Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Речение Ипусера (Лейденский папирус № 344)
Введение I (1)... [приставленные к] вратам (говорят): «пойдем и будем грабить». Изготовители сладостей (2)... прачечники отказываются исполнять свою работу. Эмали (3) [ровщики]... [лов]цы птиц строятся в боевые ряды (4)... [жители Д]ельты несут щиты, пивовары (5)... Человек видит в сыне своего врага. Восстает (6)... (7)... Судьба, предназначенная вам (еще) во время Гора, в век (8) [Эннеады[92]...совершается]... Доблестный муж идет, скорбя о том, что совершается в стране. Идет (9)... Жители пустыни (т. е. варвары) повсюду стали египтянами. А. Первая часть описания бедствия страны (Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Воистину») Воистину: лица свирепы (10)... То, что было предсказано предками, достигает (11) [осуществления]... (Две или три строчки совсем уничтожены). II (1) Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идет пахать со своим щитом. Воистину: кроткие говорят [человек свирепый] (2) лицом стал человеком со значением. Воистину: лица свирепы. Лучник готов. Злодеи повсюду. Нет нигде человека вчерашнего дня. Воистину: грабител[и...] повсюду. (3) Раб с похищенным будет находить их. Воистину: Нил орошает, (но) никто не пашет для него. Каждый человек говорит: мы не понимаем, что происходит в стране. (4) Воистину: женщины бесплодны, не беременеют. Не творит больше Хнум[93] из-за состояния страны. Воистину: простолюдины сделались владельцами драгоценностей. Тот, который не мог изготовить себе (5) (даже сандалии), стал теперь собственником богатств. Воистину: сердца его рабов скорбны; не разделяют вельможи с людьми своими (их) ра[дост]и. Воистину: сердце людей жестоко. Мор (6) по всей стране. Кровь повсюду. Не удаляется смерть. Пелены (мертвого) вопиют еще до приближения к ним. Воистину: многие трупы погребены в потоке (т. е. в Ниле). Река (превратилась) в гробницу, (а) местом для бальзамировки сделалась река. Воистину: благородные в горе, простолюдины же в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить мы сильных (т.е. имущих) среди (8) нас». Воистину: Люди стали подобно птицам, ищущим падаль. Грязь по всей стране. Нет человека, одеяние которого было бы белым в это время. Воистину: земля перевернулась, подобно гончарному кругу. (9) Разбойник (стал) владельцем богатств; богач [превратил]ся в грабителя. Воистину: сильные (? ) сердцем (стали) подобно п[тицам] (из-за страха). Недзес[94] [скорбит]: «как ужасно (все)! что мне делать? » (10) Воистину: поток в крови, (если) люди пьют из него, они отталкиваются (вкусом) человека и они жаждут (чистой) воды. Воистину: ворота, колонны и простенки сожжены (11) и одни (лишь) стены царского дворца стоят сохранившиеся. Воистину: корабль юга[95] охвачен смутою. Город[а] разрушены. Юг превратился в пустыню. (12) Воистину: крокодилы и афина-рыбы хватают себе (обильную пищу), сами люди идут к ним, ведь это зло (т. е. смерть) ничто. Говорят: не вступай сюда смотри! это (13) вода. (Но) вот люди входят (в нее), подобно рыбам. Боязливый не различает ее из-за страха сердца. Воистину: людей стало мало, (а) повергающие брата своего наземь (14) повсюду. Убегает знающий об этом [без ус]та[ли]. Воистину: сын мужа сделался человеком, которого не знают. Сын жены (букв.: госпожи) его стал сыном его рабыни. III (1) Воистину: чужеземной землей стала страна (т. е. Египет). Номы разгром[лены]. Варвары[96] извне пришли для Египта. Воистину: Достигнуто... (2)... Нет (больше) нигде египтян. Воистину: золото, ляпис-лазури, серебро, малахит, сердолик, камень Ибхет и... (3) [ви]сят на шее рабынь. Благородные женщины (скитаются) по стране. Владычицы дома говорят: «О, если бы мы имели что поесть». Воистину: не... (4)... благородные женщины. Тела их страдают от лохмотьев, сердца их разрываются, когда они спрашивают о здоровье [того, кто их сам прежде спрашивал о здоровье]. Воистину: (5) разломаны ящики из эбеневого дерева, драгоценное дерево расколото на щепки [сожжены работники (6) (из дерева)[97] в] них. Воистину: строители [гробниц ста]ли земледельцами. Те, которые были (уже) в ладье бога, впрягаются (в плуг). Не едут (больше) люди на север в (7) [Би]бл[98] сегодня. Что нам делать для (получения) кедров нашим мумиям, (ведь) в саркофагах из них погребались «чистые» и бывали забальзамированы (8) маслом их (т. е. кедров) [вельможи] вплоть до Кефтиу (Крита). Они не привозятся (больше). Израсходованы [изделия] всякой работы. (9) Опустел дворец царя, да будет он жив, здрав и невредим. Как хорош был (прежде и) приход жителей оазисов с их курениями для праздничной службы, мешками из..., полными свежими... – травами (10) птицами для... Воистину: Элефантина[99]. Тинис[100], весь юг не платит подати из-за (11)...смуты, отсутствует зерно, уголь, плоды, иртиу, мачты... ящики (? ), (прочие) изделия ремесленников, плоды джа (12), черное масло (кеми) для дворца. Для чего (может служить) казначейство без податей своих? Сердце же царя (только тогда) радостно, когда к нему приходят приношения. – Смотри! (13) каждая чужеземная страна [говорит]: это наша вода! это наши поля! Что вы можете сделать против этого? (Ведь все) склоняется к упадку. Воистину: смех забыт. Он нигде не слышен. То, что слышно в стране, это стенания, смешанные с воплями. Воистину: азиаты все стали подобны египтянам, а египтяне (1) (стали) по- IV добны чужеземцам, выкинутым на дорогу. Воистину: волосы выпали у всех. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. Воистину: [страдают] (2) из-за шума. Не прекращается шум в годы шума. Нет конца шуму. Воистину: Большие и малые (говорят): «я желаю, чтобы я умер». Маленькие дети (3) говорят: «О если бы он (т.е. отец) не дал бы мне жизнь». Воистину: дети знатных разбиваются об стены. Дети любимые кинуты на высоты (4). Хнум скорбит из-за бессилия своего. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, они кинуты на высоты. Тайны бальзамировщиков раскрыты. Воистину: (6) вся Дельта, она (больше) не защищена. То, что дорого стране севера, находится на путях (открытых) удару. Что (7) нам делать, чтобы не было доступа всюду? Пусть скажут: держись вдали от места тайн! (ибо) смотри! оно в руках не знающих его, как будто они знали бы (8) его. Варвары стали искусны в работах Дельты. Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты (9) в тонкое полотно, они избиваются палками. Те, которые не видели (сияния) дня, они выходят беспрепятственно. Те, которые лежали на ложах мужей своих, пусть спят они на баржах... Скажут они: Тяжело мне на барже с миррой, (11) то пусть нагрузят их сосудами, полными с... Пусть узнают они носилки. Что касается слуг, (то ведь) те больны! (А) это хорошее лекарство для них (12) (когда) из-за них страдают благородные женщины, подобно рабыням. То, что поют певицы в хоромах (13) богине Мерт[101], это скорбь, повесть о муках над жерновом. Воистину: рабыни все стали владеть устами своими. Если говорят (14) их госпожи, то это тяжело переносить рабыням. Воистину: (Существуют) сикоморы, деревья «сек», деревья «гену» и деревья «вену». Я различал (поэтому) его (т. е. собственника) и рабов… V (1) дома его, скажут люди, когда услышат про это. Отсутствует лишний хлеб для детей. Нет пищи для [...] (2) Сегодня! на что похож вкус сегодня. Воистину: вельможи голодны и в отчаянии. Слуги обслуживаются... (3) из-за жалоб. Воистину: человек ожесточенный говорит: если бы я знал, где бог, то я принес бы ему жертву. Воистину: [право] в (4) стране (существует лишь) по названию своему. [Г]рех это то, что творят они (т. е. люди), говорят ложь во имя его. Воистину: воины бегут к мешкам (купца), подобно (5) грабителям; расхищается все имущество того. Воистину: животные все сердца их плачут. Скот скорбит из-за состояния страны. Воистину: мясник режет их. Боязливый человек: о, (где же он) отразитель врагов наших? Отсутствуют амулеты (8) благополучия из-за... Разве надо преследовать крокодила и разрезать его? Или убивать льва и жарить на огне? [102] Или жертвовать Птаху[103] похищенное?.. Что (другое) вы ему дадите? Не обращайтесь к нему! злым будет то, что вы ему дадите. Воистину: рабы [...] (10) по стране. Сильный посылает ко всякому. Человек убивает братьев матери своей[104]. «Что делать», говорю (11) я из-за гибели. Воистину: дороги (безлюдны) ибо на путях засады. Люди сидят в кустах, покуда пройдет ночной путник, (12) чтобы схватить ношу его. Отбирается все то, что на нем. Его осыпают ударами палки и убивают преступным образом. Воистину: (13) погибли те, кто видали вчерашний день. Страна в бессилии своем, подобно сжатому льняному полю. Недзес, ты выходишь (14) в отчаянии. Золотых дел мастер... О, если бы пришел конец людям! Не было бы зачатия и не VI было бы (1) рождения! О, если бы замолкла страна от крика, и не было бы смуты! Воистину: [кушают] траву и запивают ее водой. Не (2) находят (больше) плодов (деревьев) и травы для птиц. Отнимается пойло ото рта свиней. Нет у тебя прекрасных лицом, ибо они (еще) больше меня (3) поражены голодом. Воистину: Зерно гибнет на всех путях. Люди лишены платья, мази и масла. Все (4) говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Это несчастье для сердца моего. Я подавлен (5) совсем. О! если бы я мог дать (услышать) мой голос в этот час, чтобы он спас меня от того несчастья, в котором я нахожусь. Воистину: прекрасная судебная палата. Расхи- (6) щены ее акты, лишены хранилища ее тайн (своего) содержания. Воистину: магические формулы стали общеизвестными. Заклинания «шем» и заклинания «сехен» (7) сделались опасными, ибо они запоминаются (теперь всеми) людьми. Воистину: вскрыты архивы. Расхищены их податные декларации. Рабы стали владельцами (8) рабов. Воистину: [Чиновники] убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени. Воистину: (9) писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов (10) судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати н(11)а улицах. Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады, (ибо) то ведение дел дома Тридцати[105] лишилось своей замкнутости. (12) Воистину: Великая судебная палата стала (местом) выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы. Воистину: (13) дети вельмож выгнаны на улицу. Человек знающий подтвердит все это, глупец (же) будет отрицать, (ибо) невежде будет казаться прекрасным (все свершающееся) перед ним. В. Вторая часть описания бедствий страны (Отдельные абзацы вводятся стереотипным – «Смотрите») VII (1) Смотрите: огонь поднялся высоко; пламя его исходит от врагов страны. Смотрите: свершились дела, которые никогда (казалось) не могли бы свершиться. (2) Царь захвачен бедными людьми. Смотрите: Погребенный соколом (т. е. царь) он лежит на (простых) носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым (т. е. гробница царя). Смотрите: было приступлено к лишению (3) страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Смотрите: приступили люди к мятежу против урея[106], [глаза] Ра[107], умиротворяющего (4) обе земли[108]. Смотрите: сокровенное страны, границы которой не знали, стало всем известно. Столица, она разрушена в один час. Смотрите: Египет [сам][109] начал (5) лить воду. Тот, который лил только воду на землю, он захватил сильного во время бедствия. Смотрите: змея (т. е. урей) взята из гнезда своего (т. е. из головного убора царя). Тайны (6) царей Верхнего и Нижнего Египта стали всем известны. Столица встревожена недостатком. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности сопротивлять (7)ся. Страна, она связана шайками грабителей. (Что касается) сильного человека, то подлый берет его имущество. Смотрите: червь [гложет] (знатных) покойных (8); тот, который не мог сделать себе саркофага, он (теперь) стал владельцем гробницы. Смотрите: владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов. Тот, который не мог сделать себе (даже) гроба, он стал «владельцем: заупокойного имения. (9) Смотрите: это свершилось (теперь) с людьми. Тот, который не мог себе построить (даже) хижину, он стал (теперь) владельцем дома. Смотрите: придворные изгнаны из домов (10) царя. Смотрите: благородные женщины находятся на шеду-баржах. Вельможи пребывают в закромах. Тот, которых не спал (даже) рядом со стеной, он стал (теперь) собственником ложа. Смотрите: владелец богатства (11) проводит ночь (теперь), страдая от жажды. Тот, который выпрашивал осадок (напиток), (теперь) собственник кувшинов, кидающих наземь[110]. Смотрите: владельцы роскошных одеяний (теперь) в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал (12) для себя, (теперь) владелец тонкого полотна. Смотрите: тот, который никогда не строил себе (даже) лодки, стал (теперь) владельцем кораблей. Настоящий же их собственник, смотрит на них, но они уже не принадлежат ему. (13) Смотрите: тот, который не имел тени (опахала), стал (теперь) собственником тени. (Бывшие же) собственники тени (охлаждаются только) при дуновении ветра. Смотрите: тот, который не знал (даже) лиру, стал (теперь) владельцем арфы (14). Тот, который (даже) для себя не пел, он восхваляет (теперь) богиню Мерт. Смотрите: собственники поставцов из меди не украшают больше сосудов ни на одном из них. Смотрите: VIII тот, который спал (1) без жены из-за бедности, он находит (теперь) благородных женщин. Тот, который не смотрел на него, (теперь) стоит, уважая (его). Смотрите: тот, который не имел своего имущества, стал (теперь) владельцем богатств. (2) Вельможи восхваляют его. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми. Собственники богатств стали неимущими. Смотрите: [Руко]водимые (3) стали собственниками рабов. Тот, который был (сам) посыльным посылает другого. Смотрите: тот, который не имел своего хлеба, (стал) собственником закрома. Снабже(4)на его кладовая собственностью другого. Смотрите: тот, волосы которого выпадали потому, что он не имел своего масла, стал собственником (целых) кувшинов со сладким мирром. (5) Смотрите: не имевшая (даже) ящика (с добром) стала владычицей (целого) груза. Та, которая смотрела на свое лицо в воде, (стала) владелицей зеркала. Смотрите: ...Смотрите: хорош тот человек, который кушает (6) свой хлеб. Питайся своим имуществом в радости сердца. Не отворачивайся от него, (ибо) полезно человеку кушать свой хлеб. Бог повелевает это тому, (7) кто восхваляет его... Смотрите: тот, который не [з]нал своего бога, тот жертвует ему воскурения другого. Тот, который не знал...Смотри](8)те: Благородные женщины великого рода, собственницы драгоценностей, отдают своих детей в качестве наложниц. Смотрите: человек [знатный брал себе], (9) благородную женщину в качестве жены, и его защищал отец ее. (Теперь же) не имеющий такого (тестя) убивает его. Смотрите: дети сановников (теперь) в лох[мотьях, скот] (10) стад их принадлежит грабителям. Смотрите: мясники режут (теперь) скот бедня[ков, ибо скот в руках гра](11)бителей. Смотрите: тот, который ничего для себя не резал, тот режет (теперь) откормленных быков. Тот, который не знал (даже) ящерицы, види[т теперь яства] (12) всевозможные. Смотрите: мясники режут гусей, и они (т. е. гуси) жертвуются богам вместо быков. Смотрите: Рабыни... (13) жертвуют апех-вещество. Благородные женщины... Смотрите: благородные женщины бегут. Начальники (? )...(...)... (14) их повержены страхом смерти. Смотрите: Начальники страны спасаются бегством, они не находят (даже) милостыни (? ) из-за скудости. Владелец наг[рад бедствует (? )]. Смотрите: IX (1) владельцы ложа спят на земле. Тот, который проводил ночь в грязи, приготовляет себе кожаное ложе. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты (2) тем, что они закололи (для других). Смотрите: все должности, они не на своих местах, подобно испуганному стаду без своих пастухов. Смотрите: Скот разбегается. Нет никого, который бы собирал (3) его. Каждый приводит себе его, клеймя своим именем. Смотрите: Убивают человека рядом с братом своим. Тот оставляет его, чтобы спасти себя. Смотрите: (4) тот, который не имел (даже) свою упряжь (т. е. 2 быков), стал владельцем стада. Тот, который не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота. Смотрите: тот, который не имел своего зерна, стал владельцем амбаров. (5). Тот, который брал в долг зерно, (теперь) сам дает его. Смотрите: тот, который не имел (даже) временных рабов, стал (теперь) собственником наследственных рабов. Тот, который был «вельможей», (теперь) сам исполняет поручения. Смотрите: сильным (т. е. знатным) не до(6)клады[вается по]ложение народа. (Все) приближается к гибели. Смотрите: Все ремесленники, они не работают. Похитили враги страны ее ремесла. (7). [Смотрите: тот, который собрал] жатву, он не получает ее. Тот, который не пахал [для] себя, [он получает жатву. Жатва] созревает, (но) об ней не доносит (никто). Писец (8) сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют в ней. С. Третья часть описания бедствий страны (Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Разрушено») Разрушено... (около 14 квадратов иератических знаков уничтожено)[111]... в то время. Человек видит (9) [врага в Ма]дзаи[112] своем. (Только) слабые приносили облегче[ние тому, кто страдает...]...(8 квадратов)... страх, нет (10)... (5/6 строки уничтожено)... бедняки (11)... (2/5 строки)... не освещается земля из-за этого. Раз[рушено]... (9-10 квадратов)... [отнимается] пища у них (12)... (8 квадратов)... страх ужаса перед ним. Умоляет недзес... (около 9 квадратов)… посыльный. На (13)... (6 квадратов)... время. Его схватывают нагруженного его имуществом. Отбирают...(около 9 квадратов)... проходят мимо его ворот (14)...(5-6 квадратов) [в] гробницу, стены, помещение комнат с соколом. Вынимаются мумии... (около 5 квадратов)... [ут]ром. Раз- X ве недзес бодрствует? (1) Земля рассветает над ним. Он не ужасается этого. Проходят мимо голов (спящих), скрученных в больших палатках, в качестве дома. (2) Палатки это то, что они сооружают, подобно жителям пустыни. Разрушено посылание слуг по поручению своих господ. Нет боязни перед ними (т. е. господами). Смотри, вот пятерка[113]. (3) Они говорят: идите (сами) по дороге, которую вы знаете; мы достигли (своей цели). Д. Заключение описаний бедствий страны Плачет северная страна. Закром царя стал достоянием (4) всякого. Весь дом царя остался без своих доходов. Ему же (по праву) принадлежат пшеница, ячмень, птицы и рыбы, ему принадлежат холст, тонкое полотно, медь, ма(5)сло, ему принадлежат ковры и цыновки, цветы, носилки и все прекрасные подати. Он (должен) приходить (к закрому, а именно) производящий. Если бы не было слов разрушения (6), (все) это было бы в доме царя, до будет он жив! здрав! и невредим! и он не был лишенным всех этих приношений. Е. Призыв к восстановлению царской власти (Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Уничтожайте врагов благородной столицы») Уничтожайте врагов благородной столицы, блестящей придворными... (7) в ней подобно... (2/5 строки)... Начальник города[114] проходит без своей свиты. Уни[чтожайте врагов благородной столицы] (8) блестящей... (8-9 квадратов)... [Уничтожайте врагов] столицы той благородной с многочисленными законами... (9 квадратов)... (9)... 3/4 строки)... [Уничтожайте врагов столицы] той благород[ной]... (около 7 квадратов)... (11) Не мог противостоять... (4-5 квадратов)... [Уничтожайте врагов столицы т]ой благородной с многочисленными канцеляриями. Воистин[у]... (около 7 квадратов)... F. Призыв к восстановлению религиозного культа (Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Помните») (12) Помните о свершении возлияний... (7-8 квадратов)... (вы) страдающие больше, чем тот, который болен во всех членах своих. Умоляйте... (2 квадрата)... [Моли](13)тесь богу своему. Защита его уста (? )... (5-6 квадратов).. дети его свидетельствуют (за него), вызывая орошение (в пустыне). XI Помни[те о снаб](1)жении закрома (храмов), воскурении фимиамом и возлиянии воды из кувшина хеле (каждое) утро. Помните «о доставлении»: жирных pa-гусей, серпу-(2) и сет-гусей, о приношении жертв богам. Помните о жевании натрия[115], приготовлении белого хлеба (знатным) мужем в день омовения головы (3). Помните о воздвижении древков (для храмовых хоругвей)[116], вырезании (надписей) на жертвеннике. (Пусть) жрец очищает храмы. Пусть дворец бога выложен камнями, (белыми), подобно молоку (4). Помните об услаждении запаха горизонта (т. е. храма), о непрекращении жертвенных яств. Помните о следовании предписаниям (ритуала), соблюдении месячных дней. (Помните) об удержании вступаю(5)щего в жречество от телесной нечистоты. Свершение таковой – это тяжкий грех. Это – испорченность сердца. [Помните о соблюдении] дня перед вечностью, (соблюдении) месяцев, о разли(6)[чении ново]летий (своим) знанием. Помните колоть быков... (около 8 квадратов)... (согласно) писаниям. Помните о выхождении и но(7)[чью к богу], зовущему вас. (Помните) о жертвовании гусей в огне... (2/5 строки)... [Помните] о предписании (жертвовать) кружку (вина) и о воз(8)[лиянии на] берегу ре[ки]... (1/2 строки)... женщин... (9)... (4/5 строки)... одеяния... (10).:: (1/5 строки)... о воздавании восхвалений... (1/2 строки)..., чтобы умиротворить вас... (11)... (5-6 квадратов)... нужда людей. G. Выражение веры в благость общеегипетского бога Ра Приходи (7)... (2/3 строки)... [сила] Ра, приказание... (12)... восхваляя. Он [приходит с] запада, чтобы уничтожить... (5-6 квадратов)... людей богами. Смотрите, он стре(13)[мит-ся построить.. (3 1/2 квадрата оставлены незаполненными)... зачем? Смотрите, он не различает боязливого от дерзкого сердцем, он приносит прохладу страдающему от жары (1). XII Говорят, он пастырь для всякого. Нет зла в его сердце. Если уменьшится его стадо, то он проводит день, чтобы собрать его (2), (хотя) и огонь был бы в сердце их. Н. Выражение скорби о допущении богом первичного греха в людях О, если бы он исправил их сущность в первом их поколении! Да разбил бы он грех, протянул бы руку против него! уничтожил бы (3) имя и потомство его! (Люди же) желали рождать для него (т. е. для греха), и произошло несчастье. Нуждающиеся на всех путях. Вот, что произошло. I. Изобличение царя, наместника бога на земле, в бездействии, лжи и ненависти (4) Оно (несчастье) не наступило бы, если бы были боги среди них (т. е. людей). (Тогда) вырастало бы потомство у жен мужей, и не находили бы его на дороге. Боец выходил бы (5) уничтожить злых, которых они произвели. Но не было руководителя в их час. Где же он (даже) сегодня? Разве он спит? Смотрите (6) не видна была (до сих пор) его сила. Когда мы погибали, я не находил тебя (очевидно царя). Меня бы не звали напрасно. Это больший грех, чем испорченность сердца. Изречения [страха] (теперь) на устах всех. Сегодняшний день, страх перед ним среди людей больший, чем перед миллионом мужей. Не видит [царь никого кром](8)е [в]рагов.. (5-6 квадратов)... [подходит] смута к гарему его, вступает в храм... (около 5 квадратов)... [пла](9)чет он пер[ед]... (8-9) квадратов)... То, что производит смуту, это слова его (т. е. царя), [более чем] палка [насильника]... (около 4 квадратов)... (10) Не пала бы земля... (7-8 квадратов)... сожжены статуи, погибли их гробницы. Захвачены... (11) Он видит день... (4 квадрата)... какого-либо. Тот, который ничего злого не сделал между небом и землею, он боится всякого. Что (12) он сделал? Чего достигли мы? Он (человек) выступает против того, что ты не хочешь уничтожить. Разум, познание и правда с тобою. А смуту (13) вместе с шумом междоусобия ты рассылаешь по стране. Смотри, один свершает насилие над другим. (Люди) идут против твоих повелений. Если идут 3 (14) по дороге, то находят только 2. Большее число убивает меньшее. Разве существует пастырь, желающий смерть (своего стада)? О, если бы ты приказал XIII дать (1) ответ, на этот вопрос! потому что любящий это – один человек, ненавидящий же – другой. Гибнут жизни их на всех путях. Ты делал (все), чтобы вызвать это (2). Ты говорил ложь. Страна стала ядовитой травой, уничтожающей людей. О, если бы не погребались (люди) живыми. Все эти годы (стали годами) ему (3) ты. Убивают (знатного) мужа на кровле его дворца. Он сам (должен) бодрствовать в своем сторожевом домике. Если он храбр, он спасает себя. Он живет. (4) Отнимается дом у недзеса. Он бежит по дороге, пока не увидит разлив (воды). Дорога у него отрезана. (5) Он стоит в отчаянии. Отнимают у него то, что на нем. Избивают его ударами палки. Убивается он теми (т. е. грабителями). О, если бы ты испробовал (хоть) немно(6)го от несчастия, тогда бы ты сказал... (9). J. Описание будущего благополучия страны (Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Но это будет хорошо») [Но это будет хорошо], когда баржи будут ехать вверх по реке... (1/2 строки)... (10) [никто не] будет грабить их. Но это будет хо[ро]шо, (2/5 строки) (11) [Но это будет] хорошо, когда будет выкинута сеть и будут ловиться птицы [для] откармливания. Но это будет хорошо, [когда будут восстановлены] (12) должности для себя, дороги сделаются проходимыми. Но это будет хорошо, когда руки людей будут строить пирамиды (13), будут копать пруды, будут создаваться сады из сикомор для богов. Но это будет хорошо, когда люди будут напиваться, когда они будут пить напиток... (14) и сердца их будут радостными. Но это будет хорошо, (когда) радость будет на устах (людей). (Когда) знать номов будет XIV стоять и наблюдать за радостью (1) в своих домах. Она одета в тонкое одеяние, чиста лицом и укреплена в сердце. Но это будет хорошо, (когда) ложа (2) будут приготовлены, подушки вельмож (будут) сложены в сохранности. (Когда) желания каждого человека будут исполнены, в виде ложа в те-(3)-ни. (Когда) будет закрыта дверь за тем, который спал в кустах. Но это будет хорошо, (когда) тонкое полотно будет разостлано и одеяния на земле. Начальник... (8-9 квадратов)... (5)... (больше 1/2 строки)... сикоморы недзес (говорит)... (около 4 1/2 строк). К. Описание будущей боевой мощи страны ...(10), случай грабежа... (около 3/4 строки)... [в сере](11)дине их подобно азиатам... (почти 1/3 строки)... для него. Люди (сами) замышляют свои планы (спасения). Они исполняют их для (12) себя. (Ибо) не нашелся тот, который будет стоять над защитой их... (5-6 квадратов)... Сражается каждый за свою сестру. Он защищает (13) себя! А негры? О, если бы мы сами защищали себя! Умножайте (число) б[ой]цов, чтобы отразить лучников. (А) ливийцы? (14) О, если бы мы повернули (их) обратно! Мадзаи хороши с Египтом. Разве кто-либо убивает сво- XV его брата? Молодежь (1), которую мы рекрутировали для себя, стала подобно лучникам, склонной к разрушению. Вследствие этого случится, что дадут знать бедуинам о состоянии страны (2). Все варвары наполнятся боязнью перед ней. То, что испытали люди, не даёт Египту превратиться в пустыню. Сила ее (3) ограничивает [врагов]. Сказано вам после лет... (4-5 квадратов).:. [раз]рушая себя самого. Остающиеся дают жизнь домам своим (4)... (4-5 квадратов)... чтобы даже жить детям ее (т. е. страны). (Следует большая лакуна) L. Заключение речей Ипусера ...(13) как излишек хлеба. То, что сказал Ипусер владыке вселенной... Вопросы для самоконтроля: 1. Какие имеются в тексте указания на время его составления? 2. Можно ли считать данный текст пророчеством и почему? 3. Как вы можете охарактеризовать личность и социальное положение Ипусера? 4. Насколько полно освещает события восстания Ипусер? 5. Какова аудитория текста? 6. Как бы определили причины восстаний в Египте? 7. Какие социальные группы участвуют в восстании? 8. Что происходит с царской властью и государственным аппаратом в период восстания? 9. Каковы последствия социальных выступлений для экономики Египта? 10. Какие меры предлагает Ипусер для подавления восстаний и выхода из кризиса?
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 2067; Нарушение авторского права страницы