Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сырьё для производства бумагиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Сырьё для производства бумаги Основным компонентом бумаги и картона является растительные волокна, полученные из древесины различных пород, стеблей и других частей однолетних растений. Главным компонентом растительных волокон является целлюлоза, обладающая всем необходимым для производства бумаги свойствами. А именно – высокой молекулярной массой, линейным строением молекул, фибриллярной структуры волокна, высокой прочностью и стойкостью к различным химическим реагентам и температурам, гидрофильностью. Важнейшим значением для бумажного производства имеет способность целлюлозы образовывать связи между волокнами. Коэффициент полимеризации целлюлозы составляет от 102 до 104 . Чем больше значение коэффициента полимеризации, тем больше длина макромолекулы и само волокно, а значит выше механическая прочность. Коэффициент полимеризации различен у растительных волокон различного происхождения. Линейное строение молекул целлюлозы придает волокнам гибкость и эластичность, что обеспечивает их достаточно плотное переплетение. Располагаясь в растительных клетках параллельно друг другу, макромолекулы целлюлозы образуют фибриллы. Фибриллы, соединенные между собой за счет сил межмолекулярного взаимодействия, образующие волокно. При механическом воздействии на волокна связи на межфибрилльных участках с аморфной структурой разрушается, что делает поверхность волокон ворсистой за счет отделения от основного волокна микроволновых образований – фибрилл. Такие волокна переплетаются в процессе изготовления бумаги и делают её прочной, гладкой, плотной. Волокна целлюлозы легко смачиваются водой и набухают, при этом вода, проникая между молекулами целлюлозы ослабляют водородные связи, при этом теряется прочность бумаги. Если излишек воды удалить, то связи восстановятся, и прочность снова возрастет. Однако при полном удалении воды из бумаги водородные связи разрушаются и бумага рассыпается. Поскольку целлюлоза гигроскопична, то содержание влаги в бумаге будет зависеть от условий окружающей среды. Компонент, отрицательно влияющий на свойства бумаги, который входит в состав любой одресневевшей растительной клетке является лигнин. Он делает растительные волокна жесткими и хрупкими, они плохо переплетаются, поэтому бумага, полученная из таких волокон – рыхлая, шероховатая, с малой прочностью. Лигнин легко окисляется, из-за чего бумага, содержащая данный компонент желтеет под действием света. Для изготовления качественной бумаги выбираются те волокна, которые содержат минимальное количество лигнина: хлопок, пихта, сосна, тополь и др. Основными источниками сырья для получения волокнистых полуфабрикатов являются: 1) древесина хвойных пород: Она обладает длинными волокнами, подходящими для производства прочной бумаги. 2) древесина лиственных пород: Она имеет более короткие волокна, поэтому обладает худшими механическими свойствами. Преимущества: быстро возобновляются. 3) стебли однолетних растений: Они имеют волокна небольшой длины и содержат клетки не волокнистого строения. Хорошая перспектива возобновления сырья. 4) лубяные волокна однолетних растений и отходы хлопкового производства. Волокна обладают высокой прочностью, большой длиной. 5) тряпичная полумасса. Представляет собой отходы текстильного производства, которые сортируются по типу волокон: пеньковое, хлопковое, льняное. Тряпичную полумассу используют для производства специальных высокопрочных видах бумаги. 6) макулатура. Отходы производства и переработки бумаги в виде брака и чистых обрезков, а также бумажные изделия, находящиеся в употреблении в быту, в различных областях народного хозяйства. Её можно смешивать с другими видами сырья, а также производства картона и некоторых видов бумаг. Доля макулатуры в производстве бумаги будет все время возрастать.
Производство бумаги Состоит из следующих стадий: 1) приготовление бумажной массы (пульпы); 2) изготовление бумаги на бумагоделательной машине; 3) отделка бумаги, обработка и упаковка. Приготовление бумажной массы начинается с размола компонентов в воде с использованием конусных мельниц. При размоле в воде масса целлюлозы набухает и измельчается до тончайших волоконец — фибрилл. Чем тоньше измельчают компоненты, тем выше качество бумаги. После размола составляют разную композицию в зависимости от сорта бумаги. Полученную массу очищают от сгустков, добавляют проклеивающие вещества и наполнители и разбавляют суспензию до концентрации 0, 1-1% по сухому остатку. Если использовать более концентрированную суспензию, частицы начинают агрегироваться и получается «облачная», неровная и пятнистая бумага. В производстве упаковочных бумаг концентрация суспензии может быть выше. Проклеивающие компоненты и наполнители — это неорганические соли, оксиды и некоторые органические соединения, которые прочно скрепляют волокна бумаги после высыхания и создают характерную для материала волокнисто-пористую структуру. Мелование — нанесение пигментно-клеевого состава, содержащего белые пигменты, в частности химически осажденный мел, сульфат бария, диоксид титана; мелование делает бумагу белой, глянцевой и гладкой. Мелованная бумага хорошо воспринимает печатный рисунок. Получение бумажного полотна осуществляют двумя способами: мокрым «проклеиванием» и сухим способом. Мокрый способ подразумевает следующее: суспензию (дисперсию компонентов) выливают на сетку бумагоделательной машины, где формируется бумажное полотно, а затем бумагу прессуют на сукне, где бумажное полотно уплотняется. Заключительным этапом является отделка бумаги, чья обработка зависит от марки. Бумажное полотно гладят горячими валами, затем увлажняют (кондиционируют), неоднократно выглаживают на каландрах и наматывают в рулон, который потом нарезают на небольшие рулоны или на листы и упаковывают. Влажность готовой бумаги составляет 6~8%. При сухом способе смешивание компонентов производится на воздухе; волокнистую массу пропитывают связующими полимерными смолами, формируют волокнистый холст, уплотняют его в прессе, где смолы отвердевают, и получают бумажное полотно, которое затем выглаживают (на каландрах), сматывают в рулон или формируют листы.
Волокнистые полуфабрикаты
Большое количество самых разных волокнистых материалов, известных на данный момент времени, вполне могут применяться в качестве полуфабриката для производства картона и бумаги. Однако все равно основную массу волокнистых полуфабрикатов для изготовления бумаги и картона составляют растительные волокна. Растительные волокна представляют собой волокна древесины в виде различной древесной массы, или волокна целлюлозы и полуцеллюлозы, также можно отнести волокна тростника, волокна соломы, которые представлены в виде тростниковой и соломенной целлюлозы и полуцеллюлозы. К растительным волокнам также относятся волокна макулатуры в виде макулатурной массы, а также волокна тряпья в виде тряпичной полумассы.
Для придания каких-либо специальных свойств бумаге и картону используют также животные волокна. К животным волокнам относятся шерстяные волокна, минеральные волокна, например, базальтовые волокна, асбестовые, стеклянные, а также разнообразные синтетические волокна, к которым относятся капрон, лавсан, нитрон, полиэтиленовые волокна, поливинильные волокна, полиэфирные и другие волокна.
Основными показателями, характерными для разнообразных видов бумаги, являются:
1) толщина или объемная масса, 2) показатель степени проклейки, 3) гладкость, белизна, прозрачность бумаги, 4) сопротивление её к разрыву, к излому, к продавливанию и раздиру, удлинение до разрыва, 5) влагопрочность и прочность поверхности бумаги, 6) деформация поверхности бумаги при её намокании, 7) скручиваемость, 8) способность к впитываемости, воздухопроницаемость, 9) показатель электрической прочности.
Для достижения тех или иных необходимых свойств картона и бумаги, используют следующие методы:
• правильно подбирают исходные волокнистые полуфабрикаты, то есть составляют определенную композицию бумаги и картона в зависимости от происхождения волокон и их вида; • используют изменения технологических режимов одного или нескольких главных процессов изготовления бумаги, то есть массного отлива, размола, сушки и т.д.; • вводят разнообразные добавки в бумажную массу, например, минеральные наполнители, различные красители, дефлокулянты, проклеивающие вещества и другие вещества; • производят отделку бумаги или картона, в том числе включая процедуры каландрирования, крепирования, гофрирования, а также с помощью тиснения, армирования и покрытия синтетическими пленками; • поверхность бумаги или картона обрабатывают различными химическими веществами, то есть производят процессы поверхностной проклейки, окраски, пропитки различными составами, осуществляют пластификацию, лакирование, мелование, делают обработку разнообразными минеральными реагентами.
При производстве бумаги и картона довольно часто одни и те же свойства картонной продукции можно сделать с помощью различных методов, поскольку в каждом конкретном случае обычно выбирают наиболее простой, более экономичный и удобный метод. Оптические свойства бумаги Особое место в структуре печатных свойств бумаги занимают оптические свойства, то есть белизна, непрозрачность, лоск(глянец). Оптическая яркость - это способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Высокая оптическая яркость для печатных бумаг весьма желательна, так как четкость, удобочитаемость издания зависит от контрастности запечатанных и пробельных участков оттиска. При многокрасочной печати, цветовая точность изображения, ее соответствие оригиналу возможны только при печатании на достаточно белой бумаге. Для повышения оптической яркости в дорогие высококачественные бумаги добавляют так называемые оптические отбеливатели - люминофоры, а также синие и фиолетовые красители, устраняющие желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам. Этот технологический прием называют подцветкой. Так, мелованные бумаги без оптического отбеливателя имеют оптическую яркость не менее 76%, а с оптическим отбеливателем - не менее 84%. Печатные бумаги с содержанием древесной массы должны иметь оптическую яркость не менее 72%, а вот газетная бумага может быть недостаточно белой. Её оптическая яркость составляет в среднем 65%. Еще одним важным практическим свойством печатной бумаги является ее непрозрачность. Особенно важна непрозрачность при двухсторонней печати. Для повышения непрозрачности подбирают композицию волокнистых материлов, комбинируют степень их помола, вводят наполнители. К оптическим свойствам бумаги относится также ее лоск или глянец. Лоск, или глянец, - это результат зеркального отражения поверхностью бумаги падающего на нее света. Естественно, это тесно связано с микрогеометрией поверхности, то есть с гладкостью бумаги. Обычно с повышением гладкости лоск тоже увеличивается. Однако, эта связь неоднозначна. Следует помнить, что гладкость определяется механическим способом, а лоск - это оптическая характеристика. Глянец глазированной бумаги может составлять 75-80%, а матовой - до 30%. Большинство потребителей печатной продукции отдает предпочтение глянцевым бумагам, однако глянец нужен в изданиях далеко не всегда. Так, при воспроизведении текста или штриховых иллюстраций применяют бумагу с минимальным глянцем, например, бумагу машинной гладкости. А различные проспекты, этикетки, репродукции с картин прекрасно получаются на бумаге с высоким глянцем. Акклиматизация бумаги. При большой разности температур между помещениями, где бумага хранится, и где она будет использоваться, необходима акклиматизация. Отсутствие акклиматизации приводит к следующему: · Волнистости краев бумаги, прогибу листов бумаги по центру, проблемам с подачей бумаги и образованию складок. · Бумага должна находиться в копировальном помещении как минимум в течение следующего промежутка времени. ВИДЫ И СВОЙСТВА КАРТОНА Картон бывает разных видов – полиграфический, упаковочный, строительный, обувной, электротехнический и так далее. Большинство специалистов считают картоном такую бумагу, которая свыше 0, 2 мм толщиной или бумагу, состоящую из нескольких слоев. Основные операции при изготовлении – размол, отлив, прессование и сушка – не сильно отличаются от операций, производимых при производстве бумаги. В качестве сырья, из которого его производят, чаще всего используют вещества с грубыми волокнами – бурую древесную массу, сульфатную целлюлозу, макулатуру и полуцеллюлозу. Он бывает многослойным и однослойным. Внутри у многослойного картона обычно слои из более дешевого материала, а снаружи из более дорогого и прочного материала. По сфере применения его делят на три вида: -упаковочный -полиграфический -дизайнерский Для изготовления упаковки и тары к нему предъявляются следующие требования – высокая прочность, жесткость, барьерные свойства, каркасность. Структура картона многослойная и состоит из слоев: - нижний – изготавливается из качественного сырья (беленая целлюлоза, древесная масса, небеленая целлюлоза, - средний – толстый слой, изготавливается из дешевого сырья ( механическая масса, макулатура, отходы производства), - верхний - изготавливается из качественного сырья, - мелованный – один или два слоя мелования. Полиграфический картон применяется для производства многоцветной продукции, которая требует высокого качества печати: брошюры, папки, дорогая подарочная упаковка и так далее. Данный вид не должен обладать такой прочностью как упаковочный. Дизайнерский разновидностииспользуется для изготовления презентационной и имиджевой продукции, оригинальной элитной упаковки, книг, журналов. Поэтому для производства данного вида материала используют только самые дорогие разновидности сырья. Такой вид отличается разнообразной фактурой и очень широкой цветовой палитрой. Строительныйвидобладает прочной структурой и различной толщиной, а также имеет высокую степень сопротивления разрыву. Поэтому данный вид широко применяется в монтажных работах. Общим принципом для всех разновидностей картона является то, что его нельзя применять, когда сооружения подвергаются воздействию грунтовых вод. Но во многих случаях, когда егоиспользуется в качестве подкладки и покрытия, его можно применять без особых требований.
Пигменты Пигменты – определяющие цвет краски мелкодисперсные порошки, нерастворимые в воде, масле и некоторых других растворителях. Пигменты можно разделить по их прозрачности (кроющей способности) на прозрачные, полукроющие и кроющие; по цвету – на бесцветные, цветные, черные и цвета металлов, так называемые металлические (рис. 2). По химическому составу пигменты разделяются на органические и неорганические. В полиграфической промышленности для изготовления красок применяют в основном органические пигменты. Также применяются специальные пигменты, включающие, например, люминисцирующие вещества. К специальным можно отнести и перламутровые пигменты. Органические пигменты имеют яркие и чистые цвета. В результате смешения красок, содержащих такие пигменты, можно получать самые разнообразные промежуточные оттенки. Это их свойство положено в основу таких систем, как, например, Pantone и «Радуга», которые позволяют получать широкую гамму разнообразных цветов при смешении нескольких базовых красок. Наибольшее применение в производстве печатных красок нашли фталоцианиновые органические пигменты (зеленый, голубой, синий) и азопигменты (желтый, оранжевый, красный). Из неорганических пигментов в настоящее время наиболее востребованы металлические пигменты, которые представляют собой порошки, полученные механическим измельчением металлов и их сплавов. Они используются при изготовлении металлизированных красок. Для получения серебристых пигментов обычно используется алюминиевая пудра, а для золотистых – бронзовая, которую получают из сплава меди и цинка. Оттенок «золота» зависит от соотношения в сплаве меди и цинка: чем выше содержание меди, тем краснее оттенок (табл. 1). Таблица 1. Цветовые оттенки металлизированных пигментов Связующее Связующее вещество является вторым обязательным составляющим печатной краски. Оно представляет собой жидкую фазу печатной краски, связывающую твердые частицы пигмента в единую дисперсную систему. Важнейшие свойства краски, за исключением цветовых характеристик, зависят главным образом от состава и свойств связующего. Например, связующее определяет поведение краски в процессе печатания и от него же зависит способность краски закрепляться на оттиске. Тип связующего определяется назначением и видом печатной краски. Изменяя его состав, можно при помощи одного пигмента приготовить краску для любого способа печати. Предназначенные для производства печатных красок связующие имеют общее название – «фирнисы». Связующие, как правило, имеют сложный состав, но в него обязательно входят пленкообразующие вещества; чаще всего это смолы или продукты их переработки, а также растворители этих смол (ароматические углеводороды, минеральные и растительные масла). В последние два-три года некоторые производители печатных красок выпустили новые красочные серии на основе натуральных веществ. В состав этих красок в качестве растворителей смол входят 100% натуральные (растительные) масла, а минеральные не используются; кроме того, все входящие в состав пигменты подобраны и обработаны с соблюдением всех норм по экологической безопасности. Как правило, в названии этих красок присутствуют слова NATURE или BIO. Данные краски обычно сертифицированы для использования в производстве детских изданий и пищевой упаковки. В зависимости от состава связующего офсетные краски могут закрепляться на оттиске за счет следующих механизмов:
Окислительная полимеризация может быть ускорена благодаря внешнему энергетическому воздействию. Для этого используются газовые и инфракрасные сушильные устройства. Наименьшее время закрепления характерно для красок, содержащих в составе связующего специальные вещества, способные к полимеризации под действием УФ-излучения. Время пленкообразования в данном случае сокращается до сотых долей секунды. Облучение оттиска УФ-светом является необходимым условием их закрепления. Вспомогательные вещества Существует большое количество вспомогательных веществ, которые позволяют регулировать свойства красок. Так, например, краскам могут быть приданы такие качества, как высокий глянец или матовость. Кроме того, при помощи различных добавок контролируют скорость высыхания красочной пленки, придают ей устойчивость к истиранию, высокую светостойкость, стойкость к тепловым воздействиям, водостойкость и устойчивость к маслам, спиртам, кислотам или щелочам, повышенную прозрачность или, наоборот, непрозрачность, регулируют другие свойства. Обычно добавки вводят в краску в процессе ее изготовления, но при необходимости они могут быть добавлены и в готовую краску. Для ускорения окислительной полимеризации применяют катализаторы, называемые сиккативами. Это соли кобальта, марганца, свинца и некоторых других металлов. Сиккативы вводят как при изготовлении краски, так и в уже готовую краску. В первом случае краски, как правило, являются оксидативно сохнущими. Данные серии характеризуются высокой скоростью первоначального и окончательного закрепления на оттиске, а при работе с ними следует избегать длительных остановок печатной машины. Наряду с сиккативами, для регулирования скорости пленкообразования в краску вводят антиоксиданты, замедляющие окисление и пленкообразование. Необходимость в них возникает, если при длительной работе (или при остановке машины) краска начинает затвердевать на валиках красочного аппарата. Антиоксидантами являются ароматические фенолы и амины. Краски, в составе которых есть антиоксиданты, иногда называют «ночными», поскольку их можно оставлять на ночь в кипсейке печатной машины. Некоторое представление о количествах сырьевых материалов в офсетных красках дает табл. 2. Таблица 2 Триадные краски В подавляющем большинстве случаев для воспроизведения оригинала способом четырехкрасочной печати используются триадные краски: желтая, пурпурная, голубая и черная. Существуют различные виды триадных красок. Они могут быть как универсальными, так и предназначаться для работы со строго определенным видом запечатываемого материала или с определенным видом оборудования. Смесевые краски Если оригинал содержит специальные «фирменные» цвета (например, в названии фирмы, ее логотипе, рекламе и т. п.), которые не удается подобрать по шкалам цветового охвата для используемой триады, то используют дополнительные смесевые краски, например Pantone. Очень часто смесевые краски применяются при печати этикеток и упаковки. При изготовлении смесевых красок необходимо учитывать, что краски различных цветов имеют разную светостойкость, поэтому светостойкость составной краски будет соответствовать наименьшему значению для смешиваемых красок. Не стоит судить о цвете печатной краски по тому, как она смотрится в банке. Прозрачная краска в банке выглядит темнее, чем на самом деле, и представление о ее истинном цвете может дать только контрольный оттиск, полученный на машине или на пробопечатном станке. Иногда краска, выбранная по картам эталонных цветов или по книге подбора цветов, при печати не дает точного оттенка. В этих случаях, чтобы определить причину неудачи и способ ее исправления, необходимо обратить внимание на следующие факторы. 1. Характеристики бумаги. В атласах подбора цветов есть образцы печати каждой краской на бумаге с покрытием (мелованной) и без покрытия (немелованной). Между ними есть существенная разница – цвета на мелованной бумаге всегда выглядят ярче и чище. Если для печати на немелованной бумаге подобрать краску по образцу, напечатанному на мелованной бумаге, то результат может сильно отличаться от ожидаемого. К значительному изменению цвета краски на оттиске может привести и цвет самой бумаги (например, ее желтоватый оттенок). Поскольку краски для офсетной печати часто бывают прозрачными или полупрозрачными, то через слой краски будет виден цвет бумаги. Этот эффект можно уменьшить, если к краске добавить непрозрачные белила (дозировка – до 50% и более). 2. Толщина красочного слоя. Оттенок краски на оттиске может измениться при изменении толщины красочного слоя: чем он толще, тем выше значение оптической плотности. Таким образом, изменяя уровень подачи краски, можно добиться необходимых значений оптической плотности, однако существует предел, при превышении которого увеличение подачи краски не повлечет за собой увеличения оптической плотности. В свою очередь, ослабить интенсивность цвета краски, то есть получить более светлый ее оттенок, можно путем добавления прозрачных белил. 3. Качество смывки красочного аппарата. При печати возможно изменение цвета светлых красок из-за их загрязнения в результате плохой смывки красочного аппарата красками, использовавшимися для предыдущей работы. Поэтому всегда рекомендуется производить глубокую очистку красочных валиков при переходе на светлые краски. Краски Pantone могут быть «несохнущими в красочном ящике» (например, Pantone Fresh), оксидативно сохнущими (например, Pantone OXY), предназначенными для печати на матовых бумагах и упаковочных картонах, а также фолиевыми (для печати на невпитывающих поверхностях, например Pantone FOIL). Металлизированные краски При работе с металлизированными красками одной из основных проблем является потеря пигментом блеска, предотвратить которую помогут следующие шаги: 1. Тщательный контроль за подачей увлажняющего раствора. Подача увлажнения должна быть минимальной, иначе краски потеряют блеск из-за окисления металлических пигментов в воде. Для того чтобы свести к минимуму подачу воды, уменьшить эмульгирование краски и ускорить ее закрепление на оттиске, в увлажняющий раствор рекомендуется вводить изопропиловый спирт. Однако его концентрация не должна превышать 10%, так как большее количество спирта может привести к тенению (то есть к передаче краски пробельными элементами формы), к растворению защитной оболочки вокруг металлического пигмента и в результате вызвать потускнение краски. 2. Отказаться от кислых добавок в увлажняющий раствор и использовать специально предназначенные для металлизированных красок добавки. 3. Использовать качественные высокоглянцевые мелованные бумаги. При работе с немелованными бумагами возникает опасность впитывания в нее большей части связующего, в результате чего оттиски будут иметь очень низкую прочность на истирание (возможно осыпание металлического порошка). Поэтому бумагу с высокой впитывающей способностью рекомендуется предварительно запечатывать олифой или лаком. Показатель кислотности рН бумаги должен быть не ниже 7. Определить уровень кислотности бумаги поможет карманный рН-метр, работающий по принципу обесцвечивания бумаги, которое сигнализирует о степени кислотно-щелочной реакции. В ходе теста необходимо провести ручкой по бумаге и сравнить цвет оставшегося следа с шкалой, нанесенной на ручке. 4. Количество краски, помещаемой в красочный ящик, следует минимизировать. Влага и кислород негативно воздействуют на краску – они вызывают коррозию и окисление пигмента. Поэтому при длительном пребывании в красочном ящике из-за изменений, происходящих с пигментом, краски теряют блеск. 5. Усиления металлического эффекта позволит добиться предварительное запечатывание поверхности полутоном желтого цвета – для золота и голубого – для серебра. 6. Не рекомендуется использовать добавки, ускоряющие высыхание, они провоцируют окисление и снижают глянец оттисков. Ускорить закрепление красок и сохранить металлический блеск поможет применение ИК-сушки. Опыт показывает, что при работе с металлизированными красками тиражестойкость печатных форм ниже, а расход красок выше (приблизительно 3, 5 г/м2), чем при печати триадными красками (примерно 1, 6 г/м2), что увеличивает затраты на печать тиража. Флуоресцентные краски Флуоресцентные краски обеспечивают получение эффекта свечения, благодаря включению в их состав частиц люминофоров – веществ, способных люминесцировать (светиться). Люминофоры поглощают ультрафиолетовые лучи из невидимой области спектра или видимый свет и излучают свечение в определенной части видимой области спектра, благодаря чему достигается эффект свечения красочного слоя. Флуоресцентные краски стали очень популярными в последние несколько лет. Они используются при изготовлении афиш, различной рекламной продукции, а также в картографии. Эти краски могут также применяться при печати продукции, которая нуждается в защите от подделок и фальсификации. Цвет флуоресценции может быть подобран для любой части видимой области спектра. В цветовых справочниках Pantone представлены цвета флуоресцентных красок от Pantone 801 до Pantone 807. С точки зрения технологии процесс печати флуоресцентными красками не отличается от печати традиционными офсетными красками. Для получения более качественных оттисков предпочтительнее печатать с металлических форм. Наилучшего эффекта удается добиться при нанесении на оттиск толстого слоя краски. Для повышения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов. При печати необходимо избегать использования тонированной или цветной бумаги. Максимальный зрительный эффект флуоресценции дают яркие цветные плашки на черном фоне, а печати полутонов и мелких штриховых работ на белом фоне лучше избегать. Идеальной для печати флуоресцентными красками является немелованная бумага с хорошей впитывающей способностью. Хорошие результаты могут быть получены и на мелованной бумаге. При печати на мелованной бумаге рекомендуется добавление в краску сиккатива, чтобы улучшить ее схватывание с бумагой и повысить устойчивость красочного слоя к истиранию. Для дополнительного повышения прочности оттиска к истиранию рекомендуется лакировать изображение. Следует учитывать, что смешивание флуоресцентных красок с обычными ведет к снижению или к исчезновению эффекта флуоресценции. Для того чтобы избежать загрязнения флуоресцентных красок красками других цветов, перед началом работы необходимо тщательно очистить печатную машину. По своей природе флуоресцентные краски не являются устойчивыми к высоким температурам, поэтому не стоит использовать данные краски в тех случаях, когда послепечатная обработка предусматривает нагрев отпечатка. Стойкие к истиранию краски В настоящее время значительная часть высококачественной полиграфической продукции, печатается на матовых мелованных бумагах. По сравнению с глянцевыми бумагами отпечатки на матовых бумагах получаются с эстетической точки зрения более сдержанными и элегантными, а кроме того, они не «бликуют» при чтении. Некоторые считают матовую мелованную бумагу трудной для печати в связи с продолжительным временем впитывания краски, медленным высыханием и недостаточной прочностью красочного слоя к истиранию. Действительно, для достижения оптического эффекта матовости данные мелованные бумаги должны иметь шероховатую поверхность, чтобы падающий свет отражался в нескольких направлениях. В результате трения между шероховатой поверхностью этих бумаг и мягким красочным слоем возможно «осыпание» печатной краски на оттиске. Поэтому при печати на данных бумагах необходимо использовать сорта печатных красок, обладающие высокой прочностью к истиранию. При этом специальным краскам для матовых мелованных бумаг следует предпочесть сорта краски, характеризующиеся высокой прочностью красочного слоя к истиранию, а также высокой скоростью закрепления, поскольку чем больше время закрепления, тем менее прочен слой краски. Все производители печатных красок предлагают серии с повышенной стойкостью к истиранию. Как правило, это оксидативно сохнущие краски, куда обязательно добавляются специальные воски, что делает эти серии, в большинстве своем, непригодными к последующему лакированию водно-дисперсионными или УФ-лаками. Светостойкие краски Иногда к светостойкости печатной продукции предъявляются особые требования. Например, высокой светостойкостью должны обладать краски на упаковках и этикетках товаров, выставленных на магазинных витринах. Многие компании, производящие краски, выпускают специальные серии красок, обладающих повышенной светостойкостью и устойчивостью к действию щелочей. Оценка светостойкости краски осуществляется для красочного слоя толщиной 1, 5 мкм. Показатель светостойкости оценивается по баллам от 1 до 8 путем сравнения с эталоном «синяя шкала». В обычных красках для офсетной печати светостойкость желтой и пурпурной красок составляет 5 баллов, голубой и черной – 8 баллов. В сериях повышенной светостойкости светостойкость желтой и пурпурной краски обычно увеличена до 7 баллов. Краски без запаха Печатные краски обычно обладают довольно сильным запахом. Тем не менее при изготовлении упаковки для пищевых продуктов, когда наличие посторонних запахов недопустимо, используют специальные красочные серии без запаха. Как правило, эти краски сертифицированы для использования при изготовлении упаковки продуктов и сигарет. Процесс печати этими красками не имеет существенных отличий от печати традиционными офсетными красками. Наилучших результатов можно добиться при работе с мелованными бумагами и картонами. Одна из областей применения подобных красок – печать с последующим лакированием ароматизированными водно-дисперсионными лаками. Лак, содержащий микрокапсулы с душистыми веществами, наносится на поверхность запечатываемого оттиска, и изображение приобретает определенный запах. Применение традиционных красок может привести к тому, что запах лака будет испорчен неприятным запахом краски, поэтому при использовании ароматизированных лаков целесообразно печатать красками с незначительным собственным запахом. Термохромные краски Сегодня нередко при оформлении упаковок и этикеток различных продуктов используются термохромные эффекты, заключающиеся в изменении цвета изображения при изменении температуры. Термохромные краски (Termochromic Inks) включают пигменты, которые при охлаждении до определенной температуры меняют свой цвет от бесцветного к цветному или при нагревании – от цветного к бесцветному. В зависимости от температуры рисунок на упаковке или этикетке либо проявляется, либо исчезает. В связи с тем, что термохромные краски при комнатной температуре практически бесцветны, контроль качества печати затруднен. В качестве вспомогательного средства можно предложить использование пакета со льдом или охлаждающей аэрозоли. Термохромные краски предназначены для листовой печати, причем печатные машины могут быть оснащены увлажняющими аппаратами любых типов. При печати необходимо наносить слой краски максимально возможной толщины, поскольку интенсивность термохромных красок несколько ниже, чем у обычных. Для увеличения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов. Другие параметры печатного процесса не отличаются от стандартных. В случае необходимости можно использовать сиккатив для улучшения закрепления краски на оттиске, но добавлять вспомогательные вещества следует очень осторожно, так как это может привести к потере краской термохромных свойств. Для достижения наилучшего цветового контраста отпечатка цвет запечатываемой поверхности должен быть нейтрально белым. Бумаги, имеющие желтоватый оттенок, для печати термохромными красками использовать не рекомендуется. Поскольку структура пигмента, использующегося в термохромных красках, довольно грубая, то лучше избегать сюжетов с большой площадью печатного изображения, а печатать штриховые изображения небольшого размера. Если термохромная краска должна быть нанесена на невпитывающий материал, то запечатываемую поверхность вначале необходимо загрунтовать фолиевыми белилами. Фолиевые краски Печать на невпитывающих материалах, таких как полимерные пленки, металлизированные бумаги или ламинаты, требует использования специальных фолиевых красок. Большинство других видов красок закрепляется за счет впитывания связующего или комбинированным способом, что делает их непригодными для печати на невпитывающих материалах. Для фолиевых красок характерно высыхание красочного слоя исключительно на поверхности и только путем окисления. При печати фолиевыми красками необходимо учитывать следующее. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3334; Нарушение авторского права страницы