Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соборное уложение 1649 как правовая основа формирования самодержавия и дворянско-крепостнической системы в России.
Соборное Уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права. Качественно новый в истории феодального права России кодекс, значительно продвинувший разработку системы феодального законодательства. 1649год-Земский собор принял Соборное уложение—новый свод законов, определивший порядок судопроизводства и зафиксировавший социальную структуру российского общества, сформулировав основные права и обязанности каждого сословия. Крестьянство- основная часть населения—делилось на 4 группы: Черносошные (11%), Частновладельческие(67%), Дворцовые (9%) и Манастырские (13%) Черносошные (государственные)крестьяне считались лично свободными.Они платили налоги государству и имели прово распоряжаться своим имуществом. Крестьяне, входившие в иные группы, по Соборному уложению утратили право собственности на своё хоз-во и личную свободу.Они выполняли повинности(барщину, оброк) в пользу феодала(вочника помещика, манастыря) и платили налоги(«несли тягло») государству. Окончательно запрещался переход от одного владельца земли к другому (запрет перехода в отдельные годы-заповедные –был введен еще в 1581г. ) Продолжительность поиска беглых крестьян(урочные лета-с 1597г.)сделалась бессрочной.
Соборное уложение 1649г. Завершило юридическое оформление крепостного права. В особом положении находились холопы—самое бесправное сословие.Они не имели своего имущества и считались личной собственностью своего влалельца. Если раньше у холопа была возможность выйти на свободу(выкупиться или после смерти хозяина), то теперь холопское состояние делалось бессрочным и наследственным. Посадские люди—средние и мелкие городские торговцы т ремесленники—оказались закрепощены государством. Они платили налоги и выполняли разные государственные повинности.Верхушка городского населения—гости. члены Гостиной и Сукотной сотни—от налогов освобождалась и могла владеть вотчинами, что сближала ее по материально-правовому положению со служилым сословием. В привилегированном положении находились служилые люди «по отечеству»(по происхождению) и служилые люди «по прибору»(по наору).Они получали за государеву службу земельные пожалования(в основном за счет сокращения земель черносошных крестьян), чины и звания, не платили налогов.Из служилых людей «по отечеству» формировалось единое сословие—дворянство, обладавшее исключительным правом владеть замлей и крестьянами.
21. Патриарх Никон. Церковный раскол в России и его последствия. К середине 17 века выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разногласицей. Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих, тоже был ошибочным, греховным: нужно- де класть крест тремя перстами. В конце 40- х гг. 17 века из Киева прибыли ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Они посмотрели русские книги и стали исправлять книги. Тогда же в Москве сложился кружок « ревнителей древлего благочестия ». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни части монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия. Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьеф—духовник Алексея Михайловича. В кружок входили окольничий Федор Михайлович Ртищев—царский любимец, Никон— архимандрит столичного Новоспасского монастыря, Иван Неронов—протопоп Казанского собора, дьякон Благовещенского собора Федор, а также провинциальные пастыри, протопопы Аввакум, Даниил, Логин и прочие. Большинство «ревнителей» считали, что богослужебные книги и обряды надо исправлять по старым русским рукописям и решениям Стоглавого собора. Однако при изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым- монахам. Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье. Фанатичная вера, большой ум, решительный характер. На него обратил внимание Алексей Михайлович. В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, затем митрополитом Новгорода Великого, в 1652 г., после смерти Иосифа, - патриархом московским и всея Руси. Алексей Михайлович возложил надежды на Никона, поручил ему проведение реформы в церкви. Никон быстро забыл своих друзей из кружка «ревнителей». Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие—троеперстием. Тем временем ученые- богословы заново перевели с греческого богослужебные книги. Проведение реформы началось, но Никон столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона. «Ревнители» писали царю, но тот не откликался. Но они не прекратили свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие». Но власть- то была у Никона! Не довольствуясь положением духовного владыки, он вмешивался в мирские дела. Как и Филарета, его именовали «великим государем». Своих оппонентов—Аввакума, Неронова и прочих Никон отправил в ссылку или отдал «под начал» в монастыри. Затем последовали другие перемены: слово «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали против солнца. Внесли изменения в церковную и монашескую одежду. В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Споры «ревнителей древлего благочестия» и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия. Через некоторое время Никона столкнули не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем. После военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не смог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго «великого государя». Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Никон не выдержал. На богослужении в Успенском соборе Кремля он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей— Воскресенский Новоиерусалимский. Никон ждал что царь начнет умолять его вернуться в Кремль. Но тот, обрадованный отдал приказание подыскать нового кандидата в патриарха. Но не тут-то было! Никон не спешил давать согласие на уход. И так продолжалось 8 лет. Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Феропонтов монастырь, потом перевели в Кириллово- Белозерскую обитель. Лишь через несколько лет после смерти Алексея Михайловича ему разрешили вернуться в Воскресенский монастырь, но по дороге туда в Ярославле скончался в августе 1681 г. Старообрядцы, противники церковной реформы, вызывали сочувствие среди обиженных, угнетенных. Поддерживал раскол и некоторые представители знатных, богатых фамилий. Самые известные из них—боярыня Морозова.
XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движений объяснялись многими причинами: завершением процесса закрепощения крестьянства и ухудшением положения податных сословий (Соборное уложение 1649 г.), энергичными действиями, направленными на централизацию государства (в частности, ростом налогов, упорядочением денежной системы, попытками снизить расходы государства и др.), церковным расколом. Каплей, переполнявшей чашу терпения, часто было неуклюжее, а то и преступное поведение государственных служащих (взяточничество, волокита). Характерная особенность социальных движений XVII в. — участие самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, иногда и бояр. Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648 г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные лета, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных сановников (Л. Плещеев, П. Траханио-тов и др.), отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и срочно созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове. Протестуя против решения расплатиться по долгам со Швецией передачей ей хлебных запасов, а также против роста цен, новгородцы и псковичи отстранили от власти царских воевод, учредили выборное управление во главе с земскими старостами и направили челобитчиков в Москву. Ответом стало прибытие в Новгород и Псков правительственных войск и подавление протеста (Новгород подчинился сравнительно легко, Псков сопротивлялся несколько месяцев). Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта.
23. Объединение Великой, Малой и Белой России, её продвижение на Восток. Русско-польская ( Смоленская) война- 1632- 1634 гг. В 1632 г. после смерти короля Речи Посполитой Сигизмунда III в Москве решили начать войну с Польшей за Смоленск. В конце лета двинулось русское войско боярина М. Б. Шеина (к этому времени новым королем стал сын Сигизмунда III Владислав). В середине 1632 г. Шеин подошел к Смоленску и осадил город, но вскоре его войско оказалось в окружении. В начале 1634г. король предложил начать переговоры и по его условиям Шеин вывел из окружения остатки своей армии. После Владислав двинулся на Москву, но на его пути оказалась маленькая крепость Белая ( гарнизон во главе с князем Волконским). Но все штурмы Волконского были отбиты. Король заключил мирный договор с Россией в Поляновке (июнь 1634 г. ) Речи Посполитой возвращались все города и земли, захваченные в ходе войны с русскими.
Русско-польская война 1654- 1667 гг. Возможность возвратить некоторые из утерянных земель Россия получила тогда, когда на борьбу с иноземным господством поднялись украинский и белорусский народы. Мощное освободительное движение в западных землях бывшей Древней Руси началось в 1648 г. (возглавил гетман Богдан Хмельницкий). В Москве в 1653 г. Земский собор принял окончательное решение о принятии Малороссии в российское подданство и объявил войну Речи Посполитой. В 1654 г. рада в Переяславле провозгласила переход Украины в подданство русского царя. Вслед за тем началась русско-польская война. Длилась она долго и вначале была успешной для России. В 1654 г. русские войска взяли Смоленск, а потом заняли почти всю Белоруссию и Литву, но после смерти Богдана Хмельницкого гетман Выговский заключил договор о возвращении Малороссии под власть Польши ( 1658 г.). Но народ не принял, договор и Выговский бежал в Польшу. В 1659 г. гетманом стал Юрий Хмельницкий (сын Б. Хмельницкого). После успехов войны с Польшей началась русско-шведская война ( 1656- 1658 ), в которой по мирному договору русско- шведская граница осталась неизменной. Изнурительная война закончилась в 1667 г. перемирием, заключенным в Андрусове. Условия: Россия возвращала себе Смоленску и Северную земли, закреплялась Левобережная Украина, а на правобережье—Киев и некоторые небольшие анклавы на берегу Днепра. Запорожье осталось под властью обоих государств. В начале 70- х гг. Турция заявила свои претензии на Украину, и Польша в 1672 г. отдала часть ее Османской империи. Русско-турецкая война 1676- 1681 гг. ( Чигиринские походы). Во главе русско- украинской армии Г.Г. Ромодановский и И. Самойлович. В августе 1677 г. турки начали осаду Чигирина. Русские и Украинские полки разгромили турок и татар. Летом 1678 г. султан направил к Чигирину 200- тысячную армию. После ожесточенных уличных боев гарнизон оставил город и отошел к Днепру. В 1681 г. Россия заключила с Крымом Бахчисарайский договор. Устанавливалось перемирие на 20 лет, переход к России Левобережной Украины и Киева.
Присоединение Сибири. Продвижение русских людей, военных и «охочих», происходило очень быстро. В 1632 г. они дошли до Тихого океана. В 1648 г. из устья Колымы вышли морем шесть судов холмогорца Ф. Попова и казака С. Дежнева. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. А Попов оказался на Камчатке, куда приплыл по Тихому океану в 1648 г. Экспедиция В. Атласова (1697- 1699) положила начало продвижению на Камчатку и Курильские острова. В середине века русские появляются и на Амуре— экспедиция В. Пояркова, затем Е. Хабарова. К концу столетия русские владения на севере и востоке подошли к естественным рубежам— побережью Ледовитого и Тихого океанов. Культура в России XVII в. Архитектура: произошли наиболее существенные изменения. Широко применялись новые виды строительного материала- многоцветные изразцы ( Новоиерусалимский монастырь ), фигурный кирпич, белокаменные детали. В 80- х гг. сложился «узорчатый стиль» ( церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках ). В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль— нарышкинское ( московское) барокко. Его отличительные черты: живописность, строгая симметричность, сочетание красного и белого цветов фасада ( церковь покрова в Филях 1693-1694 гг. ). Памятники архитектуры вне столицы: митрополичный двор, называемый кремлем, в Ростове Великом. Среди светских построек видное место занимал деревянный загородный царский дворец в Коломенском. Жилые каменные дома стали строиться в 2- 3 этажа ( палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве). Развивалось башенное строительство ( в 90- х гг. построена Сухаревская башня у Сретенских ворот Земляного города). Общественные постройки Москвы- здания Земского приказа в Кремле и Монетного двора.
Изобразительное искусство: Именно в в XVII в. началось превращение иконописи в живопись. Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков (самое знаменитое произведение «Спас Нерукотворный»). Икона « Насаждение древа государства Российского»- произведение на светский сюжет ( изображены Иван Калита и митрополит Петр, царь Алексей Михайлович, его супруга и двое царевичей). Положено начало портретной живописи, правда, в ней еще ощущается сильное влияние иконографии (изображения Алексея Михайловича, его сына Федора, патриарха Никона, князя М.В. Скопина- Шуйского). Произведения XVII в. принято именовать не портретами, а парсунами (сочетание портретного сходства с плоскостным изображением). Также было положено начало пейзажу.
Литература. Театр. Литература стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, интимным переживаниям. («Повести о Тверском Отроче монастыре», «Повести о Горе- Злочастии»). Появились новые жанры: сатира («Повесть о Ерше Ершовиче», «О шемякином суде»), драма, поэзия. Появление драмы и поэзии связано с именем Симеона Полоцкого (пьесы «Комедия притча о блудном сыне», «О Навуходоносоре царе»). Автобиографический жанр пришел благодаря « Житию протопопа Аввакума ».
Развитие связей с западными странами побудило царя создать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 г., под руководством пастора Грегори. В 1675 г. на подмостках театра впервые появился балет. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт.
Образование и письменность. Появление печатных букварей (первый опубликован в 1634г.). В конце столетия появился иллюстрированный букварь. Скромную сеть учебных заведений венчало открытое в 1787 г. Славяно- греко- латинское училище, переименованное потом в академию. С 1621 г. стали составляться « Куранты »- нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. По- прежнему широко распространены были рукописные книги. Расширялось и книгопечатание. Накапливались знания в математической сфере. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения А. Везалия «О строении человеческого тела».Активизировалось накопление географических знаний. Расширялись знания о зарубежных странах. Большим событием в распространении исторических знаний было издание в 1674 г. первого печатного исторического труда— « Синопсиса »- изложение истории России с древнейших времен (монах Иннокентий Гизель).
Быт русских людей менялся постепенно. Питание оставалось традиционным(щи, каши, хлеб и другие мучные изделия. Много потреблялось рыбы, мясо тоже было доступно даже людям небольшого достатка. Напитки: квас. Мед, пиво. ВЫ богатых домах не редкостью были вина, пряности, фрукты.
Одежда стала разнообразнее. Появились кафтаны различного покрова, головные уборы разной формы. В конце XVII в. щеголи уже нередко отвергали длиннополое русское платье, предпочитая польское или венгерское. Богатые дома все чаще стали строиться из камня. Помещения украшались зеркалами, картинами, разнообразной стала мебель.
Продолжалось развитие ремесла. Значительных успехов достигли мастера, занятые обработкой железа, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В России научились производить стекло.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы