Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Освоение Самарского Заволжья в последней четверти XVIII века
Город Самара по реформе 1775 г. был включен в состав Симбирского наместничества. До 1787 г. обязанности городничего выполнял воевода, а затем был назначен первый гражданский городничий Г.А.Буткевич. По традиции правительственные учреждения и казенные службы располагались на территории городской крепости. В начале 80-х годов XVIII в. в Самаре насчитывалось 634 двора. Они распределялись между отдельными категориями населения следующим образом: 18 дворов дворян и офицеров, 7 подъ-ячих, 15 церковнослужителей, 201 военнослужащих и отставных нижних чинов, 49 разночинцев, 144 казаков, 200 дворов купцов, мещан, цеховых ремесленников. Население Самары к концу XVIII в. достигло 4 тыс. человек. Население Ставрополя составляло 2, 5 тыс. человек. Города имели сельскохозяйственные угодья и рыбные ловли. В 1788 г. был образован Самарский уезд. В конце XVIII в. проводилось Генеральное межевание. Целью грандиозной землеустроительной работы было упорядочение казенного и частного землевладения, разрешение споров по поводу сельскохозяйственных угодий, поощрение к заселению неосвоенных земель. В 1798 г. оно началось проводиться и в Самарском Заволжье. Это работа в ряде мест растянулась на 5-10 лет. Несмотря на преимущества, предоставленные помещикам при получении и освоении новых земель, продолжалась активная вольная колонизация нашего края. Поток вольной крестьянской колонизации направлялся теперь дальше на восток и на юг, подготавливая условия для грядущего решительного освоения Заволжья и Приуралья. Генеральное межевание, с одной стороны, стимулировало эти процессы, а с другой – закрепляло результаты заселения и освоения новых земель. Различные районы Самарского края постепенно покрывались как бы сетью " дворянских гнезд", единых по своему крепостному обличью, но непохожих друг на друга размерами, населенностью, обустройством. Крупнейшим земельным владением в крае (и одним из самых крупных в России) являлись вотчины графов Орловых в районе Самарской Луки. Межевая инструкция предусматривала также выделение земель для государственных и дворцовых крестьян, испытывавших недостаток в сельскохозяйственных угодьях и переселившихся на новые места жительства. Так, село Утевка возникло из четырех поселков, основанных выходцами как из близлежащей Красносамарской крепости, так и из Пензенской, Тамбовской, Тульской губерний. Село Домашку основали украинские, русские, мордовские крестьяне из Тамбовской, Орловской и Курской губерний. Кроме соображений материальных, к переселению толкало стремление уйти от религиозных гонений. По Иргизу, Чагре, Моче возникли поселки старообрядцев и молокан. Шло заселение края и иностранцами – колонистами. Кроме Орловых крупными землевладельцами края на рубеже XVIII-ХIХ вв. были В.И. и Ф.И.Левашовы (Мазинское имение близ Самарской Луки), В.Б.Бестужев (имения в Сызранском и Сенгилеевском уездах, а также поселенные на левом берегу Волги деревни Бестужевка и Якобьевка), Зубовы (на севере Самарского уезда), Самарины и Урусовы (на юге того же уезда) и другие. Центром административной и хозяйственной жизни вотчины выступала барская усадьба, включавшая дом помещика, разнообразные жилые, производственные, складские помещения. Богатство помещика определялось прежде всего числом крепостных, которые работали на барщине, платили оброк, выполняли другие повинности. Укрепившаяся в результате екатерининских реформ государственная власть, осторожность многих помещиков, вынесших уроки из Пугачевщины, несколько пригасили искры социальных конфликтов, не давали им разгореться в пожар большого мятежа. Но " золотой век" российского дворянства, каким оно считало конец XVIII столетия, не мог длиться долго. Отрицательные стороны крепостного режима становились все более болезненными для страны и очевидными для общества. Возрастает влияние русской культуры на народы края. Это сказывалось в изменении быта и нравов, в заимствованиях русских слов и одежды, вследствие постоянного общения и смешения в результате браков с русскими. По внешнему виду нерусское население отличалось от русского часто только одеждой, особенно женской, сохранившей свой старинный вид. Несмотря на то, что большая часть чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали приносить своим богам и предкам жертвы в кереметах и на могилах. Большинство татар и башкир оставались мусульманами. Калмыки в основном оставались ламаистами, часть их временно приняла христианство. Материальная культура башкир и калмыков определялась в значительной степени кочевым бытом. Частые передвижения с места на место обусловили простоту их летних жилищ и зимних домов. Развивается каменное и деревянное зодчество русского населения. Народы края создавали свой богатый фольклор. В прикладном искусстве мотивы народного растительного орнамента широко использовались в вышивке, в тканях и в ювелирных изделиях. Развитие русской культуры благотворно сказывалось и на культуре других народов края. Сближению русского и нерусского населения Поволжья способствовало сходство экономического и правового положения.
Вопросы и задания 1. Каким был первый герб г. Самары? 2. Что Вы знаете о задачах и деятельности Оренбургской экспедиции? 3. С какой целью были построены Новозакамская и Самарская укрепленные линии? 4. Какие ремесла и промыслы были развиты в Самарском крае в XVIII в.? 5. Каким было положение крепостных и ясачных крестьян в крае? 6. Почему крестьяне и многие городские жители выступили на стороне Е.И.Пугачева? 7. Составьте карту-схему " Путь войска Е.И.Пугачева в нашем крае " 8. Каков был социальный состав населения г.Самары к концу XVIII века? 9. Что такое Генеральное межевание? 10. Раскажите о культурной жизни края в XVIII веке.
Документы: Насильственная выдача замуж Крепостной крестьянки Екатерины Степановой. 24 декабря 1701 г. " 1701 г. декабря в 24 день отдал я, князь Александр, во двор дьяку Дмитрию Неупокоеву за дворового его человека крестьянскую свою девку Катьку, Степанову дочь, а выводных взял я, Князь Александр, у него Дмитрия, денег пять рублев, и тою моею девкою ему, Дмитрию, и жене ево и детям владеть. А буде кто в твое мою девку вступатьца, и мне, князь Александру, что Дмитрия ото всего очищать и в той девке убытков никаких не доставил и впредь мне, князь Александру и жене моей и детям до той девки дела нет. В том я, князь Александр, сию выданную и отпись дал. А отпись писал приказа военных дел подьячий Андрей Никифоров" [98].
О наказании крепостных крестьян. Из указа Екатерины II "... В именном ее императорского величества указе за подписанием собственной ее императорского величества руки, писанном февраля от 16, полученном того же февраля 27 дня, между прочим написано: бунтовщиков всякими мерами искоренять и жилища их разорять, а пойманных воров пущих затейщиков на страх других казнить смертью, а протчих с женами и с детьми ссылать в ссылку, годных в службу в Остзейские полки и во флот, а малолетних ребят и женски пол – для поселения в русских городах раздавать и то взять пожелают с подтверждением, дабы на свободу на прежние их жилища отнюдь не отпускали..." [99].
Из волжских песен о Е.И.Пугачеве.
Темный лес – то наши вотчины. Тракт проезжий – наша пашенка. Пашем, пашем мы в глухую ночь, Собираем хлеб не сеямши... Не цепом молотим – слегою По дворянским по головушкам, Да по спинушкам купеческим. Вы укройте леса, нас, станишников, А ты степь ли степь наша родная, Ты неси коней глаже скатерти... Мы задумали дело правое, Дело правое, душу честную... Мы дворян – господ – на веревочки, Мы дьяков да ярыг – на ошейнички. Мы заводчиков – на березоньки, А честных крестьян – на волю-вольную. (А.В.Абрамов-Ширяевец. " Волжские песни", 1Э36, с.61).
Манифест Емельяна Пугачева о даровании крестьянам свободы От власти помещиков, об отмене рекрутских наборов, Подушных и других податей 31 июля 1774 года "...Объявляем во всенародное известие. Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков... и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех, прежде гонимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев... как прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев – дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет. Петр. Примечание. Пугачев выдавал себя за царя Петра III. убитого приближенными Екатерины II во время дворцового переворота 1762 г. Всеобщая ненависть к царице, ее вельможам, помещикам-крепостникам послужило почвой для создания легенды о том, что убитый Петр III сочувствовал народу, что он жив и скрывается. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1170; Нарушение авторского права страницы