Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


ХVII. КЛАССИФИКАЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ФОРМ.




 

Классификации ритуальных форм многочисленны и субъективны. Одна из наиболее распространенных в отечественной науке классификаций выделяет следующие виды обычаев и обрядов:

; церковные (например, обряд /«таинство»/ миропомазания в православной церкви: крещеному младенцу священник помазывает крестообразно мирром лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз говоря «Печать дара Духа Святого. Аминь». Считается, что через это таинство Дух Святой вселяется в душе новокрещенного, освящает все его способности и подает ему духовные силы для новой жизни);

; связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, введение в должность Президента);

; профессиональные: воинские (принятие присяги, парады и т.д.), цехово-ремесленные, врачебные, торговые, артистические, студенческие и др.

; календарные - т.е. приуроченные к определенным временным датам;

; семейные - те, что приурочены к важнейшим семейным событиям: брак (свадебные обряды); рождение ребенка (родильные и крестильные обряды), похороны и поминки по умершим членам семьи, инициации и др.

Однако все эти обычаи и обряды нередко соприкасаются и не всегда их можно разграничить. Например, многие праздники, приуроченные к календарным датам, отмечаются «по-семейному». С другой стороны, у многих народов сохраняется обычай справлять чисто семейные свадебные обряды в предписанные традицией сроки (октябрь, январь). Чисто воинские обряды (при всей замкнутости воинских корпораций) иногда бывают в известной мере общенародными (парады). В первобытных обществах обряды инициации девочек проходят часто индивидуально, в семье, а обряды инициации мальчиков носят общественный, коллективный характер.

Кроме того, обрядовые действия могут быть:

; магические (например, магическими являются обряды вызывания дождя. Для этой цели южные славяне разрушали муравейник, разгребая его палкой; при этом расползающиеся муравьи символизировали и магически вызывали капли дождя. Сербы, разгребая муравейник, произносили специальное заклинание: «Сколько муравьев, столько и капель!».

; символически-демонстративные (так, в последний день Масленицы, «Прощеное воскресенье», просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды. Прощание заключалось в поцелуе и низком поклоне и звучало так: «Прости меня, пожалуй, буде чем виноват пред тобой!»

; игровые (например, на святки справляли шуточные свадьбы: выбирали «невесту», «жениха», «свата», «тещу» и т.д. и воспроизводили элементы реальной свадьбы. Невеста должна была пройти ряд испытаний - прыгнуть через плаху с лучиной и т.п. Если она не проходила испытаний, жениха били).

Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических.

 

ХVIII. ФУНКЦИИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.

Среди многочисленных функций обычаев и обрядов исследователи выделяют следующие основные функции:

1) Трансляция (передача) культуры в рамках одного общества и от общества к обществу. Особенность обычая - отрицание более или менее значительных и быстрых нововведений. Особенно это относится к первобытному обществу. Например, как сообщает Д.Бернау, «индейцы Британской Гвианы обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых предметов: они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них». Унаследованные способы деятельности включают в себя рациональные и иррациональные моменты в нерасчлененном виде. В однажды удавшемся методе овладения действительностью не выделяются именно те стороны, которые привели к успеху. Поэтому малейшее отклонение от повторявшихся ранее действий рассматривается как ставящее под угрозу достижение актуальных целей; причину неудачи какого-либо предприятия объясняют не отсутствием соответствия средств целям, а недостаточно точным следованием обычаю. Длительный успех такого рода трансляции социального опыта возможен лишь при информационной ограниченности социальной жизни, при чрезвычайно монотонном ее ходе, стабильности внешних условий, не требующих гибкости системы. Но следы такой трансляции можно обнаружить и в более динамичных обществах.

2) Средство социального контроля. Образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями. Обычаи формируют ценностные ориентации и нравственные качества индивидов, обряды выступают как норма поведения. Но роль обычаев и обрядов в разных обществах различна. В первобытных обществах она максимальна. Поведение индивида в таких обществах жестко регламентируется социальной группой, к которой он принадлежит. На его долю достается лишь реализация установленных стереотипов поведения: в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал. Поэтому спецификой обычая как средства социального контроля здесь является детальная регламентация поведения индивида: «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в каждом обстоятельстве, жесты, которые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, определены с точностью» /Э.Дюркгейм/. Современники постоянно ориентированы в своем поведении заветами предков, которые являются эталонами для оценки актуальных действий: контроль осуществляется как бы из прошлого. Т.о., обычай отчасти берет на себя груз ответственности за совершаемые поступки: «Наши предки всегда так поступали». Отголоски такого положения вещей встречаются и в тех обществах, где роль обычаев не так велика.

3) Функция социализации. Обычай является одним из средств приобщения индивида к культуре общности, воспитания и формирования его нравственных качеств в соответствии с требованиями группы. Объектом социализации являются главным образом дети, но в некоторой степени - и взрослые, особенно недавно принятые в общество. Социализация идет двумя путями: путем постоянного научения унаследованным образцам и через специальные «социализирующие обычаи». Важнейшим этапом процесса социализации являлись инициации - системы посвятительных обрядов, знаменовавших переход подростков в ранг взрослых, полноправных членов общества. Во время инициаций посвящаемым в наглядной или словесной форме внушали необходимость следования нормам коллективной жизни. Чтобы добиться соблюдения определенных стандартов поведения, посвятительные обряды должны были устрашить подростков, произвести неизгладимое впечатление, а также подготовить к грядущим лишениям.

4) Социальная интеграция. Обычаи и обряды поддерживают внутригрупповую сплоченность, солидарность. С другой стороны, они выделяют данную группу среди других. Поэтому эту функцию можно назвать этнической: обычаи и обряды являются этническим символом. В этом смысле наказания, следующие за нарушением обычая, являются охранительным средством, способствующим поддержанию единства группы.

5) Сакрализация (освящение). Обычаи освящают различные объекты и социальные отношения, как реальные, так и воображаемые. Понятие священного относится к тому, что является объектом интенсивного почитания, уважения и отличается неприкосновенностью, нарушение которой вызывает жесткие негативные санкции. Предписания обычая могут быть священны как в позитивном плане, так и в негативном (табу). Круг объектов сакрализации очень широк: растения, животные, явления природы, предки, вожди и т.п. В некотором отношении обычай является неотъемлемой частью религиозных систем. Но понятие религиозного характеризует лишь определенную степень «священности». Если священность какого-либо предписания ставится под сомнение, это является выражением того, что обычай теряет силу своего воздействия.

ХIХ. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.

Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор возделываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на характер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планировку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.

Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление - «диффузионизм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные споры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в которых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплексы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, колеса, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает особую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привести к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по которым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знакомых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам ... монголы, чжурчжени и даже скифы. При этом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако в действительности перечисленные группы не имели контактов, а совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического развития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-географическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных природно-географических условиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков, также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Калифорнии, бушмены Юго-Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз подчеркнем значение природно-географических факторов в формировании хозяйственно-культурных типов.

Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, географическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.

Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обоюдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.

На динамику этнической культуры влияет и этнополитическая (этносоциальная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенденции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например, метание бумеранга как спортивное занятие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выживания в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация. Это - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Южной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание невольно подразумевает неравноценность культур.

Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной территории в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия.Это - историко-этнографические области, т.е. регионы, у населения которых в силу длительных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), проживания в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные признаки.

Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, накопленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной памяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исторических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например, школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архивы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности, часто называют этнические (культурные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А перечисленные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколение.

От традиций следует отличать инновации. Этим термином обозначают новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внешних условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные периоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабление культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разрушительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрессивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, отличающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный политический статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические результаты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В культуру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контактов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, наконец, болезней, уносившей сотни жизней.

Развитие этнической культуры - это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации).


ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:

УЧЕБНИКИ:

Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов н/Д., 1965.

Основы этнографии / Под ред. С.А. Токарева. М., 1968.

Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

Этнография / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М., 1982.

Этнология. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994.

СПРАВОЧНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

Большая советская энциклопедия, Советская историческая энциклопедия, Философский энциклопедический словарь.

Периодические издания: «Советская этнография» / «Этнографическое обозрение», «Расы и народы».

Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1985.

Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ЗАДАНИЮ:

Общая характеристика обычаев и обрядов:

Гофман А.Б. Обычай // БСЭ, М., 1974, Т.18.

Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // СЭ, 1973, №1.

Токарев С.А. Введение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.

Токарев С.А., Гроздова И.Н., Златковская Т.Д. Введение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Зимние праздники. М., 1973.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1998.

Чистов К.В. Обряд // БСЭ, М., 1974, Т.18.

 

Семейные обряды

Ганцкая О.А. Семья: структура, функции, типы // Советская этнография, 1984, № 4.

Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.

Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.,1991.

Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

 

Календарные обряды

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Зимние праздники. М., 1973.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Весенние праздники. М.,1977.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.

Приметы. Гадания. Заговоры.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Токарев С.А. Приметы и гадания // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.

 


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

АБОРИГЕН,АВТОХТОН– коренной житель страны, какой-либо местности, издревле живущий на ней.

АДАПТАЦИЯ –приспособление строения и функций организмов к условиям существования.

АДАПТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (АККОМОДАЦИЯ) – приспособление людей к жизни в новой этнической среде или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования и взаимодействия.

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс взаимного проникновения культур; восприятие какой-то культурой признаков другой культуры, в результате чего происходит ее изменение.

АПАРТЕИД - принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп; господство одной расовой группы над другой с целью ее систематического угнетения.

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – процесс взаимодействия нескольких этносов, значительно различающихся по происхождению, языку и культуре, в результате которого представители одного из этносов утрачивают прежнюю этническую принадлежность и растворяются в среде другого.

БРАК – оформленный законом или обычным правом союз, как правило, между мужчинами и женщинами (но могут быть браки, например, с духами, однополые браки и пр.), порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и потомству от такого союза.

БРАК ПАРНЫЙ – форма брачных отношений эпохи позднеродового строя. В нем состояли один мужчина и одна женщина. В отличие от моногамного брака он был легко расторжим, сопровождался различными пережитками группового брака, а парная семья не являлась социально-экономической ячейкой общества.

ГАДАНИЯ– это ритуал, направленный на контакт с потусторонними силами с целью получения сведений о будущем.

ГЕНОЦИД– истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам, половому признаку.

ДИАСПОРА – часть народа (этнической общности) вне страны происхождения, сохранившая свою этническую принадлежность.

ДИНАМИКА –движение, действие, развитие; ход развития, изменения какого-нибудь явления.

ДИСКРИМИНАЦИЯ– ограничение прав определенной категории граждан по признаку расовой, национальной, религиозной принадлежности, по признаку пола или по политическим убеждениям.

ЖИЛИЩЕ – специальная постройка или сооружение для обитания или защиты от стихийных явлений.

ЗАГОВОР– текст магического характера и обряд его произнесения, направленные на достижение какой-либо цели.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ– возделывание, обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.

ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.

ИНИЦИАЦИИ ВОЗРАСТНЫЕ – универсально распространенный в первобытном обществе институт перевода подростков в возрастную категорию полноправных членов общины и рода.

ИНИЦИАЦИЯ - это обряд перехода индивида из одного статуса в другой, включение его в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени; в мужской или женский союз; в круг жрецов, шаманов, и т.п.)

ИННОВАЦИИ - новые элементы в материальной, духовной, социальной жизни, которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ – процесс взаимодействия нескольких существенно различающихся этносов в рамках единой социально-политической общности. В результате происходит сближение между этносами и вырабатываются общие культурные признаки, но сохраняется их прежняя этническая принадлежность.

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ – территория, у населения которой на основе социально-экономической общности, длительных связей и взаимовлияний возникли сходные культурно-бытовые особенности.

КЛАССЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – большие группы людей, различающиеся местом, которое они занимают в системе производственных отношений, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают.

КОНСОЛИДАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – процесс слияния близких по языку и культуре этносов или частей этносов в более крупную этническую общность (см. «фузия»). К консолидации относится также внутреннее сплочение и усиление однородности этноса за счет упрочения общего самосознания и сглаживания культурных и языковых различий между его локальными группами.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ –вероисповедный, церковный.

КОНФЕССИОНИМ –обозначение религиозной принадлежности человека или группы.

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ – это аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности

КОСМОПОЛИТИЗМ –отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ.

КУЛЬТУРА (этническая, традиционная, бытовая) – все то, что создано людьми в процессе умственного и физического труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ – информация, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения.

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ –объекты, предметы, вещи, материально существующие в пространстве на протяжении определенных отрезков времени, а также связанные с ними навыки, направленные на удовлетворение потребностей общества.

ЛЕВИРАТ– брак с двумя или более братьями одновременно, а позднее с братом умершего мужа.

ЛИМИНАЛЬНЫЕ («ПОГРАНИЧНЫЕ») СУЩЕСТВА -люди, находящиеся в состоянии перехода из одного статуса в другой (см. ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА).

МАГИЯ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ– вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающее и сами связанные с этим действия.

МАРГИНАЛЬНЫЙ –состояние человека или группы людей, оторванных от привычной среды и образа жизни и не принявших нового, находящихся в промежуточном, пограничном состоянии.

МЕНТАЛИТЕТ –относительно целостная совокупность мыслей, верований, создавших картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности.

МЕТАЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – совокупность этносов, проживающих на одной территории и имеющих общие системообразующие культурные признаки.

МЕТИСАЦИЯ – в широком смысле физическое смешение различных популяций, принадлежащих как к одному, так и к разным этносам или расам. В узком смысле – смешение представителей разных рас и антропологических типов. Потомки межрасовых браков – метисы. Метисацией иногда называют и культурное смешение (аккультурацию).

МИГРАЦИЯ– перемещение населения, связанное с постоянной или временной переменой места жительства.

МИКСАЦИЯ – смешение нескольких неродственных этносов или частей этносов.

МОНОГАМИЯ – единобрачие, устойчивое соединение в браке только одного мужчины с одной женщиной.

МОРАЛЬ – форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции поведения людей во всех областях общественной жизни. Выражена в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны общественного мнения. Синоним – нравственность

НАРОДНОСТЬ – этническая общность, характерная для периода средневековья и основанная прежде всего на территориально-политических связях в пределах государства.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека.

НАЦИОНАЛЬНОЕ (ЭТНИЧЕСКОЕ) МЕНЬШИНСТВО – отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающая свои отличия и причисляющая себя к самостоятельной этнической группе.

НАЦИЯ– этот термин в западноевропейской литературе понимается в политико-этатистском смысле и обозначает совокупность граждан одного государства; в отечественной науке термин «нация» выступает, как правило, синонимом термина «этнос» и рассматривается как высший исторический тип этнической общности, характерный для Нового и новейшего времени, единство которого основано на социально-экономических и культурных связях.

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – обязательное правило поведения, соблюдение которого обеспечено принуждением со стороны всего общества или его особых органов.

ОБРЯД –традиционное стереотипное действие, носящее преимущественно символический характер.

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА (ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА)– этообряды, оформляющие те моменты жизни человека, которые приводят к смене его статуса.

ОБЫЧАЙ –унаследованный стереотипный способ (правило) поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

ОДЕЖДА – совокупность предметов, которыми покрывают, одевают тело.

ПАРЦИАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ –разделение единого этноса на несколько частей.

ПЕРЕЖИТОК – наследие пройденных ступеней культуры, сохранившееся по привычке или из подражания членами этнической общности.

ПИЩА – вещества растительного и животного происхождения, удовлетворяющие биологические потребности человеческого организма.

ПЛЕМЯ – этническая общность эпохи первобытности, основанная прежде всего на брачно-родственных связях.

ПРИМЕТЫ – результаты наблюдения за явлениями природы или общественными действиями для того, чтобы попытаться предугадать будущее.

ПРОМИСКУИТЕТ –ничем не ограниченная свобода отношений между полами.

ПОЛИАНДРИЯ –многомужество, обычай у некоторых народов, в соответствии с которым одна женщина имеет нескольких мужей.

ПОЛИГАМИЯ –многобрачие (полигиния или полиандрия).

ПОЛИГИНИЯ –многоженство, обычай у некоторых народов, в соответствии с которым один мужчина имеет нескольких жен.

ПОЛИТОНИМ – название, обозначающее государственную, общественно-политическую принадлежность.

ПОСЕЛЕНИЕ– расселение людей на ограниченном пространстве в специальных постройках, сооружениях.

ПРОФАННЫЙ – обыденный, повседневный.

РАСЫ– исторически сложившиеся на определенной территории большие группы людей, отличающиеся друг от друга комплексом физических признаков, передающихся по наследству.

РАСИЗМ –идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп.

РОД– коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от одного предка.

САКРАЛЬНЫЙ – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; являющийся объектом интенсивного почитания и уважения.

СЕГРЕГАЦИЯ – отделение (разделение) групп населения по расовому или этническому признакам, признаку пола и т.д. Это политика самостоятельного развития, которая может исходить как от большинства, так и от меньшинства населения. Она отражает стремление обществ к изоляции друг от друга. Сегрегация означает территориальное и физическое обособление группы в любых жизненных ситуациях.

СЕМЬЯ – общественная ячейка, как правило, предполагающая совместное проживание, хозяйство и бюджет супругов и их детей. Точная дефиниция затруднена большой исторической изменчивостью этого института и существованием его самых разнообразных форм.

СЕПАРАЦИЯ – распадение этноса на самостоятельные части, а также отделение от этноса его части, становящейся самостоятельным этносом или сливающейся в процессе ассимиляции с другим этносом.

СИМВОЛ –предмет или действие, служащие для условного обозначения какого-либо образа, понятия, идеи.

СКОТОВОДСТВО – разведение скота как отрасль сельского хозяйства.

СОБИРАТЕЛЬСТВО – одна из форм присваивающего хозяйства на первых стадиях общественного развития; собирание готовых видов пищи.

СОРОРАТ– брак с двумя или более сестрами одновременно, а позднее с сестрой умершей жены.

СОСЛОВИЕ –социально-правовая группа, которая обладает определенными правами и обязанностями в обществе, закрепленными обычаем или законом, и характеризуется наследственностью и замкнутостью.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ –процесс становления личности путем усвоения индивидом основного набора духовных ценностей общества.

СТАТУС – объективное правовое положение индивида или группы в заданной социальной системе,

СТЕРЕОТИПЫ –прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт; массовые устойчивые представления о чем-либо.

СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ –упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей; схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

СУБЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА – это четко выраженное внутриэтническое образование, члены которого обладают культурно-бытовыми и диалектными особенностями, а также групповым самосознанием, которое проявляется наряду с общеэтническим либо даже ему противопоставляется.

ТАБУ –система категорических запретов у первобытных народов на какой-либо предмет, действие, слово и т.п.

ТИТУЛЬНЫЕ НАРОДЫ – этносы, которые имеют свои национально-государственные образования, носящие их имя.

ТРАДИЦИЯ – это совокупный опыт, относящийся к той или иной сфере деятельности, который сохраняется и передается внутри этноса.

УРБАНИЗАЦИЯ – процесс развития городской культуры, влияние стереотипов городской культуры на этническую; процесс стирания культурных различий между городом и деревней в результате повсеместного распространения стандартного типа городской культуры.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил и производственных отношений и надстройкой.

ФРАТРИЯ – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов.

ФУЗИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ– процесс слияния нескольких ранее самостоятельных этносов или их групп, родственных по языку и культуре, в единый новый этнос.

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП – комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у разных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных природно-географических условиях.

ЭКЗОГАМИЯ– запрет половых отношений внутри родственного коллектива.

ЭКЗОЭТНОНИМ– «внешнее» название народа, созданное представителями соседних этносов.

ЭЛИТА – в широком значении лучшая часть любой социальной, этнической или профессиональной группы. В более узком смысле индивиды и группы, занимающие ведущее положение в различных сферах человеческой деятельности.

ЭМИГРАНТ – человек, выселяющийся из страны.

ЭНДОГАМИЯ – обычай вступления в брак внутри определенной общности.

ЭНДОЭТНОНИМ –самоназвание народа.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ – совокупность этнокультурных процессов, которые происходят при возникновении и последующем развитии этноса.

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ – это территория, на которой происходило формирование этноса либо проживает его большая часть.

ЭТНИЧЕСКИЕ (ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ) ПРОЦЕССЫ – процессы, приводящие к изменению в этнических культурах, в составе этносов, а также – к возникновению новых этносов.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– особенности психического склада и поведения людей определенной общности.

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ –это сознание людьми своего единства и отличия от других этносов.

ЭТНОГЕНЕЗ – процесс сложения этнической общности на базе различных, ранее существовавших, этнических компонентов.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА – обособленная часть этноса, сохраняющая некоторые особенности культуры и быта (диалект, специфику материальной и духовной культуры, религиозные различия и т.п.), но не имеющая собственного этнического самосознания.

ЭТНОГРАФИЯ –историческая дисциплина, изучающая народы (этносы) и другие типы этнических общностей, а также - общие признаки и особенности их культур.

ЭТНОЛОГИЯ –название, которое по традиции, установившейся в российской и советской литературе, используется как равнозначное термину «этнография».

ЭТНОНИМ – название народа, его символ, сознаваемый как отдельными людьми, так и общностью в целом.

ЭТНОС– исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, психики и самосознанием.

ЭТНОФОР –человек - носитель этнических свойств, этнической информации.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – представление о превосходстве своего народа над всеми другими; склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве высшего эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

 

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2020 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.) Главная | Обратная связь