Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение мира: соотношение библейского взгляда и современных научных подходов.



Уникальность библейского описания сотворения мира состоит в том, что Библия не утверждает ничего, что не совпадало бы с современным научным знанием. Итак, мы рассматриваем библейскую картину сотворения мира с точки зрения научной теории и посмотрим: можно ли к ней относиться как к научной? Высказываний, которые можно было бы отнести к научному исследованию, в Библии не так уж и много. Практически все они сосредоточены на одной странице, на самой первой странице Библии – в книге Бытия, которая получила название Шестоднев, т.е. которая повествует о сотворении мира, о шести днях творения.

Здесь необходимо вспомнить о том, что время жизни Моисея – автора Ветхого Завета, это около полутора тысячи лет до Рождества Христова, т.е. Моисей современник Гесиода, Гомера. Поэтому то, о чем мы сейчас будем говорить, рассказано за три с половиной тысячи лет до нас.

Можно взять тексты вавилонские, египетские, древнеиндийские или древнегреческие, и ни одна из концепций там представленная не может даже сравниться с ветхозаветной. Ну, как серьезно можно говорить о возникновении мира из яйца или праяйца? Как можно серьезно говорить о том, что некий бог разделился на части? Поэтому мы и называем такие концепции мифологическими. В лучшем случае мы можем их исследовать с точки зрения сознания народов той эпохи, но ни один серьезный и даже несерьезный ученый не будет рассматривать древневавилонские, древнеиндийские, китайские, египетские тексты как предмет для научной дискуссии.

Но библейский текст является предметом научной дискуссии. Поэтому если ветхозаветный текст обсуждают ученые, то тем самым его предполагают научным.

С другой стороны. Возьмем Древнюю Грецию. Не более отсталые в развитии страны как Египет, Вавилон или Шумер, а Древнюю Грецию позднего периода, где мы находим образованных, гениальных для своего времени философов – Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Что они говорили о возникновении мира, о возникновении жизни? Если мы сейчас читаем Демокрита, то видим его учение об атомах, его учение о существовании небытия, которое он называет вакуум. Мы говорим, что в этом много истинного, это предвосхищение идей современной физики. Когда мы посмотрим на его концепцию о возникновении жизни, то она ничего, кроме улыбки, у нас не вызывает. Демокрит пишет, что на земле в какое-то время стали образовываться пузыри, а потом из этих пузырей стали выходить в готовом виде животные и, конечно же, человек. Ничего научного в такой концепции нет. Или рассмотрим концепцию Эмпедокла (V век до Р.Х.), который говорил, что вначале были созданы отдельные члены, отдельные органы различных тел. Эти органы стали соединяться друг с другом. Таким образом появлялись сторукие, тысяченогие, безголовые животные, которые, естественно, не могли жить. Они умирали. Выживали только лишь те животные, те живые существа, которые имели соответствующее количество органов, что позволяло им питаться, размножаться, передвигаться и т.д. В этом некоторые видят такое гениальное предвосхищение теории эволюции, теории образования видов на основе естественного отбора. Но это можно увидеть только лишь при большом желании. Ничего научного здесь нет. И научной критикой теории Эмпедокла никто не занимается. Не забудем, что речь идет о гениях, о действительных светилах древнегреческой науки.

А кто такой был Моисей, автор Пятикнижия Моисеева, в том числе и книги Бытия – Шестоднева? Моисей был, как известно, пастух. Хоть он и был воспитан при дворе фараона в Древнем Египте и получил там некоторое образование, известное жрецам, но, тем не менее, он был пастухом. Тем более, он жил за 1000 лет до Эмпедокла, т.е. ни о каких особых научных знаниях говорить не приходится. И, тем не менее, о том, что было написано Моисеем за 1500 лет до Р.Х., до сих пор идут разговоры. Хотя бы это уже заставляет нас задуматься, что обычными человеческими силами этого добиться невозможно. Естественно, что такой текст, который является современным до сих пор, современным с научной точки зрения, не может не считаться уникальным.

Итак, возвратимся к тексту Библии, к первому дню творения: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1, 1). По всемогущему мановению из небытия вырвалась река времени и появилось пространство общее для материальных и духовных сущностей. Мгновенно появились бесчисленные множества небесных сил и затем еще неоформленная материя-земля. Нельзя считать мир созданным из Божественной природы. Об этом ясно сказал нам Моисей словом «бара» – сотворил из ничего. Тварный мир не является абсолютно внешним и чуждым для Бога. Так же мир не является порождением Божественной природы (сущности). Мир в православной теологии предстает, с одной стороны неразлучно и нераздельно соединенным со своим Творцом, поскольку является «осуществлением» Его вечных нетварных энергий, с другой – он непричастный природе (сущности) Бога, не сливается с Ним, обладая своей природой и сохраняя свою идентичность.

«Небо» (или букв. небеса) – это не звездный космос и не атмосфера, а мир невидимый, мир бесплотных, тварных духов, получивших свое бытие мгновенно и полностью устроенным. Впрочем, этим словом Моисей указывает и на сотворение пространства.

«Земля» упоминаемая здесь – не только наша планета, но и праматерия, в которой содержались сумма качеств всех будущих существ. Но сама она еще не была оформлена.

«Сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1, 3-5).

Кому сказал Бог это повеление? Конечно здесь таинственно указывается на Единородного, Который осуществляет изволения Отца.

Как только Бог вложил в мир творческое Свое слово, так тотчас же все озарилось сиянием, по мнению св. Григория Нисского, исторгшегося из недр праматерии. (Под словом Божиим следует понимать вложенное в каждое из существ творческое воление (логос), идею или силу, которое поддерживает его бытие и направляет к задуманной Творцом цели). Это мнение св. Отца 4 века подтверждено современной ядерной физикой, утверждающей, что вещество-это особым образом структурированная энергия. Если считать " реликтовое излучение" отсветом того первозданного сияния, позднее собранного в светила, тогда можно предположить, что оно было подобно радужному сиянию, украсившему собою Вселенную. В настоящий момент времени некоторые философы говорят о том, что объективный мегамир есть лишь сложным образом структурированная (объективированная) Информация. Таким образом, можно предположить, что логосы, или идеи о которых говорят богословы это информация, которая при вложении в материю заставляет ее изменяться. (Более подробно об этом д.ф.н. С.Р. Аблеев, в статье «Многомерная онтология космической реальности: вещество, энергия, информация и структура космического пространства в контексте информационно-энергетической концепции»).

Второй день творения: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь: и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1, 6-8).

В этот день происходит устроение пространственной структуры мироздания. Создается твердь (по-гречески stereoma – опора, основа) – некое основание, фундамент космоса (ср. основавший землю на тверди ее – Пс. 103, 5). Однако, как изъясняет святитель Василий Великий, не следует думать, что твердь – это нечто твердое и жесткое в физическом смысле слова. Напротив того, поскольку все, лежащее выше (т.е. ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью. Твердь – это оболочка, в которую заключен видимый мир. В. Н. Лосский пишет: «Во второй день Бог окончательно отделяет воды низшие от высших, то есть земной космос, ограниченной " твердью небесной", от ангельских эонов, о которых в дальнейшем книга Бытия ничего не говорит».

Третий день творения: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1, 9-10).

В третий день происходит формирование морей и земного рельефа. По буквальному смыслу священного Писания в начале сотворен был один материк. Возможно, именно это обнаружили современные геологи, говорящие о дрейфе континентов, составлявших некогда один материк – Пангею. Раскол этого материка произошел несколько позднее.

Примерно в это же время воды морей стали солеными для того, чтобы не загнивали от имевшей появиться растительности.

Далее библейский текст повествует о следующем: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт.1, 11-13).

По этому творческому повелению мир получил дальнейшее устроение. Появилась низшая форма жизни – растительная.

В творческом повелении на первое место ставится «зелень» – видимо, простейшие водоросли, обладающие способностью фотосинтеза; далее «трава» – папоротники и травы, обладающие способностью к половому размножению («семя»), и, наконец, – деревья, высшие растения. Так изначально была установлена иерархия растительного мира. Этот же принцип сотворения от простейшего к сложнейшему прослеживается и во всем шестодневе, и завершается этот творческий взлет усложнения мира в создании человека. В этом последнем по времени творения существе собраны, как в фокусе лупы, свойства всех предшествующих созданий, представителем и освятителем которых он является!

Все растения сотворены «по роду их», то есть они не эволюционируют и не изменяются в своей сути, а сохраняются такими же как их создал Бог в третий день (хотя и возможно изменение их в границах «рода», чем и занимается селекция). Само понятие «род», употребляющееся книгой Бытия, не обязательно совпадает с видом современной классификации, иногда под ним подразумевается и «семейство». Главным признаком «рода» Писание считает способность к воспроизведению, дающему плодовитое потомство.

Одним из самых удивительных свойств растений – это способность преобразовывать неорганическую материю в органическую за счет энергии света, причем в качестве «отходов производства» выделяется кислород, необходимый для дыхания животных. Как идет этот процесс, именуемый фотосинтезом, ученые до сих пор до конца не знают, хотя без него невозможна никакая жизнь, так как благодаря ему хаотическая энергия Солнца преобразуется в усвояемую для живых существ форму.

Четвертый день творения: «Сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт.1, 14-19).

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Бог создал Солнце в четвертый день для того, чтобы кто не подумал, будто оно является причиной и творцом дня и света. Исходя из тех же соображений, в 1 главе книги Бытия Солнце и Луна именуются просто светилами, т.е. светильниками. Поэтому нам показывают, что мы свободны от влияния светил и не должны верить астрологии, лишающей нас свободной воли.

Другой задачей данной светилам было повеление служить «для знамений». По толкованию святого Василия слово «знамение» показывает, что светилам поручено влиять на климат Земли. По ним определяется погода, время сева и жатвы.

«Для времен» – этим показывается одно из важнейших для православных предназначений светил. В еврейском тексте здесь употребляется слово «моадим – что буквально означает «собрания». Таким образом Солнце и Луна имеют целью своего движения определять дни богослужебных времен-праздников. Не даром великие праздники неподвижного круга связаны со днями солнцестояний и равноденствий. Однако самым величественным исполнением этого задания для светил является пасхальный круг.

Пятый день творения: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт.1, 20-23).

«В первый раз создается животное одушевленное и одаренное чувством» – говорит св. Василий. Таким образом, мир поднимается выше по иерархической лестнице. Если в растениях жизнь есть лишь в зачатке: они лишь растут и размножаются, то новые создания уже одарены «душей живою», о которой Бытописатель употребляет слово «бара» – т.е. сотворить из небытия.

Вода получает повеление произвести, на первый взгляд, совершенно различных животных: рыб и птиц. Слово Божие, по замечанию В. Н. Лосского, устанавливает «любопытное сближение между существами плавающими и летающими (внешние формы которых действительно не лишены сходства), между водой и воздухом, обладающими общими свойствами текучести и влажности. Здесь мы ясно ощущаем, что перед нами не космогония в современном смысле этого термина, но некое иное видение бытия и его иерархичности, видение, для которого решающее значение имеет тайна формы, " вторичные качества" чувственного мира (столь пренебрегаемые наукой), обращающие нас к умозрительным глубинам, к " логосам" творения; это видение стало очень трудным для нашей падшей природы, но мы можем вновь обрести его в " новой твари" (т.е. достигнув обожения), в Церкви, как в литургико-сакраментальном космосе, так и в опыте созерцания твари подвижниками».

Шестой день творения: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1, 24-25).

Нельзя думать, однако, что раз земля произвела скотов, что она одушевлена сама по себе, как думают оккультисты, создавая теории Живой Земли. Эта мысль противоречит Св. Писанию, которое приписывает творческую мощь только Создателю.

В перечислении книги Бытия под «зверями полевыми» надлежит понимать животных не имеющих копыт – таких как волк, лиса, медведь, «скот» – это копытные животные, а «гады земные» – это рептилии, как современные, так и вымершие (динозавры).

Преподобный Исаак Сирин замечает, что Творец действует различным образом при создании мира ангельского, вещественного и человека. Если ангельский мир Бог сотворил в молчании, вещественный мир создается творческим повелением «да будет», а перед сотворением человека Бог как бы останавливается. Он не приказывает земле произвести человека, а говорит в Своем Предвечном Совете: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26).

Это совещание Божественных Лиц имеет глубокий смысл. Если все чувственные твари – это отдельные части нашего видимого мира, то человек не является простой частью мира. Он – личность и в силу этого соединяет в себе все: мир видимый и невидимый.

Человек представляет собой малый мир. В нем соединяются все сферы тварной Вселенной. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен к жизни неразумной и обладает мышлением разумным (ангельским). С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий. С растениями – в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать, а с неразумными вдобавок в том, что имеет влечение, то есть доступен гневу и хотению, что наделен чувством и способностью движения по внутренним побуждениям. С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума. Рассуждая, составляя понятия о каждой вещи, стремясь к добродетели и любя то, что составляет вершину всех добродетелей, – благочестие. Потому человек и есть малый мир». Тело человека роднит его со всем видимым миром, и в особенности – с животным царством. По определению святителя Василия Великого, «человек – это животное, получившее повеление стать богом».

Святые отцы разделялись во мнениях о составе человеческой природы. Одни из них учили о двухчастности человеческого естества, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия. История святоотеческой мысли не знает никакого спора между диохотомистами и трихотомистами. Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом. Следует подчеркнуть, что человек – это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной.

После описания шести дней творения переходим к анализу того, что было сказано Моисеем в этой книге, в этом Шестодневе. В первый день творится небо и земля, и свет. Во второй день твердь посреди воды, которая отделяет воду от воды и является суша. Затем в третий день производится зелень, трава, сеющая семя, дерево плодовитое и т.д. В четвертый день производятся светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и для знамений, и для управления ночью и днем. В пятый день творятся живые существа. И в шестой день творится человек. Вот какой порядок мы наблюдаем задолго до космогонических теорий Лапласа, до теории эволюции Дарвина. Обращаю ваше внимание: в самом общем смысле Моисей высказал порядок, совершенно разделяемый современной наукой. Ни один из ученых никогда не говорил в то время именно так – в начале материальный мир, потом растения, потом животные, потом человек. Мы с вами можем предположить, что Моисей, видимо, был гениальным ученым на уровне Лапласа, Эйнштейна и Дарвина одновременно. Именно в этом состоит уникальность библейского повествования о сотворении мира. Как мы видим «шестоднев» демонстрирует соответствие положениям современных научных подходов.

Антропный принцип.

«Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был, – наверное, невольно – выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему – и живые организмы сгорели бы, немного дальше – замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; хорошо подобранный период обращения вокруг Солнца; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; особым образом подобранны состав и плотность земной атмосферы; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее " случайного" появления полностью исключается.

Следующее интересное открытие созданности Космоса разумной волей также сформулировано на передней крае современной космологии и физики. Ученые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше...

Все фундаментальные константы, взятые по совокупности, имеют очень узкий интервал допустимых значений, при которых Вселенная в том виде, в котором она перед нами предстает и обеспечивает условия для зарождения жизни, могла возникнуть и стабильно развиваться. Первым эту мысль озвучил американский астрофизик Роберт Дик (Robert H. Dicke, 1916–1997 гг.), а окончательно сформулировал в 1973 году также американец Брэндон Картер (Brandon Carter, 1942 г.). Согласно Картеру мы имеем два формально раздельных космологических вселенских антропных принципа – слабый и сильный.

Слабый антропный принцип просто утверждает, что устройство Вселенной допускает зарождение в ней биологической жизни. То есть, вопрос «почему Вселенная устроена именно так, как она устроена? » заменяется вопросом «Почему Вселенная устроена так, что в ней возникли разумные существа, задающиеся вопросом о причинах наблюдаемого устройства Вселенной? » То есть, сам факт возникновения вопроса относительно природы фундаментальных сил и законов уже подразумевает, что во Вселенной развились разумные формы жизни. Если бы, условно говоря, константы (такие, как постоянная всемирного тяготения) отличались от наблюдаемых, Вселенная эволюционировала бы по-иному, жизнь в ней попросту могла бы и не развиться, в результате чего вопросов о первопричинах возникновения Вселенной не возникло бы, как таковых.

В этой формулировке антропный принцип не подразумевает каких бы то ни было первопричин, по которым Вселенная сформировалась именно так, как она это сделала, и по которым фундаментальные природные константы таковы, как они есть. Допускается (теоретически) существование буквально бесчисленного множества других вселенных с другими наборами фундаментальных констант, но само возникновение форм разумной жизни возможно лишь во вселенных, подобных нашей, – то есть, достаточно устойчивых, чтобы в них успели развиться разумные формы жизни.

Однако и этого некоторым ученым показалось мало для объяснения наблюдаемой пригодности нашей Вселенной для жизни, в результате чего был сформулирован сильный антропный принцип: Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизнь. В этой его версии принцип выходит за рамки слабого антропного принципа и утверждает, что зарождение жизни во Вселенной не только возможно (слабый принцип), но и фактически неизбежно. Сторонники этого взгляда на вещи обосновывают свою точку зрения тем, что имеется некий универсальный (и до сих пор не открытый) закон, согласно которому все фундаментальные вселенские константы попросту не могут отличаться от тех, которые мы имеем в объективной реальности. Крайняя точка зрения в этой космогонической традиции доходит до того, что не только универсальные константы предопределены, но и развитие сознающего разума во Вселенной неизбежно.


Поделиться:



Популярное:

  1. I Происхождение человека и цивилизации
  2. I.4. Соотношение педагогической науки и педагогической практики
  3. IV. СООТНОШЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННО-ЯЗЫКОВщХ СИСТЕМ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ
  4. Актуальная проблематика управления финансовой устойчивостью предприятия в современных условиях
  5. Анализ современных тенденций развития гостиничного хозяйства в России и за рубежом
  6. Биологический возраст и периодизация развития индивида. Соотношение биологического и психологического возрастов.
  7. В.№ 2. Соотношение понятий: общение и коммуникация.
  8. Введение, происхождение геополитики
  9. Виды научных транскрипций (фонетическая и фонематическая), их назначение.
  10. Внутренняя форма слова, мотивация и происхождение.
  11. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ. ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ НАУЧНЫХ ПРОГРАММ
  12. Вопрос 1. Понятие, предмет, метод и задачи российского уголовного права как отрасли права. Общая и Особенная части уголовного права: их соотношение.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1741; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь