Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Доц. Богаченко Татьяна Викторовна




Доц. Богаченко Татьяна Викторовна

Задания и материалы к элективному курсу «Этнология» для студентов IV курса ОЗО

 

К началу лекций рекомендуется прочесть материалы из прилагающейся ниже методички.

 

К зачету подготовить доклад на 5-7 минут на тему: «Обычаи и обряды» на материалах любого выбранного Вами народа. Это может быть описание любого заинтересовавшего Вас обряда или праздника любого народа (желательно, с анализом семантики элементов данного обряда или праздника).

 

Зачет будет включать в себя проверку знания Вами лекционных материалов и материалов из методички, а также Ваше выступление перед аудиторией с подготовленным докладом.

 


 

ЭТНОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочного отделения

исторического факультета ЮФУ

 

 

Ростов-на-Дону

Г.


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в мире живет несколько тысяч различных народов, образующих в совокупности человечество. Они отличаются по уровню общественного развития, численности, культуре, языку, расовому признаку. Всё это многообразие - результат длительного самостоятельного развития народов, их проживания в различных природно-географических условиях. Кроме того, в ходе исторического развития различные народы имели между собой контакты, смешивались, обменивались опытом. Также на культурный облик влияли объективные законы общественного развития. Все это, вместе с принадлежностью к единому биологическому виду - Homo sapiens, объясняет наличие у народов планеты многих общих черт. Человечество - это единство в многообразии. Учитывая это можно понимать как поведение отдельных людей, так и ход исторических процессов.

В нашей стране и за рубежом можно назвать близкие друг другу науки, изучающие народы и их культуры во всем многообразии бытования. Это - культурная и социальная антропология, этнология, культурология, фольклористика, фолькскунде и фёркелькунде, этнография и др. Распадаясь на школы и направления, они объединяются близостью предмета изучения. В СССР, России и ряде стран Восточной Европы наука о народах мира и их характерных признаках получила название этнография, а в последнее время все чаще употребляется термин этнология.

I. ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ.

 

Этнография и этнология – это названия науки, изучающей народы мира и их культурно-бытовые особенности. Оба названия происходят от сочетания греческих слов. Так, этнографияпереводится буквально как «народоописание» («этнос» - народ, племя; а «графо» - пишу). Этнология может звучать как «народоизучение» («этнос» - народ, «логос» - учение, мысль). Вопрос о соотношении этих понятий и содержании, стоящем за ними, по-разному освещается в различных научных школах. Например, французский ученый Клод Леви-Строс представлял этнографию, этнологию и антропологию как три последовательных этапа в процессе научного познания человечества: этнография включает полевые исследования, классификацию и описание отдельных проявлений культуры; этнология - теоретический шаг в обобщении материала, антропология же, являясь заключительным этапом изучения, стремится познать человека вообще.

В отечественной науке сложилась традиция понимания этнографии и этнологии как синонимов. Однако, преимущественное распространение в России с конца XIX в. получило понятие «этнография», в которое в равной мере включались как описательный, так и теоретический уровни исследования. Термин «этнология» использовался реже. После того, как в конце 1920-х г.г. в советской науке этнология была объявлена «буржуазным суррогатом обществоведения», это название было окончательно вытеснено термином «этнография». В 1970-90-е оба понятия рассматривались советскими учеными как равнозначные, хотя и признавалось, что термин «этнология» более корректен.

Имеется и другой подход. Некоторые авторы считают, что знак равенства здесь ставить нельзя, так как речь идет об обозначении разных уровней изучения. Собственно этнография при таком подходе занимается накоплением, описанием, обобщением материалов. Этнология же, наоборот, обращается к теоретическим проблемам народоведения, ей присущ концептуальный подход.

Добавим, что в нашей стране и за рубежом можно назвать близкие друг другу науки, изучающие народы и их культуры во всем многообразии бытования. Это - культурная и социальная антропология, культурология, фольклористика, народоведение, фолькскунде и феркелькунде, этнология и этнография. Распадаясь на школы и направления, они объединяются близостью предмета изучения. В СССР, России и ряде стран Восточной Европы наука о народах мира получила название «этнография», а в последнее время все чаще употребляется термин «этнология».

Итак, этнология (этнография) – историческая дисциплина, изучающая народы (этносы) и другие типы этнических общностей, а также общие признаки и особенности их культур.

 

II. ЭТНОС.

 

Этнос – это основное, базовое понятие в этнологии (этнографии). Оно употребляется в научной литературе вместо названия «народ». Например: русский этнос, татарский этнос (для сравнения - русский народ, татарский народ). Дело в том, что более привычное слово «народ» имеет различные значения: под ним подразумевается население какой-либо страны (например, многонациональный народ России), собственно этнос, только трудящаяся часть населения (например: «народ восстал против своих поработителей»), либо – просто скопление людей. В научном отношении термин «этнос» более корректен. У древних греков он обозначал «народ, племя, группа».

В специальной литературе этот термин появился на рубеже XVIII-XIX вв., хотя в практической работе ученые использовали более привычные названия «племя», «раса», «нация». В XIX - 1-й четверти XX вв. слова «этнос», «этнический» стали чаще употребляться в научных трудах, вошли в язык науки. Но только в 1960-х гг. термин «этнос» окончательно утвердился в научном лексиконе, а в последнее десятилетие стал использоваться в обыденной, разговорной речи.

В отечественной литературе отмечается, что характерным типом этнических образований первобытной эпохи является племя (соплеменность), этносы древнего мира и средневековья выступают в виде народностей, а для последующих эпох характерна нация. В научной литературе ведутся споры по поводу соотношения характеристик этих понятий, а также дискутируется проблема качественных отличий этносов на разных этапах развития. Важно отметить, что история Человечества – это история этносов и их культур.

Кратко этнос можно определить как осознанную культурно-языковую общность.Если расширить формулировку, то можно сказать, что этносы - это исторически сложившиеся на определенной территории большие группы людей, которые обладают общими, относительно устойчивыми признаками языка, культуры, психики и самосознанием.Этническое самосознание зафиксировано в самоназвании-этнониме (см. ниже).Имеются и другие формулировки, но обязательное наличие перечисленных признаков отмечается большинством ученых.

 

IV. ЭТНОНИМ.

Термин «этноним» обозначает самоназвание этноса (например, русские, татары, французы, а в историческом прошлом - финикийцы, хетты, эламитяне и т.д.). Это - символ этноса, сознаваемый как на индивидуальном уровне (т.е. отдельными людьми), так и общностью в целом. Нередко этнонимы выполняют идеологические функции, зачастую выступая как лозунг, знамя политических движений. Символизируя этнос в целом, этноним является одним из наиболее активных этнических признаков. Его возникновение свидетельствует о завершении формирования этнического самосознания.

Как правило, определение человеком своей этнической принадлежности осуществляется путем принятия этнонима родителей. Дети, имеющие родителей, относящихся к разным этносам, принимают этническую принадлежность одного из них. Выбор зависит от разных обстоятельств: политических, правовых, культурно-бытовых и т.д. Порой решающую роль может сыграть численное соотношение этносов, к которым принадлежат родители, и их социальный статус. Сознание этнической принадлежности может быть многозначным. В одних случаях такая неустойчивость порождена различной принадлежностью родителей. Многие сталкивались с бытовой ситуацией, когда подобное состояние выражалось, к примеру, так: «Не знаю, кто я по национальности: отец -русский (армянин, татарин и т.д.), а мать - гречанка!». В других случаях - это результат недавно произведенной сменой этнической принадлежности, либо проявление, точнее - отражение, иерархичности самой этнической структуры. Например, в Элладе были различия в культуре, диалекте, самосознании между афинянами, спартанцами, коринфянами и др. Но, несмотря на соперничество и войны, они в то же время сознавали себя эллинами. Большую роль в этом играли общеэллинские элементы культуры: Олимпийские игры, пантеон богов, постепенно формирующийся общий наддиалектный язык (койнэ). Или другой пример иерархичности самосознания, выраженный в названиях: нормандцы и гасконцы на родине выделяют себя среди других французов, но за пределами Франции они прежде всего - французы!

Порой один и тот же этнос помимо этнонима - самоназвания (эндоэтнонима), может иметь различные наименования, даваемые ему представителями соседей (экзоэтнонимы). Иначе говоря, этноним может зародиться в самом этносе, либо, как во втором случае, будет иметь «внешнее» происхождение. Этнос, который по-русски именуется «немец», имеет самоназвание «дойч» (эндоэтноним). Русский экзоэтноним не единственный: по-французски немец звучит как «алеманн», по-сербски - «шваб» и т.д.

«Внешнее» наименование может стать определяющим. Обратимся к исследованиям о происхождении названия «араб». В этом вопросе еще много невыясненного, но имеющиеся факты, позволяют сделать некоторые предположения. Так, название «áриби, áраб», содержатся в анналах ассирийских и вавилонских царей VIII-VI вв. до н.э. Принято считать, что слово происходит от семитского корня «рб» - «быть сухим, пустынным». Среди отечественных арабистов преобладает мнение, что слова «ариби, араб» не были самоназванием какого-либо племени или племенной группы. Наоборот, так называли арабоязычное (протоарабское) население их соседи (ассирийцы, халдеи, позднее - персы). Сами же обитатели Аравии, которых в научной литературе уже в древние времена называли арабами, именовали себя иначе: кедар, лихийан, самуд, тайма и др. И в более позднее время у греческих и римских авторов также сохраняется термин «араб» для кочевников пустыни. Примерно к VII в. до н.э. появляется и географическое название (топоним) - «Арабиа». Причем он постепенно начал обозначать не только засушливую пустыню, но и всю территорию нынешнего Аравийского полуострова, более того - распространился на соседние территории: Синайский полуостров, Сирийскую пустыню, районы Месопотамии вдоль обоих берегов Евфрата. Оговоримся, что и у античных, и более поздних авторов I-V вв. н.э. термин «араб» не был единственным обозначением обитателей Аравии: наряду с ними распространение имели слова «сарацины», либо «таййиты», либо «мадйаниты» и др. Те же, кого так называли соседи, несмотря на общий язык, культурные признаки и самосознание, по-прежнему предпочитали старые родовые или территориальные наименования: йеменцы, кейситы (бану кайс), кельбиты (бану кельб), либо мекканцы, хиджазцы и т.д. По мнению видного советского арабиста П.А.Грязневича, этноним «араб» имеет «внешнее происхождение и как самоназвание появляется среди мусульманских армий Халифа во время завоеваний». По истечении времени этноним «араб» окончательно утвердился для обозначения общности, его существование в массовом сознании воспринимается как данность, а проблемы происхождения интересуют в основном ученых.

Ряд этнонимов древнего происхождения отражают присущее первобытным коллективам противопоставление «своей» общности чужим, «инородцам». Это - встречающееся во всех частях света самоназвание со смыслом «люди», «настоящие люди». Например, американские эскимосы именуют себя «инуит» (люди), индейцы, говорящие на атапаских языках, имеют самоназвание «дене» (люди), а делавары - «дениленане» (настоящие люди). У народов России можно отметить самоназвание марийцев - «мари» (муж, мужчина), у коми - «морт» (человек), ненцев - «ненэць, хисава» (муж, мужчина, человек), и т.д. Некоторые ученые считают, что названия типа «человек, муж, настоящий человек», появляется в эпоху разложения первобытного общества (В.Ф.Генинг), либо ещё раньше, являясь самыми древними (В.А.Никонов). Следует обратить внимание на особенности функционирования самоназваний этого типа. По наблюдениям европейцев, уже в XVIII в. у южно-африканских бушменов и готтентотов существовал значительный разрыв в уровнях социально-экономического развития. Бушмены, находясь на более низкой ступени, не имели общего самоназвания, обозначая себя по родовым и племенным наименованиям. Готтентоты, будучи более консолидированными, самоназвание имели. К себе они применяли термин «коикоин» (люди людей, настоящие люди), а бушменов, родственных им по языку, обозначали словом «сан» (дикари). Этноцентризм присутствует и в этнонимах народов российского Севера. Подобное отражено в грамматике языка нивхов. Применительно к людям, принадлежащим к другому этносу, у них может быть поставлен такой же вопрос как и к названию неодушевленных предметов - «Сид?» (Что?), а в случае, когда речь идет о нивхе - «Ан?» (Кто?). Эти и другие примеры отражают древнейшие представления, позволяющие считать только «своих» настоящими людьми, отделяя их от «низких, неполноценных» чужаков.

Этнонимы могли произойти и от наименования главенствующего род, либо предводителя. По мнению С.А.Плетневой, известного специалиста по средневековой истории кочевников южнорусских степей, название «печенеги» происходит скорее всего от имени Бече - вождя печенежского союза. Есть мнение и о происхождении этнонима «ногайцы» от имени хана Ногая.

Имеются примеры, когда этноним «передается» от одного народа к другому. Например, самоназвание «болгары», обозначавшее тюркоязычных кочевников, заселивших в VII в. территории к югу от Дуная, стало исходным для наименования возникшего здесь же государства, а затем превратилось в этноним южнославянского этноса. Существуют и другие пути образования этнонимов.

Самоназвание этноса следует отличать от наименования «политоним» (от греч. «политея» - государство и «оним» - имя), которое обозначает государственную, общественно-политическую принадлежность (политонимы XX в.: советский, эфиоп, югослав, канадец, чехословак и др.). Возможен переход политонима в этноним (например, ранее упоминавшийся термин «болгары»). Нередки случаи совпадения политонима и этнонима особенно в этнически однородных государствах. Например, названия «итальянец», «француз» в Италии и во Франции являются одновременно этнонимом и политонимом. И наоборот, для жителей полуострова Бретань, потомков кельтов, «француз» - это политоним, а «бретонец» - этноним. Эти и другие ситуации зависят от особенностей исторического развития, уровня самосознания, статуса этноса в обществе.

 

 

V. ЭТНОГЕНЕЗ.

 

Термин (от греч. «этнос» – народ; «генезис» – происхождение), буквально означающий «происхождение народа».Само понятие впервые в мировой науке стало разрабатываться Н.Я.Марром в 20-х гг. XX в. Ему же принадлежит и сам термин «этногенез». Наряду с ним Н.Я.Марр использовал термин «этногония», ныне уже вышедший из употребления. В научной литературе этногенез определяется как совокупность исторических явлений и процессов, имеющих место в ходе формирования того или иного народа, которые приводят к окончательному сложению его этнического облика. Можно привести и другое, близкое предыдущему, определение, когда под этногенезом подразумевается процесс формирования новой этнической общности на базе других, ранее существовавших компонентов. При этом этнические группы, выступавшие в качестве первоначальных компонентов, могут утратить свою этническую специфику и сойти с исторической сцены, как, например, галлы, франки, вестготы, бургунды при формировании французской народности (этноса). Возможен и другой вариант, когда эти группы сохраняются и продолжают самостоятельное этническое развитие. Примером тому может быть американский (североамериканский) этнос, в формировании которого приняли участие представители уже сложившихся этносов Старого Света (англичане, ирландцы, французы, шотландцы и др.). При этом все перечисленные «старые» этносы сохранились и продолжают самобытное развитие. Наконец, этническая общность может участвовать в этногенезе нескольких этносов: средневековые кипчаки стали одним из основных компонентов при формировании балкарцев, карачаевцев, башкир, казахов и ряда других тюркоязычных народов Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии.

Стадия этногенеза обязательна для всех этносов. Причем данное явление присуще как глубокой древности, так и более поздним эпохам. Например, в течение XVIII-XIX вв. сложились этносы Северной и Латинской Америки (американский, англо- и франкоканадский, мексиканский, бразильский и др.), австралийский (англоавстралийский), новозеландский, к началу XX столетия появился бурский этнос в Южной Африке. Этногенетические процессы продолжаются и в наши дни.

Формирование нового этноса, как правило, сопровождается миграциями, войнами, созданием и разрушением государств, общим подъемом пассионарности (по Л.Н.Гумилеву) населения. Сами события и исторические персонажи нередко в виде героизированных или мифологизированных стереотипов отражаются в самосознании народа.

 

VI. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

 

В этнологической литературе данное понятие используется двояко. Чаще всего под этнической историей подразумевается совокупность этнокультурных процессов, которые происходят в процессе возникновения и последующего развития этноса. В свою очередь этнокультурные (этнические) процессы можно определить как изменения, которые в процессе исторического развития протекают в этнических культурах, происходят в составе этносов; а также процессы, связанные с формированием новых этносов либо разрушением старых. Из предложенной формулировки видно, что этнокультурные процессы как таковые присущи и стадии этногенеза. По вопросу соотношения этнической истории и этногенеза в литературе высказываются различные точки зрения. Так, некоторые авторы используют только термин этногенез, рассматривая его как перманентный процесс, сопровождающийся непрерывным изменением этнического облика той или иной группы, либо выделяя в нем фазы развития от момента возникновения до отмирания этноса.

По мнению других исследователей, этногенез является начальной стадией этнической истории, ее составной частью.

Имеется еще одна точка зрения: этническая история не включает период этногенеза, а ее начальный этап наступает лишь с завершением процесса сложения этноса.

Существует и другое толкование понятия «этническая история», при котором под ней подразумевают раздел этнологии (этнографии), изучающий этнокультурные (этнические) процессы.Как раздел науки этническая история занимает пограничное положение между собственно этнологией и историей, оставаясь в рамках этнологии (этнографии). Специфичен метод изучения этнической истории, при котором исследователь движется не в привычном для историка направлении естественной хронологической последовательности событий, а исходит из современной этнической картины, как бы спускаясь шаг за шагом в глубь прошлого.

 

VII. ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ.

 

Это одно из основных понятий этнологии (этнографии), изучение которого часто порождает проблемы политического характера. Этническая территория определяется как территория, на которой происходило формирование этноса либо проживает его большая часть.Существование этнических территорий – объективная реальность, так как любой народ имел свою территорию формирования; а также можно выделить территорию современного обитания его преобладающего числа. На уровне этнического самосознания данная территория соответствует понятию «своя земля», «Родина». Перед нами священный символ самосознания!

Однако само толкование понятия может порождать противоречия. Так, можно допустить, что территории формирования – объективное явление. Но на практике они, как правило, не совпадают с территориями обитания в настоящее время (сравните две части приведенной выше формулировки). Этнические территории как области обитания изменяются исторически. Например, русскими, начиная с XVI в., активно осваиваются территории Сибири, Нижнего и Среднего Поволжья; с XVIII в. – Северного Кавказа. В наши дни значительная их часть воспринимается как исконно русские земли.

Нередки ситуации, когда на одной территории могут оказаться два или несколько этносов, считающих ее «своей», этнической. Примером тому могут быть события в югославском крае Косово, Нагорном Карабахе, Абхазии. Здесь можно говорить о ситуации, близкой к тупиковой: один народ может ссылаться на более раннее появление на данных землях, а другой - на свое длительное проживание здесь в настоящее время и на численное преобладание.

Наконец, этнические границы зачастую не совпадают с административно-политическими, что также может стать причиной конфликтов.

Все сказанное делает изучение этнических территорий важным в научном и политическом отношениях.

 

ХI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

 

Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим понятием, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, домашних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура – это совокупность вещей и предметов ( а также связанных с ними навыков), материально существующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.

Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, относящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними формы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но исследование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также – на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих на процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культуры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, включающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений – не только позволяли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном положении, профессии, социальном статусе, родо-племенной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».

 

ХII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

 

В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуальной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические представления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо – сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традиционном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, веками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!

Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным. Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие.

Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др., нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).

В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.

В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной культуре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста – не просто материальные предметы домашнего обихода, но и – объекты обрядовых действий, связанные с гаданиями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.

Все сказанное объясняет необходимость применения и других классификаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вышеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.

 

ХIХ. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.

Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор возделываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на характер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планировку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.

Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление - «диффузионизм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные споры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в которых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплексы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, колеса, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает особую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привести к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по которым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знакомых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам ... монголы, чжурчжени и даже скифы. При этом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако в действительности перечисленные группы не имели контактов, а совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического развития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-географическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных природно-географических условиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков, также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Калифорнии, бушмены Юго-Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз подчеркнем значение природно-географических факторов в формировании хозяйственно-культурных типов.

Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, географическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.

Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обоюдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.

На динамику этнической культуры влияет и этнополитическая (этносоциальная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенденции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например, метание бумеранга как спортивное занятие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выживания в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация. Это - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Южной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание невольно подразумевает неравноценность культур.

Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной территории в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия.Это - историко-этнографические области, т.е. регионы, у населения которых в силу длительных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), проживания в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные признаки.

Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, накопленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной памяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исторических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например, школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архивы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности, часто называют этнические (культурные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А перечисленные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколение.

От традиций следует отличать инновации. Этим термином обозначают новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внешних условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные периоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабление культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разрушительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрессивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, отличающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный политический статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические результаты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В культуру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контактов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, наконец, болезней, уносившей сотни жизней.

Развитие этнической культуры - это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации).


ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:

УЧЕБНИКИ:

Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов н/Д., 1965.

Основы этнографии / Под ред. С.А. Токарева. М., 1968.

Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

Этнография / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М., 1982.

Этнология. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994.

СПРАВОЧНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

Большая советская энциклопедия, Советская историческая энциклопедия, Философский энциклопедический словарь.

Периодические издания: «Советская этнография» / «Этнографическое обозрение», «Расы и народы».

Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1985.

Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ЗАДАНИЮ:

Общая характеристика обычаев и обрядов:

Гофман А.Б. Обычай // БСЭ, М., 1974, Т.18.

Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // СЭ, 1973, №1.

Токарев С.А. Введение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.

Токарев С.А., Гроздова И.Н., Златковская Т.Д. Введение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Зимние праздники. М., 1973.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1998.

Чистов К.В. Обряд // БСЭ, М., 1974, Т.18.

 

Семейные обряды





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2020 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.) Главная | Обратная связь