Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественно-политическая жизнь
Общественно-политическая жизнь губернии дореформенного периода происходила под влиянием нарастающей активности разночинной молодежи. Талантливые публицисты радикального лагеря, звавшие к борьбе за народное счастье – Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И.Герцен, Н.П.Огарев – становились властителями дум. Общественное настроение весьма сочувственно относилось к таким демократическим изданиям как " Современник" и " Колокол". Росло число их читателей в Самаре. Усилилось антиправительственное настроение среди воспитанников гимназии, духовной семинарии, которые пытались создать в Самаре даже ассоциацию-коммуну. Иногда радикально настроенных пропагандистов собирали у себя сторонники модных идей из числа крупных землевладельцев (К.М.Сибиряков, М.А.Тургенева). На открытых М.А.Тургеневой педагогических курсах в Ставрополе в 1872 г. преподавала С.Л. Перовская. В 1871 г. возникли группы самообразования, члены которых занимались изучением работ П.Л.Лаврова, Д.И.Писарева, " Политической экономии" Д.Милля с примечаниями Н.Г.Чернышевского. В 1873 г. ряд кружков объединился для совместного " саморазвития" путем чтения и составления рефератов. Осенью лидеры кружка Городецкий и Чернышев уехали в Петербург для поступления в Технологический институт. Вскоре в столице сложился кружок – землячество самарцев. Это было время, когда студенческая молодежь, движимая идеей долга перед народом, активно готовилась к массовому " хождению в народ". Самарская губерния стала одним из центров такого движения. К весне 1874 г. здесь сложилась разветвленная сеть очагов пропаганды с опорными пунктами в Самаре и Николаевске. Члены столичного кружка – землячества в апреле 1874 г. прибыли в Самару. Состоялась сходка приезжих и местных революционеров. В их числе были воспитанница Самарской женской гимназии В.Боголюбова, писец уездной земской управы, крестьянин с.Каменки И.Беляков, писец губернской земной управы, крестьянин с.Кротовки С.Дегтярев, крестьянин с.М.Толкай Р.Бодяжин, лакей в доме Бородина П.Александров, гимназист, крестьянин с.Грачевка Е.Лазарев. Летом революционеры направились в " народ" в села Царевщина, Семейкино, Ставрополь, Сергиевские минеральные воды, Смышляевка, Черновка, Грачевка, Вязовка, Екатериновка, Дубовый Умет, Малый Толкай. Пропагандисты призывали к отказу от имущества и уплаты податей, выступали против императора. Ожидаемой реакции крестьян не было. А поездка П.Войнаральского и Надежды Юргенсон в с. Васильевка Ставропольского уезда закончилась арестом. В Николаевском уезде вели антиправительственную пропаганду земский врач А.Кадьян, Н.Судзиловский, с.Ковалик, И.Речицкий-Логинов. Примечательна судьба Н.Судзиловского. Избежав ареста, эммигрировал в Румынию. Учился в Бухарском университете, участвовал в подготовке Апрельского восстания 1876 г. в Болгарии, работал в клиниках Франции, Бельгии, Италии, Испании, был американским консулом на островах Восточной Азии, в 1900 г. – президент Гавайского сената. Вел революционную пропаганду в Японии во время русско-японской войны, жил на Филиппинах и в Китае. Н.Судзиловский – автор многих работ по медицине, естествознанию, социологии, член Американского общества генетиков. Хождение в народ провалилось. Решено было основать постоянные поселения в среде крестьянства. Инициатива принадлежала созданной в 1876 г. организации " Земля и Воля". В Самарской деревне жили видные народники В.Фигнер, А.Иванчинов-Писарев, Ю.Богданович, А.Соловьев, Л.Квятков-ский и другие. Но и новый способ пропаганды не дал делаемых результатов. Вскоре " Земля и Воля" раскололась. Народовольцы увлеклись террором. В конечном итоге организовали убийство царя. Чернопередельцы еще ранее сверкнули свою деятельность в народе. Провинциальная радикальная молодежь оказалась на перепутье. В 1886 г. в Бузулуке был арестован Е.Лазарев. А.И.Ливанов с женой В.Ю.Виттен возвратился в Самару после каторги и нескольких лет поселения. Устроился на работу в земское статистическое бюро (заведовал им И.М.Красноперов). Все большую власть над умами членов самарских конспиративных кружков распространял марксизм. На место неудавшегося героизма одиночек доктрина К.Маркса ставила историческую закономерность. Молодежь увлекла идея " научно доказанной" неизбежности социализма как панацею от окончательного крушения революционных идеалов. Самарское общество потрясла мученическая гибель государя-императора. Самарцы помнили его посещение города 29 августа 1871 г. Александр Освободитель собственноручно заложил камень в стену строившегося кафедрального собора и повелел сыновьям Александру и Владимиру последовать примеру. В 1886 г. Самара торжественно отметила свое 300-летие. Тогда же П.В.Алабин впервые составил очерк, охвативший всю историю ее существования (" Трехвековая годовщина Самары", Самара. 1887). В момент юбилейного торжества благодарный город отслужил молебен в поминовение усопших основателей и защитников Самары, воздал честь своим почетным гражданам, как живым, так и отошедшим в вечность: И.В.Константинову, Ю.Ф.Самарину, государственному канцлеру А.М.Горчакову; К.К.Гроту, Н.П.Мансурову, И.О. Аксакову, бывшим самарским губернаторам. Все более насыщенной становилась общественная и культурная жизнь Самары и уездных городов. Здесь бывали А.Н.Островский, В.Г.Короленко, Л.Н.Толстой, A.M.Горький. Ф.И.Шаляпин, С.Г.Скиталец (Петров). В 1880 г. была открыта публичная библиотека, в 1888 г. в губернском центре было возведено здание Самарского городского драматического театра, существующее и сегодня. С 1869 по 1894 гг. строился Самарский кафедральный собор, почти три десятилетия украшавший центральную площадь губернского центра. Властям же в 1870-1890-е гг. Самара представлялась " местом, не столь отдаленным": сюда ссылали политически неблагонадежных лиц. В 1889-1893 гг. здесь жила семья Ульяновых, молодой В.И. Ленин общался с местными социал-демократами, ссыльными студентами и бывшими народниками, организовал марксистский кружок. Страна была на пороге серьезных политических перемен и потрясений. Преподаватель Самарской Духовной Семинарии и женской гимназии Хардиных, будущий профессор Самарского университета П.А, Преображенский как будто предчувствуя будущее, записал в 1890 г. в своем дневнике: " Несомненно одно, что мы присутствуем при переломе всей нашей общественной жизни, часто бредем врозь и не знаем, что означают прилетающие к нам из столицы щенки". Двадцатый век готовил будущим поколениям россиян суровые испытания.
Вопрос Назовите известные Вам факты и события общественно-политческой жизни Самарской губернии второй половины ХIХ в.
Лекция десятая.
ПРОСВЕЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА САМАРСКОГО КРАЯ (XIX ВЕК)
"... в области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную музыку, которой восхищается весь мир... Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, и рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюлов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша – Достоевский; Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков, все силы, всю жизнь потративший на то, чтобы создать " положительный тип" русского человека, и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, так не похожие друг на друга, как это может быть только у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически различны, неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет... А.М.Горький. План 1. Развитие народного образования и появление первых научных обществ. 2. Литература и периодика. 3. Театр. 4. Здравоохранение.
Литература -Володин: В.И. Из истории художественной жизни г.Куйбышева. Конец ХIX – нач. ХХ вв. M., 1979. -Наследие. Самарский художественный музей. 100 лет коллекции. Колл. авторов. Составитель и редактор А.Я.Басс. Самара. 1997. – История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХVI – первая половина XIX века. – М., 2000. – Имена. Штрихи к портретам. Автор проекта – Владимир Молько.- Самара, 2000. – Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персонами. В 4-х кн. – Самара, 1993, 1994, 1995. – Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Том I. 1851-1920. Самара, 2000. – Носков А.И. Минувшее проходит предо мною.... О славных самарцах и самарских днях знаменитых россиян. – Самара, 1998. – Самара. Культура провинции. Под ред. проф. В.П.Скобелева.- Самара, 1995. – Самарская летопись... Том первый. – Самара, 1993. Самарское Поволжье в древности до конца XIX в. Сборник документов и материалов. Колл. авторов. Ред.: Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самара. 2000.
1. Развитие народного образования и появление первых научных учреждений.
Преобразования в экономической жизни страны и каждого региона, в системе государственного управления и в области социальных отношений нельзя было осуществлять без постепенного подъема общего культурного уровня населения (и не только дворян) и без соответствующего развития науки и техники. Традиции изучения Самарского края академическими экспедициями XVIII века и опыт учебных заведений Самары и Ставрополя в период деятельности Оренбургской экспедиции служили хорошей основой для развития просвещения в регионе. Еще в 1770 г. по предложению графа В.Г.Орлова, занимавшего должность директора Академии наук, в селе Усолье было устроено училище для детей дворовых и крестьян, где готовились прежде всего грамотные служащие для вотчинной администрации обширного орловского поместья. Часть учеников получала не только общее, но и специальное образование. Так, в 1801 г. усольская контора заключила контракт с отставным землемером Д.Гавриловым, по которому тот " трех мальчиков обучил как по инструменту, так и в сочинении планов", за что получал в течение трех лет " столовый припас" и жалованье в размере 80 руб. в год. В 1825 году в усольской школе насчитывалось 36 учащихся. С 1833 г. в течение более 40 лет обучение в усольской школе вел священник С.М.Преображенский. Учеников он обучал по " ланкастерской системе" чтению, письму, закону божьему, арифметике, церковному пению, основам грамматики и географии. Школа была переведена на мирское содержание. На крестьянские же средства в Усолье началось обучение грамоте девочек. В 1840 г. открыто было училище в селе Жигули. Всего в 1842 г. в 17 школах Усольской вотчины училось 515 детей обоего пола. В 1850 г. в селах Рождествено и Новинки " учреждены училища для обучения грамоте крестьянских детей". Открывались школы и в селениях удельных крестьян: в Переволоках, Новодевичье (графиня А.А.Орлова продала их в 40-е гг. XIX в. в удел). В первой четверти XIX в. появляются первые городские учебные заведения в Самаре. Средства на строительство зданий приходского и уездного училищ (1824) пожертвовала здешняя помещица Е.А.Путилова. Затем на ее средства была построена и больница (открыта в 1828 г.). Они и стали первыми в истории Самары общедоступными учреждениями просвещения и здравоохранения. Большая часть дворян и чиновников Самары, владельцы поместий и в XVIII и в первой половине XIX в. предпочитали давать своим детям домашнее образование, отправляли их в пансионы, гимназии, университеты столичных городов и Казани. Попытка завести в самой Самаре пансион для девочек оказалась неудачной. Создание Самарской губернии дало новый толчок развитию образования. Увеличилось число начальных школ. В Самаре второе приходское училище появилось в 1852 г., две школы для девочек – в 1858 и 1859 гг. Для детей дворян и чиновников в 1856 г. была открыта мужская гимназия – первое среднее общеобразовательное учебное заведение в городе. Через три года в Самаре было организовано женское училище 1-го разряда (будущая женская гимназия). Для детей лиц духовного звания открывались начальные духовные училища (первое из них появилось в 1852 г.). Через шесть лет создается духовная семинария – средняя школа, дававшая как общее образование, так и специальную подготовку будущим священникам. В 1859 г. открыта школа для малолетних при тюремном замке, которую позднее было разрешено посещать и взрослым. В 1856 г. в Самаре было 34000 жителей, имелось уже 5 приходских училищ с 512 учениками " из самых нижних состояний". В двух женских училищах занимались 55 учениц. В мужской гимназии обучалось 147 учеников. В губернии было 388 начальных школ с 9766 учениками. В шести уездных городах Самарской губернии работали 12 приходских училищ, в которых обучалось 1285 человек. В губернии действовало 175 церковноприходских школ. Общее число школ постепенно росло. В 1900 г. в Самаре стало 3 гимназии, одна из которых была женской, реальное, епархиальное, городское училища и 15 начальных приходских школ. Всего в губернии насчитывалось 517 земских, 296 церковноприходских и немногим более 150 прочих школ с общим числом учащихся около 50 тыс. человек. Поскольку население губернии исчислялось тогда в 2, 7 млн. душ, следовательно, 1 учащийся приходился на 53 жителя. Расширялась сеть школ не только для русских, но и для других национальностей (татар, чуваш, мордвы). В 1911 г. в Самаре была одна немецкая и три мусульманских школы. С 1871 г. работала учительская семинария. Пользовалось популярностью в купеческой Самаре и коммерческое училище, открытое в 1902 г. В реальных училищах Сызрани и Самары получил среднее образование Алексей Николаевич Толстой. Один из учеников, окончивший Самарскую духовную семинарию в 1898 г. Николай Кирьянович Пиксанов (1878-1969) стал выдающимся литературоведом, членом-корреспондентом АН (1931). Сын сельского дьякона из села Деркачи после учебы в Самаре окончит историко-филологический факультет Юрьевского (Дерптского) университета, станет профессором Саратовского, Московского, Санкт-Петербургского университетов, опубликует 750 научных трудов по истории, русской литературы, текстологии, библиографии, более 60 редактируемых изданий. Им предложен принцип изучения " культурных гнезд" (кн. " Три эпохи", 1913 и " Областные культурные гнезда: Историко-краеведческий семинар", 1928 и др.). Сотни жителей и учащихся Самары навсегда сохранили добрую память о замечательном педагоге и исследователе Самарского края – профессоре Павле Александровиче Преображенском (1858-1942). И было за что: потомственный педагог, человек энциклопедических знаний, активный деятель различных культурно-просветительных и научных организаций, преподаватель средних учебных заведений и духовной семинарии, профессор Самарского университета и Сельскохозяйственного института, автор широко известных публикаций по истории, географии, этнографии края был колоритнейшей фигурой в среде самарской интеллигенции на протяжении полувека. На рубеже веков в Самаре существовало " Общество поощрения высшего образования". В 1911-1913 гг. открывается Высший женский педагогический институт в память 19 февраля 1861 года. В 1910-1917 гг. велась работа по созданию в Самаре политехнического института, однако война и недостаток средств приостановила эту работу. В 1917 г. начался первый учебный год нового педагогического института в Самаре с четырехлетним сроком обучения. Он был создан на основе Самарского женского педагогического института, преобразованного в смешанный, куда было разрешено принимать и мужчин, и слившимся с Виленским учительским институтом, эвакуированном в Самару. 10 августа 1918 г. педагогический институт был преобразован в Самарский университет (1918-1927 гг., возрожден в 1969 году). Первым же научным учреждением в Самаре считается созданная в 1886 году Пастеровская станция в числе первых пяти таких станций, открытых в России. Вначале она обслуживала огромный регион: Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, часть Монголии и Северного Китая. В 1895 г. по инициативе врачей в Самаре открылась бактериологическая лаборатория по производству противодифтерийной и других вакцин. В 1898 г. в Самаре начала действовать ветеринарно-бактериологическая лаборатория, оказывающая помощь в ликвидации заболеваний сельскохозяйственных животных. * * * В середине XIX в. начинается изучение истории и фольклора родного края. Упоминавшийся выше священник и педагог С.М. Преображенский, увлеченный изучением родного края, организовал в Усолье " ученое общество". Сам он создал " Церковную летопись села Усолья". Еще одна " История села Усолья Симбирской губернии Сызранского уезда" была написана профессором симбирской духовной семинарии Д.Н.Орловым. Это сочинение было представлено в 50-е годы XIX в. в Русское географическое общество. К сожалению, обе работы остались неопубликованными. В 1847 г. корреспондентами Русского географического общества, его участниками стали многие крестьяне края. В ответ на специальные анкеты жители сел прислали интересные фольклорные материалы (песни, поговорки, приметы). В 1860-1862 гг. директором училищ и преподавателем словесности работал педагог, писатель и фольклорист Виктор Гаврилович Баренцев (1824-1867). В 1862 г. в Санкт-Петербурге он опубликовал уникальный для тех лет " Сборник песен Самарского края" (переиздан в Самаре в 1993 г.). Певцом Волги был симбирянин – фольклорист, этнограф и поэт Дмитрий Николаевич Садовников (1847-1883), составивший самый полный и лучший в научном отношении сборник " Загадки русского народ". В 1884 г. увидел свет его сборник " Сказки и предания Самарского края". Интересные фольклорные и этнографические материалы Самарского края содержатся в сборниках Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937) – " Бывальщины и картины Поволжья" (1899), " Волга. Сказания, картины и думы" (1903), " Народная Русь..." (1901). В 1860 г. в " Журнале Министерства внутренних дел" советник губернского правления, заведующий типографией и редакцией " Самарских губернских ведомостей" Андрей Филиппович Леопольдов (1800-1875) опубликовал " Исторические заметки о Самарском крае". Академик Петр Петрович Пекарский (1827-1872), бывший в 1860 г. городовым депутатом Самарской удельной конторы, а затем ставший известным специалистом по истории русской культуры, литературы и науки, XVIII века, опубликовал свой труд " Когда и для чего основаны города Уфа и Самара (СПб, 1872). Замечательным исследователем Самарского края был П.В.Алабин (1824-1896). Большой интерес представляют статьи и документальные публикации Петра Владимировича по археологии, историческому и географическому краеведению, ботанике, музейному и библиотечному делу. Его труды по археологии получили высокую оценку научной общественности. В 1889 г. он был избран Почетным членом Петербургского археологического института. Наиболее детально П.В.Алабин рассматривал древнюю историю края в статье " Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в Самарском публичном музее". Он стремился не только дать описание, но и датировать памятники материальной культуры, сообщить о месте находки или приобретения. Фундаментальными, энциклопедическими трудами стали две его книги: " Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк" (1877) и " Трехвековая годовщина Самары" (1887).
Литература и периодика.
С историей Самарского края связаны имена многих выдающихся писателей. В 1777 г. появились первые стихотворения Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). Его родовое имение – село Богородское (ныне с.Троицкое Сызранского района. Самарской обл.). Второе его имение находилось в с.Успенское (ныне с.Старый Буян Красноярского района Самарской обл.). Позднее – академик, министр юстиции (1810-1814). Его современники знали его оду " Ермак", стихотворения " К Волге", " Послание Державину", " Послание Карамзину", " Освобожденная Москва". Для изучения истории Самарского края, значительный интерес представляют воспоминания И.И. Дмитриева – " Взгляд на мою жизнь". Примечательно, что все лучшие стихи написаны им на родине в Богородском, Сызрани и Симбирске, куда он многократно приезжал из столицы. В поэтическом мире И.И.Дмитриева. Волга подобна времени в своем стремлении из неизвестного в известность, в движении во всем и поверх всего. В селе Богородском (Державине тоже, впоследствии – Смоленское Борского района Самарской губернии) прошли детские годы Гаврилы Романовича Державина (1743-1816) – замечательного поэта и государственного деятеля. Достойно пройдя путь служения государству от солдата до первого в истории России министра юстиции и сенатора, так определил свое место в истории рода: Я не принес на гроб вам злата и серебра И не размножил ваш собою род почтенный. Винюсь: я жил, сколь мог, для общего добра. В 1804 году Державин объявил крестьянам своего имения о своем намерении освободить их от крепостной зависимости и составил завещательное распоряжение. Неоднократно бывал в Сызрани, Самаре, Ставрополе. В Поволжье создает " Оды, переведенные и сочиненные при горе Читагалае", – первые, по мнению исследователей, зрелые произведения поэта. Первым самарским литератором, краеведом и библиографом обычно называют Ивана Алексеевича Второва (1772-1844). Родился в деревне Ласкаревке Бузулукского уезда (ныне Борского района Самарской обл.). В 1793 г. Ивану Алексеевичу присваивают чин коллежского регистратора, давший ему личное дворянство. А в 1804-м, несмотря на малый чин, учитывая его образованность, губернское дворянское собрание избирает его уездным судьей в Самару. Во время Отечественной войны (1812-1814) ему пришлось по должности судьи исполнять еще и обязанности городничего и уездного предводителя дворянства. С 1816 и до отставки в 1834 году служил приставом при самарских соляных магазинах Илецкого соляного правления. В 1798-1800 годах он опубликовал шесть произведений (в прозе и стихах) в журналах Московского университета. Большую ценность представляет его обширный дневник (" журнал" ), который он вел с 1792 по 1843 год, то есть более 50 лет... На его основе были опубликованы в 1821-1822 годах воспоминания И.А.Второва о первом путешествии в Москву и Петербург (1801-1802), а в 1842 году – мемуары " Москва и Казань в начале XIX века". Удивительно, но он был знаком с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, И. П. Тургеневым, Н. И. Гнедичем, А. А. Дельвигом, Н.И. Лобачевским, А.С.Пушкиным... Замечательный самарский исследователь А.И.Носков только общих знакомых И.А.Второва и А.С.Пушкина насчитал 68 человек! После смерти Ивана Алексеевича, сын его Николай Иванович (1818-1865), ставший также краеведом, историком, этнографом и литератором, подарил библиотеку городу Казани. На ее основе в 1865 году была открыта Казанская городская публичная, позднее Республиканская библиотека. Дарение это было столь заметно в масштабе России, что император Николай I счел необходимым выразить Н.А.Второву и монаршее " благоволение". Журнал " Русский вестник" в 1875 г. отметил: " Все его симпатии принадлежали литературе, и он всю жизнь остался верен перу и книге". Детство, отрочество и юность Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) прошли в имении Знаменское (Ново-Аксаково), входившем во второй половине XIX века в Бугурусланский уезд Самарской губернии. Его замечательное будущее – поэта, переводчика, критика, театрального и общественного деятеля, автора блестящих литературных портретов, мемуариста, члена-корреспондента Академии наук – во многом было предопределено общением с удивительными людьми, неповторимой природой, своеобразной и богатой историей Среднего Поволжья. Будучи самарскими помещиками, исповедуя национально-государственные идеалы созидания и просветительства, семья Аксаковых оставила добрый след в истории самой Самары, Бугурусланского, Ставропольского, Бузулукского, Николаевского уездов, а также села Языково нынешнего Борского района. Один из его сыновей – Григорий Сергеевич – был вице-губернатором, а затем и губернатором Самары (1867-1872). Его братья – Константин и Иван – писатели " славянофилы". Широкие круги читателей С.Т.Аксаков покорил проникновенной трилогией: " Семейная хроника", " Детские годы Багрова – внука" и " Воспоминания". К ней примыкают неоконченная повесть " Наташа", события которой происходят в местах Сергиевских минеральных вод, и популярнейший Аленький цветочек" (сказка ключницы Пелагеи). Он автор и таких оригинальных книг как " Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", " Записки об ужении рыбы". В его произведениях воспеты Самарский край, волжские пейзажи, реки Кондурча и Сок, курортные места Сергиевских минеральных вод, села самарского Заволжья Байтуган, Неклюдово, Красное Поселение... Немало ценных документов об Аксаковых хранится в государственном архиве Самарской области. Есть в Самаре и улица Аксаковская. Отмечая 200-летие со дня рождения всемирно известного писателя, ЮНЕСКО объявляла 1991 год годом Сергея Тимофеевича Аксакова. В тридцати верстах юго-восточнее Сызрани в деревеньке Верхняя Маза с 1832 и до конца своих дней жил поэт, военный историк, мемуарист, легендарный герой войны с наполеоновским нашествием, генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов (1784-1839). Здесь тм написаны военно-исторические мемуары, статья " Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году? ", множество стихотворений (" Гусарская исповедь", " Речка", " Вальс", " Современная песня", " Бородинское поле" и др.). Его тело из Верхней Мазы было перевезено в Москву и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря. А 14 лет спустя В.Г.Белинский напишет о нем проникновенные слова: " Денис Давыдов... примечателен и как поэт, и как военный писатель, и как вообще литератор, и как воин – не только по примерной храбрости и какому-то рыцарскому одушевлению, но таланту военачальничества, и, наконец, он примечателен как человек, как характер". С 1849 до 1853 гг. в Самаре служил лесным ревизором выдающийся публицист – демократ Николай Васильевич Шелгунов (1824-1991). Автор около 400 работ, среди которых – " Заметки провинциального философа", " Очерки русской жизни", " Домашняя летопись". Летом 1887 г. приезжал в Самару " на кумыс". Впечатления от этой поездки отразились в его очерке " Простор самарской земли" (" Русская мысль", 1887, № 8). Писатель Глеб Иванович Успенский (1843-1902) работал в селе Сколково в 1878-1879 гг. Летом 1887 г. он совершил поездку по Волге и вновь посетил Самару. Впечатления от пребывания в Самарском крае отразились в очерках " Из деревенского дневника", " Власть земли", " Правила Самарского земства" и др. В Самаре на рубеже ХIX-ХХ вв. занимались писательским трудом, журналистикой С.С.Гусев (псевдоним Слово-Глаголь) (1854-1922); Р.Э.Гвоздев (1866-1900), А.А.Смирнов-Треплев (1867-1943), А.Л.Бостром (настоящая фамилия Толстая, урожденная Тургенева (1854-1906) – мать А.Н.Толстого, и многие другие литераторы. В селе Бестужевка родился поэт, прозаик, драматург Степан Гаврилович Скиталец (наст. фам. Петров, 1869-1941). Учился в Обшаровской начальной школе, в двухклассном училище, в 1884-1887 – в Самарской учительской семинарии. Около 4-х лет странствовал по России. В 1897 вернулся в Самару, сотрудничал в " Самарской газете", заменив А.М.Горького на посту фельетониста. Действия почти всех его произведений происходят на Средней Волге, в Жигулях, Симбирске, Обшаровке. Наиболее известные сочинения: романы " Кандалы", " Дом Черновых", повести " Этапы", " Огарки", " Юность", " Воспоминания", " Октава". Основные темы его поэтических произведений – Жигули, Волга, Степан Разин. С Самарой.. была связана жизнь и творчество А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, А.Н.Толстого, Н.Г.Гарина-Михайловского и других замечательных художников слова[106]. * * * В 20-е годы XIX в. библиотека Самарского уездного училища стала первым общественным книгохранилищем Самары. К 1850 г. она насчитывала 310 названий в 661 томе, но, к сожалению, погибла при пожаре. С конца ХVIII в. в Самаре появляются первые книготорговцы и первые подписчики и читатели столичных газет и журналов. Когда И.А.Второв в 1835 г. уже стариком переезжает в Казань, ближе к сыну, студенту, больше всего хлопот причиняет ему упаковка и перевозка книг, потребовавших отдельной комнаты. В Казани в 1844 г. и закончился жизненный путь замечательного самарца. В Самаре выписывались официальный " Журнал Министерства Внутренних Дел", " Русский Инвалид". Однако отказывались подписываться на " Литературные прибавления", издаваемые А.Ф. Воейковым. Самым большим успехом из официальных изданий пользовалась " Коммерческая газета", выпускавшаяся Департаментом внешней торговли. Важную роль в распространении периодических изданий играл городской голова в силу своего должностного положения. Голова представлял интересы купцов и мещан и был проводником распоряжении вышестоящих властей в торгово-ремесленную среду. Среди многих порученных ему обязанностей была и такая, которая заключалась в извещении горожан о подписке на центральные официальные и полуофициальные издания и в убеждении жителей принять участие в этой подписке. Далеко не всегда жители соглашались с предложением подписаться на то или иное издание под давлением власти. Так, в сентябре 1835 г. в Самарскую городскую Думу пришло распоряжение симбирского губернатора " оказать содействие к приглашению подписчиков" на " Лесной журнал", который намеревалось издавать с 1836 г. Общество поощрения лесного хозяйства. Распоряжение губернатора было доведено головой до сведения купцов Самары. На него последовал следующий ответ: " Самарское 3-й гильдии купеческое общество дало сие подписку самарскому купецкому старосте Куполеву в том, что мы объявленное нам предписание... слышали, но подписаться на приобретение лесного журнала никто из нас не желает, о том и подписуемся". Распространением местной периодики и обеспечением опекаемых церковью школ учебными пособиями занималось и самарское духовное правление. В 1854 г. в Самаре по подписке распространялось 44 наименования периодических изданий в 388 экземплярах. Из них присутственные места получали 58 экземпляров разных изданий, помещики – 95, чиновники – 104, мещане – 23, купцы – 90, духовенство – 10, крестьяне – 8. Самыми популярными среди самарских подписчиков были " Самарские губернские ведомости" (72 экз.), первое местное периодическое издание в нашем крае. Вслед за ними по числу подписчиков стояли столичные " Московские ведомости" (25 экз.) и " Санкт-Петербургские ведомости" (22 экз.), а также " Русский вестник" и " Сын Отечества" (по 24 экз.). В 1877-1897 гг. выходила газета " Самарский вестник". Газета содержалась на средства купцов и промышленников. Большой популярностью пользовалась " Самарская газета", которая издавалась с 1884 г. В ней в 1895-1896 гг. сотрудничал А.М.Горький.
Театр.
Осенью 1851 г. в Самаре, в доме на берегу Волги, открылся драматический театр. Труппа актеров приехала из Казани " по частному приглашению небольшого кружка интеллигентов. Играли комедию Н.В.Гоголя " Ревизор", драмы и водевили. В 1854 г. после большого пожара в Самаре, когда театр сгорел, городская дума купила за 3 тыс. рублей хлебный амбар на берегу р.Самары и установила его на Хлебной площади. Здесь долгое время и шли спектакли. В 1864 г. в Самаре гастролировал знаменитый американский трагик Айра Олдридж, исполнявший на английском языке главные роли в пьесах В.Шекспира " Отелло" и " Король Лир". Первоклассный актер, друг М.С.Щепкина Ц Т.Г.Шевченко покорил зрителей великолепным мастерством. В 1865 по 1870 гг. театр арендовал антрепренер А.А.Рассказов. Он привлек в труппу выдающихся артистов русской сцены. В спектаклях играли Л.Л.Рассказов, М.И.Писарев, В.Н.Андреев-Бурлак, П.А.Стрепетова, А.П.Ленский, Е.Л.Корчагина-Александровская. Именно на самарской сцене произошло рождение великой русской трагической актрисы Полины Антиповны Стрепетовой (1850-1903). Трагедийный талант актрисы проявился в ролях Лизаветы и Катерины (" Горькая судьбина" Писемского и " Гроза" Островского), ставших вершинами ее искусства. Значительными достижениями актрисы стали роли Марьи Андреевны (" Бедная невеста" Островского), Василисы Мелентьевны (" Василиса Мелентьевна" Островского и Гедеонова), Марьицы (" Каширская старина" Аверкиева) и другие. Выдающееся трагедийное дарование П.А.Стрепетовой высоко ценили многие деятели искусства. " Как природный талант, это явление редкое, феноменальное..., – писал А.Н.Островский. – Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос – простые, сильные страсти" [107]. В конце-XIX – начале XX вв. на сцене Самарского театра выступали актеры частных передвижных групп. Львиную долю репертуара составляли водевили и мелодрамы (" Секрет от тещи", " Женился-запутался", " Сумасшествие от любви", " Дамский вагон", " Съехались, перепутались и разъехались " и т.д.). Часто ставили комедии А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, из западной драматургии – трагедии В.Шекспира, драмы Ф.Шиллера, К 1888 г. общими усилиями Городской думы и городского главы П.В.Алабина по проекту московского архитектора М.Н. Чичагова возвели каменное здание на Театральной площади (ныне пл.В.И.Чапаева). По своей творческой направленности М.Н.Чичагов примыкал к группе архитекторов, которые пытались противопоставить эклектичной архитектуре XIX столетия зодчество " чисто русское", основанное на архитектуре, сложившейся в московском строительстве еще в XVII в. Газеты писали в те дни: " Самара счастлива своим театром, гордится им, любуется им". История театральной Самары тесно связана с именем Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) – замечательного оригинального писателя, драматурга, журналиста. В 1895-1896 гг. на страницах " Самарской газеты" он публиковал театральные рецензии, боролся за правдивое, реалистическое искусство, за высокое художественное мастерство. Именно в Самаре он начинает серьезно интересоваться театральными проблемами. Впервые персонажи Горького – писателя появились на самарской сцене в 1901 г. (инсценировка повести " Фома Гордеев" ), через два года поставили пьесы " На дне" и " Мещане". Так началась галерея горьковских спектаклей. Молодые актеры чутко прислушивались к голосу писателя, стремились поднять общественное значение театра, развивать великие традиции русской сцены.
Здравоохранение.
В XVIII в. в России постепенно создается единая система государственных и частных медицинских учреждений. " Охранение здоровия народного" становится составной частью государственной политики. К концу ХVIII века каждая губерния должна была содержать доктора, а уезд – лекаря. Докторами в России того времени называли лишь тех врачей, кто имел ученую степень. На рубеже ХVIII-ХIX вв. из-за нехватки специалистов-медиков широко использовались врачи-иностранцы, которые охотно ехали в Россию за богатой практикой и высокими заработками. Некоторые из них постепенно натурализовались на новой родине. Система государственного здравоохранения создавалась по оказанию помощи в основном городским жителям, составляющим подавляющее меньшинство населения страны. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы