Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Малые группы как объект социологического исследования
Понятие малой группы Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа - это не просто «любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Таким образом, малая социальная группа - это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Малые группы служат в качестве главного объекта не столько для социологии, сколько для другой научной дисциплины - социальной психологии. Социологический же интерес к малой группе обусловлен в основном двумя моментами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникают и протекают абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в микросреде группы можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются и в макросреде, в более крупных объединениях. Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность - это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое. Девиантное поведение и социальный контроль
Понятие девиантного поведения Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам. Социальная норма - это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение - это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку это понятие относится главным образом к социальным экспектациям (ожиданиям) «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие. Девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от нормы, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и пр. Типы девиантного поведения Девиантное, т.е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени. 1. Незначительные отступления от норм морали и этикета называют собственно девиантным поведением. 2. Нарушения норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии он определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми в возрасте между двенадцатью и двадцатью годами. 3. Серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением. А.И. Кравченко проводит такое разграничение между собственно девиантным и делинквентным поведением: «Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, то для другого или других может быть привычкой... Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны». Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов поведения: от злоупотребления наркотиками до футбольного хулиганства и даже занятий колдовством или магией как поведения, на которое наклеен ярлык девиантного или даже делинквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неординарные категории поведения, нежели традиционная криминология.
Объяснение девиантного поведения в теории навешивания ярлыков
В теории навешивания ярлыков девиантное поведение трактуется не как продукт индивидуальной психологии или генетической наследственности, а как последствия воздействия социальной структуры и социального контроля. Эта теория основана, по существу, на двух положениях. Первое состоит в том, что девиантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных. Девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации, благодаря которй девиант приходит к принятию самоимиджа или определения как человека, который перманентно заключен в рамки девиантности своей роли. Особенность подхода состоит в том, что он привлекает внимание к девиации как к результату социальных обвинений и проявления контроля со стороны общества за поступками своих членов. Процесс обретения криминальной идентичности называют также стигматизацией. Стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или даже целую группу. Бывают стигмы тела (дефект или уродство), индивидуального характера (гомосексуальность) и социальных коллективностей (раса или племя). Другими словами, девиация - это своего рода клеймо, которое социальные группы, обладающие властью, ставят на поведение других, менее защищенных групп.
Объяснение девиации с позиции теории социальной солидарности Социологи, которые опираются на теорию о социальной солидарности, разработанную Э. Дюркгеймом, утверждают, что девиация вообще и преступность в частности необходимы; они несут на себе особую функциональную нагрузку, поскольку объективно способствуют усиленной социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки тех своих членов, которые нарушают общепринятые нормы. Чувство единения усиливается с помощью общепринятых ритуалов осуждения. Еще одна идея Э. Дюркгейма послужила отправной точкой для создания влиятельной социологической теории девиации. Это идея аномии. Этим понятием описывается социальная ситуация, характеризуемая упадком норм, управляющих социальным взаимодействием. Дюркгейм утверждает, что довольно часто девиации (к которым он относит, в частности, самоубийства) происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1630; Нарушение авторского права страницы