Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеи гуманизма как основа современной педагогики



Понятия «гуманизм» и «гуманность». Ключевое понятие гу­манистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия сущест­вует несколько значений. Их изучение позволяет осознать раз­личные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затрудне­ния, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так, понятие «гуманизм» употребляется по крайней мере в де­сяти смысловых значениях:

- название эпохи Возрождения и различных культурных движе­ний, идейных течений, направлений общественной мысли;

-название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценно­сти жизни;

- название практической деятельности, направленной на дос­тижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому его исследование предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое поня­тие, в котором отражается одна из важнейших черт направленно­сти личности.

Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помо­гать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соуча­стие, без которых невозможно существование человеческого рода. «Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по от­ношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого (Латинско-русский словарь / Сост. И. X. Дворецкий. -М., 1972.-С. 482).

Такое понимание гуманности согласуется с его толкованием в словаре В.Даля и философским определением гуманизма. «Гуманный... - человеческий, человечный, людской; свойствен­ный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, ми­лостивый, милосердный» (Даль В. Толковый словарь живого ве­ликорусского языка. - М., 1956. - С.408). «Гуманизм... - истори­чески сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» (Философский энциклопе­дический словарь. - М., 1983. - С.130).

Гуманизм как система философских взглядов, как направле­ние общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеоло­гии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой при­роды, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей че­ловека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием челове­ка как части природы и самоценности его личности, требовани­ем полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способ­ностей и возможностей, составили основу ведущей мировоз­зренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в се­бя все высшие ценности, выработанные человечеством на дол­гом и противоречивом пути своего развития и получивших на­звание общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедли­вость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равен­ство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Самостоятельность гуманизма как философской системы. Гу­манизм - отдельная и глобальная философская система. Его само­стоятельность определяется такими признаками, как автоном­ность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, единства целей и средств.

Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не мо­гут быть выделены из религиозных, исторических или идеологи­ческих посылок. Уровень развития гуманистического мировоз­зрения всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудни­чества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Универсальность гуманистических идей обусловлена их при­менимостью ко всем людям и любым социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Это нахо­дит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образова­ние, нравственную и интеллектуальную свободу и др. При этом принципиально важным является не противопоставление уни­версальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодей­ствие с ними, которое предполагает переход ко множественно­сти и многообразию (плюрализм) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, от­ражающее основные условия общественной жизни. Ценности гу­манизма - не второстепенные элементы определенной надстрой­ки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундамен­тальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добить­ся своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципа­ми по соображениям стратегической необходимости. Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирова­ния отношений между людьми или в качестве методов социаль­ных преобразований, какими бы благородными целями это ни обосновывалось.

Гуманность как качество личности. Гуманистическое миро­воззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеа­лов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм -это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к челове­ку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, т.е., по сути, ко всему миру в целом.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности. Черта - это всего лишь отдельное свойство или отличительная особенность. Представляется правомерным рассматривать гуман­ность как качество личности, поскольку качество - это «объек­тивная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический сло­варь. - М., 1988. - С.561). В этой связи гуманность следует пони­мать как сверххарактеристику личности, которая включает ком­плекс свойств личности, выражающих бережное отношение чело­века к человеку.

Эти свойства проявляются и формируются в сфере человече­ских взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негу­манными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, бра­та, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счаст­ливым. Если человеческие отношения носят негуманный харак­тер, то формирование позитивных потребностей и свойств за­труднено. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкого­лики, наркоманы или судимые.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяет­ся как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании пере­живаниями сострадания и сорадования... реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» (Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М., 1990.-С.21).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представ­ляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в буду­щее, к свободной реализации своих творческих потенций (Г.Оллпорт, А.Маслоу), вера в себя и возможность достижения «Я-идеального» (К.Роджерс). Следует также отметить особый кон­текст, характеризующий гуманность личности, которая проявляет­ся в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, со­действию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагоги­ческой установкой гуманизма является восхождение к личности.

В нашем понимании личность - это человек, сознательно от­крывающий или создающий что-то новое в себе, природе, соци­альной сфере, общий ориентир деятельности которого имеет по­зитивную направленность. Позитивной направленностью обла­дают процессы, имеющие своей целью развитие человека, окру­жающих его людей, среды обитания и, следовательно, всего чело­вечества в целом.

Понятие «личность» отражает не только фактическое состоя­ние социальных свойств человека, но и выражает его идеал, явля­ясь понятием ценностным. Идеал культурного человека, как от­мечал А.Швейцер, - «есть не что иное, как идеал человека, кото­рый в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Та­кой идеал достижим и недостижим одновременно, но главное в нем - определение траектории развития и саморазвития человека. А это уже есть аксиологическая функция личности.

4. Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования

Роль гуманизации в развитии системы образования. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолени­ем того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гу­манистическим смыслом социального развития становится ут­верждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социаль­ного прогресса представляет собой гуманистический идеал про­исходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический прин­цип, отражающий современные общественные тенденции построе­ния функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образова­тельного процесса. Основным смыслом образования в этом слу­чае становится развитие личности. А это означает изменение за­дач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был пере­давать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель -ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная пере­ориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Но это еще не все.

Гуманизация образования предполагает единство общекуль­турного, социально-нравственного и профессионального разви­тия личности. Данный социально-педагогический принцип требу­ет пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Закономерности гуманизации образования. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, сфор­мулируем закономерности гуманизации образования.

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрос­лыми и социальной средой. Психические явления, отмечал С.Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение).

Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной куль­туры, чтобы сделать их своими потребностями, «органами своей индивидуальности», человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и раз­вития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободный и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближай­шего развития», т.е. на психические функции, которые уже созре­ли у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориента­ция требует выдвижения таких целей образования, которые обес­печивали базисные качества, необязательно универсальные, но обязательно необходимые для развития личности в том или ином возрастном периоде.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общече­ловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объектив­ных условий, связанных с материальной базой и кадровым потен­циалом образования. Развитие личности в гармонии с общечелове­ческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитар­ной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологи­ческий подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая ли­ния гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их ду­ховности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразо­вания личности как продукты развития. Это обусловливает осо­бую важность реализации деятельностного подхода как страте­гии гуманизации технологий обучения и воспитания. Он позво­ляет «обратить» педагогические задачи в «личностный смысл» деятельности личности.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионально­го развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личност­ного подходов.

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их го­товностью воспринимать каждого человека как заведомо интерес­ного, признавать за ним право на непохожесть на других. Личност­ный подход требует включения в педагогический процесс личност­ного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процес­са. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активи­зацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства между ними.

9. В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная за­кономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотива­цию учебной и других видов деятельности, организацию самодви­жения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивиду­ально-творческого подхода состоит в создании условий для само­реализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответст­венности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный прин­цип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на поводу обстоятельств, складывающих­ся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и пла­номерно совершенствовать себя.

Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образова­ния позволила выделить основные ее закономерности и систему взаимосвязанных с ними принципов. Теоретическое осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позво­ляет не только определить стратегическое направление образо­вательного процесса, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем выражается кризис современной педагогики?

2. В чем заключается сущность аксиологического подхода в изучении пе­дагогических явлений?

3. Сформулируйте аксиологические принципы.

4. Чем различаются понятия «гуманизм» и «гуманность»?

5. Что является ядром гуманистического мировоззрения?

6. Назовите закономерности гуманизации образования.

Литература

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Пер. с англ. - М., 1986.

Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. -№2.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989.

Пахомов Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Вест­ник высшей школы. - 1990. - № 9.

Смирнов С. А. Методика организации творческой познавательной деятель­ности - основа гуманистической педагогической системы // Инновационная дея­тельность в образовании. - 1995. -№ 2.

Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.

Глава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

Сущность социализации

Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представ­ляет собой часть процесса социализации и рассматривается как це­ленаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание вы­ступает своеобразным механизмом ускорения процесса социали­зации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гумани­стическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социа­лизации строится на основе общих принципов. К общим принци­пам воспитания относятся:

- принцип гуманизма, который предполагает признание само­ценности личности, создание условий для ее гармоничного самораз­вития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

- принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

- принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

- принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуаль­ность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

- принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в со­ответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Механизмы социализации

Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим основные из них.

Одним из значимых механизмов социализации является подавле­ние. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль. Этот механизм объясняет многие случаи забыва­ния человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными (Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. - М., 1925).

Подавление чаще всего осуществляется непроизвольно. Одна­ко в целом ряде случаев человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия. Механизм произвольного подавле­ния получил название вытеснения.

Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания. Это чувство может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противопо­ложную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмо­циональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. В случае действия этого механизма идея (мысль, впечатление) осознается как нейтральная и безобидная для чело­века. Изоляция наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов. Такой конфликт возникает тогда, когда в одной и той же ситуации человек вынужден играть две несовместимые ро­ли. Для его разрешения на психологическом уровне как раз и ис­пользуется механизм изоляции.

Важную роль в процессах социализации играет механизм са­моограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает стра­дать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступ­ление перед трудностями, ограничение своего «Я». Данный меха­низм действует на всем протяжении развития личности. Исполь­зование механизма самоограничения во многих жизненных си­туациях оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сло­жившейся ситуации. Однако он может приводить и к отрицатель­ным последствиям в личностном развитии. Наблюдения показы­вают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных заня­тий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, кото­рые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности. Первые попытки человека в любой области не могут быть совершенными. Нередко, не зная своего потенциала, после первых же неудач человек бросает дальнейшие попытки и выбирает дело попроще. Этому способствуют нетактичность, а иногда и явно издевательские замечания окружающих, особенно значимых людей (родителей, учителей и др.). Многие потенциально талантливые люди так и не смогли раскрыться в силу нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным пробам.

Приписывание собственных нежелательных черт другим со­ставляет сущность механизма проекции, который защищает чело­века от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подоз­рительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследова­ниями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные не­достатки. Эта тенденция в большей степени присуща тем, кто имеет комплекс неполноценности или характеризуется авторитарностью (Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С.254).

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъ­ектом, группой, образцом. Этот процесс получил название меха­низма идентификации и является одним из главных механизмов со­циализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и пе­реживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значи­мые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, ге­рои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее ино­гда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает дейст­виям другого, но и становится похожим на него.

С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Следующий механизм социализации - эмпатия, т. е. сопережи­вание эмоциональному состоянию другого человека, проникно­вение в его переживания.

В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается в тех случа­ях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и др.).

Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды под­росткового и юношеского развития, когда возникают сильные сек­суальные желания и сопровождающие их эмоции. Чрезмерно интеллектуализирующие люди лишаются полноценной эмоциональ­ной жизни и производят впечатление холодных и равнодушных.

Одним из самых распространенных механизмов социализа­ции является рационализация. Ее суть состоит в том, что человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих фрустраций - психических состояний, характеризующихся наличием потребности, не на­шедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождает­ся различными отрицательными переживаниями: разочаровани­ем, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустраций часто возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение по­требности наталкивается на непреодолимые или труднопреодо­лимые преграды. У детей фрустраций возникают в виде пережи­ваемого «чувства крушения». Причиной фрустраций может слу­жить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустраций ведут к формиро­ванию отрицательных качеств личности (агрессивности, раз­дражительности и др.).

Рационализация может проявляться в нескольких видах. Наи­более изученными являются дискредитация цели, самодискреди­тация и самообман.

Дискредитация цели используется людьми непроизвольно в си­туациях, связанных с недостижимостью целей. Аргументация при этом такова: «То, что недоступно мне, не может обладать высо­кими качествами».

Самодискредитация как способ рационализации имеет место в тех случаях, когда человек, имея высокий уровень притязаний и стремясь к труднодоступным целям, терпит и переживает неудачу. Боясь вторичных фрустраций, связанных с понижением его оцен­ки в глазах референтных людей и групп, он объявляет, что пере­оценил свои возможности и поэтому его неудача естественна. Та­кая предвосхищающая рационализация предотвращает возмож­ную критику со стороны других и новую фрустрацию.

Самообман чаще всего встречается в тех ситуациях, когда че­ловек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения. При этом отвергнутый вариант сохраняет для него ценность, и он утверждает, что будто бы не имел под­линной возможности свободного выбора.

Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования дей­ствия. Обычно это повторяющиеся и ритуальные приемы, совер­шаемые в связи с верой в сверхъестественное и имеющие свои кор­ни в детском возрасте. Например, то, что ребенок просит прощения и принимает наказание, означает, что его поступок как бы аннули­руется и он может продолжать действовать с чистой совестью.

Механизм сублимации впервые был описан З. Фрейдом. Под суб­лимацией понимают перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива, удовлетворение которых блокирова­но условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь