Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 3: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОИН. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ АРХЕТИПА ВОИНАСтр 1 из 3Следующая ⇒
ГЛАВА 3: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОИН " Однажды став воином, всегда остаешься воином". Я стою рядом с пожилым человеком по имени Альберто в пуэрториканской деревне. Мы облокотились на перила гавани и смотрим на море. Я замечаю цепочку, висящую у него на шее и исчезающую под футболкой. " Ты все еще носишь свои жетоны? " спрашиваю я. " Откуда ты знаешь? " - удивляется он в ответ. " Эту цепочку невозможно не заметить". " Только для тех, кто знает", - отвечает он. 80-летний Альберто - ветеран боевых действий Корейской войны. Он вытаскивает свои жетоны из рубашки и болтает ими между нами. " Однажды став воином, всегда остаешься воином", - усмехается он. " Es verdad", - подтверждаю я. " Правда! Изменение происходит навсегда, и мы желаем служить до конца своих дней. Раз уж ты побывал в боевых действиях, могу я спросить, что ты думаешь о наших войнах сейчас? ". " Ложь, глупость, безнравственность! " кричит Альберто. " Нам не следовало туда идти. Но я жду звонка от президента. Даже если войны ведутся напрасно, я бы все равно воевал завтра. Я должен умереть, чтобы наши дети и молодые воины могли жить".
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ АРХЕТИПА ВОИНА Воины были главной опорой цивилизации, по крайней мере, последние 5 000 лет, со времен господства патриархата, оседлых сельскохозяйственных обществ и письменной истории. Воины, за редким исключением, были частью почти каждой известной нам культуры. Они проходили опасные для жизни испытания, получали образование, обучение и инициацию от старейшин и служили обществу. Они служили своему народу не только для защиты во время конфликтов или нападения на конкурентов, но и выполняли различные важные функции на протяжении всего жизненного цикла. Воины были стержнем выживания, выносливости и организации общества на протяжении тысячелетий. Современная массовая война в том виде, в котором мы ее знаем, по-видимому, развивалась по мере того, как ранние человеческие общества переходили от кочевого образа жизни - жизни за счет изобилия земли - к конкурентному - попытке получить доступ к наибольшему количеству ресурсов в борьбе за выживание. Она также развивалась по мере перехода от матрилинейного/матриархального к патрилинейному/патриархальному правлению и организации общества. Ранние письменные свидетельства восходят к одному из первых известных нам литературных произведений - шумерскому эпосу о Гильгамеше. Время правления Гильгамеша относится к 2 700 г. до н. э., а сама поэма была записана около 2 000 г. до н. э. В ней рассказывается о царе-воине и царевиче. В ней подробно описываются сражения царя-воина с небесными силами и братство, обретенное и затем навсегда утраченное в битве. Воинское братство почти универсально, по крайней мере, в условиях цивилизации, в которой мы живем уже пять тысячелетий. Исторические документы свидетельствуют о более чем 14 600 войнах, которые велись на протяжении 5 600 лет записанной истории. Единственные известные нам культуры, в которых не было воинов, это те, которые были настолько изолированы от других человеческих обществ, например, северная Гренландия, которая никогда не знала войны, или некоторые племена в джунглях Амазонки, которым не приходилось конкурировать с соседями за ресурсы. Напротив, многие племенные культуры на протяжении веков, включая те, которые живут на " широких открытых пространствах", таких как американские леса и равнины, африканские саванны или джунгли Новой Гвинеи, жили в условиях конкуренции и развивали сложные традиции воинов, которые защищали свой народ, определяли племенную идентичность и границы, собирали ресурсы, воспитывали детей, помогали старикам и выполняли другие важные социальные задачи. В этих обществах превращение в воина было основной формой посвящения во взрослую жизнь мужчины. Так было на протяжении тысячелетий. Мужчина становился мужчиной и гражданином, вносящим свой вклад в жизнь общества, став сначала воином, готовым отдать свою жизнь за защиту и сохранение общины. Во время инициации юноши, а сегодня и девушки, оказываются лицом к лицу с самыми сложными условиями жизни и проходят испытания, чтобы доказать свою готовность служить своей взрослой роли и обществу вне себя. Интенсивная военная идеологическая подготовка, обучение и служба разрушают гражданскую идентичность. Один ветеран боевых действий в Ираке сказал: " Они разобрали нас на части, как спартанцев, и собрали обратно по своему образу и подобию". Войска учатся дисциплине. Они отказываются от самостоятельности и индивидуальности, чтобы выполнять задания и служить чему-то большему, чем они сами. Они учатся необходимости жертвовать собой, включая саму жизнь. Они живут преданностью своим товарищам по оружию, командирам и подразделениям, нации и делу. Многие военные ценности являются весьма позитивными и необходимыми и зачастую менее развиты у гражданских лиц. Военнослужащие также становятся высококвалифицированными бойцами, многие используют эту подготовку, и все возвращаются в гражданскую жизнь, владея навыками убийства. Эти черты настолько глубоко укоренились в военнослужащих, что они никогда не возвращаются к своей прежней гражданской идентичности; терапевтические усилия, направленные на восстановление прежней идентичности, обычно не приносят успеха. Полковник Эрик Олсон, главный капеллан Национальной гвардии штата Нью-Йорк, прямо заявляет: " Мы не сумасшедшие. Мы не больны. Мы другие! " Дэвид Пирс, служивший на борту наших кораблей с ядерным оружием в Персидском заливе во время " Бури в пустыне", говорит: " Я не искалечен и не ранен. Я просто другой - как будто я теперь яйцеобразный, а не круглый". Для успешного исцеления необходимо осознать, что женщины и мужчины, стоящие перед нами, действительно отличаются от других людей - умом, сердцем, опытом, ценностями и философией. Психология солдата или ветерана - это не искаженная или нарушенная версия гражданской идентичности. Это сама идентичность. Инициирующая функция воинского воспитания показывает, что идентичность и роль воина является одновременно публичной и частной, внутренней и социальной. Воинство - это социологическая, историческая, экономическая, политическая и практическая роль. Воины служат и сохраняют социальный порядок как видимыми, так и невидимыми способами. Понятие воина также является психологическим и духовным. В каждом из нас живет воин. Воин - один из наших основополагающих архетипов; его образы, истории и паттерны, кажется, встроены в нашу психику. И в психике, и в культуре архетип воина - это та часть психики, которая защищает, заряжает энергией, мотивирует и направляет нас. Внутренний психо-духовный воин нуждается в развитии, обучении, воспитании и поддержке в той же степени, в какой внешний военный, политический и социальный статус воина нуждается в обучении, руководстве и правильном использовании. Мы все можем вспомнить отдельных людей, организации, целые классы, которые выступают в качестве образцов идеала воина и отличаются такими качествами, как преданность, храбрость, стратегическое мышление, лидерство, действие, служение и самопожертвование. Мы также думаем об их искажениях в стремлении к власти, богатству, славе, земле или мести. Мы можем представить себе повстанцев, спартанцев, рыцарей-тамплиеров, зулусов, инков, викингов, самураев, а также террористов из нацистской С. С. и Талибана. Мы можем представить себе Робин Гуда и его банду, короля Артура и рыцарей Круглого стола, хоббитов и гномов, путешествующих по Средней Земле, а также Дарта Вейдера и штурмовиков из " Звездных войн". Все это говорит нам о том, что Воин - это духовная форма, повторяющийся идеал или архетип, который проявляется в различных образах, правилах, ролях и ценностях почти повсеместно. Он встроен как в психику, так и в общество, повторяется на протяжении истории и в разных культурах, имеет характерные образы, модели, истории и ценности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2022-12-10; Просмотров: 2003; Нарушение авторского права страницы