новый, 1879 г. принес Ницше неимоверные физические страдания: почтикаждодневные приступы болезни, резкое ухудшение зрения. Продолжатьпреподавание он был не в силах, и в июне Ницше получит по его прошениюотставку с назначением ежегодной пенсии в 3 тыс. франков. Он уехал из Базеляв Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина.В этом, 1879 году он создал новые книги: " Пестрые мысли и изречения", " Странник и его тень". А в следующем, 1880 году появилась " Утренняя заря", где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики -" нравственность нравов".Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом свободычеловека. Он полагал, что свободный человек " хочет во всем зависеть от самогосебя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал " высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что онвообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное, но ужепрочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так какпоступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, " сами положившие началотрадиции".Зимой 1881-1882 г. Ницше написал " Веселую науку", выходившую позженесколькими изданиями с дополнениями.С этого сочинения началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогдапрежде отношение к тысячелетний европейской истории, культуре и морали как кличной своей проблеме: " Я вобрал в себя дух Европы - теперь я хочу нанестиконтрудар". Но столь интимная сопереживаемость с историей не могла обернутьсяни чем иным, как " отравлением стрелой познания" и " ясновидением" , а самНицше - " полем битвы". Легко пожать плечами при этом признании, полагая, чтооно было высказано человеком, страдающим манией величия. Труднее признать какнепреложную данность поразительнейший дар Ницше жить в возвышенном мире и невоспринимать это как " нечто фальшивое и жуткое".Дюринг высказал мысль, что Вселенную в принципе можно было бы представить влюбой момент в виде комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс будеткалейдоскопом их различных комбинаций, число которых имеет предел. А этоозначает, что после завершения последней комбинации может вновь складыватьсяпервая. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическоеповторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим в " дурную бесконечность" (выражениеГегеля). Однако эта идея глубоко поразила Ницше. Ницше вслед за Дюрингомисходит из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантовсилы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобнообъективациям воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе другс другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантовпостоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-топрежде: " Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения ипостоянного количества силы". Таким образом, бытие в том виде, в каком оносуществует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечноевозвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, а значит, никакойпотусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку неизбежно возвращается.

Концепция сверхчеловека

Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он создалвеличественную дифирамбическую поэму " Так говорил Заратустра". Он писал ее вфеврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. вСильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь лично-интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких друзей." Заратустра" занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно с этой" книги в его умонастроении происходит резкий поворот к самоосознанию в себечеловека-рока. Но вряд ли следует считать, что эта поэма означает началотретьего, уже собственно " ницшеанского" этапа его творчества, ибо" Заратустра" вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта необыкновеннаямузыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноныанализа. Ее органическая музыкальность требует не столько осмысления, сколькосопереживания." Заратустра" практически не переводима с немецкого на другие языки, как непереводим, например, волшебник языка Гоголь. Необычайная игра слов, россыпинеологизмов, сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое произведение, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе.Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гёте, Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с одной-единственнойцелью: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал, требующийталантливого ваятеля для своего облагораживания. Только так человечествопревзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее качество - появитсясверхчеловек. Ницше закончил первую часть " Заратустры" словами: " Мертвы всебоги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек ".Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие себясверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Егосверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип.Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они сводятся к осознаниюнеобходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не радипроизвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешнийчеловек по сути своей еще просто не готов.Не случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление сверхчеловека взависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что Ницше помещаетчеловека на опустевшее место Бога. Но это не так. Если Бог мертв, то егоместо так и остается пустым, и не созидание, а только господство над сущим ввиде господства над Землей переходит к сверхчеловеку будущего.Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, недуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-комухотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степеньдуховного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлениемчеловечества.Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно представлятьэто возмущение, возможно и понятное, как опровержение Ницше. Он мыслилпоявление сверхчеловека как долгий процесс величайших самопреодолений, каквеликое торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующемупроизволу хамов.Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека у Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом одной ключевой общественнойпроблемы - " поддержания господства власть имущих, борьбы с восстаниямипорабощенных".Действительно, господство знати - одна из главных основ общественно-морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо уяснить, что вкладываетНицше в понятия " господство" и " знать"." Господство" Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем более, не экономическую власть над людьми. Его " господство" относится к сфере духа -это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми обладающая имиличность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше недвусмысленнописал: " Но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: " Все для меня".Тогда станет понятно, что " аристократия" в учении Ницше вовсе не равнозначнасоциальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях" знать" и " чернь" всегда употребляются не как социально-политические, аисключительно как моральные категории. Общественная иерархия здесь совершеннони при чем. Не богатством или бедностью определяются знать и чернь, авеличием или ничтожеством. Величие души - удел немногих, а оно-то и придаетсмысл самому существованию человека.Существует миф о Ницше как об аморальном певце насилия и жестокости, но, нидо, ни после Ницше не было такого морального философа. С моральной меркой онподходил ко всему, вплоть до самого бытия, что может показаться нелепым дотех пор, пока мы не поймем общий ход его мысли. Прозвучавшая еще в " Утреннейзаре" критика морали подводила человечество к осознанию " великого полдня", кмоменту высшего самосознания, к той новой морали, которая так необычна, таквысоко возносится над общепринятой, что кажется аморальностью.То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали. Она не можетбыть не чем иным, как принуждением, обязанностью. А так как моральноепринуждение исходит из собственного " я", то психологически оно болеечувствительно, нежели принуждение внешнее. Потому-то Ницше так восставалпротив морального принуждения, основанного на страхе наказания, общественногоосуждения либо на расчете на награду: Ницше настаивал на воспитании таких моральных качеств, когда должное будетодновременно и желаемым, когда моральные установки превратятся виндивидуальные потребности, когда исчезнет чувство тягостной принудительностиморальных норм и законов? Ницше поставил перед человеком труднейшую дилемму: мораль или свобода, иботрадиционная мораль, окружившая человека колючей проволокой запретов, моглаутвердиться лишь на основе принудительности. Выбор Ницше был в пользусвободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали, новой иистинно свободной.Ницше написал зимой 1885-1886 г. " прелюдию к философии будущего", книгу " Поту сторону добра и зла", по его словам, " ужасную книгу", проистекшую на сейраз из моей души, - очень черную". Ницше прекрасно понимал, что перешел занекую грань и стал чем-то вроде интеллектуального диссидента, бросившеговызов лжи тысячелетий. Именно здесь он, убежденный в том, что в человекетварь и творец слились воедино, разрушает в себе тварь, чтобы спасти творца.Но закончился этот кошмарный эксперимент тем, что разрушенной оказалась нетолько тварь, но и разум творца.Он размышлял о распаде европейской духовности, низвержении прошлых ценностейи норм, восстании масс и создании для их оболванивания и обслуживаниячудовищной массовой культуры, унификации людей под покровом их мнимогоравенства, начале борьбы за господство над всем земным шаром, попыткахвыращивания новой расы господ, тиранических режимах как порождениидемократических систем. Темы эти будут подхвачены и развиты, только болеесухо и тяжеловесно, крупнейшими философскими умами XX в. - Эд. Гуссерлем, М.Шелером, О. Шпенглером, X. Ортегой-Гассетом, М. Хайдеггером, А. Камю.Ницше никоим образом не пропагандировал идею о том, что для власть имущих должнабыть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он просто констатировал этокак реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах одной морали, существующих " даже в одном и том же человеке, в одной душе". Различияэтих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали господхарактерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой жизнью. Мораль рабов, напротив, есть мораль полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся человек, спокорностью выносящий дурное обхождение ради своей выгоды - вот представительморали рабов, на какой бы высокой ступени социальной лестницы он ни находился.Рабская мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость поотношению к самому себе - основа морали господ.Чтобы избежать кривотолков вокруг книги, Ницше в июле 1887 г. написал какдополнение к ней полемическое сочинение " К генеалогии морали", изданное, кстати, также за его счет. В нем он поставил три основные проблемы: аскетические идеалы, способные придать смысл человеческому существованию; " вина" и " нечистая совесть" как инстинктивные источники агрессивности ижестокости; наконец, ключевое понятие движущей силы в структурированииценностей морали - ressentiment. В общем плане это понятие характеризуетатмосферу неопределенной враждебности, ненависти и озлобления, но не самих посебе, а только вкупе с чувством бессилия, порождаемым несоответствием междувнутренними притязаниями и фактическим положением человека в обществе.В Ницце осенью 1887 г. Ницше приступил к первым наброскам задуманного им" главного сочинения" всей жизни. Всего он записал 372 заметки, поделенные начетыре раздела: европейский нигилизм, критика высших ценностей, принцип новойоценки, дисциплина и подбор. Это действительно не отделанные и неотшлифованные заметки, и не искрящиеся афоризмы, к которым привыкли егочитатели. Собранные затем заметки составили одну из наиболее нашумевших егокниг " Воля к власти", хотя сам Ницше за ее содержание и смыслответственности, как выяснилось, не несет. Составители произвольно поместилитуда не только упомянутые заметки, но и множество других, так что общее ихчисло перевалило за тысячу и существенно исказило общую модальностьзадуманного сочинения.После этого Ницше написал памфлет " Казус Вагнер". Это была тщательнопродуманная, блестяще написанная работа, пропитанная ядовитым и уничтожающимсарказмом.Прежде всего Ницше отметил болезненный характер музыки Вагнера: " Вагнер -художник декаданса... Я далек от того, чтобы безмятежно созерцать, как этотдекадент портит нам здоровье - и к тому же музыку! Человек ли вообще Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается - онсделал больною музыку ".Ницше утверждал, что Вагнер разработал новую систему музыки лишь потому, чточувствовал свою неспособность тягаться с классиками. Его музыка просто плоха, поэтому он прикрывает ее убожество пышностью декораций и величием легенды оНибелунгах. С помощью грохота барабанов и воя флейт он стремится заставитьвсех остальных композиторов маршировать за собой. Поэтому вагнерианство -форма проявления идиотизма и раболепия.Памфлет - итог длительных и мучительных раздумий Ницше над великой проблемойискусства, под которым он имел в виду прежде всего музыку. У Вагнера романтизмдоходил до своего идеала и предела. Для Ницше романтизм - всего лишь веха напути к нигилизму, так же как и христианство. Как раз в то время он записалзнаменитые свои " пять нет ": чувству вины; скрытому христианству(перенесенному в музыку); XVIII в. Руссо с его " природой"; романтизму; " преобладанию стадных инстинктов". Именно тогда, когда Вагнер повернул кпрославлению древнегерманского пантеона богов и немецкого рейха, отношениямежду ним и Ницше начали быстро ухудшаться.

Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь