Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
От общины к крупному землевладению: социальная ис- тория русских земель в составе Великого княжества Литовского.
Такова внешняя канва событий. Но как развивалась " внутренняя" история этого огромного региона Восточной Европы? В состав Великого княжества Ли- товского вошли древнерусские города-государства, которые в ряде районов еще долгое время сохраняли свою социально-политическую структуру и экономи- ческую основу в виде землевладения общин. Со временем усиление княжеской власти привело к росту так называемой служебной системы - организации, имевшей место и у других народов Центральной и Восточной Европы. Все большая часть населения начинает нести " службу" в пользу княжеской власти, города-государства сменились " княжествами" - своеобразными военно-
служилыми государствами, в которых большинство населения было связано служебными отношениями с князем, но было свободным и не находилось в той или иной зависимости. По типу такого рода государства строится и само Вели- кое княжество Литовское в целом. В этом государстве XIV - первой половины XV в. еще очень сильна была община, литовско-русское право основывалось на Русской Правде. Лишь постепенно начинают зарождаться сословия, процесс формирования которых занимает XV - первую половину XVI в. Этот процесс был ускорен появлением крупного иммунизированного землевладения, полу- чившего развитие во второй половине XV столетия. Крупное землевладение привело к тому, что высшее сословие в государстве составили землевладельцы - бояре, которые на польский манер получили название " панов", " шляхты". К ним со временем присоединились и княжеские роды уцелевших в борьбе с ве- ликокняжеской властью остатков Рюриковичей и Гедиминовичей. Название " бояре" со временем перешло на верхушку крестьянства - довольно многочис- ленную категорию, несшую военную службу. Военную службу несло и " тяг- лое", и " данное" крестьянство, но основу их служебных отношений составляла дань и выполнение всякого рода работ. По мере развития иммунизированного землевладения именно эти отряды крестьян в наибольшей степени пополнили отряд " непохожего" крестьянства - первый симптом крепостнических отноше- ний.
Особое сословие со временем сложилось в городах - мещане, которые не- сли в государстве ряд повинностей. Консолидации этого сословия весьма со- действовало распространение такой разновидности иммунитета, как магдебургское право, которое постепенно и весьма болезненно прививалось в русских землях.
Иммунизированное землевладение в конечном итоге привело и к измене- нию государственного строя Великого княжества Литовского. Уходили в про- шлое вечевые собрания, и прежняя княжеская власть утрачивала свои функции, а все большую роль в политической жизни земель начинали играть бояре - шляхта. Рада - совет вокруг великого князя литовского (почти полный аналог древнерусской думы) начинает разрастаться и превращается в " великий валь- ный сойм" подобие польских шляхетских сеймов. Формирование этого госу- дарственного учреждения относится к концу XV - первой половине XVI столетия. Землевладельцы с мест отправлялись в центр, где на собраниях шлях- ты и решали основные проблемы политической жизни государства. Появление " великого вального сойма" знаменовало формирование новой государственно- сти - сословно-аристократической. Так шло развитие государственности запад- норусских земель: от древнерусских городов-государств к княжествам (военно- служилой государственности) и затем к сословно-аристократическому государ- ству.
Процесс эволюции государственного организма сопровождался и измене- ниями налоговой системы Великого княжества Литовского. На протяжении
XIV-XV вв. здесь существовали архаические древнерусские налоги и повинно- сти (полюдье, дары и т.д.), которые лишь постепенно меняли свой облик. Су- щественные изменения в налоги и повинности вносило иммунизированное землевладение, так как при передаче землевладельцу прежних повинностей многие из них просто исчезли.
В русских землях Великого княжества Литовского лишь постепенно из- менялся и характер социальной борьбы. Борьба, характерная для древнерусско- го периода, - борьба между свободными общинниками, которые в ходе нее распадались на партии, возглавляемые боярскими группировками. Эти архаи- ческие формы социального противостояния сменялись противоборством между различными сословиями, формировавшимися в государстве, а также борьбой общин с государственным аппаратом.
Все эти тенденции социально-экономической и политической жизни по- лучили дальнейшее развитие во второй половине XVI - первой половине XVII в.
Формирование украинской и белорусской народностей.
Как мы видели, юго-западные древнерусские земли оказались оторван- ными от Северо-Восточной Руси и история их теперь шла в рамках различных государственных образований (Великое княжество Литовское и Польша). Это способствовало росту различий в языке, материальной культуре, которые появ- ляются еще в период расселения восточных славян по Русской равнине. Хотя в XI-XII вв. сохранялась идея восточнославянского единства, разобщенность по- литической жизни в рамках городов-государств также способствовала накопле- нию различий между восточнославянскими общностями. В юго-западных землях возникают определенные языковые особенности, такие как произноше- ние i вместо старых о и е в закрытых слогах и ряд других. Появились новые общие черты материальной и духовной культуры, хозяйственной жизни. Нача- ли складываться и развиваться общие особенности (национальные черты) в об- ласти искусства, живописи, архитектуры. Причем большое влияние оказывает своеобразная казацкая субкультура, которая, в свою очередь, впитала в себя массу черт, обычаев и нравов кочевых народов.
Так складывается украинская народность. Название " Украина" появляет- ся уже в конце XII в. для обозначения древнерусских земель, непосредственно граничивших со степью. Термин употреблялся в значении край, " краина", ок- раина, земля. В значении " земля", " страна" Украина, Вкраина употребляются в устном народном творчестве, в думах и песнях, относящихся к XVI-XVII вв. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не при- вилось.
Те же процессы, только медленнее, проходили и в западнорусских зем- лях. С XV в. у населения этого края появляются такие характерные особенно- сти языка, как дзеканье, цеканье, твердое " р", аканье и т.д.
При сохранении общей древнерусской основы у населения, жившего по берегам рек Западная Двина, Западный Буг, Сож и Припять, стали развиваться особенности в обычаях, быту, материальной и духовной культуре, что было свидетельством формирования еще одной народности - белорусской. В XIV в. появилось и новое название " Белая Русь".
Глава V. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ПСКОВ В XIII-XV вв.
Великий Новгород.
Еще один вариант развития русской цивилизации в период после нашест- вия монголов демонстрируют северо-западные русские земли, которые не под- верглись опустошительному монгольскому нашествию и смогли сдержать гибельную экспансию орденских рыцарей.
Волхов разделял город на две " стороны": Торговую на восточном берегу и Софийскую - на западном. На Софийской стороне был Детинец (Кремль) с храмом св. Софии. На этой же стороне располагались три самоуправляющихся района - " конца". Людин, Неревский и Загородный; на Торговой стороне - Сла- венский и Плотницкий.
Концы состояли из улиц - общин, сосредоточенных вокруг православных церквей. Город был окружен земляным валом и рвом, за которыми находились посады. Далее простиралась огромная Новгородская земля. Она делилась на пя- тины и волости, причем число пятин соответствовало числу концов (Обонеж- ская, Водская, Деревская, Ше-лонская, Бежецкая). В пятинах были пригороды Новгорода: Псков Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога и др.
За пятинами простирались волости, имевшие разное устройство. Самыми известными были Заволочье и Двинская земля, Пермская земля и Печора. Зем- ли, подвластные Новгороду, были огромны и заселены многими народами: во- дью, ижорой, корелой, чудью и др., с которых новгородцы собирали дань.
Дань была одним из источников, пополнявших богатства Новгорода. Новгородские купцы вели оживленную торговлю с союзом германских городов - Ганзой и Готландом и осуществляли транзитную торговлю по всей Руси. Еще одним источником благоденствия города был повседневный труд его ремес- ленников и хлеборобов. Впрочем, природные условия не давали возможности выращивать большие урожаи и ставили великий город в зависимость от " низо- вого" хлеба, что часто использовалось его противниками как козырь.
В XIII в. Новгород развивался по пути дальнейшей демократизации об- щественного строя, о чем свидетельствовала начавшаяся межкончанская борь- ба, распространение избирательного принципа не только на архиепископов, но и на архимандритов крупнейших монастырей. Сказывалась эта демократизация и на отношениях с князьями. Упоминания о " рядах" с князьями дошли уже от XII в., а от второй половины XIII в. дошли и сами эти " ряды" - древнейшие из них - договорные грамоты с Ярославом Тверским. Из этих грамот узнаем, что князь мог выполнять свои функции лишь под контролем посадника. Он имел право лишь на определенный корм, не приобретая в собственность земли. Су- дить он мог лишь при участии посадника; должен был покровительствовать новгородской торговле.
Как показал В.Л. Янин, посадник возглавлял исполнительную власть, ко- торая в это время сосредоточивается в руках нескольких боярских семейств, но прерогативы посадника замыкались на вече - высшем органе власти в Новгоро- де.
Большую роль в управлении городом, в политической и экономической жизни играл архиепископ. Военные действия новгородцы начинали не иначе, как по благословению архиепископа, и прислушивались к его мнению в ходе частых споров между различными группировками.
Как и в давние времена, " мужи новгородцы" по звону вечевого колокола собирались на площади и решали свои проблемы. Вече - высший орган госу- дарственной власти, прерогативы которого были чрезвычайно широки: оно приглашало князя и заключало с ним договор, распоряжалось должностью по- садника и тысяцкого, ведало государственными землями, осуществляло выс- ший суд, объявляло войну и заключало мир и т.д.
Вече имело свою канцелярию во главе с " вечным дьяком". Конечно, на вече бывало шумно, бывали и столкновения, но не надо представлять работу этого органа власти, как буйство толпы. Деятельность веча носила вполне упо- рядоченный характер, соблюдался своего рода вечевой этикет. Развитие круп- ного боярского землевладения, которое наблюдается в этот период, вносило свои поправки в вечевую жизнь и в социальную структуру Новгорода.
Проанализировав новгородские грамоты, Ю.Г. Алексеев заметил, что ко- гда-то единое новгородское общество постепенно распадается на архаические сословия. Если первоначально грамоты составлялись от имени " новгородцев", " мужей новгородцев", то затем их сменяют " бояре, житьи люди и черные лю- ди". Купцы, несмотря на их активную роль в жизни города, в отдельную про- слойку не выделились. Они объединялись в общины, которые группировались вокруг церквей Самой известной была община при церкви св. Иоанна Предте- чи. Каждый, кто хотел " вложиться" в " Иванское сто", должен был внести боль- шой взнос.
Бояре в Новгороде в это время становятся крупными землевладельцами. Их дворы располагались в городе, а земельные владения боярских родов были на территории округи. Промежуточной категорией землевладельцев были жи- тьи люди Близки им по положению сельские жители - " своеземцы" или " зем- цы", статус и происхождение которых вызывает в науке споры " Черные люди", городские и сельские, - низшая категория свободного люда. В городе - это ре- месленники: плотники, каменщики гончары, кузнецы, портные, кожевники и т.д. В сельской местности - это крестьяне, жившие на черных, государственных землях и также организованные в общины, пользовавшиеся самоуправлением. Из зависимых людей известны смерды, половники, холопы. Они работали в бо- ярских вотчинах, прислуживали в домах.
В городе нарастает социальное напряжение, показателем которого стало ушкуйничество. Отряды молодежи, видимо, не нашедшей себя в жизни Новго- рода, на своих судах (ушкуях) спускались по рекам, прежде всего по Волге, и грабили города. Постоянно шли жалобы из " Низовых" земель, но остановить эту вольницу новгородское правительство не могло. Впрочем, искусственно ус- корять и усиливать процесс социальной дифференциации в Новгороде нельзя. Сословные интересы здесь приносились в жертву кончанским, уличанским и тд.
Кроме того, уже в конце XIII в. при посаднике появился территориально- представительный совет из бояр. В 1360-е гг. сформировалась коллегия из шес- ти посадников, в которой были представлены все концы. В начале следующего столетия коллегия расширилась сначала до 12, а затем до 36 человек. Причем эта боярская олигархия оставалась достаточно демократической, ибо новгород- ские бояре сохраняли связь со своими общинами и действовали не сами по се- бе, а как представители городских концов.
Как отметил А.В. Петров, " эволюция Новгорода была эволюцией древне- русской городской общины, изживавшей недостатки дофеодальной демокра- тии". Но северному исполину надо было занять место в складывающейся геополитической ситуации, которая определялась формированием двух госу- дарственных образований в Восточной Европе: Великого княжества Москов- ского и Великого княжества Литовского
В 1470 г. в Новгород по приглашению веча прибыл из Литвы князь Ми- хаил Олелькович. Литовское влияние возрастало, но новый архиепископ Фео- фил, опираясь на поддержку своей " партии", решил отправиться на поклон в Москву. Против него выступила Марфа-посадница, вдова посадника Борецкого, вместе со своими сыновьями и своей " партией". Новгород " возмятеся": одни стояли за Москву, другие - за Литву, причем большинство высказывалось за Казимира.
Все закончилось большой войной, в ходе которой новгородцы потерпели поражение на р. Шелони в 1471 г. Близился конец самостоятельности Новгоро- да.
Псков.
Несколько иным был путь развития " молодшего брата" Новгорода - Пскова. Город на берегу реки Великой является одним из древнейших русских городов. В административном отношении он, подобно Новгороду, делился на шесть самоуправляющихся районов - концов. Псков был всегда пограничным городом, и история отвела ему роль " стража Руси", о его мощные стены часто разбивались набеги грозных врагов, приходивших с запада. Территория город- ской округи узкой полосой протянулась по берегам р. Великой, Псковского и Чудского озер. Псков имел несколько пригородов, самыми крупными из кото- рых были Опочка, Вороначь и Остров.
Постоянная военная угроза, позднее выделение из новгородского города- государства, отсутствие большой территории - все эти причины привели к то- му, что черты демократического волостного быта, характерного для Новгорода, приобрели в Пскове еще более яркую окраску.
В 1397 г. была составлена Псковская Судная грамота - один из важней- ших правовых памятников средневековой Руси. (Новгородская Судная грамота дошла до нас только в нескольких фрагментах.) Грамота рисует нам политиче- ский и социальный строй Псковского города-государства. Внимательно изу- чивший Псковскую Судную грамоту Ю.Г. Алексеев обнаружил, что основными звеньями политического строя было вече, гораздо более консолидированное, чем в Новгороде; князь, посадник и сотские. Рядовые общинники активно уча- ствовали в политической жизни и суде.
Здесь отсутствовали крупные боярские латифундии; преобладало мелкое вотчинное землевладение. Горожане-псковичи (бояре и черные люди) были объединены в общину, в зависимости от которой нахидились пригородские общины. Но если пригорожане пользовались определенными правами, так же как и земцы (одна из категорий сельского люда), то черные крестьяне (смерды) коллективно эксплуатировались псковской городской общиной, что порождало иной раз серьезные конфликты, подобные " брани о смердах" 1483-1486 гг.
Купцы, так же как и в Новгороде, объединялись в свои общины, и только член такого сообщества считался настоящим " пошлым купцом", т.е. купцом, чей статус официально признан.
В Псковской Судной грамоте фигурируют и категории зависимого насе- ления. Это наймит, который вынужден по тем или иным причинам работать на хозяина. Обращает на себя внимание промежуточность его положения: в ка- бального человека он может превратиться только при определенных условиях.
Есть еще изорник - человек, находящийся в определенной поземельной зависимости от государя, причем эта зависимость реализуется в виде выплаты оброка и зачастую осложняется еще долговыми обязательствами. Характерно, что поземельная зависимость изорника не приводит к утрате им гражданских прав.
Частное землевладение в тех масштабах и формах, которые существовали в Пскове, не могло изменить общинной сущности города-государства.
В Пскове довольно рано проявилось стремление к отделению от Новго- рода, что выразилось в проявлении княжеской власти. Завершается процесс становления самостоятельного Господина Пскова к середине XIV в. (по новым данным - в 1342 г.), когда был подписан Болотовский договор с Новгородом.
Но в этом столетии псковичи уже вынуждены принимать князя " из мос- ковской руки". В начале XV в. в борьбе с Великим княжеством Литовским жи- тели Пскова старались опереться на Москву, что привело к усилению влияния великого московского князя. После покорения Новгорода Иван III обещал дер- жать псковичей по старине, но все меньше считался с этой " стариной". Василий III менял посадников и в 1509 г. поставил жестокого Ивана Репню- Оболенского. Псковичи жаловались великому князю на притеснения со сторо- ны наместника и в январе 1510 г. отправили в Новгород, где находился в это время великий князь, своих челобитчиков - знатных горожан. Они были " пой- маны" и отправлены в Москву, а прибывший в Псков дьяк Третьяк Далматов предъявил городу ультиматум: уничтожить вече, должность посадника и назна- чить двух великокняжеских наместников в Псков.
Состоялось последнее вече и вечевой колокол был снят. Начинался новый этап псковской истории: в составе Российского государства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы