Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Опросник, предлагаемый для оценки
Образов: «Идеальная женщина», «Женщина в отличие от мужчины», «Предназначение женщины», А также для оценки женщинами самих себя
Приложение 2 Опросник, предлагаемый для оценки Образов «Идеальный мужчина», «Мужчина в отличие от женщины», «Предназначение мужчины», А также для оценки мужчинами самих себя
Глава 19 Изучение гендерной идентичности методом фокус-группы Н. К. Радина Вводные замечания Понятие «идентичность» — одно из относительно новых и одновременно популярных понятий в психологии личности получило известность благодаря работам Эрика Эриксона. Эриксон обратил внимание на то, что итогом подросткового возраста становится более или менее оформившееся представление у человека о себе как о целостной личности, в чем-то схожей с другими, в чем-то отличной. В процессе утверждения в понятийном психологическом аппарате понятие «идентичность» подверглось теоретическому осмыслению, благодаря которому было разделено на персональную (личностную) идентичность (тождественность самому себе) и социальную идентичность (в русле теории социальной идентичности Тэджфела—Тернера). Социальная идентичность предполагает, что человек определяет себя не только как конкретную личность, но и как члена многих социальных групп. В этой логике базовыми структурами социальной идентичности являются гендерная (основывается на половой принадлежности) и этническая (основывается на этнической принадлежности) идентичности. Обе эти структуры базируются на «природной» предопределенности, но в дальнейшем связываются с принадлежностью к различным социальным группам. Итак, гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе. При этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризует. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности или близкими к ней вопросами занимались В. С. Агеев, И. С. Кон, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский и др. Понятие «идентичность» наиболее тесно связано с понятием «Я-концепция личности». Идентичность — ведущая характеристика Я-концепции, отражающая более или менее осознаваемую и принимаемую ее когнитивную составляющую (образ Я, картину Я) и обеспечивающая целостность и непрерывность личности в течение жизни. В данном контексте гендерная идентичность может быть представлена утверждением «Я как женщина» или «Я как мужчина». В связи с этим нередко идентичность изучают, используя психологический инструментарий, разработанный для Я-концепции. В отечественной психологии присутствуют два условно сходных термина, которые используют для определения этого вида социальной идентичности: половая идентичность и гендерная идентичность. Однако за каждым термином стоит различное понимание данного феномена. Термин «половая идентичность» используют исследователи, придерживающиеся взглядов, согласно которым «женское» или «мужское» в личности во многом биологически детерминировано. Термин «гендерная идентичность» предпочитают те, кто «создание гендера» считает элементом культуры, а «мужское» и «женское» представляет как социальные конструкты. Небиологическая трактовка «гендера» позволяет анализировать ряд социальных феноменов, связанных с положением мужчин и женщин в социуме, наиболее известный из которых — гендерное неравенство — характеризует такое социальное устройство, где различные социальные группы обладают неравными возможностями в обществе. Таким образом, в русле теории социальной идентичности Тэджфела -Тернера мужчины и женщины рассматриваются как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Известно, что высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные — в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. В связи с этим позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) служат компенсацией за отсутствие достижений в «силовой позиции». Как у членов низкостатусной группы у женщин, по сравнению с мужчинами, меньше развито чувство идентификации со своей группой; они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы — мужчин [14]. Женскую идентичность определяют через категоризацию себя как представителя женской социальной группы. Женская идентичность предполагает воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Мужская идентичность — категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины «женским опытом». Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек. Родители с младенческого возраста создают гендерно нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п.), а также поощряют гендерно нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п.). В дальнейшем «быть девочкой» «помогают» институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы [2; 7]. Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка. Его воспитатели, как правило, женщины, что обусловливает недостаточность объектов для идентификации. Кроме того, «мужской» ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявлений «мужского» поведения (независимого, инициативного, активного и т. д.) [2; 3; 7]. Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является «полоролевая растерянность» либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации [6]. На первый взгляд, современное общество предъявляет к поведению девочек менее жесткие нормативные требования, чем к поведению мальчиков [11]. Кроме того, с детства ее окружают воспитатели-женщины, с которыми девочка может идентифицировать себя. Однако меньшая ценность «женского» в обществе затрудняет развитие позитивной Я-концепции девочки. Принадлежность к «лучшей половине человечества», но реально «менее ценной» и обладающей меньшими возможностями и властью социальной группе, рождает проблемы со становлением женской идентичности, особенно если девочка обладает высокими социальными способностями и склонна лидировать [13]. Гендерные исследования и гендерная методология в отечественной психологии так же, как, например, в американской психологии, дают ответы на самые злободневные социальные вопросы, помогают разумно и взвешенно строить социальную политику общества. Содержание гендерной идентичности возможно изучать, используя качественные методы, направленные на раскрытие причинно-следственных связей. Отличительные черты качественных методов по сравнению с количественными отражены в следующей таблице [1]. Сравнительные характеристики качественных и количественных методов
Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований — представляет собой групповое фокусированное полустандартизированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от участников «субъективной» информации о том, как они воспринимают различные явления [1, с. 281]. Цель занятия — изучить и практически применить методику «Фокус-группа» (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности. Оснащение 1. Список вопросов («топик-гайд»). 2. Карточки с именами для участников дискуссии, в том числе для модератора и наблюдателей. 3. Комфортные условия для размещения группы. 4. Демонстрационная доска. Маркеры. Бумага. 5. Видеокамера, или магнитофон, или условия для стенографирования процесса групповой дискуссии. Звукозаписывающая аппаратура (магнитофон и 2-3 микрофона), возможна видеозапись с неподвижной и движущейся видеокамерой, демонстрационная доска (или стена), на которой можно разместить материалы для анализа группой или результат коллективного творчества. Необходимы ручки, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, клей, ножницы, комплекты журналов с нужными иллюстрациями. Перечень предметов для оснащения обсуждается на этапе подготовки программы исследования. Порядок работы Этап 1. Подготовка списка вопросов. Этап 2. Проведение фокус-группы. Этап 3. Обработка результатов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы