Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 3 (3.1.-3.2.). Природа сознания человека. Философия познания.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 3 (3.1.-3.2.). Природа сознания человека. Философия познания. План. Понятие, основные подходы, происхождение. Природа сознания человека: материализм и идеализм о природе сознания. Идеальность сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. Познание: объект, субъект, формы. Познание, творчество, практика. Рациональное и иррациональное познание. Истина: понятие, критерии. Истина и заблуждение. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его уровни. Методы научного исследования. Научные революции. Понятие, основные подходы, происхождение. Природа сознания человека: материализм и идеализм о природе сознания. Идеальность сознания. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой.Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности. Основными формами сознания являются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт. Предметом сознания, в свою очередь, являются: - окружающий мир, его предметы, явления; - особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный. Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность; интенциональность; идеаторность. Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо с помощью материальных средств. Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может " вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании, возможно, то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, " образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета сознания (что " видит" сознание); формы (как оно воспринимает предмет). Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи— коренное отличие сознания человека от сознания животных. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм; солипсизм; объективный идеализм; умеренный материализм. Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Между физикализмом исолипсизмом (крайними направлениями) находятся: - объективный идеализм - признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть " мирового сознания"; - умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа: - сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; - сознание присуще всем живым организмам; - сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание " исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы " мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения: - теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи; - теория Тейяра Пьера де Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, " внутренняя сторона", " мозг" материи; - теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи. Основная идея " биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: - жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; - инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; - животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; - многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания; - животным присущи своя " мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно " человеческой" точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой " социальной" организации с распределением ролей. Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 4-е изд. М.: Проспект. 2010. 2. Горелов А.А. Основы философии. 7-изд. М.: Академия. 2008. 3. Кошкарян М. Из истории философии. Античная философия: курс лекций. М.: Издательство гуманитарной литературы. 2009. 4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. 6-е изд. М.: ИД Юрайт. 2013. 5. Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов. М.: Дашков и К., Академцентр. 2010. 6. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие. М.: ВЛАДОС. 2008. 7. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. научн. ред. и сост. Грицанов А.А. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор.2001.
Термины и понятия к усвоению: агностицизм, абстрагирование, аксиоматический метод, анализ, абсолютная истина, антисциентизм, восприятие, гносеологический оптимизм, гносеология, гипотеза, идеализация, изоморфизм, истина, критерии истины, метод, метод моделирования, метод математического эксперимента, метод мысленного эксперимента, научная теория, наблюдение, обобщение, объект познания, ощущение, относительная истина, практика, представление, рационализм, сущность, суждение, сенсуализм, синтез, сциентизм, теоретический уровень познания, умозаключение, эмпиризм, эмпирический уровень познания, эксперимент, явление.
Лекция 3 (3.1.-3.2.). Природа сознания человека. Философия познания. План. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы